Главная / Статьи / Вестник детско-юношеского туризма и отдыха, сентябрь 2016 / А.Гусейнова, Ж.Ерофеева. Опыт Ярославской области в подготовке юных экскурсоводов

А.Гусейнова, Ж.Ерофеева. Опыт Ярославской области в подготовке юных экскурсоводов

ГусейноваА.Г. Гусейнова методист ГОУ «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» Ярославской области

 

 

Ерофеева (Ярославль)Ж.Г.Ерофеева, методист ГОУ «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» Ярославской области

 

 

В данной статье авторы, методисты ГОУ «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» Ярославской области, рассказывают о структуре и особенностях реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа юного экскурсовода»..

На сегодняшний день одной из приоритетных задач современного образования является подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии. И здесь важным является формирование мотивов саморазвития личности школьника и её готовности к последующему профессиональному самоопределению.

Одной из главных задач Государственного образовательного учреждения дополнительного образования Ярославской области «Центра детского и юношеского туризма и экскурсий» (далее - ГОУ ДО ЯО ЦДЮТурЭк) является подготовка обучающихся к выбору и реализации дальнейшего продолжения образования.

Так, на базе ГОУ ДО ЯО ЦДЮТурЭк организуется подготовка обучающихся по профессии экскурсовод и проведение первоначальной практики на базе музея их образовательной организации. Как показывает практика, серьезные трудности у школьников вызывают работа по составлению текста экскурсии, выбор методов рассказа и показа, умение свободно и грамотно изложить свои мысли без опоры на текст, слабое владение музейной терминологией.

Необходимо отметить, что музей – центр краеведческой, музейно-педагогической работы в школе. В Ярославской области сформировались богатые традиции музейной работы. На протяжении последних лет наблюдается количественный рост вновь созданных музеев в образовательных организациях. Так, в настоящее время в образовательных учреждениях области действуют 200 сертифицированных музеев.

С целью повышения уровня компетентности обучающихся в области музейной, экскурсионной деятельности, в рамках регионального ресурсного центра департамента образования Ярославской области по патриотическому воспитанию и развитию детско-юношеского туризма педагогами ГОУ ДО ЯО ЦДЮТурЭк была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа юного экскурсовода», рассчитанная на 2 года обучения.

Существуют 2 варианта реализации программы «Школа юного экскурсовода».

1-й вариант предполагает организацию двухгодичного областного профильного лагеря "Школа юного экскурсовода".

Участники лагеря — это подростки в возрасте от 14 до 16 лет, школьники и обучающиеся учреждений среднего профессионального образования, занятые в деятельности музеев образовательных учреждений.

В 1-й год в рамках работы лагеря проводится очное обучение в форме интенсивного курса. В течение недели с обучающимися проводятся занятия по 6 часов в день, на которых участники лагеря знакомятся с особенностями профессии экскурсовода и получают первоначальные навыки составления и проведения экскурсии.

Занятия проводятся по экскурсоведению, краеведению, культуре речи. Также в программу лагеря включены различные виды экскурсий (обзорные, тематические), музейные занятия, раскрывающие принципы построения музейной экспозиции, правила экспонирования документов, фотографий.

2-й год реализации программы предполагает очно-заочную форму обучения. Обучение строится следующим образом: участникам лагеря предлагается комплект информационных материалов, необходимый для самостоятельной подготовки, план работы над заданиями и рекомендации по их выполнению.

Теоретическая часть завершается очной двухдневной сессией, во время которой проводятся индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, а также рассматриваются разделы программы «Топонимика» и «Психология общения», так как они сложны для самостоятельного изучения и требуют привлечения специалистов.

Итоговый продукт реализации 2-го года программы - индивидуальная разработка экскурсии по музею образовательной организации. Защита экскурсии проводится в форме публичного выступления и сопровождается необходимым иллюстративным материалом.

В 2014-2016 годах прошла апробация такого варианта реализации программы в рамках проведения областного профильного лагеря «Школа юного экскурсовода», участниками которого стали 218 школьников из 16 муниципальных районов Ярославской области.

Деятельностный характер обучения, положенный в основу данной программы, предполагал, в конечном итоге, создание обучающимися такого продукта, который они могли бы использовать в своей работе как экскурсоводы школьных музеев.

Так, для групп переменного состава 1-го года обучения итоговым результатом участия в программе явилась разработка экскурсии в интерактивной форме – квест-игры, для групп 2-го года обучения - индивидуальная разработка экскурсии по музею образовательной организации.

Участники профильного лагеря «Школа юного экскурсовода» на занятиях по подготовке и проведению квест-игр познакомились с теорией и методикой составления квестов, практиковались в постановке вопросов различного вида, а также прослушали экскурсию. Детям было дано задание: составить игру — расследование  по территории Твериц Заволжского района г. Ярославля и презентовать её на практике. Место проведения мероприятия было выбрано в соответствии с местом пребывания детей.

При оценке результатов учитывались следующие критерии:

1.Оригинальность подхода к разработке квест-игры.
2.Мотивация участников.
3.Содержание квест-игры.
3.1. Правильность формулировки цели и задач.
3.2. Логичность, завершенность предлагаемого маршрута, обозначение старта и финиша.
3.3. Корректность поставленных вопросов.
3.4. Логическая связь между объектами и вопросами квеста.
3.5. Учет возрастных особенностей.
3.6. Наличие информационно-методического материала (указатели, раздаточный материал, оборудование этапов, карта маршрута и т.п.).
4. Качество презентации квеста (творческая форма представления, культура речи).

Итак, в процессе работы образовательного лагеря «Школа юного экскурсовода» обучающиеся учились:

  1. Отбирать экспозиционный материал.
  2. Использовать фонды музея для подготовки и проведения экскурсии.
  3. Выбирать приёмы рассказа и показа при подготовке экскурсии.
  4. Грамотно излагать материал по истории Ярославского края.
  5. Составлять и презентовать собственные разработки, в частности, квест-игры, экскурсии.
  6. Применять на практике основы ораторского искусства, этики, психологии общения.

Второй вариант реализации программы «Школа юного экскурсовода» предполагает проведение занятий с детским объединением в течение 2-х лет. Руководителем детского объединения, реализующим данную программу, может быть практикующий экскурсовод, руководитель музея образовательной организации, педагог, владеющий необходимыми знаниями по экскурсоведению и музееведению, а также опытом организации и проведения экскурсий различного типа.

В программе предусмотрены занятия по музееведению, краеведению, культуре речи, психологии. Особое внимание уделяется занятиям по экскурсоведению.

В рамках программы предусмотрено посещение лучших музеев образовательных организаций г. Ярославля и области, знакомство с их опытом работы. Интересен тот факт, что занятия проходят в форме беседы, игры, встреч с интересными людьми, экскурсий, экспедиции, конкурса, лекции, мастер-класса, консультаций, тренинга. Обучающиеся выполняют различные практические работы, творческие задания.

К программе «Школа юного экскурсовода» разработан большой дидактический материал, который можно использовать для организации занятий и мониторинга образовательных результатов. Комплект материалов сформирован по разделам программы (Приложение 1, приложение 2).

Можно с уверенностью говорить о том, что организация профильного лагеря «Школа юного экскурсовода» обеспечивает подготовку грамотных экскурсоводов−обучающихся образовательных организаций. В свою очередь, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа юного экскурсовода» ориентирует обучающихся в выборе будущей профессии экскурсовода.

В дальнейшем планируется организация работы с обучающимися по использованию интерактивных форм (мастер-классов, музейных представлений, квест-игр, аудио-ресурсов) для совершенствования компетенций юных экскурсоводов. Авторы-разработчики программы предлагают включиться в реализацию данной программы всем заинтересованным лицам, готовы обмениваться дидактическими и методическими материалами, проводить совместные конкурсы образовательных продуктов в рамках школьного музееведения.

По данной теме издан ряд учебных пособий и методических материалов, которые использованы при написании данной статьи.

Приложение 1

Узорочье ярославских храмов

Задание 1:

Перед вами храм XVII века. Ваша задача: в списке предложенных вам терминов подчеркнуть те, которые можно использовать при описании данного храма.

Статья Ерофеева, Гусейнова 

  1. Закомары
  2. Трапезная
  3. Слобода
  4. Шатер
  5. Секира
  6. Посад
  7. Отходник
  8. Скипетр
  9. Пилястры
  10. Кремль
  11. Кокошники
  12. Ендова
  13. Братина
  14. Выя
  15. Барабан

Задание 2:

Перед вами храмы XVII века. Ваша задача: в соответствии с номерами на стрелках указать архитектурные приемы (термины), которые использовали ярославские зодчие.

Статья Ерофеева, Гусейнова 2 Статья Ерофеева, Гусейнова 3

Приложение 2

Школьные музеи

Задание: соедини значение понятия с его названием

Значение понятия
Название понятия
Музейные предметы, представляющие собой вещи, изготовленные человеком и выступающие как источники информации о различных аспектах исторической деятельности
 
Выставка
 
Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение и родственные связи конкретных лиц, родов, фамилий
Инвентарный
номер
 
Лицо или организация, безвозмездно передавшие в собственность музея предметы музейного значения или коллекции
 
Генеалогия
 
Перечень музейных предметов, составленный в определенном порядке
Вещевые
источники
Элемент экспозиционного оборудования, чаще всего в виде коробки (ящика), застекленной с одной или нескольких сторон. Бывают различными по типу конструкции. Вместе с помещенными материалами составляет единый комплекс, призванный решать задачи сохранения музейных предметов
 
 
Музейный каталог
 
 
Порядковый номер учета музейного предмета по инвентарной книге, проставляется на предмете и составляет часть учетного обозначения (шифра музейного предмета)
 
Легенда предмета
 
 
Один из видов документации; содержит сведения об истории предмета, среде его бытования и его владельце; составляется владельцем предмета или участниками поисково-собирательской работы со слов владельца
 
Раритет
Экспозиция, имеющая временный характер или регулярно сменяющийся состав экспонатов. Может быть размещена как в музее, так и за его пределами. Бывает стационарной и передвижной
 
Витрина
Редкий предмет, ценность которого определяется в первую очередь его уникальностью
Даритель