Главная / Статьи / Вестник детско-юношеского туризма и отдыха, июнь-июль 2016 / Губаненков С.М.,Штутина М.В. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма как руководителей экспедиционно-походных объединений

Губаненков С.М.,Штутина М.В. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма как руководителей экспедиционно-походных объединений

Губаненков (ред)Губаненков Сергей Михайлович,
заместитель генерального директора ГБОУ «Балтийский берег» по организационно-массовой работе, кандидат педагогических наук, председатель Региональной маршрутно-квалификационной комиссии Санкт-Петербурга

 

Штутина мал.Штутина Мария Владимировна,
заведующая сектором Станции юных туристов ГБОУ «Балтийский берег», заведующая учебной частью Городской школы инструкторов детско-юношеского туризма ГБОУ «Балтийский берег»

О том, каким должен быть инструктор детско-юношеского туризма и об опыте работы Городской школы инструкторов  детско-юношеского туризма Санкт-Петербурга

Инструктор инструктору рознь. Чтобы понять, каким должен быть инструктор детско-юношеского туризма на выпуске, нужно, во-первых, посмотреть его права и обязанности, прописанные в Положении об инструкторе детско-юношеского туризма. Во-вторых, нужно спросить себя, для какой конкретно работы мы будем готовить инструкторов. Городская школа инструкторов детско-юношеского туризма Детского оздоровительно-образовательного туристского центра Санкт-Петербурга «Балтийский берег» готовит инструкторов для работы в системе образования в качестве педагогов – руководителей детских (до 18 лет) туристско-краеведческих экспедиционно-походных объединений, реализующих многолетние дополнительные общеразвивающие образовательные программы. Иначе говоря, мы готовим педагогов-туристов, занимающихся с детьми круглый год и совершающих вместе с ними походы и экспедиции, внесенные в сетку часов реализуемой ими программы.

Педагог турист должен:

  1. Уметь устроиться на работу в образовательное учреждение. Для этого он должен не иметь судимостей и иметь заполненную санитарную книжку. А еще он должен суметь внятно объяснить работодателю, на какой объем работы он хочет трудоустроиться и как планирует отрабатывать установленную ему при приеме нагрузку.

Чтобы объяснить это, он должен пройти собеседование с работодателем, имея на руках так называемую «рабочую программу» (годовое планирование учебной нагрузки). Возможен вариант, когда работодатель сам предложит педагогу программу, для реализации которой он планирует нанять педагога. В этом случае педагог должен суметь разобраться в том, что ему предлагается, и при необходимости суметь поторговаться, изменяя рабочую программу работодателя в сторону своих предпочтений. Торг может быть успешным, поскольку за набор обучающихся и за сохранность набранного контингента в течение года в дополнительном образовании отвечает не работодатель, а педагог. Однако работодатель может и «упереться». Например, на Станцию юных туристов ГБОУ «Балтийский берег» принимаются педагоги-туристы, специализирующиеся в совместных с обучаюшимися подготовке, проведении и подведении итого проведения спортивных походов и полевых экспедиций. Казалось бы, какая же это специализация? Именно это мы и называем туризмом! Но к сожалению, на практике мы сплошь и рядом встречаем руководителей туристско-краеведческих объединений обучающихся, специализирующихся в подготовке своих подопечных исключительно к участию в туристских соревнованиях, в том числе и в «Зарнице», или в проведении однодневных оздоровительных «походов выходного дня» и экскурсий, и ни в какие походы или экспедиции в каникулярный период не выезжающих.

  1. Уметь планировать образовательный процесс руководимого им объединения с учетом установленного расписания занятий, а также погодных условий, как просто сезонных (осень, зима, весна, лет), так и ежегодно сезонных (теплая осень, поздняя зима, ранняя весна и т.д.).

В первую очередь педагог должен определить, какое количество выездных занятий в течение учебного года он проведет в полевых условиях и какие походы или экспедиции совершит вместе с группой в каникулярные периоды года. В зависимости от этого выбора по расписанию занятий распределяется учебный материал. Понятно, что на зиму придутся занятия лыжным туризмом, на периоды межсезонья – занятия парковым ориентированием и изучением техник видов туризма в условиях спортивного зала, на раннюю осень, позднюю весну и лето выпадут практические выездные занятия пешеходным, горным или водным туризмом. Аудиторные занятия в течение года посвящаются изучению теории видов туризма и наук, по профилю которых организуются экспедиции, а также подготовке к походам и подготовке отчета о проведенных походах и экспедициях. Если в результате такого планирования учебные темы в рабочей программе расположатся не в том порядке, в каком они расположены в разделах типовых рекомендованных программ, это не должно смущать педагога. Более того, он должен понимать, что ему неминуемо придется менять порядок занятий в силу меняющихся погодных условий, в силу выявляемых интересов обучающихся, в силу развития собственных предпочтений и т.д. Это естественно, и это не страшно. Главное, чтобы после года занятий обучающие могли предъявить результаты своего личностного развития в нашем случае путем представления квалифицированных отчетов-анализов совершенных ими походов на городском конкурсе походов и экспедиций.

  1. Понимать, что обретение обучающимися специальных, походных или экспедиционных навыков и умений является не целью занятий туризмом, а всего лишь средством достижения цели, которой считается:

    1. обретение обучающимися навыков функционально-ролевого (гражданского) межличностного взаимодействия;

    2. умение терпеть других обучающихся в совместно осуществляемом туристском труде, а иногда даже и в отдыхе;

    3. умение договариваться с другими обучающимися (гражданами туристских объединений) не только «в принципе», но и в реальных условиях, на фоне физической и эмоциональной усталости.

Как видите, целей названо три, но нетрудно заметить, что это не три разные цели, а три грани одной цели. И вот эту самую цель педагог вместе с обучающимися достигает на протяжении ряда лет. В многолетнем процессе занятий туризмом каждый поход или экспедиция по воле задумавшего их педагога все более изощряет условия, в которых обучающимся приходится терпеть друг друга, договариваться и взаимодействовать друг с другом. Есть и другие цели – не менее важные, например, укрепление любви к Родине, но первая цель – самая важная. Джон Кеннеди, неудачливый президент США как-то сказал: «Не спрашивай, что Родина сделала для тебя, а сначала спроси, что ты сделал для Родины?» Ну а что можно сделать для Родины, если не уметь ничего делать? Бездеятельная любовь бесполезна.

  1. Знать и уметь применять в полевой и аудиторной педагогической практике технологию туристско-краеведческой деятельности, заключающуюся:

    1. в чередовании циклов подготовки, проведения и подведения итогов с каждым разом все более усложняющихся путешествий;

    2. в чередовании и усложнении функционально-ролевых (гражданских) обязанностей, выполняемых обучающимися в процессе круглогодичных занятий туризмом.

  2. Уметь заражать обучающихся позитивным жизнеутверждающим мировосприятием во всех случаях подготовки, проведения и подведения итогов походов и экспедиций, уметь «вести за собой», обладать личными лидерскими качествами, не подавляющими, а напротив, побуждающими инициативы каждого обучающегося.

  3. Обладать специальными экспедиционно-походными навыками и умениями, обладать умением обучать этим навыкам членов руководимого им объединения обучающихся.

Экспедиционно-походных навыков много. Педагогу-туристу необходимо постоянно находиться в хорошей физической форме, в совершенстве владеть техникой организации полевого быта, но кроме этого нужно быть еще немного экономистом, немного бухгалтером, немного юристом, немного охранником, диетологом, медиком, психологом и т.д. Навыки и умения педагога-туриста перечисляются в соответствующих программах, поэтому здесь это перечисление является лишним. Для того, чтобы научить им с нуля требуется никак не меньше двухсот пятидесяти – трехсот часов в течение учебного года и еще неделя, а лучше – декада похода. Если предположить, что педагог-турист будет специализироваться в двух видах туризма, значит походов должно быть два. И т. д.

  1. Кроме этого педагог-турист должен обладать навыками туристского организатора, то есть уметь организовывать и проводить массовые туристские мероприятия. Необходимость самостоятельно обеспечивать себе контингент обучающихся приводит педагога-туриста к проведению туристских игр по станциям, слетов. Поскольку любое массовое мероприятие, даже самое простое, с точки зрения обеспечения порядка и безопасности является не простым, оно проводится по тем же законам, что и сложное массовое туристское мероприятие. Педагог-турист должен знать и уметь применять эти законы.

Порядковый номер умения педагога-туриста в данном перечислении не отражает значимости умения. Все умения равно важны, и не все умения перечислены. Но семь – хорошая цифра, поэтому остановимся в нашем перечислении и перейдем к рассказу о том, как работает Городская школа инструкторов детско-юношеского туризма Санкт-Петербурга. ГорШИДЮТ – хозрасчетная школа. С каждым обучающимся заключается соответствующий договор, после чего он вносит деньги в кассу. Договор заключается после нескольких первых занятий, на которых мы пытаемся убедить обучающихся, не платить и не продолжать занятия, если они не чувствуют себя способными выполнить весь предлагаемый нами объем учебной работы. Мы многое требуем от обучающихся, и предупреждаем их, что в конце курса ШИДЮТ наши требования вопреки распространенной образовательной практике ничуть не уменьшатся. На самом деле они все же чуть-чуть уменьшаются, но только чуть-чуть. И все же наши обучающиеся не слишком верят тому, что мы им говорим, сдают деньги и продолжают занятия. В результате этого после года занятий по программе ШИДЮТ нами в качестве инструкторов детско-юношеского туризма аттестуется меньше трети годового набора школы. Но мы не берем денег со второгодников. Человек может продолжать занятия в школе до тех пор, пока не выполнит все наши требования. Это может растянуться надолго, экономически нам это не выгодно, поэтому мы и говорим, что наша школа – хозрасчетная, а не коммерческая. Хозяйственный расчет заключается в том, что в процессе работы школы мы приглядываемся к нашим обучающимся и готовим кадры для работы на Станции юных туристов ГБОУ «Балтийский берег». За один год мало-мальски приличного кадра удается вырастить лишь в исключительных случаях. В основном для этого нужно на год-другой больше. А иногда ему нужно не выучиться, а повзрослеть. Вот он и взрослеет в ШИДЮТ, как второгодник.

Мы набираем обучающихся в сентябре, а приказ об аттестации инструкторов делаем в декабре следующего года. Но этот приказ является вторым приказом об аттестации. Первый приказ мы делаем в мае, так что тот, кто хочет, и кто способен быстро усвоить все, что мы предлагаем усвоить, может закончить занятия в школе едва ли не через полгода после начала занятий. Но такое случается уже и вовсе в исключительных, единичных-«преединичных» случаях.

Еженедельные теоретические занятия в Школе имеют значение, но не такое большое, какое, например, придается урокам в гимназии или лекциям в вузе. Основной упор делается на практические выездные занятия. Что же до теории, то нами подготовлены три пособия для обучающихся Школы, в которых они могут прочитать все, о чем говорится на лекциях. Правда, на отдельные – установочные – лекции обучающиеся приглашаются в обязательном порядке, а основные принципиальные педагогические положения Школы повторяются в процессе занятий неоднократно.

В процессе обучения в Школе обучающимся предлагается принять обязательное участие в четырех из 10-12 массовых мероприятий, проводимых Станцией юных туристов. Обучение, как правило, начинается в октябре и первое – оно же и самое главное – мероприятие, в котором принимают участие обучающие Школы, оказывается городской смотр-конкурс спортивных походов и экспедиций обучающихся Санкт-Петербурга «По родной стране». Конкурс проходит в декабре, к этому времени обучающиеся Школы должны иметь ясное понимание целей проведения конкурса, структуры конкурса, структуры и системы оценивания отчетов о походах и экспедициях. Конкурс состоит из письменного и устного тура отчетов. Соответственно после одного тренировочного занятия по оценке старых письменных отчетов о путешествиях обучающиеся Школы самостоятельно оценивают письменные и устные отчеты детских групп, представляемые в процессе проходящего конкурса. Их судейство не является официальным судейством, но после проведения конкурса каждый обучающийся имеет возможность сравнить свои оценки походов с оценками, которые за те же походы поставили полномочные члены жюри. Если обучающийся хочет, он может задать вопросы члену жюри, оценка которого разошлась с оценкой обучающегося, и тем самым прояснить для себя суть расхождений.

Далее наступает зима. Обучающимся Школы предлагается на выбор принять участие в одном из двух лыжных городских массовых туристских мероприятий: в Звездном лыжном походе, посвященном снятию блокады Ленинграда в годы Великой отечественной войны, или в соревнованиях на лыжном контрольном туристском маршруте. В первом мероприятии рекомендуется участвовать тем, кто в своей педагогической практике планирует ограничиться однодневными лыжными «походами выходного дня», во втором мероприятии – тем обучающимся Школы, которые в будущем планируют организовывать многодневные детские лыжные путешествия с полевыми ночлегами.

Участие обучающихся во всех полевых массовых мероприятиях Станции юных туристов организуется по одному и том же сценарию. Обучающие должны познакомиться с работой всех служб организаторов мероприятий и принять участие в официальном судействе в качестве судей этапа. После проведения мероприятия на теоретическом занятии проводится анализ мероприятия. Нужно оговорить: организаторам мероприятий Станции юных туристов вовсе не нужно, чтобы обучающиеся ШИДЮТ принимали участие именно в официальном судействе. У нас хватает и более опытных судей, но мы ставим будущих инструкторов: чтобы они на себе испытали, что значит судить целый день, не поддаваясь усталости, сохраняя доброжелательность с утра до вечера, от первой команды до последней. Но, чтобы минимизировать потери от участия в судействе не слишком квалифицированных судей, судейство осуществляется «под приглядом» более опытных судей, и кое-какие «штрафы» (если они вообще ставятся на этапе), поставленные будущими инструкторами, впоследствии снимаются сотрудниками Станции юных туристов. Все эти ситуации также анализируются на следующем после судейства занятии.

Весной участникам предлагается принять участие в одном из пешеходных мероприятий: в ночном кросс-походе «Кубок юных защитников Ленинграда» или в соревнованиях на комбинированном контрольном туристском маршруте. После конкурса походов и лыжного мероприятия пешеходное мероприятие оказывается третьим по счету из числа обязательных. Четвертым мероприятием могут стать соревнования на горном контрольном туристском маршруте или соревнования на водном контрольном туристском маршруте – в зависимости от того, в каком виде туризма планирует совершенствоваться будущий инструктор детско-юношеского туризма. Если по какой-то причине обучающийся Школы в период с октября по май не сумел принять участия в пешеходном, горном или водном мероприятии, ему предоставляется возможность принять участие в соревнованиях на приключенческом туристском маршруте, проводимом Станцией юных туристов ежегодно в конце сентября.

Кроме участия в массовых мероприятиях обучающимся Школы предлагается самостоятельно организовать, провести и отчитаться о проведении одного спортивного похода на группу: лыжного или горного, - на выбор. Обучающиеся, планирующие специализироваться в лыжном туризме, и обучающие, мечтающие аттестоваться в мае, выбирают лыжный поход. Те, кто никуда не спешить, выбирают горный. Категория путешествия зависит от туристского опыта обучающихся, но, как правило, оказывается первой. Горный поход выбирается потому, что при равной протяженности маршрута по набору препятствий он сложней пешеходного. Ну и в этом случае у обучающихся появляется возможность посмотреть туристский район, обычно, Архыз, популярный в детском туризме. Всю подготовительную к походу работу обучающиеся выполняют под наблюдением и при консультативной помощи инструктора Школы, и с ним же они отправляются в путешествие, под его наблюдением готовят отчет о походе. Такой поход принято называть учебно-методическим. Кто-то из обучающихся в итоге получает справку о руководстве походом, остальные – справку участия.

Маршрут похода проходится в учебном режиме. Все обучающиеся ведут индивидуальный хронометраж движения по маршруту, составляют техническое описание маршрута, осваивают отчетно-походную фотографию. Впоследствии группа составляет отчет о походе. Теоретически каждый из обучающихся должен сделать это самостоятельно, но у нас нет возможности проконтролировать весь процесс подготовки отчета. Поэтому неважно, кто составляет отчет, важно, кто его защищает. Каждый из участников путешествия в процессе итогового индивидуального собеседования должен суметь ответить на все вопросы по отчету похода. Такое собеседование проводит инструктор Школы, путешествовавший вместе с группой.

Если в составе набора Школы образуется достаточно большое количество обучающихся, планирующих специализироваться в водном туризме, в качестве учебно-методического путешествия Школой может быть организован водный поход. Походы проводятся: лыжный – в конце марта, водный – в начале июня, горный – в июле.

Наиболее азартные обучающиеся могут захотеть принять участие не в одном, а в двух или даже в трех учебно-методических категорийных походах. Осуществление этого желания зависит от них самих (многие хотят, но не многие могут) и от организаторов Школы. Если походные группы укомплектованы обучающимися, совершающими первый учебный поход, другим обучающимся в этих группах находиться не нужно. Если в группах есть свободные места, вопрос второго участия решается путем переговоров, в ходе которого определяется функционал такого участника. Более опытные участники не должны на маршруте отрабатывать за менее опытных.

Кроме учебных походов обучающийся может захотеть принять участие и более чем в четырех обязательных массовых мероприятиях. Такое участие не возбраняется. Более того: кроме мероприятий обучающийся может принимать участие во всех семинарах, проводящихся по планам работы Станции юных туристов, но не по плану ШИДЮТ. Чем больше времени проводит обучающийся на Станции юных туристов, тем больше шансов на то, что он попросится на работу на Станцию юных туристов, и на то, что у начальника Станции юных туристов найдутся основания взять его на эту работу.

Кроме участия в массовых мероприятиях и походах обучающиеся Школы должны иметь возможность принять участие в организации образовательного процесса детских туристских объединений. Это достигается организацией стажировки. У нас есть список педагогов-туристов Санкт-Петербурга, работающих в эффективных классических формах организации туристско-краеведческой деятельности своих подопечных. С ведома педагогов-туристов мы передает список контактов обучающимся Школы и предлагаем обучающимся самим определиться с руководителем стажерской практики путем непосредственных переговоров. Затем результаты переговоров утверждаются начальником Школы. Среди наших обучающихся очень много людей, прошедших в детстве школу занятий туризмом у какого-либо конкретного педагога. Мы возражаем против прохождения обучающимися стажерской практики у того педагога, у которого обучающийся занимался в детстве. Мы исходим из того, что методы работы с детьми «своего» педагога обучающемуся хорошо известны, но все познается в сравнении. Никто не мешает обучающемуся Школы после завершения обучения вернуться под крыло к вырастившему его педагогу, но в период прохождения стажерской практики обучающийся должен узнать, как работает другой педагог. Это позволяет обучающемуся впоследствии самому состояться в качестве педагога-туриста без слепого копирования методов работы вырастившего его педагога. Одинаковых педагогов не бывает. Молодым педагогам нужно – в пределах традиции туристско-краеведческой деятельности - прокладывать свой собственный путь.

Ни один здравомыслящий педагог-турист не подпустит к своим подопечным неумеху-стажера. Такое возможно лишь в общем образовании, потому что «куда дети из класса денутся?». В дополнительном образовании в ответ на плохие занятия дети быстро «проголосуют ногами» и педагог-турист останется без зарплаты. Поэтому, направляя обучающихся Школы на стажерскую практику, мы предупреждаем обучающихся, что в каком-то смысле «отдаем их в рабство» руководителю практики. Стажер должен суметь стать полезным руководителю, в обмен на это руководитель позволит стажеру приблизиться к контингенту, обеспечивающему зарплату руководителя. Мы не платим зарплаты руководителям практик. Наверное, это плохо. Но в ряде случаев стажер после завершению обучения продолжает работу в обойме того педагога-туриста, у которого он проходил практику. Практически каждый талантливый педагог-турист, в конце концов, начинает руководить работой клубного объединения, в состав которого входит несколько учебных групп. Поэтому сильным педагогам-туристам (а к слабым мы стажеров не направляем) всегда нужны руководители групп, да и оплачиваемой учебной нагрузки на детский туризм в Санкт-Петербурге пока что достаточно: были бы дети. У хорошего педагога детей обычно бывает в достатке. Мы помогаем действующим педагогам-туристам решать кадровые проблемы своих клубных объединений. Поэтому мы можем не платить им зарплату за организацию практики. Поэтому безо всякой зарплаты руководители практик стараются так нагрузить стажеров, чтобы понять, что умеет и чего не умеет стажер, и на что он в перспективе способен.

По завершению стажерской практики обучающий пишет отчет-анализ методов педагогической работы руководителя практики. Руководитель стажеркой практики пишет отзыв-отчет о стажере.

В апреле все обучающиеся Школы принимают участие в семинаре предсезонной подготовки педагогов – руководителей детских экспедиционно-походных объединений. Семинар проходит 4 дня (16 часов) и проводится в режиме развернутого целевого инструктажа по обеспечению безопасности и педагогической целесообразности детских туристских походов, экспедиций, массовых туристских мероприятий. По форме своего проведения семинар моделирует инструктаж юных туристов перед летним полевым сезоном. Первые три дня (12 часов) семинара занятия проводятся в лекционно-дискуссионной форме по темам: профилактика травматизма, оказание первой помощи, правила перевозок детей общественным транспортом, безопасность дорожного движения, антитеррористический минимум, противопожарный минимум и т.д. При этом обучающихся самым серьезным образом предупреждают, что на четвертый день семинара они будут заполнять зачетный тест и что ошибки в ответах не останутся без последствий. Таким образом – с большим или меньшим успехом – мы пытаемся привлечь внимание участников семинара к темам занятий На четвертый день два часа отводится на заполнение теста на 120 вопросов, в следующие два часа проводится коллективная самопроверка. Мы собираем тесты и снова раздаем их, следя за тем, чтобы никто не проверял свой собственный тест. После этого инструктор Школы зачитывает вопросы теста, называет правильные ответы и комментирует возможные варианты. Обучающиеся проверяют чужой тест и одновременно вспоминают, как ответили сами. Обучающимся становится интересно, обучающиеся начинают спорить и возмущаться. Как говорится, «процесс пошел». В обсуждение проблем безопасности и педагогики вовлекаются все участники семинара. В этом и состоит смысл не только коллективной самопроверки, не только заполнения теста, но и всех первых лекционно-семинарских занятий. Перед сезоном мы будоражим разум педагогов-туристов, привлекаем их внимание к проблематике семинара и предлагаем им так же поступать со своими обучающимися – участниками походов и экспедиций. Просто «говорить с детьми» - это пустое занятие. Нужно втянуть детей в разговор. Вот так и втягиваем. Другое дело что тест для детей, который педагоги предлагают своим подопечным, редко превышает четыре десятка вопросов.

Для обучающихся Школы участие в семинаре предсезонной подготовки заменяет экзамен по теории детского туризма. Сдача такого экзамена в плане аттестации инструкторов детско-юношеского туризма рассматривается как обязательная, но все же – второстепенная процедура. Походы, практики, судейства контрольных соревнований важнее. Но и это еще не все. Обучающимся предстоит пройти собеседование по подготовленной ими годовой (не 26, а 43-46 недель) рабочей программе. При этом в ходе собеседования затрагиваются темы, могущие не иметь непосредственного отношения к рабочей программе, но основная цель этой части аттестационного собеседования состоит в том, чтобы выяснить, насколько хорошо обучающийся понимает взаимосвязь целей (ожидаемых результатов), средств достижения целей и результатов (достигнутых целей) организуемого им круглогодичного образовательного процесса детского туристского (туристско-краеведческого) объединения. Если с первой попытки обучающемуся не удается убедить инструктора Школы в своем понимании обозначенной взаимосвязи, ему предоставляется право на вторую и третью попытку, вот только сроки возможной реализации этого права могут означать, что обучающийся стал «второгодником». Второй год может превратиться и в третий. Мы никуда не спешим. Казалось бы: полноценное участие в подготовке, проведении и подведении итогов многодневного учебно-методического путешествия, участие в проведении смотра-конкурса походов и экспедиций, участие в проведении еще трех массовых туристских мероприятий, выявляющих готовность детей к совершению путешествия, сдача экзамена и наконец, полновесная (или не совсем полновесная – как получится) стажерская практика, - разве этого недостаточно, чтобы стать инструктором детско-юношеского туризма, и в ближайшей перспективе – педагогом-туристом? Достаточно, но далеко не всегда. По-настоящему хорошим, а значит и безопасным педагогом-туристом может быть только взрослый человек, а взрослость у каждого наступает в своем возрасте. У некоторых она вовсе не наступает. Многообразие и сложность аттестационных процедур позволяет организаторам подготовки инструкторов детско-юношеского туризма не присваивать обучающемуся звание инструктора до тех пор, пока он не повзрослеет настолько, что ему можно будет доверить детей и отпустить их с ним в лес или в горы. В нашей практике бывали случаи, когда соискатели инструкторского звания в течение нескольких лет так и не оформляли его, потому что не взрослели настолько, насколько это необходимо. Но, к слову сказать, эти «невзрослые соискатели» даже с третьей-четвертой попытки не могли пройти собеседования, не могли защитить отчет о походе. Для этого им постоянно не хватало сосредоточенности на том, что они делали. А без умения концентрироваться на том, что сейчас делаешь, и благодаря концентрации видеть происходящее в необходимом для безопасного совершения путешествия объеме не бывает педагога-туриста.

А Вы говорите: «сдал экзамен – получил ксиву»! «Производство инструкторов «на потоке»!» Так не бывает. Педагог-турист – это очень штучный товар. Его невозможно готовить серийно. Ну, то есть, если полуфабрикатом – то сколько угодно. Но кто и на каких детях будет доводить полуфабрикат до готовности? Вы своих детей полуфабрикату доверите? Не доверите и правильно сделаете. И мы не доверим им Ваших детей.

Если же инструктор похож на инструктора настолько, что с ним не страшно отпустить детей в путешествие, это еще не означает, что он – педагог. Мало провести детей по маршруту и никого не сломать. Нужно, чтобы дети развивались в процессе совершения путешествия, и развивались не как-нибудь понемногу, а быстро и в том направлении, какое определил для них педагог. Для этого, как уже говорилось, инструктор детско-юношеского туризма должен не только знать технику видов туризма, но и должен уметь строить образовательный процесс в объединении обучающихся в соответствии с педагогическими и психологическими закономерностями. И вот оказывается, что научить педагогике намного сложнее, чем научить просто туризму. Все обучение по программе ШИДЮТ направлено на то, чтобы вбить в голову обучающегося педагогические закономерности на глубину, необходимую для их практического применения. Эта цель никогда не достигается нами в полном объеме. Свою задачу по подготовке инструкторов детско-юношеского туризма мы видим в том, чтобы подготовить специалиста, уже сегодня способного безопасно провести детей по маршруту похода и потенциально способного научиться воспитывать детей путешествием. В полной мере актуализировать эту потенцию мы в Школе не сможем, мы можем лишь попробовать обнаружить ее и хоть сколько-то подтолкнуть и подготовить специалиста к последующей педагогической самореализации, активизировать в нем потребность в этой самореализации. Дальше он будет развиваться самостоятельно, а для того, чтобы облегчить ему это – педагогическое - развитие, мы должны сделать так, чтобы он не ощущал своего туристского невежества и не отвлекался на его ликвидацию. Каждый выпускник ГорШИДЮТ может – если захочет – обладать собственным электронным методическим кабинетом, в котором лежат все положения о массовых туристских мероприятиях, проводимых Станцией юных туристов, все регламенты, условия, таблицы штрафов на контрольных мероприятиях и т.д. Кроме этого выпускник Школы инструкторов может обладать хорошим маршрутным репертуаром: от вариантов проведения «походов выходного дня» до вариантов проведения многодневных категорийных походов. Любой выезд Школы рассматривается организаторами, как акт пополнения маршрутного репертуара инструктора; после любого массового мероприятия в распоряжении инструктора остается спортивная карта места проведения мероприятия. И вообще выпускник ШИДЮТ должен знать все туристско-спортивные полигоны на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области и должен знать, где можно найти ту или иную спортивную карту, ту или иную топографическую карту, тот или иной отчет о совершенном многодневном (категорийном) походе. Если всем этим он обладает, он будет меньше отвлекаться от детей на туризм. Подчеркнем еще раз: туризм для нашего педагога не самоцель, а лишь средство достижения цели, а цель, достигаемая средствами туризма – это образование юных туристов, их воспитание, обучение, развитие, социализация (социальная адаптация и профессиональная ориентация), профилактика асоциального поведения, оздоровление и еще многое другое. Цель велика и в полном объеме недостижима, но, как говорится, переправляясь через реку, греби против течения, стремись уплыть вверх по реке, и течение донесет тебя туда, куда тебе, в общем, и нужно. Вот так и сплавляемся мы по реке нашей профессии, так и траверсируем ее бурный поток.