Главная / Образовательный туризм, проекты, программы / Культурно-образовательный проект «За страницами школьных учебников» (г.Санкт-Петербург)

Культурно-образовательный проект «За страницами школьных учебников» (г.Санкт-Петербург)

В 2008 году в торгово-развлекательном комплексе «Нептун» открылась выставка «Ужасы Петербурга», представляющая историческое театрально-интерактивное шоу. Идеолог и автор проекта ― Михаил Александер.

Главная идея проекта ― воссоздать сюжеты легенд или истории до мелочей, чтобы посетители стали не только наблюдателями, не просто прослушали страшные истории или легенды города на Неве, но и стали активными участниками происходивших событий ― свидетелями мистических событий петербургской жизни прошлых столетий. Их ожидает лабиринт из 13 комнат, насыщенный невероятными спецэффектами, мультимедийными трюками, техническими чудесами и иллюзиями, где разворачиваются страницы истории Петербурга в лицах. Реалистичность образов создают актеры ведущих театров Санкт-Петербурга, голографические проекции, механические куклы в объемных театральных декорациях, зеркальный лабиринт, а также фрагменты музыкальных творений П.И.Чайковского («Пиковая дама» и Шестая симфония), А.Шнитке («Ревизская сказка»), С.Курехина («Господин оформитель»).

На экспозиции реализуется культурно-образовательная программа для учащихся 8-11 классов в форме занятий, знакомящих ребят с историей Санкт-Петербурга посредством театрализованных сюжетов из истории города на примерах литературных произведений. Данный проект был реализован при поддержке Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга под руководством кафедры культурологии Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического. Это часовое путешествие «в мистический Петербург» и возможность прикоснуться к неизвестной стороне истории города, которая, как правило, остаётся за страницами школьных учебников. Персонажи хорошо известны по страницам школьных учебников и литературных произведений ― император Павел I и княжна Тараканова, композитор П.И.Чайковский и Григорий Распутин, персонажи произведений Гоголя и Достоевского.

Участие в данном проекте не требует специальной подготовки ни школьников, ни педагогов. В значительной мере ― это увлекательная игра, в которой каждый участник получает возможность вступить в своеобразный диалог с героями петербургской истории и мифологии. И если нацелить подростков на исследовательскую деятельность, то можно значительно усилить педагогический эффект занятия. Таким образом, учителям и ученикам предлагается выбрать стратегию освоения выставки «Ужасы Петербурга» и самим стать активными участниками разыгрываемых событий.

Мифы Петербурга НосЗанятие адресовано учащимся 8-11 классов. Объединение в одной группе школьников разных возрастных категорий возможно за счёт того, что задания, предлагаемые учащимся на экспозиции, рассчитаны не на воспроизведение уже имеющегося знания, а на накопление и развитие опыта исследовательской деятельности в пространстве музейной экспозиции. Успех выполнения заданий культурно-познавательного занятия не связан напрямую с возрастом и накопленными знаниями, и зависит скорее от познавательной активности школьников.

Авторы предлагают различные варианты включения данного занятия в образовательную деятельность: в контексте различных школьных предметов, в рамках внеклассных и внеурочных мероприятия, проектной деятельности, при организации самостоятельной исследовательской деятельности подростков.

Занятие может быть полностью или фрагментарно включено в содержание учебных курсов литературы, истории, МХК, истории и культуры Санкт-Петербурга.

Часть экспозиции выставки связана с интерпретацией произведений, входящих в школьную программу по литературе ― «Нос», «Шинель», «Пиковая дама», «Преступление и наказание». Есть среди героев выставки и исторические персонажи, о которых упоминают учебники истории: Пётр I, княжка Тараканова, Павел I, Григорий Распутин.

Выставка предоставляет уникальную возможность не только познакомиться с авторской интерпретацией литературных и исторических сюжетов, но и сравнить её с образами, сложившимися в результате прочтения литературных и исторических текстов. Участие в театральном действии даёт возможность погрузиться в атмосферу событий далёкого прошлого.

Еще одна возможность данного занятия заключается в том, что любой сюжет может быть развернут как квест-игра. В этом случае ученики выступают в качестве «следователей», которым предстоит найти разгадку таинственного происшествия. В данном варианте, по завершению работы на экспозиции, учащимся дается краткое описание происшествия и вопрос, на который предстоит найти ответ «следователям».

Например,

Заметка в газете: «25 марта 18... года в Санкт-Петербурге произошло необычайное происшествие. При выезде из города вво время проверки документов был задержан господин N, направлявшийся в Ригу и вызвавший подозрения у полиции. При тщательной проверке и обыске было обнаружено, что этот господин является сбежавшим носом коллежского асессора майора Платона Кузимича Ковалёва. В сопровождении стражей порядка задержанный господин был доставлен к г-ну Ковалёву. Обстоятельства произошедшего уточняются, ведётся следствие. Во избежание подобных происшествий необходимо ответить на вопрос: каким образом сбежавшему носу удавалось в течение целого дня обмануть множество людей, выдавая себя за почтенного господина?»

Частное письмо: Ваше сиятельство, спешу уведомить Вас о грандиозном скандале, которым сейчас взбудоражен весь двор. Я уже имел честь докладывать Вашему сиятельству о сильнейшем наводнении, которое имело место месяц назад и привело к неисчислимым жертвам. Только сейчас заканчивается подсчёт убытков. Так вот, как стало известно от N, среди утопленников, тела коих находят на взморье, обнаружено тело некой молодой женщины, обладавшей, видимо, очень приятной наружностью. Есть подозрение, что это та самая княжна, которая выдавала себя за досье бывшей императрицы Елизаветы Петровны и таинственно исчезла два года назад. Прошу Вашего дозволения, чтобы провести собственное расследование и найти ответ на вопрос: кем на самом деле была княжна Т. и как она закончила дни?»

Для выполнения заданий учащимся предстоит выявить обстоятельства дела, посетить места города, связанные с главными персонажами происшествия. Завершением проекта может быть представление его итогов ― презентация, театральное действо, фотоальбом и пр.

Для учащихся школ Санкт-Петербурга посещение экспозиции может быть и как внеклассное занятие, которое может проходить в виде классного часа, дискуссионного клуба, дебатов. Здесь имеет место подготовительный этап подготовки школьников к посещению выставки и поставленной цели, само посещение и выполнение заданий, и заключительный этап ― подведение итогов.

Наиболее сложная форма организации деятельности школьников на экспозиции ― реализация проекта, которая предполагает наличие у подростков опыта исследовательской работы. Особенность проекта заключается в том, что он не обязательно охватывает всех учеников класса. В проекте может принять участие только инициативная группа старшеклассников, наиболее подготовленная к самостоятельной исследовательской работе. Необходимо также учесть, что проект ― это долгосрочная образовательная деятельность, которая может разворачиваться в течение нескольких месяцев или даже целого учебного года.

Важно также, что проект должен иметь на выходе результат в виде сайта, презентации, комиксов и пр., который предъявляется по окончании проекта для оценки независимой общественной экспертизы. Все эти особенности проектной деятельности необходимо донести до учащихся, а также обсудить с ними форму работы в проекте ― судебное расследование одного из загадочных петербургских происшествий.

В процессе реализации проекта задаваемые участникам вопросы не нацелены на проверку знаний подростков. Они способствуют, прежде всего, более чуткому восприятию ими происходящего театрального действа и внимательному рассмотрению экспозиции.

Каковы педагогические эффекты проекта?

Занятие является завершенной и законченной моделью исследовательской работы подростков в музейном пространстве, предполагающей не только знакомство с ещё одной выставкой, но и имеющем многообразный образовательный результат, заключающийся в следующем:

  • способствует формированию интереса и привлекает внимание подростков ко многим проблемам школьных курсов истории, истории и культуры Санкт-Петербурга, литературы, мировой художественной культуры. Возможность «увидеть» героев российской истории, персонажей городских мифов и легенд создает уникальную ситуацию встречи «прошлого и настоящего», актуализируя школьные знания, факты учебных программ, которые на экспозиции «обрастают» живыми деталями, получают новое дыхание, становятся сюжетами современной жизни. В немалой степени этому способствует насыщенность экспозиции различными спецэффектами, воздействующими на эмоциональное восприятие происходящего театрального действа подростками;
  • интерактивный характер занятия, позволяющий участнику взглянуть на события прошлого не со стороны зрителя, а ощутить себя «современником» происходящего, втянутого в водоворот головокружительных, подчас фантастических происшествий. Этот эффект достигается не только благодаря виртуозной игре актеров, но и теми игровыми творческими заданиями, которые предлагаются для размышления участникам проекта. Игровые занятия провоцируют постоянное внимание подростков во время всего занятия, не позволяя «выпасть» из сюжетной канвы;
  • ориентация занятия на самостоятельную деятельность подростков на экспозиции, их превращение из пассивных слушателей в активных участников. Такая установка напрямую связана с потребностям современного образования в формировании личности, способной к быстрой социализации и адаптации в самых необычных жизненных ситуация, имеющей опыт самостоятельного мышления. С другой стороны, работа школьников построена таким образом, что проектирует групповое взаимодействие, отработку коммуникативных навыков, способности выстраивать диалог с одноклассниками, взрослыми, с самим собой, с миром.