Главная / Активный отдых, походы / Методические рекомендации по проектированию туристского маршрута похода выходного дня

Методические рекомендации по проектированию туристского маршрута похода выходного дня

Методические рекомендации по проектированию
туристского маршрута похода выходного дня
(в соответствии с ГОСТ Р 50681-94)

Выбор цели похода: Цель разработки похода опрелена учебным заданием:

Познавательной пешеходный поход выходного дня спортивно-оздоровительного характера.

Исходные данные:

  1. Расстояние маршрута не должно превышать - 20 км.
  2. Начало и конец маршрута: ст. Красногорск, Аникеевка, Опалиха (Рижская ж/д).
  3. Туристские объекты, которые должны войти в маршрут: исторического - церковь Николая Чудотворца в пос. Николо – Урюпино, природного объекта – ландшафт местности на пересечении оврага и тропинки, ведущей от пруда на Юго-Запад.
  4. Весь поход рассчитан на: - 8-9 часов.
  5. Необходимое оборудование: Топографическая карта, курвиметр (или линейка), туристский путеводитель.

 

Разработка маршрута

 

Разработка туристского маршрута состоит из отдельных взаимосвязанных этапов обследования предполагаемой местности будущего туристского похода.

1 этап – Выбор туристского объекта (ов) и сбор информации об этом объекте. Для этого используется информация об туристских объектах с привязкой к карте или картосхемы. Можно использовать дополнительный материал.

2 этап – работа с картой. По выбранному объекту выбирается предполагаемое начало и конец вашего маршрута - наиболее близкая (или удобная, интересная …) станция железной дороги или рейсового автобуса с «грубой» проработкой общего расстояния маршрута. При этом надо учитывать:

- длину маршрута, определенного по карте с М 1:100 000 надо умножить на коэффициент 1,2.

- время пребывания на туристском объекте (определяется предварительно).

3 этап – детальная проработка маршрута (составление технологической карты). В технологической карте маршрута содержаться сведения подробные данные об отдельных характерных отрезках маршрута, их протяженности и места остановок, а также технические и тактические действия группы. С этой целью надо заполнить графы технологической карты (приложение 1)

 
пп
Участки пути или вид объекта показа
Место
остановок
Характер местности
или краткое описание объекта
Продолжительность движения или осмотра (км/мин)
1 2 3 4 5
Начало
маршрута
ст. Фирсановка, Ленинградской ж/д
 
электропоезд
20 мин. от Ленинградского вокзала
Этап 1
станция ……– дорога на дер. Сухово - край леса (угол)
Поляна на краю леса, удобно расположиться
Протяженность 1,2 км. От станции идет асфальтиров. дорога с автомобильным движением. (600 м), далее по дороге через поле до леса (300 м), далее вдоль леса до угла леса (300 м)
Время в пути 20 мин. Впереди смешанный лес. Ранней осенью раскрашен разными цветами красок (стих. А.С. Пушкина)
Конец маршрута
Санаторий Энергия, Пятницкое шоссе
Автобусная остановка
 
Остановка автобуса № 384 до гор. Красногорска
В графе 1 обозначается начало маршрута, порядковый номер отрезка пути, конец маршрута
В графе 2 обозначается участок пути с привязкой к топографической карте и характерными ориентирами (ручей, начало леса и т.д.)
В графе 3 обозначаются места технических остановок с ориентирами, характерными для цели остановки ( отдых -поляна, родник , перекус, разжигание костра – хвойный лес и т.д.).
В графе 4 раскрывается характер участка пути (простой, сложный для передвижения, перепады высот, труднопроходимый лес, наличие тропинок и т.д.) а также краткое описание объекта осмотра или производимых работ.
В графе 5 Протяженность участка (если это передвижение) и продолжительность перехода определяется из расчета скорости 4 км/час.) или нахождения на объекте.

Кроме того, в технологическую карту к конкретному участку или по всему маршруту можно дополнительно указать варианты дополнительного увеличения маршрута, запасные варианты, сокращающие путь, варианты обхода или включения дополнительных туристских объектов (красивый ландшафт, посещение природного или культурного памятника и т.д.).

После окончания описания участков пути подсчитывается общая протяженность и продолжительность маршрута и заносится в верхнюю часть технологической карты.

4 этап – составляется описание объекта посещения и его историческое событие (краткое описание содержится в технологической карте). Источниками информации об объекте и историческом событии могут быть материалы, полученные в интернете, в библиотеках, краеведческих и военных музеях, посещение очевидцев, на основе опроса местных жителей и т.п.

Данное описание оформляется отдельно в приложении 2. К описанию прикладываются фотографии конкретных мест маршрута или действий группы с поясняющими надписями.

 

Прохождение маршрута и его корректировка

 

5 этап. Проверка разработанного маршрута. Для этой цели желательно (оценивается жюри) пройти этот маршрут с посещением туристского объекта (ов). На маршруте проводится контроль рассчитанного времени и фотографирование интересных и привлекательных участков маршрута.

6 этап. Корректировка технологической карты маршрута времен. После проведения контроля в реальном походе по времени переходов переходов, нахождения на объекте или технических стоянок производится корректировка туристского маршрута. К отдельным местам можно приложить фото данного места с поясняющей надписью.

 

Разработка буклета ПВД

 

7 этап. Для оформления полученного материала в товарный вид туристского продукта разрабатывается буклет похода выходного дня по рубежу битвы под Москвой 1941-1942гг. буклет может носить любую форму. Для единообразия оформления даем некоторые рекомендации. Буклет делается на листе бумаги формата А4, разделенного пополам (см. образец)

Общая схема маршрута, привязанного к началу (ст. ж/д) и окончанию маршрута
Название Академии
тема конкурса
название похода выходного дня
Фото (или рисунок, схема событий, карта и т.д.) данного похода или события

На второй и третьей странице дается описание и оформление исторических событий и путевой информации предлагаемой группе.

 

Оценка работы

 

Основными критериями являются:

  • содержательность информации;
  • логичность построения маршрута в соответствии с информацией;
  • качество оформления материала;
  • оригинальность разработки.