Главная / Статьи / Вестник детско-юношеского туризма и отдыха, декабрь 2016 / Мегге Бориц (M.Boritz). Формы работы с подростками в Национальном музее Дании в Копенгагене

Мегге Бориц (M.Boritz). Формы работы с подростками в Национальном музее Дании в Копенгагене

Национальный музей дании rusmediabank_ib1804928Национальный музей – первый и самый знаменитый в Дании музей истории культуры. Он расположен в великолепном дворце XVIII века в самом центре Копенгагена, занимает тридцать шесть гектаров и представляет собой настоящий музей под открытым небом.

Музей был открыт в 1892 г. и с тех самых пор знакомит посетителей с историей Дании, начиная с каменного века и викингов до эпохи Возрождения. В экспозиции – интереснейшие коллекции церковного искусства, оружия, прикладного искусства и ремёсел, египетских и классических древностей, крупнейшая в Скандинавии коллекция греческой керамики и королевская коллекция монет и медалей.

Здесь также много и об истории различных мировых культур, проводятся временные выставки на самые разные темы, а на территории – настоящие скандинавские дома, фермы и мельницы, свезённые со всех концов страны.

В ведении Национального музея находится Детский музей, где дети могут побывать на корабле викингов и посетить средневековый замок. В Детском музее открыта выставка «Бабушкин шкаф», на которой можно примерить старинные детские наряды, «Дедушкин класс» – копия школьного класса 1920-х годов, и «Мир викингов» с уменьшенной копией корабля викингов.

Вход в Национальный музей Дании свободный.

*   *   *   *   *

На протяжении ряда лет сотрудники нашего музея занимались разработкой образовательных программ, которые не только заинтересовали бы старшеклассников и полностью захватили их внимание, а также помогли бы им увидеть собственную жизнь и своё мировоззрение в более широком контексте. Наша самая главная цель и желание – показать молодёжи, что музеи существуют также и для них! Посещение музеев и музейных экспозиций не обязательно должно быть скучным и утомительным, и мы хотели бы дать молодым людям понять, что музей – это место, где они могут найти ответы на вопросы о ценностях, на которых основано наше общество. Музеи также могут им помочь осознать истоки собственных культурных ценностей и, более того, на уровне интуиции овладеть пониманием культурных ценностей других народов.

Опыт работы со старшеклассниками и молодежью в Национальном музее Дании за последние годы показал, что сотрудники добились многого благодаря разработке весьма актуальных и дискуссионных образовательных проектов в качестве дополнения к традиционным формам общения

с аудиторией в музее. Здесь очень важно акцентировать внимание на темы, которые перекликаются с частной жизнью современной молодёжи. Основой работы со старшеклассниками является модель, которая была реализована на практике в общеобразовательной датской школе Министерством образования Дании и которая была опубликована в 1995 году в школьном историческом журнале. Эта модель включает в себя три важных элемента: интерпретация прошлого, понимание настоящего и ожидание будущего.

Прошлое не должно восприниматься как нечто однажды произошедшее, наоборот, для достижения образовательных целей необходимо активно использовать и изучать его, чтобы понять мир, в котором мы живем, взяв полученные знания за основу для проектирования будущего. Если быть кратким, то главная цель – сформировать и поддерживать более активный диалог между прошлым и настоящим, а также рассматривать историю через приз-му современной проблематики.

Однако постоянные музейные экспозиции зачастую не отражают современные проблемы общества. Это происходит частично из-за того, что постоянные музейные экспозиции не освещают существующие дилеммы, и частично из-за того, что постоянные экспозиции и коллекции создаются в другой последовательности и в другом контексте. Поэтому, общаясь с аудиторией в музее, мы очень часто вынуждены искать новые пути и формы. Вместо обособления образовательных программ от музейной экспозиции мы решили начать с выбора конкретной проблематики и только потом рассматривать, как она соотносится с музейной экспозицией. Именно поэтому достаточно большая часть развивающей работы в Национальном музее Дании сфокусирована на активизации постоянной экспозиции нашего музея в контексте новых взглядов на данный вопрос. Я считаю, что такой метод работы может быть реализован самыми различными способами, и они необязательно должны быть дорогими.

Правосудие и наказание

В каждом историческом периоде и в каждой культуре существуют свои представления о том, что хорошо, а что плохо. Наше отношение к тому, за что мы наказываем и как, меняется с течением времени. Способы наказания рассказывают очень много о существующих нормах поведения в обществе. История предоставляет нам возможность задуматься над вопросами: что мы воспринимаем как норму, что для нас является добром или злом, почему мы однажды поступили определённым образом и как мы поступаем сегодня? Именно эти вопросы мы задаем старшеклассникам в Национальном музеи Дании в рамках образовательного курса «Право и праведность». Программа данного курса фиксирует внимание на преступлениях и наказаниях в период с 1660-х годов и практически до 1850-х годов. Это было время, когда жуткие и кровавые пытки использовались для воспитания и развлечения толпы. Воров клеймили огнём и отрубали палец или даже руку, люди могли быть подвергнуты тому, что с них живьём «сдирали кожу». Однако уже в этот исторический период отношение к преступникам и брутальным способам наказания начали постепенно меняться.

Работа в рамках образовательно курса «Право и праведность» проходит на постоянной экспозиции музея, иллюстрируя историю Дании с 1660-х по 2000 год. Экспозиция нашего музея рассказывает не только об истории Дании в целом, но и о правосудии и наказаниях. В одном из фрагментов представлены различные орудия пыток, которые использовали для наказания преступников в XVIII веке.

Во время экскурсии по музею школьники знакомятся со старинными судебными процессами в специально отведённых для этого местах, благодаря такому методу у них появляется возможность узнать о грешниках и преступниках прошлого. Во фрагменте, посвященном верованиям и способам мышления священников и фермеров, освещается тема богохульства. В жилом доме фермера XVIII века старшеклассникам рассказывают историю о молодой незамужней дочери фермера, которая убила своего ребёнка. Рассматривая иск о поместье «Лилле Хесберг», они знакомятся с историей о вороватой прислуге леди Бриджит Рантцхаус.

Судебные процессы, изучаемые на занятиях, выбираются по нескольким критериям. С одной стороны, материалы судебных процессов должны отражать как низшие, так и высшие социальные слои, начиная с прислуги, украдкой ворующей масло, и заканчивая политической изменой. С другой стороны, в судебных процессах дожны рассматриваться самые разнообразные виды преступлений: выступление против религии, воровство, преступления на сексуальной почве, оскорбление монарха, убийство.

Задача старшеклассников – самим судить преступников прошлого и через это изучить представления людей того времени до того, как будет вынесен окончательный приговор. Однако вынести вердикт – это еще не всё. Чтобы понять суть приговора и последующее за ним наказание, необходимо рассмотреть все стороны самого приговора и наказания и представить их в перспективе. Судебный процесс раскрывает жизнь общества и затрагивает большое количество различных вопросов непосредственно преступлений. Одно дело, каким должно быть наказание для матери, которая убила своего ребёнка, однако другое дело – почему она это сделала? Может быть, мотивом её преступления была попытка избежать наказания за разврат и попытка избежать стыда за воспитание незаконнорожденного ребёнка.

В рамках курса «Право и праведность» для школьников подготовлено обучающее пособие, которое дополняет диалог, возникающий во время работы на экспозиции.

Во время занятий ученики получают специальные знания о том периоде истории Дании. Когда её жизнь была совершенно не похожа на современную. В то же время это даёт возможность обсудить настоящее и будущее Дании.

Мы надеемся, что проникновение в прошлое позволит старшеклассникам установить связи с современностью. Прошлое становится зеркалом настоящего. Занимая промежуточную позицию между прошлым, настоящим и будущим, молодые люди стараются найти своё место в историческом процессе.

Большинство учеников считают, что приговоры и наказания в прошлом были чрезмерно жестокими. Тем не менее люди XVIII века не считали пытки и казни преступников жестокостью, и, возможно, наши наказания показались бы им чрезмерно гуманными.

Таким образом, опыт, полученный во время образовательного курса, можно считать продуктивным. Большинство учеников стремятся активно участвовать в музейных занятиях. Наш опыт показывает, что учащиеся принимают более активное участие в образовательном процессе в рамках подобных программ, чем в традиционных, и проявляют интерес к затрагиваемым темам.

Молодые люди любят, когда к ним относятся серьёзно, и, возможно, это то, что отличает нашу программу от традиционных. Что особенно интересно для нас – это слышать от учеников мнение о современной системе наказаний. Размышляли ли они о иных способах наказания? Кто сегодня судит, что правильно и что нет?

Какие ценности лежат в основе законов наше страны? Почему мы наказываем, что является правом и праведностью?

Правильно ли страдать ради красоты?

Знаменитый датский писатель XVIII века Людвиг Холберг считал, что «самый первый и самый последний человек, слепо следующие моде, глупцы». Это высказывание взято из его басни о двух козлах, которая всё ещё остаётся актуальной по отношению к современности. Если кто-то и знает, что такое выглядеть «модно и круто» или старомодно, так это современные подростки. Люди, которые первыми надевают ультрасовременную вещь, выходящую за рамки общепринятого, или появляются в обществе одетыми в старомодную одежду, считаются абсолютно безнадёжными. Способность не отставать от моды позволяет приобрести уверенность, что ты являешься частью определенной группы или класса. Конечно, на протяжении времени возникают различные модные тенденции, но даже два разных класса в одной и той же школе могут иметь абсолютно противоположные представления о том, что значит правильно выглядеть

Одежда во многих случаях является сигналом для окружающего мира и имеет множество значений. Через одежду и аксессуары мы можем узнать о таких разных вещах, как, например, религиозная принадлежность, материальное состояние или занятия человека. Идеалы моды и человеческое тело могут много рассказать об особенностях того или иного исторического периода и восприятия пола и сексуальности в этот период. Разработка темы, посвященной телу, полу, моде – это благодарный труд. Молодых людей эти вопросы очень интересуют.

Исторический аспект темы может и не быть главным предметом изучения, но обязательно должен позволить увидеть контраст между прошлым и нашим временем. Контраст, который помогает сделать более лёгкой дискуссию о том, кто является законодателем моды. Почему необходимо для нас изменять своё тело, чтобы выглядеть определённым образом?

Почему так важно не отставать от моды?

На протяжении веков мы пытались изменить человеческое тело с помощью одежды, корсетов и т.п., чтобы приблизить его к идеалам моды, и понятие красоты очень сильно зависело от исторической эпохи. Широкие панье (каркас из ивовых или стальных прутьев или из плас-тин китового уса для придания пышности женской юбке) и большие платья XVIII века кажутся сегодня комичными и непрактичными большинству молодых людей. Они с трудом могут представить себя в туфлях на высоких каблуках, в париках с большими буклями (завитые локоны, пряди вьющихся волос, кудри) на голове в стиле рококо. Хотя, если на первый взгляд нам и кажется, что мы далеки от моды прошлых столетий, многие вещи совсем не изменились.

Сегодня мы всё ещё пытаемся изменить наше тело в угоду современной моде. Может быть мы и не носим кринолины (каркас для широкой дамской юбки и сама юбка) и корсеты, но, возможно, мы используем более жесткие методы. Нас уже не удовлетворяют изменения тела с помощью одежды и нижнего белья. Разнообразные методы, такие как изнуряющие диеты, пластические операции, тревожат умы самых маленьких девочек.

Во время образовательной программы мы рассматриваем тенденции моды прошлого и человеческое тело как отправную точку. Это реализуется на практике с помощью настоящих платьев и их изображений на дисплее компьютера, а также их описания в старинной датской литературе. Более того, мы создали копии нижнего белья с XVII века до настоящего времени. Тот факт, что кальсоны не использовались на протяжении XVII и XVIII веков, часто изумляет учащихся и пробуждает в них интерес.

Корсеты всегла являются хитом. Мы всегда одеваем на девочку корсет XIX века. Хотя на ней надето нижнее бельё и нам никогда не удаётся придать её фигуре форму песочных часов, как это было модно в прошлом, большинство учеников удивлено, какой тонкой может быть их одноклассница на самом деле. Пока мы затягиваем корсет, у нас есть время поговорить с ними о том, как он использовался. Когда корсет окончательно зашнурован, приходит время надеть кринолин или турнюр (приспособление в виде подушечки сзади под платьем ниже талии для придания пышности фигуре, что формировало характерный силуэт с очень выпуклой нижней частью тела). Эти вещи позволют затронуть большое количество базовых вопросов. Как садиться в платье с кринолином, как пользоваться туалетной бумагой и как можно двигаться в такой конструкции?

Всегда легко смеяться над модой прошлого, так как она нам кажется странной. На занятиях мы позволяем прошлому быть смешным, чтобы достичь хорошего результата. Мы даём возможность детям удивляться. Но постепенно мы вовлекаем аудиторию в дискуссию и направляем их удивление и критику на современные модные тенденции и идеалы. Можем ли мы после этого сказать, что мы сильно отличаемся от наших предков?

Единственный

В Национальном музее в Копенгагене хранится не только коллекция, посвященная истории Дании, но и большая этнографическая коллекция, которая в последние годы стала играть важную роль в нашей образовательной деятельности.

Дания традиционно считается маленькой и однородной страной. Инновационные идеи, мода и инновации, конечно, находят путь в страну, поскольку постоянно приезжают эмигранты. Но эмиграция, которая началась в середине ХХ века, принесла с собой разнообразные культурные течения и ценности. Эмигранты и беженцы, которые сейчас въезжают в страну, прибывают не только из европейских стран, но и из более отдалённых. Они приносят с собой новые образцы семейного уклада, кулинарные пристрастия, религиозные верования и т.п., которые часто отличаются от датских традиций. В этом свете музей становится посредником между культурами, в нём начинается исследование и изучение иных культурных традиций.

В последние годы тема брака по договору между родителями и вынужденного брака обсуждается не только в датских СМИ, но и в политических кругах. В СМИ эта дискуссия часто сводится к стереотипам и критике, а в музее существует возможность дифференцировать обсуждение этой темы, а не только разделять на белое и черное.

Главное направление образовательной программы Национального музея – изучение критерия, который лежит в основе выбора партнера или супруга в различных культурах. Целью программы является формирование знания и понимания того, как люди разных культур выбирают себе партнера, и формирование представления о перспективах наших культурных традиций.

Для большинства датчан любовь – это правильный критерий для заключения брака, но это не причина для людей с другими религиозными представлениями и этническим происхождением. Не у каждого есть возможность заключить брак по любви и не каждый считает любовь основой брака. Всего лишь несколько поколений назад в Дании появились многочисленные примеры браков, которые заключаются по любви.

Сегодня мы склонны забывать, что любовь как основа брака появилась только в эпоху раннего романтизма в конце XVIII века и большинство людей в последующие века всё ещё придерживались более прагматичных взглядов при выборе партнера. Важно дать возможность учащимся осознать, что браки по договору между родителями и вынужденные браки не всегда одно и то же. Более того, очень важно говорить о том, что брак по договору между родителями следует понимать буквально. В некоторых случаях родители выбирают партнера для сына или дочери в их присутствии или без него. В других случаях молодой человек сам выбирает себе пару, но выбор должен быть одобрен родителями. Одни браки по договору складываются удачно, другие приводят к несчастью.

Самый важный момент в нашей образовательной программе – показать как хорошие, так и плохие стороны данного явления. Не следует отрицать, что вынужденные браки существуют до сих пор, и это огромная проблема. Мы стараемся сформировать представление у учащихся датских школ, что не все браки по договору между родителями являются вынужденными браками.

На практике мы выбираем для проведения занятия фрагмент этнографической экспозиции музея, посвящённый Индии, являющейся многоконфесиональной страной. Дело в том, что в Дании дебаты о вынужденных браках, заключённых по договору между родителями, часто заканчиваются в спорах о христианском восприятии мусульманских ценностей.

В культурном и религиозном разнообразии Индии существует большое количество примеров того, как такие феномены, как религия, богатство, кастовая принадлежность, семья и даже гороскоп, становятся важными при выборе партнера. В дополнение к традиционным элементам индийской свадьбы (священнослужитель, религиозные картины, украшения и т.п.) мы выбрали современную свадебную одежду, купленную в Индии. Свадебный наряд, включающий в себя украшения, педагоги приносят на занятие. Во время занятия мы выбираем жениха и невесту, которых тщательно одеваем и одновременно рассказываем учащимся о подготовке к свадьбе. Затем пара инсцинирует фрагмент индийской свадьбы.

Цель – дать детям возможность обсудить увиденное и высказаться по этому поводу. Во время музейных занятий для нас важно вовлекать учащихся в процесс и активизировать их мнения и знания.

Наша задача – заставить их задуматься о том, насколько разнообразны пути выбора партнера. Что хорошего в браках, заключённых по договору между родителями, и в браках, заключённых по любви? И если последние считаются лучшими в Дании, то почему так много разводов, почему существует потребность в брачных объявлениях и почему так много одиноких людей? Мы также обсуждаем вопрос, какими качествами должен обладать будущий супруг. Способны ли мы свободно выбирать себе партнёра, не обращая внимания на мнения друзей и семьи?

Образовательная программа «Единственный» длится полтора часа. Мы разработали методическое пособие для школ, которым они могут пользоваться для подготовки к посещению музея. Для нас, создателей образовательной программы, чрезвычайно интересна дискуссия, которая разворачивается среди учеников. Мы никогда не знаем, в каком направлении она будет развиваться. Музейный педагог редко вмешивается в её ход, что делает работу более непосредственной и интересной как для педагогов, так и для детей. Благодаря этому мы узнали много о том, как молодые люди разного происхождения думают и реагируют на затронутые вопрос.

Один из педагогов нашего музея общался с некоторыми учителями и их учениками после этих занятий. Благодаря этому мы знаем, что некоторые дети продолжают работать над этой темой в соответствии с задачами проекта. Мы не ожидаем, что хотя бы один из учеников датских школ будет считать браки, заключённые по договору между родителями, такими же хорошими, как и браки, заключённые по любви. И наоборот, мы не встречали ни одного эмигранта, который бы думал, что датский образ жизни намного лучше, чем их собственный. Такой результат не являлся целью проекта. Целью было дать учащимся инструменты, с помощью которых они смогут понять других и не осуждать их. Но понимать – это не означает принимать, и очень важно, чтобы каждый осознавал, что нужно обсуждать вещи, существующие в окружающем мире.

Нельзя заставить человека стать толерантным, результат будет противоположным. И, как сказала четырнадцатилетняя девочка, важно не путать понятия толерантности и равнодушия.

Использованы материалы из сборника «Труды государственного музея истории Санкт-Петербурга», выпуск 11 «Музей, школа, семья»,
перевод - И.А.Карпенко, О.М.Козлова