Главная / Законодательные и нормативные документы по детскому туризму и отдыху / Модельный закон о детском и юношеском туризме (2006 г.)

Модельный закон о детском и юношеском туризме (2006 г.)

ПРИНЯТ В Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 04.12.2004 ПОСТАНОВЛЕНИЕМ 24-12
НА 24-ОМ ПЛЕНАРНОМ ЗАСЕДАНИИ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ
ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ

 По состоянию на 18 октября 2006 года

Принят
 на двадцать четвертом пленарном
 заседании Межпарламентской Ассамблеи
 государств-участников СНГ
         (Постановление N 24-12
от 4 декабря 2004 года)

  МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ДЕТСКОМ И ЮНОШЕСКОМ ТУРИЗМЕ

    Настоящий Закон устанавливает основы для развития и реализации общегосударственной политики в области детского и юношеского туризма и призван способствовать созданию в государствах-участниках Содружества Независимых Государств (далее − государствах-участниках) условий для всестороннего развития детского и юношеского туризма как эффективного средства воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации,социальной адаптации учащихся, утверждения здорового образа жизни,эффективной системы непрерывного образования и развития личности.

 Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Цели и задачи настоящего Закона

   1. Настоящий Закон направлен на обеспечение всестороннего развития подрастающего поколения, утверждение здорового образа жизни, создание условий для занятий туристско-краеведческой и экскурсионной деятельностью, профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений, приобщение детей и юношества к патриотическому наследию своей Родины

    2. Задачами настоящего Закона являются:
 - обеспечение и защита прав детей и молодежи на занятия туризмом и краеведением, на отдых и организацию свободного времени;
 - создание правовых гарантий для функционирования и развития детского и юношеского туризма;
 - определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области развития детского и юношеского туризма;
 - регулирование общественных взаимоотношений физических и юридических лиц с родителями (законными представителями детей);
 - создание условий для развития системы детского и юношеского туризма;
 - совершенствование управления системой детского и юношеского туризма на принципах разграничения компетенции между органами управления образованием, физической культурой, спортом и туризмом, молодежными и общественными организациями туристской направленности, между органами государственной власти в центре и на местах.

      Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

     Автономия учреждений дополнительного образования − самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществление учебной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом (положением) учреждения.
 Государственный региональный и местный орган туризма − специально уполномоченный орган исполнительной власти, обеспечивающий осуществление государственной политики в области туризма.
   Детский и юношеский туризм − средство гармоничного развития детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия.
  Дополнительное (внешкольное) образование − целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства.
  Дополнительные образовательные услуги − деятельность,направленная на удовлетворение потребностей человека в приобретении им новых знаний и развитии индивидуальных способностей при содействии педагогических работников и осуществляемая за пределами основных образовательных программ, являющихся профилирующими для образовательных учреждений.
    Образовательное учреждение − учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся.
  Общественные объединения − туристские клубы, коллективы,объединения, ассоциации, союзы туристского профиля.
   Туристско-краеведческая деятельность − направление дополнительного (внешкольного) образования детей, являющееся комплексным средством развития подрастающего поколения в процессе занятий туризмом и краеведением.
  Учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения − учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы или дополнительные образовательные услуги.
  Учреждения дополнительного образования туристско-краеведческого профиля − центры детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсий (ЦДЮТКЭ), станции юных туристов (СЮТур), детские туристские базы, детские туристские клубы.

   Статья 3. Принципы государственной политики в области детского и юношеского туризма

  1. Государственная политика в области детского и юношеского туризма определяется в порядке, предусмотренном национальным законодательством государства, и призвана обеспечить удовлетворение потребностей детей и юношества в физическом и нравственном развитии личности, знании истории, культуры, природы края. Она реализуется посредством законов, общегосударственных программ, других актов, а также путем привлечения общественных организаций и движений для реализации обнародованных мероприятий имеющимися у них средствами.

 2. Государство принимает необходимые организационные и законодательные акты для обеспечения:

 - доступа всем детям, юношам и девушкам к занятиям туризмом и  краеведением в образовательных учреждениях всех форм собственности на равных условиях;

 - координации научных исследований по наиболее актуальным проблемам вовлечения детей и юношества в систематические занятия туристско-краеведческой деятельностью и ее влияния на физическое и нравственное воспитание молодого поколения;
 - совершенствования статистики на базе единых сопоставимых показателей, разрабатываемых с учетом как национальных интересов, так и требований международных организаций;
- учета культурных традиций и особенностей народа, сохранения и дальнейшего развития исторически сложившейся духовной общности народов государства;
 - возможности совместного использования в государствах имеющихся материально-технической базы, научных достижений и туристско-педагогических кадров.
  3. Координация деятельности образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования туристской направленности осуществляется совместно органами исполнительной власти в области физической культуры, спорта и туризма и органами исполнительной власти в области образования.

    Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

    Статья 4. Законодательство о детском и юношеском туризме

   1. Законодательство государства о детском и юношеском туризме формируется в соответствии с изложенными в статье 3 настоящего Закона принципами государственной политики в этой области и включает комплекс нормативных актов и нормативных решений органов исполнительной власти. В его состав входят правовые нормы общегосударственного, регионального и местного действия.

   2. Законодательство о детском и юношеском туризме определяет совокупность правоотношений между лицами (детьми, юношами и девушками), учреждениями и организациями, причастными к функционированию и развитию этой сферы, к организации здорового досуга.

   Статья 5. Управление детским и юношеским туризмом

  1. Управление детским и юношеским туризмом осуществляется государственным органом исполнительной власти в области образования при содействии государственного органа исполнительной власти в области физической культуры, спорта и туризма и включает:

 - разработку проектов нормативно-правовых актов, в том числе определяющих порядок лицензирования, аттестации, государственной аккредитации образовательных учреждений туристско-краеведческого профиля и типовые положения о них;
 - организацию государственной системы подготовки,переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений туристско-краеведческого профиля;
 - организационное, научное, программно-методическое и информационное обеспечение системы детского и юношеского туризма.
  2. Региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления:
 - осуществляют развитие детского и юношеского туризма в пределах компетенции, установленной национальным законодательством;
 - создают условия для развития учреждений детского и юношеского туризма, системы туристско-краеведческой деятельности, организации туристских походов, обеспечивают подготовку команд для участия в соревнованиях по пешеходному, водному, горному и другим видам туризма;
 - вправе устанавливать специальную систему льгот и дотаций для учреждений детского и юношеского туризма.

    Статья 6. Структура детского и юношеского туризма

   1. В структуру детского и юношеского туризма входят:

 - центры детского и юношеского туризма, краеведения, экскурсий (ЦДЮТКЭ), станции юных туристов (СЮТур), являющиеся организационно-методическими центрами, активно участвующими в формировании и осуществлении единой политики в области туристско-краеведческой деятельности, обучении и воспитании детей и юношества, организации и проведении походов, путешествий, экскурсий;
 - отделы туризма и краеведения домов (дворцов) творчества детей и юношества (ДТДЮ), обеспечивающие организацию и проведение туристско-краеведческой работы в образовательных учреждениях,организующие работу детских туристско-краеведческих объединений;
 - туристские клубы и клубы по месту жительства, обеспечивающие организацию и проведение туристско-краеведческой работы по месту жительства;
 - туристские базы, туристские лагеря, осуществляющие туристско-краеведческую работу с детьми, юношами и девушками, пребывающими в них;
 - детские туристские общественные организации.
  2. ЦДЮТКЭ, СЮТур, турбазы и лагеря, отделы ДТДЮ создаются и действуют в соответствии с законом об образовании, положением (уставом) об образовательном учреждении и настоящим Законом.
  Независимо от форм собственности учреждения туристско-краеведческого профиля осуществляют свою деятельность по программам и нормативам, утвержденным государственным органом равления образованием.
  3. Учреждения детского и юношеского туризма создаются на основании решений государственных органов исполнительной власти в области образования одним или несколькими учредителями, регистрируются в установленном законодательством порядке. Они могут находиться в ведении как органа исполнительной власти, так и другого юридического лица.
  4. Управление учреждениями детского и юношеского туризма осуществляется в соответствии с национальным законодательством и их уставами (положениями) и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
  Формами самоуправления являются общее собрание, педагогический совет и т.д.

  Статья 7. Детские и юношеские туристские общественные объединения (клубы)

  1. Членами и участниками детских и юношеских туристских общественных объединений могут быть граждане государств-участников в соответствии с национальным законодательством.
 2. Приобретение прав юридического лица детскими и юношескими туристско-общественными объединениями возможно при наличии в составе руководящего органа объединения не менее трех человек, достигших возраста 18 лет.
 3. Детские и юношеские туристские общественные объединения руководствуются в своей деятельности соответствующими законодательными актами государств-участников и уставами, утвержденными общим собранием (конференцией, съездом и т.д.) членов объединения.

    Статья 8. Инструкторско-педагогическая работа с детьми и юношеством

  К профессиональной педагогической работе с детьми и юношеством допускаются лица, имеющие документы установленного образца о среднем специальном или высшем профессиональном образовании и специальной подготовке по туристско-краеведческой деятельности (инструктор детско-юношеского туризма, организатор туристско- краеведческой работы).

 Статья 9. Медицинское обеспечение и врачебный контроль занимающихся туризмом

  1. К занятиям детским и юношеским туризмом допускаются дети, юноши и девушки, прошедшие освидетельствование в государственных медицинских учреждениях и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья к участию в походах и соревнованиях.

 2. Врачи поликлиник, подростковых кабинетов совместно с педагогами-организаторами и инструкторами детско-юношеского туризма осуществляют учет занимающихся, контроль за их состоянием здоровья и физическим развитием.

     Статья 10. Туристско-спортивные звания и разряды

   Детям, юношам и девушкам, достигшим высоких результатов и выполнившим нормативы и требования как в индивидуальных соревнованиях, так и в составе команд, присваиваются спортивные звания и разряды. Выдачу документа о спортивном звании или разряде проводит государственный орган или по его поручению учреждение дополнительного образования, имеющее государственную аккредитацию,или общественное объединение, зарегистрированное в установленном законодательством порядке.

 Глава 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

    Статья 11. Источники финансирования детского и юношеского туризма

  Основными источниками финансирования детского и юношеского туризма являются федеральный, региональный и местный бюджеты.
    Дополнительными источниками финансирования могут быть:
  - средства предприятий, организаций, общественных объединений,фондов, иностранных государств и граждан, частных лиц, выступающих в качестве учредителей и соучредителей;
 - собственные средства, в том числе валютные, от туристской консультативной, научно-исследовательской, издательской, производственной и другой деятельности, не запрещенной национальными законами;
   - доходы от депозитных вкладов;
 - средства, передаваемые безвозмездно предприятиями,организациями, общественными фондами, частными лицами и спонсорами; кредиты; другие источники, не противоречащие законодательству.

    Статья 12. Порядок финансирования детского и юношеского туризма в образовательных        учреждениях и учреждениях дополнительного образования

   1. Финансирование образовательных учреждений туристско-краеведческого профиля осуществляется на основе государственных нормативов в расчете на каждого обучающегося по всем видам и типам учреждений, исходя из принципа оптимального последовательного увеличения фактических расходов на одного учащегося.
  Государство гарантирует выделение средств на нужды развития детского и юношеского туризма в размере, обеспечивающем его приоритетность, а также защищенность соответствующих расходных статей в условиях инфляции.
   2. Использование дополнительных источников не влечет за собой снижения нормативов или абсолютных размеров финансирования из государственного и местных бюджетов.
   3. В целях привлечения инвестиций в систему детского и юношеского туризма государство, региональные и местные органы власти предусматривают:
 - специальную систему налоговых льгот для учреждений и организаций туристско-краеведческого профиля, юридических и физических лиц, вкладывающих свои средства в любой форме в развитие детско-юношеского туризма. Характер, размеры и порядок предоставления этих льгот определяются действующим законодательством;
 - льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим свое имущество в аренду учреждениям и организациям, которые работают в системе детско-юношеского туризма.
   Продукция учреждений и организаций, изготавливаемая и реализуемая на нужды детско-юношеского туризма, приравнивается к товарам народного потребления.
  4. Финансирование образовательных учреждений туристско-краеведческого профиля, включая расходы на создание и укрепление материальной базы, проведение туристско-спортивных мероприятий и участие в соревнованиях, осуществляется за счет бюджетов всех уровней по разделу "Образование".
  Образовательные учреждения, отдельные коллективы, педагоги и тренеры, работающие в режиме эксперимента, пользуются правом дополнительного финансирования в соответствии с законодательством.
   5. Органы государственной власти в области образования и в области туризма могут заключать договоры (государственный заказ) с общественными объединениями на подготовку и проведение массовых туристско-спортивных соревнований среди детей и юношества с финансированием мероприятий в полном объеме.
  6. Финансовые средства учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля изъятию не подлежат и налогами не облагаются.

   Статья 13. Производственно-коммерческая деятельность

   1. Образовательные учреждения туристско-краеведческого профиля и общественные объединения вправе получать доходы от производственно-коммерческой, в том числе образовательной, деятельности, инвестируемые в развитие этих учреждений, детских и юношеских общественных объединений.
   2. Производственно-коммерческая деятельность в части предоставления туристско-экскурсионных услуг другим категориям граждан (кроме имеющих социальные льготы) осуществляется в соответствии с национальным законодательством в области туризма.

    Статья 14. Материально-техническая база детского и юношеского туризма

  1. Органы государственной власти, региональные и местные органы власти выделяют бюджетные и иные средства на строительство,содержание и развитие материально-технической базы детского и юношеского туризма, устанавливают налоговые льготы собственникам материально-технической базы, предоставляющим сооружения, здания и иные объекты для организации и проведения туристско-краеведческой и соревновательной деятельности среди детей, подростков и молодежи.
  2. Объекты собственности, закрепленные учредителем за государственными, муниципальными и иными образовательными учреждениями туристско-краеведческого профиля, общественными объединениями, находятся в оперативном управлении этих учреждений,объединений, которые несут ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленной за ними собственности.
 3. Материально-техническая база государственных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, используемая в образовательной, научно-исследовательской деятельности и для решения других задач в сфере детско-юношеского туризма, налогами не облагается и приватизации, или разгосударствлению, не подлежит.
  4. Развитие материально-технической базы образовательных учреждений осуществляется в приоритетном порядке за счет бюджетных, а также собственных и иных средств на нормативнойоснове с учетом достижений мировой практики.

    Статья 15. Отношения собственности

   1. За образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования и общественными объединениями в целях обеспечения деятельности, предусмотренной уставом (положением),учредитель (учредители) закрепляет на праве оперативного управления сооружения, здания, оборудование, а также другое необходимое имущество туристского, физкультурно-спортивного,социального, культурного и иного назначения.
  2. Образовательному учреждению, учреждению дополнительного образования, детско-юношескому общественному объединению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющегося результатом деятельности организации сферы детско-юношеского туризма, а также на доходы от собственности.
  3. За государственными образовательными учреждениями,учреждениями дополнительного образования, детско-юношескимиобщественными объединениями закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование выделенные им в установленном порядке земельные участки.
  4. Имущество, переданное образовательным учреждениям,учреждениям дополнительного образования, детско-юношеским общественным объединениям, не подлежит изъятию для использования в иных, кроме туристско-краеведческой, туристско-спортивной деятельности, целях.
  5. Образовательное учреждение, учреждение дополнительного образования несет ответственность за сохранность и эффективное использование своего имущества.
 6. Контроль за деятельностью учреждений в этой части осуществляется учредителем или уполномоченным лицом.

 Глава 4. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

Статья 16. Международное сотрудничество в области детского и юношеского туризма

   1. Международное сотрудничество в области детского и юношеского туризма осуществляется в рамках внешнеполитической деятельности,основываясь на подлинном партнерстве, взаимном доверии,межгосударственных договорах и соглашениях.

   2. Государства-участники проводят согласованную политику в области детского и юношеского туризма по работе с детьми и юношеством в рамках двусторонних и многосторонних соглашений и договоров.
   3. В целях международной деятельности в области детского и юношеского туризма органы управления образованием и органы управления физической культурой, спортом и туризмом всех уровней,образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, общественные объединения имеют право:
  - устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями,учреждениями и организациями;
 - заключать с иностранными партнерами договоры о совместной деятельности, которые не могут рассматриваться как международные договоры государства;
  - вступать в неправительственные международные организации;
  - создавать с участием иностранных партнеров центры детско-юношеского туризма, комплексы, клубы и иные учреждения детского и юношеского туризма и их структурные подразделения.
   4. Органы управления образованием и органы управления физической культурой, спортом и туризмом всех уровней,образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, общественные объединения вправе участвовать в международном сотрудничестве в области детско-юношеского туризма посредством:
   - участия в международных туристско-спортивных мероприятиях;
 - участия в программах двустороннего и многостороннего обмена учащимися, студентами, педагогическими и научными работниками;
  - проведения совместных научных исследований, участия в конгрессах, конференциях, симпозиумах, семинарах и других мероприятиях.

    Статья 17. Внешнеэкономическая деятельность

   1. Органы управления образованием и органы управления физической культурой, спортом и туризмом всех уровней,образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, общественные объединения вправе самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, направленную на выполнение задач, которые определены настоящим Законом, и иметь валютные счета в банковских и других кредитных организациях в порядке, установленном законодательством государства.
  2. Валютные средства, полученные органами управления образованием и органами управления физической культурой, спортом и туризмом всех уровней, образовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, общественными объединениями отвнешнеэкономической деятельности, принадлежат им на праве собственности или поступают в их оперативное управление и изъятию не подлежат