Главная / МУЗЕИ для детей / Музей политической истории России (Москва)

Музей политической истории России (Москва)

Образовательная программа «Советская эпоха: вдоль и поперёк»
Из опыта проектной деятельности Музея политической истории России
Кураева Л.К.,
руководитель проекта,
заместитель директора Музея политической истории России,
Чекоданова К.К.,
автор проекта,
методист Музея политической истории России

Автор и разработчик программ К.К. Чекодаева разработала восемь образовательных игр-тренингов, вошедших в поддержанную фондом В. Потанина образовательную программу «Советская эпоха: вдоль и поперек» для будущих культурологов, филологов (лингвистов и литературоведов), политологов, философов, журналистов, историков, менеджеров в различных областях социальной и культурной деятельности.

Участие в игре-тренинге означает активное присутствие, свободную и креативную форму музейного общения. Участники включаются в диалог, спор. Предмет обсуждения – музейные материалы, документальные источники. Сценарии игр-тренингов предполагают состязательный характер, что придает им живость и азарт. В основу каждой игры заложены принципы коллективного действия, спонтанной импровизации, театрализации.

Игра предполагает:

  • прохождение тематического музейного маршрута в сопровождении музейного сотрудника;
  • командную работу над выполнением заданий;
  • защиту результатов, проходящую в виде интеллектуально-творческого поединка;
  • подведение итогов.

Игры-тренинги:

Культурные коды Страны Советов

Игра-тренинг адресована будущим культурологам. В центре внимания – знаки и символы советской эпохи, стереотипы поведения советского человека, предметы и приметы его быта. Тренинг учит разгадывать смыслы, закодированные в вещах. Он адресован тем, кто занимается историей повседневности. Темы музейного маршрута посвящены музыкальному и поведенческому кодам, а также дресс-коду советской эпохи. Темы заданий тренинга связаны с интерпретацией музейных предметов и тематических комплексов. В завершении тренинга его участники вживаются в роли типических героев советской эпохи и представляют их своим «коллегам».

Френчи, галифе, рубахи-сталинки, кирзачи, ватники, шинели, гимнастерки, ратиновые пальто, шапки-пирожки, пыжиковые шапки создают образы типических героев советского времени. Для осуществления игры-тренинга были изготовлены копии наиболее характерных головных уборов, среди которых ленинская кепка, сталинский картуз, «номенклатурные» шляпы и шапки. К игре-тренингу подобраны литературные тексты, цитация которых помогает объяснить ту или иную ситуацию, касающуюся истории повседневности.

Новояз Страны Советов

Игра-тренинг адресована филологам-русистам, лингвистам и языковедам. Многие странности и особенности Страны Советов можно объяснить, прибегнув к анализу лексики, законсервировавшей политические, общественные, бытовые реалии жизни советского человека.

Язык порой отражает эпоху адекватнее, чем статистические данные и исторические факты – их нужно толковать, а язык говорит сам за себя.

Автора сюда!

Игра-тренинг адресована филологам-русистам, литературоведам и историкам литературы. В центре внимания – история Страны Советов в стихах советских и антисоветских поэтов. Поэты выступают свидетелями жизни в Стране Советов, они были очевидцами важных событий ее истории. Тренинг обнаруживает уровень начитанности студентов, их умение вести дискуссию и защищать свою точку зрения.

Темы заданий тренинга предполагают работу по интерпретации поэтического текста, анализу исторического контекста, выявлению подтекста. От участников требуется определить авторов тех или иных строк, назвать отразившиеся в них события.

Имеющиеся музейные комплексы «Коммунальная кухня», «Барак», «Переезд на новую квартиру» дают возможность обратиться к текстам не только поэтов, но и прозаиков и определить характер их отношения к реалиям советской жизни. Материалы экспозиции позволяют вспомнить также народное творчество – политическую частушку, которая, как и политический анекдот.

Эффективный менеджер. Кто он?

Игра-тренинг адресована менеджерам в различных областях социальной и культурной деятельности. Цель игры – расшифровать лозунг «Кадры решают все!». Какие кадры всё решают? Что необходимо решать?

Тренинг обнаруживает лидерские качества участников, их способность работать в команде, нестандартно решать задачи различного уровня сложности. Темы музейного маршрута раскрывают особенности стилей руководства в Стране Советов, объясняют систему поощрения за труд и т. д. Темы задания тренинга связаны с работой по ревизии и конверсии советского опыта руководства.

Участникам игры-тренинга дается задание – реконструировать разорившиеся заводы-первенцы социалистической индустрии: «Красный гвоздильщик» и «Красный текстильщик». Готовя бизнес-план своего проекта, они не только проводят ревизию советского экономического наследия и решают его судьбу, но и определяют свои методы руководства.

Что утопило утопию: мифы Страны Советов

Игра-тренинг адресована будущим философам. В центре внимания – парадоксы жизни между утопией и реальностью. Советские люди видели одно, слышали другое, думали третье. Говорили не то, что думали, поступали не так, как говорили. Почему утопия не стала реальностью? Тренинг создает поле для дискуссий и способствует выработке оценочных суждений у студентов в отношении конкретных явлений советской эпохи. Темы музейного маршрута знакомят с наиболее известными литературными утопиями, так или иначе отразившими историю Страны Советов. Сюжеты художественных произведений на фоне музейных комплексов раскрывают суть утопических идей «кремлевских мечтателей».

Темы заданий связаны с участием в подготовке и обсуждении программы виртуальной научно-практической конференции «Мифы советской эпохи». Участникам игры-тренинга предлагается объяснить, почему коммунистические учителя и вожди, неоднократно утверждавшие, что критерий истины – практика, не хотели видеть очевидного: на их глазах идеология превращалась в мифологию, коммунистическая утопия – в антиутопию. Игра-тренинг призвана убедить участников в том, что социальное прожектерство опасно.

Подумай: советская политическая система

Игра-тренинг адресована будущим политологам. В центре внимания – особенности политической системы Страны Советов. Тренинг учит видеть то, что находится «за фасадом, под ковром и за кулисами» политических событий, явлений, поступков. Темы музейного маршрута раскрывают истоки и уроки внутрипартийной борьбы, объясняют суть номенклатурных принципов и партийной дисциплины, особенности устройства советского государства.

В экспозиции представлен материал, который дает возможность не только остановиться на особенностях советской политической системы, но и выявить черты её преемственности в современной России. Темы задания тренинга связаны с определением модели эффективного государственного устройства. Участники игры предлагают модель государства на тех принципах и основах, которые кажутся им разумными и эффективными.

Кто есть кто в Стране Советов

Игра-тренинг адресована студентам-историкам. Темы музейного маршрута связаны с представлением социального среза общества в разные периоды истории Страны Советов. В центре внимания – человек, общество, власть.

Тренинг учит работать с причинами и следствиями, частностями и деталями. В экспозиции представлены «скудные вещи» советского времени: одежда, обувь, посуда, бытовые предметы.

Задание заключается в исследовании вещи, попытках ее атрибуции и интерпретации. Исследование типовых вещей из советской эпохи поддерживается анализом художественных текстов, авторы которых описывали предметный ряд эпохи. За поэтическими строчками встают реалии быта. Участникам игры-тренинга предстоит расшифровать эти реалии.

Боевое перо: идеологические клише Страны Советов

Игра-тренинг адресована будущим журналистам. В центре внимания – деятельность советского АГИТПРОПа – отделов, отвечающих за идеологию, агитацию и пропаганду в партийных и советских органах власти.

Тренинг провоцирует спор о том, насколько свободным и независимым может быть журналист.

 Задание, предполагающее коллективный процесс создания макета газеты, в которой участники хотели бы работать, показывает, насколько будущие журналисты понимают степень своей ответственности перед обществом.

Подробнее  на сайте  http://www.cultmanager.ru/magazine/archive/95/2474/
№ 10, 2012 «Учреждения культуры»