Главная / Все новости / Актуальные новости / 13 ноября 2013 г. в Госдуме прошло обсуждение вопросов детского туризма

13 ноября 2013 г. в Госдуме прошло обсуждение вопросов детского туризма

« Назад

14.11.2017 00:20

Круглый стол на тему «Оптимизация государственного регулирования вопросов организации выездных мероприятий с обучающимися (туристско-краеведческой деятельности) - транспортное, медицинское обслуживание, обеспечение безопасности, финансовое и техническое обеспечение» состоялся в Государственной Думе 13 ноября 2017 года. Ведущим выступила Тутова Лариса Николаевна, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке.

Новости - Госдума c4b6e648554aae72195396ebff4b37eb Основные темы обсуждения- экскурсионные программы, туристско-краеведческие мероприятия, безопасность детей.

В своем вступительном слове Тутова Л.Н. привела цифры, свидетельствующие о существенном уменьшении числа детских туристских организаций и участвующих в них обучающихся за период с 2006 по 2016 годы. Количество детских объединений в учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого направления за 10 лет уменьшилось на 25%. Такое сокращение сказалось на уменьшении количества детей, принимавших участие в походах более чем в два раза, в  экскурсиях на 30%, на более миллиона юных экскурсантов стало меньше.

«Очень хотелось бы вернуть школьникам общение с природой, внешним миром, социумом, − сказала Л.Тутова. − Но при этом мы не должны забывать о том, что безопасность детей остается на первом месте».

Синюгина1510557149289 С основным докладом выступила заместитель министра образования и науки РФ Синюгина Татьяна Юрьевна. Она объяснила, что такое сокращение детских учреждений и количества детей, занятых в туристских мероприятиях, обусловлено современными реалиями и возможностями в разные периоды времени. В последние годы произошла серьёзная оптимизация детских учреждений дополнительного образования, и как следствие этого — многие профильные туристские организации вошли структурными подразделениями в многопрофильные. В этом отношении заместитель министра высказала позицию министерства: перед объединением туристско-краеведческих учреждений с другими или их перепрофилированием надо взвешивать все «за» и «против», и только потом принимать решение о целесообразности таких преобразований.

Сокращение количества занимающихся в туристских организациях детей связано с объективной причиной — сокращением количества педагогов дополнительного образования. Поэтому на Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения министерством возлагаются обязанности по оказанию методической помощи и поддержке детских туристских организаций в регионах. Для всех детских учреждений отдыха главным должны быть принципы доступности, массовости, кадровое обеспечение и безопасность детей.

Министерство поддерживает активизацию работы маршрутно-квалификационных комиссий и готово активно включиться в процесс совершенствования законодательства по детскому туризму.

Плаксин 1510558101048От Роспотребнадзора выступил Плаксин Семен Иванович, начальник отдела организации санитарного надзора по гигиене детей и подростков.

В летний период сотрудниками Роспотребнадзора было проведено более 15 тыс. проверок лагерей различных типов, спортивных и туристских мероприятий, культурно-массовых мероприятий, экскурсий и туристских маршрутов. Большинство выявленных нарушений (35%) связаны с санитарным состоянием лагерей, 14% − с нарушением питьевого режима. По результатам проверок   было выписано штрафов на более 13,5 млн. руб. Отмечается динамика снижения количества палаточных лагерей. В летний сезон 5 лагерей не были открыты.

Морозов 1510558132171Морозов Дмитрий Анатольевич, председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья.

По результатам работы по изучению положения в детских учреждениях отдыха в разных регионах пришел к выводу, что невозможно соответствовать всем нормативным документам, т.к. имеется несоответствие в требованиях к детским учреждениям отдыха в законе об образовании и в законе о здравоохранении. Нужен единый документ по этим двум ведомствам в отношении оказания медицинской помощи детям вне медицинского учреждения, четкие должностные инструкции. Также нужно внести ясность — каким образом можно оказывать своевременную первую медицинскую помощь ребенку, например, если педагог не имеет права этого делать.

Омельченко 20171113_104156 Омельченко Владимир Иванович, заместитель директора Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения, руководитель направления туристско-краеведческой деятельности.

В своем выступлении сделал акцент на наиболее распространенной форме - туристском походе - как эффективном средстве воспитания личности, человека-созидателя, на получении участниками  турпохода навыков и умения  выживать в природной среде. Туристские услуги — самая неурегулированная сфера в плане оказания туруслуг в походе. Отметил, что неправомерно отнесение к туризму таких экстремальных услуг в сфере досуга как серфинг, зорбинг и т.п.Запутанность в законодательстве ведет к запутанности в ведомственных документах.

Список регламентируемых маршрутов не может обеспечить всех вариантов маршрутов, которые в зависимости от погодных условий могут меняться. Нужна инфраструктура маршрутов, что обеспечивало бы безопасность на маршруте.

Выступления:

Константинов Юрий Сергеевич, вице-президент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения.

Остановился на нормативно-правовой базе, отметив, что многие работают по нормативным документам, принятым более 20 лет назад. Новые Правила путешествия детей, представленные в Минобрнауки 3 года назад, остаются пока без ответа.

Предложение: нужен единый межведомственный документ на уровне правительства по детскому туризму.

Минделевич Сергей Владимирович, руководитель Комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета при Ростуризме.

Поднял самый болезненный вопрос в детском туризме— выполнение п.3 Постановления Правительства № 1177 об организованной  перевозке групп детей автобусами. В течение 4-х лет переносится срок вступления в силу данного пункта, хотя безопасность перевозки зависит не столько от возраста автобуса, сколько от его технического состояния.

Другие проблемы:
  • при проверках контролирующие органы руководствуются ГОСТ по спасательным жилетам, качественные параметры которых давно устарели, но этот ГОСТ не позволяет использовать современные спасжилеты;
  • принятый Лесной кодекс приравнивает использования сухостоя к хищению, поэтому становится противозаконным разведение костров в походе из сухостоя, а выкорчевывать пни для таких нужд дети не в состоянии;
  • сотрудники МВД в соответствии с законом об антитеррористической безопасности ставят требования по возведению 1,5 метровых заборов вокруг палаточных лагерей и др.

Выступления от регионов:

Камчатский край.

Жуков Г.В., заместитель директора Камчатского Дома детского и юношеского туризма и экскурсий:

требования по перевозке детей в соответствии с Постановлением Правительства № 1177 невозможно выполнять в Камчатском крае ввиду природных условий, это касается как школьных автобусов, так и транспортных средств, которые реально могут перевозить детей к местам отдыха в природных условиях края, но не соответствуют единым требованиям в стране. В связи с этим возникает много проблем с ГИБДД.

Карелия.

Степанова Г.И., директор ГБОУ дополнительного образования детей «Республиканский центр детско-юношеского туризма»:

события на Сямозере в прошлом году привели к тому, что теперь различные ведомства осуществляют контроль, но не оказывают помощь организациям, т. к. это в их функциях не обозначено. Проверяющие при составлении актов приема лагеря стали применять к походам требования как к палаточным лагерям. К проверяющим органам подключились даже статистические организации.

Другая проблема − директора школ опасаются отпускать детей в походы, в результате, в 2017 году отмечалось самое минимальное количество детей, отдохнувших в лагерях в Карелии.
Положительный момент — коммерческие организации стали обращаться за оформлением выхода тургруппы на маршрут.

Краснодарский край.

Мержоев К.С., директор ГБОУ дополнительного образования детей «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» Краснодарского края

Несмотря на зарегулированность деятельности отмечается увеличение в 2 раза показателя выхода на маршруты.
Особенно в районах отмечается много запретов и ограничений туристской деятельности, при всем том, что участие в турпоходах обеспечивает получения навыков  выживания в природной среде, результатом чего подготовленные молодые люди в дальнейшем поступают на военную службу, участвуют в мероприятиях МЧС по оказанию помощи населению при различных форс-мажорных обстоятельствах.

Тульская область.

Козлова Л.Н., заместитель директора Департамента культуры министерства культуры Тульской области.

Имеет место сокращение на 30% число поездок школьников с культурно-познавательной целью, что связано с транспортными проблемами. В Тульской области планируется в перспективе создание государственного парка автотранспорта для перевозки детей. Как альтернатива автобусным организуются поездки по железной дороге. Пример тому железнодорожный маршрут «Тульский калейдоскоп», получивший поддержку губернатора Тульской области. 4 года работает программа «Тульский марафон», знакомящая детей с достопримечательностями и историей области.

Необходима системная и постоянная поддержка со стороны Минобрнауки  национальной программы детского культурно-познавательного туризма «Моя Россия», а также государственная поддержка туроператоров.

Грицун М.В. директор палаточного лагеря «Остров героев»,  заместитель  председателя Совета  «СОДАТ»

обозначила проблемы: боязнь родителей, школ отправлять детей в поездки; чиновники на местах сопротивляются, не заинтересованы в развитии детского туризма; зарегулированность законодательства; отсутствует поддержка негосударственного сектора; отсутствие национальных троп, инфраструктуры активного отдыха; отметила роль палаточных лагерей как базы подготовки и отправной точки походов.

Предложения:

  • нужен единый комплект документов по видам лагерей;
  • необходима стратегия по национальным тропам;
  • целесообразно использовать разработанную АСИ модельную программу детского отдыха, в которой изложены методы государственной поддержки детского туризма;
  • уделять внимание подготовке вожатых для палаточных и полевых лагерей, т. к. для работы в них требуются дополнительные навыки.

Представитель Крыма

Ситуация в Крыму складывается таким образом, что 3 года назад на территории республики было проведено 900 походов, в этом году — 20. Требования к проведению соревнований местным Роспотребнадзором приравниваются к требованиям по палаточным лагерям (по мед.обслуживанию и др.), ориентируют на проведение соревнований на территориях действующих лагерей, в результате чего существенно уменьшается количество участников мероприятий. В целом, в Крыму существует превратное толкование нормативных актов, что негативно отражается на активном отдыхе, поэтому просьба к руководству Роспотребнадзора обратить  внимание на действия отделения Роспотребнадзора в Крыму.

Надо отметить, что выступления были содержательные, конструктивные. Депутаты и участвовавшие в обсуждении представители министерств и ведомств выразили открытость и готовность взаимодействовать с общественными организациями и специалистами-практиками.

По мнению участников круглого стола, усиливающиеся негативные тенденции в рассматриваемой области связаны, прежде всего, с ужесточением нормативно-правового регулирования, когда под предлогом заботы о жизни и здоровье обучающихся, были приняты без соответствующей проработки и обсуждения нормативные документы федеральных ведомств, касающиеся санитарных норм, правил перевозки и медицинского обслуживания. Это относится к работе лагерей палаточного типа, правил организованной перевозки групп детей автобусами без разграничения требований в зависимости от субъекта ее осуществления и от расстояния.

Сами Правила перевозки крайне зарегулированы и предусматривают, в том числе ограничения, практически не влияющие на безопасность перевозки. Избыточным кажется и п.3 Правил, что в связи с отсутствием необходимого количества автобусов ограничивает не только развитие детского туризма, но и организацию образовательного процесса (перевозка участников конкурсов, фестивалей, спортивных мероприятий). Самостоятельное перемещение детских коллективов увеличивает риск возникновения несчастных случаев.

Также возникают многочисленные конфликтные ситуации в субъектах РФ и судебные разбирательства с надзорными органами в связи с осуществлением туристской деятельности в соответствии с положением о лицензировании.

Кроме федеральных ограничений в регионах России приняты местные акты, также затрудняющие или делающие невозможной деятельность, связанную с активным туризмом. В ряде регионов деятельность палаточных лагерей находится под прямым запретом региональных властей.

На основании обсуждения даны рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы, созданию благоприятных условий развития детского туризма:

  • Правительству Российской Федерации;
  • Министерству образования и науки РФ;
  • Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения;
  • Комитету Государственной Думы по культуре и Министерству культуры РФ;
  • Органам законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
  • Руководителям образовательных организаций.

Надо надеяться, что здравый смысл и понимание проблем детского туризма на различных уровнях власти − законодательной и исполнительной − дадут положительные результаты в интересах детей и организаторов детского туризма.

Л.Ильина