Главная / Все новости / Актуальные новости / 17 ноября 2016 г. в Общественной палате РФ прошел круглый стол "Детский туризм: после Карельской трагедии"

17 ноября 2016 г. в Общественной палате РФ прошел круглый стол "Детский туризм: после Карельской трагедии"

« Назад

20.11.2016 08:47

Комиссия детско-юношеского и молодежного туризма Общественного совета Ростуризма (Минделевич С.В.) обратилась к председателю Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Общественной палаты РФ Суторминой Е.В. с просьбой провести круглый стол, посвященный проблемам детского туризма после трагических событий в Карелии. Сутормина Е.В. поддержала данную инициативу и выступила модератором данного мероприятия. Надо отметить, что Комиссия Общественной палаты РФ с пониманием относится к теме детского туризма и уже неоднократно проводила общественные слушания, на которых рассматривались вопросы детского туризма с привлечением представителей государственной власти, общественных и коммерческих организаций, занятых в сфере детского туризма и отдыха, по итогам готовит документы, которые направляет в органы государственной власти.

Новости - ноябрь 20161117_100945_HDR

В работе прошедшего 17 ноября 2016 года круглого стола на тему «Детский туризм: после Карельской трагедии» приняли участие члены ОП: председатель Комиссии Сутормина Е.В., Вавилова Н.И. , член Комиссии ОП РФ по культуре, представители органов государственной власти: от Роспотребнадзора (Плаксин С.И.), МЧС России (Кададов С.А.), Следственного комитета РФ (Минаева Е.В., Свечинов В.Ю.), а также представители детских организаций из Москвы и регионов России, занимающиеся организацией детского отдыха, родители детей, отдыхавших в лагере «Золото Белого моря» в Карелии.

С основным докладом о состоянии детского отдыха в России и тревожном положении в данной сфере выступил Минделевич С.В., член Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве РФ, руководитель Комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Ростуризма. Основываясь на данных Росстата и Министерства образования он дал характеристику состояния детского туризма. Приводим несколько примеров статистических данных из его выступления.

 Новости - ноябрь 20161117_101906_HDRНовости - ноябрь 20161117_102115_HDRНовости - ноябрь 20161117_101814_HDRНовости - ноябрь 20161117_101705_HDR

Минделевич С.В. привел примеры необоснованных действий администраций в отношении организаций детского туризма после карельской трагедии, наиболее яркие из которых — это запреты проведения мероприятий на воде в Карелии, выезда детей на водоемы, запрета походов по Крыму из-за необработанных многокилометровых трасс и др. По мнению Минделевича С.В. многочисленные запреты на походы - это тупиковый путь, т.к. нельзя лишать детей возможности путешествовать, и  метод запретов  не решает вопрос безопасности детей, а только снимает ответственность с администраций регионов.
Также было им было отмечено отсутствие нормативной базы по детскому отдыху в коммерческом туризме, в то время как нормативных документов в достаточном количестве имеется в государственной сфере дополнительного образования.
В части «перегибов» при проверках лагерей, проведенных в летний период 2016 года, Роспотребнадзору  необходимо дать разъяснения региональным подразделениям по применению нормативно-правовых актов, и также обратить внимание на значительное количество ограничений в части организации походов на территории Республики Крым, не предусмотренных действующим законодательством.

Предложения по совершенствованию туристско-краеведческой деятельности:

  1. срочно внести в постановления Правительства РФ № 99 и № 1085 положения, по которым детский отдых и детский туризм (в частности, детские походы и экспедиции) выводятся из-под действия ФЗ № 44;
  2. внести профессию «инструктор-проводник» в правовое поле — ввести ее в список профессий Минтруда, разработать и утвердить профстандарт;
  3. необходимо начать массовое обучение специалистов по этой профессии ( в том числе в системе переподготовки и дополнительного образования педагогов);
  4. разработать и принять на федеральном уровне единые нормативные документы (инструкции) по организации, проведению и обеспечению безопасности мероприятий в сфере детского туризма (походов, экспедиций, слетов и др.).

Представители госорганов согласились в целом с тем, что во время проверок лагерей были «перегибы», перестраховка, но объяснили это необходимостью обеспечения безопасности детей. По сообщению Плаксина С.И. (Роспотребнадзор) количество палаточных лагерей в 2016 году по сравнению с 2015 годом сократилось примерно на 200, причем сокращение произошло, в основном, в 5 регионах: Ульяновской, Воронежской, Нижегородской областях, Пермском крае и Республике Чувашия. Все палаточные лагеря были проверены, не были допущены к работе всего 5 палаточных лагерей, в ходе проверок выявлены 62 несанкционированных лагеря, в т.ч. 14 палаточных (которые работали без уведомления Роспотребнадзора), их деятельность была приостановлена.

Кадаров С.А. (МЧС РФ) выразил мнение министерства, что существует много пробелов в нормативной базе детского туризма, но, с другой стороны, отмечаются также и случаи, когда организаторы детского отдыха не соблюдают требования по безопасности, а иногда для проверяющих органов создают видимость соблюдения требований. Федеральная надзорная служба МЧС ограничена кадрами, которые не могут обеспечить надзор по всей стране, поэтому будут созданы региональные надзорные органы для проведения проверок на местах.

Новости - ноябрь 20161117_111507_HDR

Матвей Шпаро (лагерь «Лаборатория приключений») назвал состояние проверяющих даже истерией, причем доходило иногда до того, что при отсутствии таблички «не курить» на территории палаточного лагеря выписывали лагерю штраф в размере 100 тыс. рублей. Но главное — это то, что на местах по-разному трактуют документы Роспотребнадзора, в законе не прописаны понятия «детский отдых» и «детский туризм», что необходимо сделать, а также — лицензирование не может обеспечить безопасность детей.

От Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения (Омельченко В.И.) поступили предложения: создать ресурсные центры в регионах, поддержать проект «Моя родина — Россия», предусмотреть при разработке федерального закона об отдыхе и оздоровлении раздел, регламентирующий вопросы безопасности детей при использовании туристских форм работы, а именно:
  • вопросы деятельности МКК;
  • статус инструкторов детско-юношеского туризма;
  • полномочия субъектов РФ по определению организаций, ответственных за координацию туристских форм работы с детьми в регионе и др.

Выступавшие руководители общественных и коммерческих организаций, имеющие многолетний опыт проведения палаточных лагерей и походов, отметили следующее:

  • к летнему сезону 2017 года необходим единый документ, согласованный со всеми ведомствами, на что есть еще время для согласования (Омельченко В.И., Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения);
  • без регистрации работают фирмы, предоставляющие услуги для лагерей, не отслеживаются коммерческие группы; проблемы в связи с запретом на использования сухостоя − порубочный лист для походников и палаточных лагерей не оформляется, а нести с собой дрова для костров нет возможности; проблемы с кадрами, т. к. при низкой зарплате (5 000 руб./мес.) найти профессиональных инструкторов невозможно, поэтому привлекаются студенты и практиканты вузов и колледжей (Степанова Г.И., станция детско-юношеского туризма Республики Карелия);
  • чрезмерное количество проверок в летний сезон приводило к напряжению среди детей и отвлекало воспитателей и вожатых от работы, что  сказывалось на той же безопасности детей, о которой ратовали проверяющие (это отметили все руководители палаточных лагерей: Грицун С.П, ООО «Остров героев», Левчук А.А., палаточный лагерь Летней экологической школы и др.);
  • поскольку на местах, в т.ч. в Новосибирской области, Республике Карелия региональными органами были запрещены походы , в то время как незарегистрированные группы такие походы проводили, следует, что нужны единые понятия и правила, которым следовали бы все, и их применяли также и в регионах (Анохин А.В., Станция юных туристов Новосибирской области);
  • программы активного отдыха — программы воспитания детей, особенно это важно в условиях, когда дети значительную часть времени проводят в виртуальном мире, а активный отдых, походы погружают их в реальный мир, острожно знакомят с рисками, поэтому такой вид отдыха необходим (Зарубина Т.С., ООО «Агентство приключений»);
  • в Свердловской области не возбуждают уголовные дела в отношении незаконного предпринимательства в сфере туризма, принимаются законы, которые не имеют судебной практики ( (Винер В.А., Свердловская область);
  • достоинством проекта закона являются межлагерные комиссии, требования к руководителям и организаторам, но также можно использовать уже подготовленный экспертами документ по организации детского активного отдыха, который был представлен в Минобрнауки и находится там уже долгое время (Константинов Ю.С., Международная академия детско-юношеского туризма и краеведения);
  • в результате ухода государства из сферы детского активного отдыха освободившиеся места занимают коммерческие структуры, деятельность которых не регламентируется; также нужны правила и по совместному отдыху родителей с детьми (Миндель А.Я., РОО "Образование. Спорт. Реабилитация");
  • использовать накопленный десятилетиями положительный опыт организации детского туризма в нашей стране, который администрациями не принимается во внимание в своей практической деятельности  (Сургуладзе Е.А., ООО "СпортТурКонсалтинг").

Новости - ноябрь 20161117_101015_HDR

Общее мнение — туристские организации ожидают от разработчиков проекта закона и нормативных документов единых понятных правил и требований по детскому отдыху, разъяснений нормативных документов по детскому туризму в регионах, т. к. в настоящее время на местах документы трактуют по-разному, определить статус инструктора детско-юношеского туризма и проводить подготовку и переподготовку кадров для данной сферы.

В завершении работы круглого стола директор палаточного лагеря «Золото Белого моря» Орлов Д.В. информировал о сложившейся ситуации с проверкой лагеря в Карелии и последствиях. В его поддержку с положительной оценкой деятельности лагеря выступили родителей детей, неоднократно отдыхавших в данном лагере, и родители, которые были участниками программ лагеря. Надо отдать должное ответственным работникам Следственного комитета, которые внимательно выслушали выступления и обещали со своей стороны разобраться с ситуацией, сложившейся с данным палаточным лагерем.

По итогам круглого стола с учетом высказанных замечаний, пожеланий и сделанных предложений будет подготовлен документ  с участием заинтересованных организаций для направления в государственные органы.

Приглашаем всех заинтересованных специалистов  присылать свои конкретные предложения — что, кому и когда надо сделать, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься туризмом. (эл.почта Комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму: v_veter@mail.ru)

Л.Ильина