Главная / Все новости / Актуальные новости / Утверждённый 8 сентября 2015 года приказом Министерства труда и социальной защиты РФ профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования» вступает в силу с 1 января 2017 года

Утверждённый8 сентября 2015 года приказом Министерства труда и социальной защиты РФ профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования» вступает в силу с 1 января 2017 года

« Назад

05.12.2016 16:50

Ирина Николаевна Попова, заместитель руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ «ФИРО», рассказала об основных спорных моментах в документе, а также о вопросах, связанных с организацией доп. образования в школе.

Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования"

Выступая на III Всероссийском съезде работников дополнительного образования, министр Ольга Васильева поддержала предложение участников мероприятия о переносе ввода профессионального стандарта педагога дополнительного образования. Глава Минобрнауки России отметила, что к использованию профстандарта необходимо подготовиться, поэтому если он вступит в силу с начала 2017 года, то это будет только формальным решением. Ольга Васильева пообещала, что от ведомства будет отправлена заявка в Минтруд России, чтобы введение профстандарта было перенесено на год позже.

Тема профстандартов сейчас является крайне актуальным вопросом, с их введением связано много споров среди специалистов и экспертов. Поэтому то, что вступление в силу профстандарта для работника дополнительного образования может быть отложено, скорее всего, будет воспринято профессиональным сообществом положительно, ведь появится возможность доработать его, исправить неточности и подготовится к его принятию.

На данный момент текст нынешней версии документа доступен для ознакомления на порталах правовой информации. Эксперт АРОО Ирина Николаевна Попова, к.п.н., доцент, заместитель руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ «ФИРО», рассказала о содержании этого профессионального стандарта и о его спорных моментах.

«Вопрос по профессиональному стандарту педагога дополнительного образования детей и взрослых на сегодняшний день является одним из наиболее сложных и вызывающим массу острых дискуссий.

Педагог дополнительного образования — это категория специалистов, которые интегрируют в себе и своей деятельности знания, опыт, компетенции сразу в нескольких сферах: профильного направления (хореография, художественная деятельность, техническое творчество и др.), педагогики и психологии. И довольно часто, и на съезде педагогов дополнительного образования подчёркивался этот аспект, они не имеют дипломов о педагогическом или психологическом образовании. Исходя из этого, разработка профессионального стандарта для таких специалистов — дело очень сложное, поскольку нужно учитывать специфику и нюансы традиционно сложившейся системы», — рассказала Ирина Николаевна.

В то же время эксперт отметила, что в нынешнем документе чётко определено содержание деятельности педагога дополнительного образования: это функции по реализации программы дополнительного образования, организация образовательного процесса с учётом особенностей детей, анализ результатов работы преподавателя и т.д. Всё это отражает практическую деятельность педагога дополнительного образования, однако есть в профстандарте некоторые моменты, которые вызывают вопросы.

Ирина Николаевна Попова выделила как наиболее сложный фрагмент стандарта тот, который касается образования специалистов:

«Требования к образованию и обучению — высшее образование — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых. Высшее педагогическое образование — магистратура в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых Высшее образование — специалитет или магистратура; рекомендуется дополнительное профессиональное педагогическое образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых» (п. 3.2).

«Если внимательно прочитать данное требование стандарта, то у педагога дополнительного образования должно быть два высших образования: высшее педагогическое в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых и профессиональное педагогическое. Это непростая задача для основной массы педагогов дополнительного образования (порядка 80% специалистов не имеют такого образования)», — прокомментировала эксперт спорный момент документа.

Она также обратила внимание и на другой фрагмент: «Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года» (п. 3.2).

«Обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю деятельности предполагает, что у нас в стране созданы центры повышения квалификации, ресурсные центры и т.п., позволяющие педагогам повышать квалификацию в системе, непрерывно, в указанном режиме. Однако практика свидетельствует о наличии острой проблемы относительно этого вопроса», — разъяснила Ирина Николаевна.

На съезде педагогов дополнительного образования были озвучены и другие важные новости. Так, Ольга Васильева рассказала, что считает правильным ввести в каждой школе бесплатные занятия, кружки и секции по таким направлениям, как научно-техническое творчество, спорт, музыка, шахматы, литературные и театральные кружки. Министр добавила, что развитие дополнительного образования является одним из приоритетных направлений работы Минобрнауки России.

Однако всё ли так просто? Ирина Николаевна Попова заметила, что у руководства школ возникает целый ряд проблем при организации дополнительного образования в своих учебных заведениях:

«Разделить проблемы можно на две основные группы: организационно-управленческие и педагогические.

Организационно-управленческие проблемы связаны с пониманием сути системы дополнительного образования и технологического обеспечения образовательного процесса: наличие дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, адаптированных программ дополнительного образования с учётом уровневого подхода к их проектированию; обеспечение методической поддержки в части разработки и реализации данных программ, а также оценки эффективности деятельности по данным программам; наличие материально-технических условий реализации программ дополнительного образования. Если кому-то кажется, что кружок, студию, детское творческое объединение можно провести в учебном классе обычной школы, то это может быть связано с экономическими трудностями, которые на сегодняшний день переживает наша страна».

Эксперт отметила, что даже в 20-30-е годы прошлого века, во время становления дополнительного образования, стремились открывать отдельные организации для проведения занятий по дополнительным учебным программам, так как новая обстановка должна была отличаться от привычной школьной, и это бы только стимулировало детей заниматься дополнительным образованием. С этим связана как раз вторая группа сложностей, выделяемая Ириной Николаевной:

«А теперь представим, что для шахмат или шашек, казалось бы, много места не требуется, и это мог быть, скажем, кабинет математики. Но именно в этом кабинете ребёнок в первой половине дня, например, был весьма неуспешен… А во второй половине дня он идёт в этот же кабинет на занятие шахматами, и здесь возникают педагогические или психолого-педагогические сложности — когда восприятие детьми уже даже стен данного кабинета просто вызывает эмоциональный дискомфорт или напряжение. Поэтому вопрос организации среды и образовательного пространства решается не так просто».

К педагогическим проблемам эксперт также относит кадровый вопрос: если дополнительное образование реализуется на базе школы, то кружки, скорее всего, будут вести те же учителя-предметники. «Психология учителя-предметника и педагога дополнительного образования имеет свои особенности, представленные в мотивации обучения, организации образовательного процесса, процесса воспитания и оценивании результатов деятельности детей. И на это нельзя не обращать внимания, т.к. человек — не машина (даже если он учитель). Ему должно быть комфортно с разных точек зрения», — резюмировала Ирина Николаевна Попова.

По вопросам финансирования дополнительного образования в школе, которое, по словам министра, должно быть организовано на бесплатной основе, Ирина Николаевна заметила, что для этого, скорее всего, будут предложены некоторые модели, которые позволят руководителю образовательной организации определиться с выделением средств на эти цели.

Материал подготовила Анна Донцова
(https://educationmanagers.ru/materialy/kadry3/nekotorye-problemy-profstandarta-pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya/