Главная / Статьи / Вестник детско-юношеского туризма и отдыха, декабрь 2016 / Драчева Е.Л. Образовательные программы парков и заповедников в Израиле

Драчева Е.Л.Образовательные программы парков и заповедников в Израиле

драчева 2В Израиле традиционно уделяют большое внимание  образовательным программам вне школы, которые включают в себя работу с детьми по изучению ими истории, культурного наследия, природы, а также привитие навыков исследовательской деятельности вне стен школы. У нас в России это называется дополнительным образованием.

В этой статье рассказывается об израильском опыте работы парков и заповедников со школьниками.

Израиль – страна по своим размерам совсем небольшая, ее всю с юга на север можно пересечь на машине за 5-6 часов, но обилие исторических памятников, многообразие флоры и фауны позволяет детям изучать историю народа и природное достояние страны в многочисленных музеях, национальных парках и заповедниках, вход в большинство из которых для школьников бесплатный.

В стране насчитывается более 200 музеев, что для такой маленькой страны цифра довольно большая. По сравнению с любой другой страной Израиль имеет самое большое количество музеев на душу населения.

Также в 2003 году в Израиле было создано общество «Псефас» (в перев. «Мозаика»), которое занимается охраной культурного и исторического наследия страны. Как сообщил во время открытия общества, Э.Штейнгарц, сотрудник израильского Департамента древностей: «На каждом квадратном метре территории Израиля древностей, имеющих историческую ценность, больше, чем где бы то ни было в мире. Члены нового общества будут участвовать в различных семинарах, посещать исторические места и археологические раскопки. Они смогут получать информацию о новых раскопках, а добровольцы, имеющие опыт археологических работ, смогут принять в них участие. Членам «Псефас» издания Департамента древностей будут продаваться со значительной скидкой».

Сегодня в рамках этого общества проводится большая работа. Например, в этом году члены общества принимали участие в работе AIEMA, международной организации для ученых и археологов в области древних мозаик. Штаб-квартира этой организации находится в Париже. Каждые три года AIEMA организует международный коллоквиум. В этом году местом проведения была выбрана Венеция. Израильтяне представили презентацию керамической мозаики 6-го века Израиля и Иордании. Так, например, были найдены мозаики с изображением двух рыбаков в лодке, что интерпретируется как изображение первых двух апостолов. Кроме этого, общество предлагает компаниям, школам, клубам или отдельным лицам лекции по искусству древностей. Ниже перечислены некоторые темы лекций: «От Александра Юстиниана: удивительное богатство мозаичного искусства», «Археология Святой земли», «Православная икона, золотые традиции», «Женский портрет в древности» и др.

В свою очередь проводит большую образовательную работу Департамент древностей Израиля. В стране имеется наиболее плотная концентрация археологических памятников в мире. Центры археологии Департамента древностей направлены на повышение осведомленности в среде израильской молодежи по археологии, включающее знание древних памятников и античной культуры, а также понимание важности защиты и сохранения этих национальных ресурсов. Таких центров археологии функционирует четыре, и расположены они в различных областях страны. Специальные образовательные программы разрабатываются для каждой целевой аудитории отдельно, в том числе школьной, с использованием археологических ресурсов района.

Общим девизом всех образовательных программ Центров археологии Департамента древностей Израиля являются следующие слова: «Помнить прошлое. Жить настоящим. Обеспечивать будущее».

Сегодня в Израиле функционируют около 70 национальных парков и 190 заповедников. Их целью является сохранение природного и культурного наследия страны, ландшафтного и биологического разнообразия, создание условий для доступа к ним, развитие рекреационной деятельности, в частности, познавательного и сельского туризма. Особенностью национальных парков страны является то, что в них охраняются не только флора и фауна, но и важные археологические памятники. Также еще одна их особенность - многообразные образовательные программы, разработанные специально для школьников разных возрастов.

Израиль. Парк Ротшильда. Дети 2

Еще одним направлением образовательной деятельности некоторых парков и заповедников в Израиле является воспитание потребности в благотворительности.

К числу именно таких парков относится Парк Ротшильда – национальный парк на окраине городка Зихрон-Яаков, имеющий еще одно название – Ха-Надив, что в переводе с иврита означает Холм Филантропа.

Посещение парка начинается с посещения так называемого «Зеленого павильона» и просмотра фильма, посвященного истории создания парка Рамат Надив, барону Ротшильду и городу Зихрон-Яаков. Дети с учителями после просмотра отправляются на прогулку по парку, во время которой получают задания.

Парк работает без выходных и вход в него свободный. Детям, приходящим сюда целыми группами показывают и рассказывают об этом примере, как абсолютно «с нуля» на каменистой почве в течение определенного времени можно создать настоящий шедевр, и это касается не только природы – но и жизни человека. Парк Ротшильда начал создаваться в 1936 году.

Так, например, интересен Благоухающий сад (сад специй, Ароматный сад), созданный для того, чтобы слепые и слабовидящие посетители тоже смогли получить удовольствие от прогулки по парку. Для этого здесь были высажены душистые цветы, травы, пряные растения – лаванда, шалфей, розмарин, лавр, мята, чабрец, корица, тмин и другие. На специальной ограде, помогающей посетителям ориентироваться в пространстве, присутствуют надписи не только на нескольких языках, но и на языке Брайля, рассказывающие о цветах, кустарниках и деревьях.

Все в парке предназначено также и для посещений посетителей с ограниченными возможностями, передвигающимися на инвалидных колясках.

В Рамат-Надиве много интересных направлений деятельности, в том числе – образовательные программы. Парк дает возможность углубленно исследовать разнообразие среды обитания растений и животных, экологию, что позволяет говорить о нем как об идеальной «полевой лаборатории» для официальной системы образования в Израиле.

Рамат-Надив предоставляет ряд фундаментальных тем обучения, которые вращаются вокруг главной темы – взаимоотношения между людьми и окружающей их средой. Все материалы были включены в инновационный образовательный сайт, который включает:

- полную и и актуальную базу данных, которая включает в себя информацию об исследованиях в Рамат Надив и ссылки на другие сайты, информационные страницы с различными видами в парках, с географическими картами, данные по проектам парка, исследований и различных учебных материалов. Все материалы обработаны и адаптированы для удовлетворения преподавателей и обучающихся;

- игры, которые позволяют обучающимся быть партнерами в моделировании управления парком;

- ежемесячные отчеты об учебе или деятельности, связанной с обучением в парке;

- метеорологические данные из Рамат Надив, обновляемые ежемесячно метеорологической станцией;

- коммуникационный центр, позволяющий студентам и преподавателям со всего Израиля задавать вопросы по экологической и природоохранной тематике.

Образовательные программы в Парке Ротшильда разнообразны и обращены к обучающимся разных возрастов: от начальной до средней школы. Все они включают в себя деятельность в трех направлениях: в классе, в парковой зоне, и в Интернете. Таким образом, обучающиеся со всего Израиля имеют возможность изучать общие экологические и природоохранные темы через образовательные программы Рамат Надива. Классы посещают парк в течение года (от 5 до 59 посещений) и участвуют в исследовательской деятельности. В этом году обучающиеся приглашались к участию в долгосрочных экологических исследованиях программы в Рамат Надив.

Обучающиеся со всего Израиля собирают и загружают экологические данные на веб-сайте, чтобы другие обучающиеся смогли участвовать в анализе и делать выводы на основе всех собранных данных. Долгосрочный климато-экологический мониторинг и сотрудничество с обучающимися, собирающими данные и исследования окружающей среды на различных сайтах помогают поддержке развития различных аспектов экологической грамотности, в частности, временных и пространственных измерений.

Помимо непосредственно образовательной деятельности были опубликованы пять буклетов:

- Сборник работ по прикладной экологии, связанных с исследованиями в Рамат-Надиве и адаптированных к уровню учащихся средних школ;

- Скрытое от глаз. Данные о скрытых от глаз различных местах обитания, найденных в Рамат Надив;

- Биоразнообразие. В буклете рассматриваются различные аспекты сохранения управления, устойчивости и биоразнообразия в Рамат Надив;

- Методы экологических исследований. Конкретные примеры того, как проводятся экологические исследования в парке Ротшильда;

- Молодые ученые в Рамат Надиве. Пять буклетов для учащихся начальной школы, в том числе: признаки активности животных, цветы и бабочки, натуральные материалы в парке, жизнь в пруду Эйн-Цур.

Другие парки и заповедники Израиля также предлагают интересные образовательные программы для школьников. Так, например, Неот-Кдумим – единственный в мире заповедник библейской природы и самый известный природный заповеник Израиля, предоставляющий посетителям возможность увидеть Святую Землю такой, какой она была в библейские времена, предлагает не только туры и мастер-классы по выпасу овец и приготовлению библейских блюд, но и специальные образовательные программы для всех возрастов.

Поездка в Неот-Кдумим становится наградой ученикам, за участие в различных конкурсах, а их родителям – за помощь в организации школьных праздников и участие в летних лагерях.