Главная / Статьи / Вестник детско-юношеского туризма и отдыха, июнь-июль 2016 / Белова Е.П., Губаненков С.М. Планирование походов и экспедиций в программах деятельности туристско-краеведческих объединений обучающихся.

Планирование походов и экспедиций в программах деятельности туристско-краеведческих объединений обучающихся.

Белова+Елена

Белова Елена Павловна,
заведующая учебной частью Станции юных туристов ГБОУ «Балтийский берег», член Региональной маршрутно-квалификационной комиссии Санкт-Петербурга

 

Губаненков (ред)Губаненков Сергей Михайлович,
заместитель генерального директора ГБОУ «Балтийский берег» по организационно-массовой работе,кандидат педагогических наук, председатель Региональной маршрутно-квалификационной комиссии Санкт-Петербурга
 

О планировании походов и экспедиций обучающихся в программах деятельности туристско-краеведческих объединений на Станции юных туристов в Санкт-Петербурге

Работа заведующего учебной частью на Станции юных туристов в Санкт-Петербурге складывается из двух работ: из планирования и контроля хода образовательной деятельности в течение учебного года и планирования и контроля хода образовательной деятельности в каникулярный период в рамках оздоровительной кампании детей и молодежи в Санкт-Петербурге. Причем, если в первой части работы завуч в основном занимается формальным и содержательным контролем, то в периоды подготовки и проведения оздоровительной кампании много времени приходится тратить на решение вопросов финансирования походов, экспедиций и многодневных сборов туристско-краеведческих (экспедиционно-походных) объединений обучающихся. К слову сказать, на Станции юных туристов реализуются программы не только туристско-краеведческой, но и естественнонаучной направленности. Никто и ничто не мешает экспедиционникам-полевикам строить свою работу в циклах деятельности, в педагогической науке называемой туристско-краеведческой деятельностью.

Педагоги-туристы работают и в течение учебного года, и в каникулярный период. Летний сезон они проводят в походах, в течение учебного года опасаются уйти в длительный отпуск по причине возможной потери контингента обучающихся. Не отвыкнут ли дети от занятий туризмом, если сделать слишком большой перерыв в этих занятиях? – думают педагоги, и по этой причине выставить их в отпуск не просто. Не просто, но все же приходится, потому что фонд заработной платы каждого педагога рассчитан на 52 недели, и если все эти недели педагог проработает, у Станции не будет средств выплатить ему компенсацию за неиспользованный отпуск. Поэтому педагоги отправляются в отпуск в основном летом, каждый – по своему, наиболее удобному для него графику. И это превращает работу учебной части в бесконечный нон-стоп. Уходить в отпуск завучу и методистам учебной части (у нас есть и такие) практически некогда. Но ситуация с фондом зарплаты касается и завуча с методистами, поэтому, с ущербом для нашей работы, мы в отпуск уходим.

Петербургский детский туризм, во всяком случае по настоящее время, жил в целом неплохо. Кроме финансирования образовательной деятельности в течение учебного года, работа педагогов-туристов и даже участие в походах детей оплачивались из средств оздоровительной кампании. Но если для дела это очень хорошо, то для работников, так или иначе обслуживающих работу педагогов туристов, это означает очень много работы. Если бы в детский туризм в Санкт-Петербурге вкладывалось меньше средств, эти средства не приходилось бы осваивать с тем трудом, с каким сегодня осваиваются все бюджетные средства. Но не будем плакаться. Давайте, все же, расскажем о том, как мы работаем.

Планирование года следующего начинается весной года текущего. В апреле-мае завуч Станции юных туристов проводит собеседование с каждым педагогом-туристом, на котором последний в устной и письменной (рабочая программа) форме сообщает завучу о своих планах на весь будущий год, включая каникулы. Занятия в течение учебного года педагогу предлагается планировать от результата. Итогом работы педагога-туриста является совершение объединением его подопечных многодневного путешествия запланированного педагогом уровня сложности. С этим уровнем должен быть согласен и завуч. Если предлагаемое педагогом путешествие покажется завучу слишком простым, он спросит педагога, чем будут заниматься его дети в течение всего учебного года. Отсутствие ежегодного усложнения совершаемых путешествий рассматривается нами как некачественная работа педагога-туриста. Не усложняющиеся путешествия ничему не учат, никак не развивают и никак не воспитывают юных туристов. План педагога, итоговым (аттестационным, переводным) мероприятием которого является недостаточно сложное путешествие, не будет утвержден работодателем педагога в лице завуча. Говоря языком спорта, походы и экспедиции определенного уровня сложности рассматриваются нами, как переводные нормативы обучающихся.

Ну а в слишком сложное путешествия педагога и его группу не выпустит маршрутно-квалификационная комиссия, членами которой, к слову сказать, являются все методисты учебной части.

В течение календарного года педагог Станции юных туристов имеет возможность совершить со своими группами несколько путешествий. Причем его работа будет оплачена (достаточно или не достаточно хорошо оплачена – это другой вопрос). Но в каждом году за вычетом времени отпуска остается 43-44 рабочих недели, на которые выделяется фонд заработной платы. Этот фонд зависит от еженедельной нагрузки на группу, которая редко превышает 12 часов, а обычно бывает 6-9 часов. Если педагог будет путешествовать много, фонда заработной платы ему точно не хватит. Фонда обычно хватает на одно-полтора путешествия. Но педагог получит зарплату и суточные за все путешествия. Эти деньги будут выплачены ему из средств оздоровительной кампании детей и молодежи Санкт-Петербурга. Казалось бы, эти средства должны тратиться на отдых и оздоровление обучающихся, а в путешествиях дети продолжают трудиться, причем очень активно трудиться. Только отдых – это не лежание на диване. Детский отдых должен быть активным отдыхом, и если в результате этой активности ребенок получает какое-то образование (воспитание и развитие), так это хорошо, а не плохо. Ну а то, что в правильно организованном путешествии, совершаемом в активных формах движения по маршруту, ребенок получает оздоровление, ни у кого из нас не вызывает сомнения.

После того, как педагог спланирует все путешествия группы, он должен спланировать работу по субботам и воскресеньям, ведь именно на выходные дни приходится пик работы педагога-туриста в течение учебного года. Если исходить из того, что по выходным педагог со своими группами должен находиться не в помещениях, а в оздоровительных условиях природной среды (а мы в нашей работе исходим из этого положения), то работа педагога-туриста оказывается очень зависимой от сезонных климатических и ежедневных погодных условий. Для тех, кто почему-то не понял нашей последней фразы, поясним: лыжным туризмом сложно заниматься летом, а, например, водным или горным туризмом в условиях природной среды почти невозможно заниматься зимой. В периоды осенне-зимнего межсезонья в лесу не только холодно и сыро, но большую часть суток еще и темно. Все эти особенности педагог-турист должен учитывать при планировании своей работы. Если он – по неопытности – забывает об этом, ему об этом напоминает завуч, который не может быть настолько неопытным, чтобы тоже не заметить несоответствие планов педагога-туриста реальным условиям выполнения планов.

Теоретические занятия планируются педагогом после того, как будут спланированы все практические занятия в условиях природной среды и в условиях – если таковые имеются – спортивного зала. Но понятно, что содержание теоретических занятий должно предварять содержание практики. Это – очевидная последовательность, но если бы мы на нашем жизненном пути не встречались со случаями, когда нам предлагалось сначала провести практику, а потом прочитать лекции (дело было в вузе), нам бы не пришло в голову сейчас об этом говорить.

В результате планирования «от результата» и от реальных условий осуществления образовательной деятельности порядок изучения тех или иных тем «учебного материла», указанный в рабочей программе, значительно отличается от порядка расположения материала в какой-либо из программ туристско-краеведческой направленности, рекомендованной Минобразования России или в комплексной образовательной программе «Городская станция юных туристов», в соответствии с которой осуществляется образовательная деятельность на Станции, и авторами которой являются авторы настоящей статьи, а также заведующий методическим кабинетом Станции юных туристов М.С. Ананьева.

Комплексная программа «Городская станция юных туристов», ставшая недавно лауреатом всероссийского конкурса дополнительных общеразвивающих образовательных программ, является основным нашим рабочим нормативно-правовым актом (если этот термин позволительно применить к такому документу, как образовательная программа). И она же является предметом гордости Станции юных туристов ГБОУ «Балтийский берег». За более чем вековое существование детского образовательного туризма в России было написано много программ при том, что условия занятий туризмом за это время претерпели не настолько значительные изменения, чтобы все, написанное в прошлые времена, оказалось бы не актуальным сегодня. Все, написанное вчера, используется в нашей программе, но кое-что в ней прописано с претензией на инновацию. Во-первых, наша программа в полной мере учитывает особенности организации занятий туризмом, проистекающие из проведения этих занятий в условиях природной среды. За педагогом оставляется право изменять в рабочей программе не только даты проведения занятий, но и содержание занятий. От слишком многих факторов зависит форма и содержание занятий туризмом, чтобы не иметь возможности гибкого реагирования на складывающиеся комбинации влияния этих факторов. Во-вторых, педагог имеет право планировать и изменять содержание изучаемого его подопечными материала в пределах содержания, описанного в программах прошлых лет, как авторских, так и рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Все эти программы в разное время прошли апробацию и все они перечислены в тексте программы «Городска станция юных туристов», как источники содержания занятий туризмом. В-третьих, в сетку часов рабочей программы в обязательном порядке вносятся экспедиции или походы, которые в качестве итогового мероприятия планирует совершить педагог с объединением, чью программу он представляет на собеседовании. Понятно, что часов, отведенных педагогу-туристу в соответствии с госзаданием на 43-44 рабочих недели, за вычетом часов, отработанных в течение учебного года на проведение многодневного похода не хватит. Все часы, которые выпадают на летние 7-8 недель (43-44 рабочих недели – календарный год, 35-36 рабочих недель – учебный год) вносятся в программу похода и оплачиваются из основного фонда заработной платы, а остальные часы, в том числе и доплата за систематическую переработку, оплачиваются из средств оздоровительной кампании.

К слову сказать, то, сколько часов в неделю будет заниматься туризмом та или иная группа в течение учебного года, на Станции юных туристов зависит не только от каких-либо нормативных документов, будь то рекомендованные программы или устав учреждения, а еще – и главным образом от того, как договорятся между собой педагог и завуч Станции. Этот механизм определения учебной нагрузки прописан в тексте нашей программы. Дело в том, что в зависимости от возраста обучающихся и от конкретного содержания занятий туризмом количество необходимых часов может меняться. Например, для девятиклассников и одинадцатиклассников еженедельная нагрузка может быть не 12 и не 9 часов, а вот хотя бы и 6. Какой смысл просить много часов, если этот год юные туристы будут усиленно готовиться к госэкзаменам или к каким-то другим испытаниям, не имеющим отношения к занятиям туризмом? А иногда педагог-турист, организующий занятия нескольких объединений, настолько увеличивает нагрузку на одно объединение, что вынужден, по возможности без ущерба для качества, уменьшать нагрузку на другие объединения.

В то же время педагог-турист может запросить такое количество часов, которому не будет соответствовать то, что он планирует сделать с группой за эти часы. Например, если завуч видит, что для какой-то группы в планируемый год не предусматривается усложнения занятий туризмом: не планируется ни повышения сложности совершаемых спортивных походов, ни повышения сложности экспедиционных исследований, не планируется вообще никакого усложнения, он может предложить педагогу-туристу почти «законсервировать» группу, оставив ему 2-3 часа еженедельной нагрузки. Педагог может не согласиться на это и объяснить завучу, как конкретно он планирует усложнить деятельность. Чередование походных должностей в путешествии – один из известных в технологии туристско-краеведческой деятельности способов усложнения деятельности. Переход с пешеходного туризма на горный или лыжный – это тоже усложнение деятельности. Переход на подготовку младших инструкторов туризма – при наличии условий для этого перехода – это тоже усложнение. Варианты могут быть разными, разной может быть и устанавливаемая в итоге нагрузка, поэтому на собеседовании педагог и завуч должны договориться друг с другом. Не договорятся – пойдут к директору Станции. Не договорятся и там – могут забраться и выше. Вот только делать это уже вряд ли рекомендуется. В конце концов можно доторговаться до комиссии по трудовым спорам, обращение в которую обозначит отсутствие рабочего контакта между педагогом и завучем. В детском походном туризме такое отсутствие чревато плохими последствиями. Нужно договариваться.

И, разумеется, трудно защитить увеличение и даже сохранение учебной нагрузки на будущий год, если в этом году планы не выполнены. Если по итогам работы оказывается, что объединение обучающихся не сможет совершить запланированное путешествие, не справится с программой весеннего контрольного подготовительного мероприятия, педагогу понадобятся очень весомые и объективные аргументы, чтобы убедить завуча в необходимости увеличения учебной нагрузки.

О планировании походов в программе. Поход – это не тема, а форма проведения занятий. Слово «поход» отражает организационные особенности проведения занятия, но не содержание занятий. В рабочей программе указывается содержание занятий. Как отражается в рабочей программе поход? Какое содержание изучается или, как экзамен, сдается в походе?

Все, что происходит в походе, можно разбить на две содержательно разные части, которые в переформулировании в разделы занятий, превращаются в раздел «Техника преодоления естественных препятствий маршрута» и в раздел «Техника полевого походного (экспедиционного) быта». Обращаем внимание на то, что в спортивном туризме препятствия маршрута разделяются на локальные и протяженные. Движение по лесной тропе на протяжении всех километров похода может рассматриваться в качестве преодоления протяженного препятствия. Ну а по какому виду туризма поход совершается, та техника и изучается (общепринятые сокращения ТПТ, ТЛТ, ТГТ, ТВТ). В рабочую программу, которую по федеральному закону об образовании должен составлять каждый педагог, на основании прав, предоставляемых программой «Городская станция юных туристов», педагог может вставлять разделы, названия которых, по его мнению, будут наиболее точно отображать суть проводимых по программе занятий. Содержание (темы) этих занятий в целом берется из рекомендованных Минобразования и других, внесенных в нашу программу программ. Кроме содержания занятий, даты проведения которых по вполне понятным причинам приходится постоянно менять, педагог вносит в рабочую программу названия тех массовых туристских мероприятий, в которых он планирует принять участие вместе с тем детским объединением, для которого пишет программу. При этом кроме даты в программе указывается и предполагаемое количество участников мероприятия, которое не может быть меньше двух третей от списочного состава объединения.

Дело в том, что участие детей в массовых мероприятиях используется учебной частью Станции юных туристов как форма контроля наполняемости группы и посещаемости занятий. Причем контроль осуществляется не только по протоколам мероприятий: на мероприятие в качестве судей и организаторов обычно выезжает вся учебная часть Станции и там, на месте, смотрит, сколько и каких детей привез педагог, и как дети справляются с программой мероприятия. Практики знают, что сезонная зависимость содержания занятий туризмом сказывается и на посещаемости занятий обучающимися. В посещаемости наблюдаются взлеты – в удобный для занятий или в предпоходный период – и падения – в межпоходный и межсезонный период. Технология организации занятий педагогами Станции в целом позволяет поддерживать посещаемость на постоянно высоком уровне, но какие-то колебания, все же, имеются. Поэтому важно, чтобы в заранее оговоренное место и в заранее оговоренное время педагог привез практически полный состав объединения. Отговорки о том, что вот как раз сейчас все его дети вдруг заболели, принимаются только раз. Если и на втором контрольном мероприятии ситуация повторяется, учебная часть начинает кропотливую проверку всей работы педагога с «постоянно болеющим» объединением. Необходимость такой проверки в нашей практике возникает нечасто. Приученные к этой системе контроля педагоги не допускают вторичных «проколов». Они или предпринимают меры по увеличению наполняемости группы или, если контингент объединения оказывается безнадежно утраченным, увольняются «по собственному желанию», не доводя дело до выговоров и увольнения по другой статье трудового законодательства.

Не всякое массовое мероприятие может быть признано подходящим для осуществления контроля наполняемости учебной группы. Кроме наполняемости на мероприятиях проверяется и уровень обученности, уровень воспитанности объединения. Городские и всероссийские массовые мероприятия, на которые в своей работе опирается наша Станция, (и педагоги, и методисты, и завуч), отличаются друг от друга уровнем сложности (класс А, класс Б, класс дистанции и т.д.) То мероприятие, которое подходит в качестве контрольного (аттестационного) для группы, например, первого года обучения, обычно не подходит для группы второго и большего годов обучения. Уровень сложности мероприятий, в которых участвует детское объединение, год от года должен повышаться. Если объединение стало настолько образованным, что специального уровня сложности для него еще не придумано, это означает, что оно должно не только участвовать в мероприятии, но и с большим отрывом выигрывать соревнования, в которых участвует. В качестве примера можно рассмотреть цепь массовых лыжных мероприятий юных туристов Санкт-Петербурга, с опорой на которые – с учетом возраста обучающихся в момент начала занятий туризмом – может строить свою работу педагог-турист и объединение юных туристов-лыжников.

Звездный лыжный поход школьников Санкт-Петербурга, дистанция В (по равнине, протяженностью до 3 км) – тот же поход, но дистанция Б (5 км по лыжне на пересеченном рельефе) – тот же поход, дистанция А (8-10 км с этапами на дистанции: «спуск с поворотами», «спуск с торможением», «подъем траверсами и т.д.). Уровню сложности дистанции А Звездного похода соответствует уровень сложности дистанции В городских лыжных туристских соревнований «Туристская лыжня здоровья». Следующим шагом в увеличении сложности мероприятия станет дистанция Б «Туристской лыжни здоровья» (техническая дистанция протяженностью более 10 – 12 км с полевым ночлегом). Завершающим по туристской сложности соревнованием юных туристов лыжников Санкт-Петербурга оказывается дистанция класса А «Туристской лыжни здоровья», на которую допускаются только группы, планирующие совершение в период весенних школьных каникул лыжных походов второй-третьей категории сложности.

Обращаем внимание на то, что участия в массовых мероприятиях (соревнованиях на контрольных туристских маршрутах) обычно оказываются связанными с последующим совершением запланированного похода или проведением экспедиции. Изучив все положения о соревнованиях на контрольных туристских маршрутах, проводимых Станцией юных туристов (лыжные, пешие, горные, водные и комбинированные маршруты), педагог легко может понять, когда на какое мероприятие ему придется поехать, чтобы показать учебной части свою работу, а членам выпускающей МКК – свою готовность к походу. На комбинированном контрольном туристском маршруте проходят проверку наполняемости и готовности к планируемому мероприятию и участники полевых экспедиций. Правда, если маршрут экспедиции включает в себя прохождение классифицированных препятствий, «экспедиционникам» предлагается приехать на те мероприятия, на которых будет организовываться проверка навыков преодоления планируемых препятствий.

Важно то, что не только педагог знает, на какие мероприятия ему нужно будет поехать, но и учебная часть это знает, потому что планируемые на год походы и экспедиции вносятся педагогом в годовую (рабочую) программу в первую очередь. Можно сказать, что с них-то и начинается планирование работы объединения. Сложность планируемого путешествия определяет уровень сложности контрольных мероприятий, а успешность совершения путешествия объединением педагога, в свою очередь, проверяется учебной частью в процессе участия объединения в городском смотре-конкурсе спортивных походов и экспедиций обучающихся Санкт-Петербурга «По Родной стране». Участие в смотре-конкурсе также планируется педагогом-туристом заблаговременно.

В результате, если педагог в течение года планирует совершить всего один поход или экспедицию, в список обязательных контрольных мероприятий неизбежно попадают три мероприятия: сам поход (экспедиция), соревнования на соответствующем контрольном туристском маршруте и участие в смотре-конкурсе «По Родной стране». Эти три мероприятия составляют в итоге цикл туристско-краеведческой деятельности. Но одного цикла на один год недостаточно. Если поход (экспедиция) совершается летом, контрольный туристский маршрут проходится поздней весной, а участие в конкурсе походов и экспедиций – в осенне-зимнее межсезонье, то у педагога, уж простите наш сленг, ощутимо «провисают» осень и зима. Но осенью, в конце сентября – начале октября детские объединения Станции юных туристов, как и всего Санкт-Петербурга, имеют возможность участвовать в соревнованиях на приключенческом контрольном туристском маршруте, участие в котором можно считать предконтрольным участием. Во-первых, соревнования на приключенческом маршруте могут быть организованы так, чтобы как-то готовить юных туристов к их будущим выступлениям на устных турах конкурса «По Родной стране», во-вторых, программа соревнований на приключенческом маршруте выбирается нами таким образом, чтобы педагог-турист заранее мог понять, на что в процессе занятий в течение учебного года ему нужно обратить особое внимание.

Мы говорим сейчас так, как будто учебная часть Станции юных туристов может влиять на программу соревнований, организуемых другим структурным подразделением Станции юных туристов – городским опорным центром по туристской работе со школьниками. Это соответствует действительности, во-первых, потому что завуч и почти все методисты учебной части являются членами Региональной маршрутно-квалификационной комиссии, усилиями которой и проводятся массовые мероприятия центра, во-вторых, потому что программа мероприятий центра изначально определяется соответствующей технологии туристско-краеведческой деятельности, по которой работает учебная часть. Можно сказать, что и в городском опорном центре и в учебной части Станции юных туристов работают единомышленники, и в этом их сила.

Контрольный туристский маршрут, поход или экспедиция, приключенческий туристский маршрут, смотр-конкурс походов и экспедиций создают для детского туристского объединения череду перспектив, говоря словами А. С. Макаренко, и ближних, и дальних. Но провисающими остаются зима и ранняя весна. Поэтому мы настоятельно рекомендуем нашим педагогам заниматься лыжным туризмом. «Туристская лыжня здоровья» и лыжный поход (сбор), проводимый в период весенних каникул, устраняют провисы в календаре перспектив объединения. Кроме этого, по нашему мнению, лыжный туризм, как никакой другой, воспитывает морально-волевые качества юных туристов. Мы считаем, – используя терминологию все того же Макаренко – что по-настоящему коллектив можно считать коллективом только после совершения им многодневного лыжного путешествия. В лыжном походе тяжело и днем, и ночью, лыжный поход учит терпеть себя и соседа, как никакой другой поход, даже горный. А для того, чтобы быть коллективом, мало быть группой, имеющей общие цели, мало обладать навыками совместной деятельности, нужно уметь применять эти навыки в нелегких условиях осуществления деятельности. Эти условия и предоставляет зимний лыжный поход. После него многое становится проще.

Сказанное вовсе не означает, что учебная часть заставляет всякого педагога заниматься лыжным туризмом. Во-первых, не у всякого педагога на это хватит здоровья, во-вторых, есть и другие способы устранять провисы календаря, другие интересные перспективы. Например, юные туристы-водники Санкт-Петербурга весной уезжают не на север, чтобы продлить лыжный сезон, а на юг, чтобы открыть водный сезон уже в марте. Также юные туристы в процессе занятий туризмом могут понемногу заниматься разными видами спорта: ориентированием, скалолазанием, рафтингом. Мы лишь требуем, чтобы объединения Станции юных туристов ходили в походы, поскольку только походы делают туризм туризмом. А спортом по-настоящему нужно заниматься в спортшколах. Структура деятельности спортшколы ориентирована на подготовку и участие спортсменов в соревнованиях. К тому же кроме структуры и система финансирования деятельности спортивных школ больше подходит спортсменам.

Кстати о финансировании. По специфике своей деятельности педагог-турист является универсалом. Он и учитель, и тренер, и юрист, и экономист, и бухгалтер, и диетолог, и охранник и т.д. От него одного в походах на протяжении многих дней зависит жизнь и здоровье юных туристов. Он постоянно (в походах и на выездах в течение учебного года) находится как бы «на передовой» педагогики и потому с трудом терпит вмешательство «тыловых» непрофильных методистов, которые хорошо знают, как все должно в общем работать, но ничего не знают конкретно. К числу таких методистов обычно относятся методисты общих методических отделов многопрофильных образовательных учреждений, методисты городских учебно-методических центров, остепененные хорошо, но не по теме специалисты из вузов. Педагог-турист найдет общий язык только с тем методистом, который сидит рядом с ним в таком же окопе. В противном случае он будет в лучшем случае вежлив, но и пальцем не двинет, чтобы выполнить неумное указание методиста от теоретики даже под угрозой лишения премии или понижения процента надбавки за эффективность в работе. Но и универсалу приходится помогать. Объемы работы в части финансирования походов и экспедиций сегодня таковы, что с ними не слишком рвутся справляться экономисты многопрофильных учреждений, и не способны справиться педагоги-туристы. Поэтому часть методической службы учебной части переориентирована нами с туризма на экономику. В целом, их работа все равно остается туристской, но в их функции входит опережающие действия по составлению технических заданий на приобретение продуктов для похода, на приобретение туристского снаряжения и т.д. Поскольку почти все продукты и все туристское снаряжение, приобретаемое для проведения походов и экспедиций в рамках финансирования оздоровительной кампании, приобретается на конкурсной основе и по безналичному расчету (кто знает, о чем идет речь, тот поймет, насколько это трудоемкий процесс, а кто не знает, тому и дальше рекомендуем оставаться в неведении), списки нужных продуктов и снаряжения педагог должен сдать едва ли не вместе со сдачей рабочей программы, то есть больше чем за год до проведения путешествия. Потом эти списки сортируются, группируются и приобретаются оптом. Педагоги не присутствуют в момент приобретения запрошенных продуктов и снаряжения, и не всегда в техническом задании можно учесть все нюансы товаров. Поэтому важно, чтобы в моменты приобретения продуктов и снаряжения оптом, в момент заключения договора об оказании услуг по поставке товаров рядом с подписывающим договор человеком, рядом с кладовщиком находился турист-специалист, способный отследить все нюансы на месте. Еще лучше, чтобы этот турист-специалист-методист сам оказался материально ответственным лицом, сам выполнял бы функции по приемке и последующей выдаче товаров. Этот человек участвует в процессе с момента составления технического задание на приобретение товаров до момента вручения запрошенных товаров непосредственно потребителю (педагогу-туристу и его подопечным). Чем больше в цепи между составлением технического задания и выдачей приобретенных на его основании товаров оказывается промежуточных звеньев, тем выше вероятность накладок, непонимания, а то и просто злоупотребления. Поэтому в учебной части должен работать специалист, держащий в голове (или в компьютере) все детали потребностей и технических заданий на продукты и снаряжение, необходимые для проведения более пятидесяти походов, экспедиций и сборов за год. После же того, как поход проведен, педагогу-туристу нужно будет финансово отчитаться за его проведение, и не просто отчитаться, но и доказать, что снаряжение он использовал правильно и кормил детей в соответствии с нормативами всевозможных СанПиНов. Если оставить вернувшегося из похода (вылезшего из окопа) педагога-туриста наедине с «тыловым» работником бухгалтерии, последствия могут быть непредсказуемыми. Педагогу и бухгалтеру нужен посредник, который должен быть хоть сколько-то своим и тому и другому. При этом посредник должен стоять на защите интересов не бухгалтера, а педагога, потому что основное предназначение образовательного учреждения выполняет работающий с детьми педагог, а бухгалтер, как и сам методист-посредник, как кладовщик, завхоз учреждения, электрик, сантехник и прочее, относятся к персоналу, обслуживающему труд педагога, а вовсе не предписывающему педагогу, как ему жить, дышать и работать. Предписывать, как ему жить и дышать – поскольку предписывать, хоть сколько-то надо – может лишь непосредственный начальник педагога-туриста – завуч. Остальным начальникам и не очень начальникам во избежание ненужных конфликтов рекомендуется держаться подальше от педагога-туриста.

Проблемой учебной части Станции юных туристов, как и проблемой всей Станции юных туристов, всего детского туризма Санкт-Петербурга (и не только Санкт-Петербурга) является нахождение специалистов, способных и – что еще более важно – готовых служить посредниками между «фронтом» и «тылом» экспедиционно-походной педагогики. Мало того, что этот специалист должен уметь существовать в двух порой антагонистичных мирах, так он еще должен быть готов к претензиям, предъявляемым ему представителями этих миров. Работа у методиста учебной части, как и у завуча Станции, является нервной работой, психика этих специалистов должна быть чрезвычайно устойчивой, но такая психика обычно имеется у людей флегматичных и малоподвижных, а специфика работы специалистов требует быстрой реакции и безошибочной интуиции. Наверное поэтому не будет преувеличением применить в данном случае известную поговорку, сказав, «Покажи мне, кто у тебя завуч, и я скажу тебе, какая у тебя Станция юных туристов». Это можно сказать любому директору любого центра или станции юных туристов, если только этот центр или Станция еще не перестали заниматься организацией образовательной деятельности экспедиционно-походных объединений обучающихся. А если у Станции слабый завуч или другой посредник между «фронтом» и «тылом», роль сильного завуча вынужден брать на себя директор Станции (центра). Так что верной можно считать и поговорку «Покажи мне директора Станции и я скажу, какая у него Станция».