Главная / Статьи / Региональные подходы (проекты и инициативы) по развитию детско-юношеского туризма в Тамбовской области (Д.В.Трунов)

Региональные подходы (проекты и инициативы) по развитию детско-юношеского туризма в Тамбовской области (Д.В.Трунов)

Дмитрий Васильевич Трунов,
директор Тамбовского областного государственного
бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Центр развития
творчества детей и юношества»

В современной системе дополнительного образования Тамбовской области одну из ключевых позиций занимает детско-юношеский туризм.

Приоритеты государственной политики в сфере развития туризма отражены в следующих нормативно-правовых документах, принятых на региональном уровне:

- Закон «Об образовании Тамбовской области» № 919 от 27 сентября 2013 года;

- Государственная программа Тамбовской области «Развитие образования Тамбовской области» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением администрации Тамбовской области № 1677 от 28.12.2012 (подпрограмма «Развитие общего и дополнительного образования»);

- Закон «О туризме в Тамбовской области» (от 24 июня 2011 г. №117);

- постановление администрации области от 23.12.2010 №1521 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие туризма в Тамбовской области на 2011-2015 годы»;

- постановление администрации области от 03.06.2011 № 604 «О координационном совете при администрации Тамбовской области по туризму».

- Программа развития движения школьных лесничеств Тамбовской области №9/15229 от 01.2013 г

- Постановление администрации Тамбовской области об утверждении Плана мероприятий по подготовке и проведению празднования 150-летия со дня рождения В.И. Вернадского № 1433 от 20.11.2012г.

- Постановление администрации Тамбовской области. Комплексный план мероприятий года охраны окружающей среды в Тамбовской области на 2013г.

- Постановление администрации Тамбовской области о проведении Дней защиты от экологической опасности № 358 от 31.03.2014г.

- План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации в Тамбовской области на период до 2030 года.

В соответствии с нормативными правовыми документами в области решаются следующие задачи по развитию детско-юношеского туризма:

  • развитие инфраструктуры образовательных организаций туристско-краеведческой направленности;

  • развитие сети маршрутов для детских походов;

  • развитие системы образовательных экскурсий;

  • организация и проведение комплексных туристско-краеведческих мероприятий;

  • создание инновационных программ, учебно-методических материалов;

  • развитие экспериментально-проектной деятельности;

  • приобщение подрастающего поколения к природному и культурному наследию.

  • Для реализации поставленных задач особый акцент ставится на следующих направлениях деятельности.

Во-первых, развитие инфраструктуры детско-юношеского туризма.

В 2015 году на базе образовательных организаций действуют:

7 центров туризма - на базе общеобразовательных школ;

477 творческих объединений туристско-краеведческой направленности, в которых занимается 6007 школьников, (2014 г. – 334 объединение, 4562 чел.), из них:

29 туристско-краеведческих клубов, 1429 чел. (2014 г. – 23 клуба, 1029 чел.), в том числе спортивно-туристских клубов – 10 (2014 г. - 10);

108 научных обществ в рамках Малой академии наук, из них 59 секций по краеведению, в которых занимаются 2328 учащихся из 21 территории области; (в 2014 г. – 93общества, 33 секции по краеведению, 2013 учащихся)

51 музей в 26 территориях области (224 музейные комнаты, зала - во всех территориях области) (2014г. – 47 музеев, 207 музейных комнат, залов ).

Творческие объединения туристско-краеведческой направленности работают также в 24 образовательных организациях для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых занимается 600 детей (2014 г. – 24 организации, 548 чел. ).

Общий охват детей по туристско-краеведческой направленности составляет 9,9 % от общего числа обучающихся (2014 г. – 8,7%)

Сохраняются традиции и развивается детско-юношеский туризм в Бондарском, Инжавинском, Петровском, Рассказовском районах, гг. Котовске, Мичуринске, Уварово, Тамбове.

Организационно-методическим Центром туристско-краеведческой работы в регионе является Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества».

В 2014 году в рамках конкурсного отбора на поддержку лучших областных государственных и муниципальных учреждений, реализующих программы детско-юношеского спортивного туризма, гранты на приобретение туристского снаряжения и оборудования получили 5 образовательных организаций области на общую сумму 940 000 рублей.

Закупленное туристское оборудование и снаряжение позволило:

открыть туристские объединения в образовательных организациях по программам: «Туризм – школа безопасности», «Водный туризм», «Событийный туризм» и др.;

создать и обеспечить развитие деятельности школьных туристских клубов.

Во-вторых, развитие детско-юношеского туризма строится на основе консолидации и использовании межведомственных ресурсов сфер образования, культуры и спорта.

В работе принимают участие:

- управление образования и науки Тамбовской области;

- управление культуры и архивного дела Тамбовской области;

- управление лесами Тамбовской области;

- управление по охране окружающей среды и природопользования Тамбовской области;

- Главное управление МЧС России по Тамбовской области;

- Тамбовское епархиальное управление Русской Православной Церкви;

-Общероссийская общественная организация «Российский союз спасателей»;

-Всероссийское детско-юношеское движение «Школа Безопасности»;

-Областной совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов;

-Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Межрегиональный центр возрождения духовно-нравственного наследия «Преображение»;

-Общероссийская общественная организация «Российский союз спасателей»;

- Всероссийское детско-юношеское движение «Школа Безопасности».

Большая часть мероприятий по развитию детско-юношеского туризма проводится на межведомственном уровне. Специалисты заинтересованных ведомств и учреждений принимают участие в проведении региональных конкурсов, походов, экскурсий и других мероприятий; участвуют в работе судейских и экспертных комиссий, являются членами жюри.

С учетом межведомственного подхода на территории области реализуется 7 региональных проектов, направленных на развитие детско-юношеского туризма и краеведения («Мой дом - Тамбовский край», «Моя малая Родина», «Областная очно-заочная школа экскурсоводов», «Областная очно-заочная школа краеведа», «Областная очно-заочная школа туриста», «Тамбовский край – территория экологической культуры», «Интеграция школьных музеев Тамбовской области в музейно-образовательный кластер».

Детско-юношеский туризм в Тамбовской области представлен следующими направлениями: краеведческий и культурно-познавательный, спортивный, экологический.

Краеведческий и культурно-познавательный туризм способствует изучению истории и культурных традиций региона, особенностей местной природы и основан на тесном взаимодействии организаций образования, культуры, природоохранных ведомств, др.

В целях развития данного направления активизирована работа школьных музеев, как образовательно – просветительских центров, на базе которых организована поисковая работа, исследовательская деятельность обучающихся.

В Тамбовской области функционирует 244 объединения краеведческого направления, в которых обучаются 4721 обучающийся образовательных организаций области, реализуется 140 образовательных программ.

В 2015 году в области работает 51 паспортизированный музей в Бондарском, Инжавинском, Гавриловском, Кирсановском, Мордовском, Моршанском, Петровском, Рассказовском, Сампурском, Тамбовском районах области и городах Кирсанов, Котовск, Мичуринск, Рассказово, Тамбов, Уварово, имеющий свидетельство с присвоением ему регистрационного номера и статуса «Школьный музей» и более 224 музейных формирований в различных муниципалитетах.

Такие районы как Жердевский, Знаменский, Мучкапский, Никифоровский, Первомайский, Пичаевский, Ржаксинский, Сосновский, Староюрьевский, Токарёвский, Умётский не имеют на данный момент паспортизированных музеев, но многие музейные залы, комнаты образовательных организаций данных районов претендуют на звание «Школьный музей».

В настоящее время перспективной задачей в организации деятельности музеев образовательных организаций стоит методическая работа с руководителями городских и районных отделов образований и специалистами, курирующими вопросы организации и проведения смотра-паспортизации в своих территориях, а также, в целом, активизация работы по установлению деловых контактов с органами местного самоуправления отделов образования во всех территориях области.

С целью дальнейшего развития деятельности музеев образовательных организаций области Центром развития творчества детей и юношества в 2015 году разрабатывается проект «Интеграция школьных музеев Тамбовской области в музейно-образовательный кластер». Цель проекта – повышение качества и доступности музейных услуг для обучающихся через формирование единого ресурсного информационно-методического пространства, в рамках деятельности музеев образовательных организаций.

В ходе реализации проекта планируется создание единого музейно-образовательного кластера, который позволит интегрировать основное и дополнительное образование средствами музейной педагогики. Кластер рассматривается как оптимальная форма эффективной организации деятельности школьных музеев на современном этапе образования, это площадка для апробации и реализации проектов, проведения занятий широкого спектра образовательных дисциплин и тиражирования положительного опыта работы в сфере музейной деятельности.

В музейно-образовательный кластер в рамках единого виртуального ресурса сети школьных музеев, будут объединены все музеи, музейные комнаты, залы образовательных организаций области. Главной особенностью его станет доступ к краеведческому материалу, разработкам экскурсий, фольклорных праздников, творческих мастерских, экспозициям и отдельным музейным предметам.

В рамках реализации проекта планируется: сбор информации о музеях, залах, комнатах, проведение семинаров-совещаний, обучающих семинаров, конференции, конкурсы: «Лучший школьный музей», «Лучший музейный педагог», слет активистов школьных музеев и краеведческих объединений.

Итогом реализации проекта должно стать:

- охват совместных мероприятий не менее 98% школьных музеев, залов, комнат;

- создание единого виртуального музейного Интернет-ресурса в системе образования Тамбовской области;

- популяризация музейной педагогики с увеличением охвата учащихся музейной деятельностью на 30%;

- ежегодное проведение не менее 1500 музейных мероприятий муниципального и регионального уровня.

С 2014 года реализуется проект по развитию внутреннего туризма «Моя малая Родина».

Реализация проекта способствует решению актуальных проблем в воспитании подрастающего поколения, созданию здоровой альтернативы асоциальным явлениям. Ребята повышают уровень знаний о православной культуре Тамбовского края, осознают уникальность и неповторимость родной земли, её истории.

За время реализации проекта:

разработано около 100 туристских и экскурсионных маршрутов, тематических экскурсий по памятным местам муниципальных образований области, в том числе 16 - по святым местам Тамбовщины;

сформирован банк паломнических и религиозных экскурсионных маршрутов «По святым местам Тамбовской области»;

создано 72 поисково-исследовательских отряда по выявлению достопримечательностей и памятных мест (памятников культуры, природы, истории) области;

выявлено более 300 памятников культуры, природы, истории;

организована работа 19 волонтёрских отрядов по уходу за памятниками исторического и культурного наследия;

проведено8110 экскурсий по внутреннему туризму с общим охватом обучающихся 112093 человека, в том числе:

в 2014 году – 3998 экскурсий, 46622 учащихся, что составляет 52% от общего количества обучающихся;

в 2015 году - 4112 экскурсий с общим охватом обучающихся 65471 человек, что составляет 72% от общего количества учащихся.

При проведении экскурсий активно используются ресурсы учреждений культуры, музейно-выставочные центры, картинная галерея, краеведческие музеи, православные святыни, природные объекты – заповедник «Воронинский», памятники природы.

Наиболее активные участники проекта в Жердевском, Мичуринском, Первомайском районах, гг. Котовск, Тамбов.

Недостаточно активно проведена работа в летний период 2015 года в Инжавинском, Петровском и Рассказовском районах;

изданы буклеты «Тамбов Архитектурный», «По святым местам Тамбовской области», «Моя малая Родина».

сформирован банк экскурсионных маршрутов:

информация о 26 маршрутах размещена на сайте ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (http://dopobr.68edu.ru); о 57 туристических и экскурсионных маршрутах, памятных и достопримечательных местах – в межрегиональном информационно-методическом банке ЦФО (http://metodika.68edu.ru/);

приняли участие в туристских походах по области 16383 обучающихся (18,2 % от общего числа школьников) (2014 г. - 15200 чел., 16,8%).

С целью пропаганды культурно-познавательного туризма, формирования устойчивого интереса к экскурсионной деятельности, подготовки организаторов экскурсионной работы в школах в сентябре 2014 года была открыта очно-заочная школа экскурсоводов для обучающихся и педагогов образовательных организаций области с использованием дистанционных технологий обучения.

В течение 2015 года в школе экскурсоводов прошли обучение по программе «Организация и проведение экскурсий» 297 обучающихся и 80 педагогических работников области.

В рамках «Областной очно-заочной школы экскурсовода» прошел конкурс исследовательских работ «Туристическое агентство» в номинациях: «Лучший бизнес-план по развитию внутреннего туризма в регионе», «Лучшая рекламная продукция в сфере регионального туризма», «Лучшая кулинарная книга традиционных рецептов родного края», «Лучший экскурсионный маршрут по родному краю». Наиболее активно проявили себя юные экскурсоводы из Бондарского, Гавриловского Сосновского, Староюрьевского, Тамбовского, Уваровского районов, городов Котовск и Тамбов. Представители Мучкапского, Рассказовского, Токаревского, Уваровского районов не приняли участие в работе Школы. Лучшие работы детей планируется разместить в альманахе «Моя малая Родина».

Отзывы детей о работе «Областной очно-заочной школы экскурсовода» показали её эффективность и востребованность учащимися в развитии внутреннего туризма.

С 2015-2016 учебного года на основании приказа управления образования и науки Тамбовской области, управления культуры и архивного дела Тамбовской области Областная школа экскурсоводов начала работу на постоянной основе. Занятия в Школе носят преимущественно практический характер. Обучение организуется в заочной (дистанционной) и очной форме по модульной программе «Юный экскурсовод».

В ходе программы Школы экскурсоводов в 2015-2016 учебном году учащиеся освоят основы экскурсионной деятельности, методику подготовки и проведения экскурсии, технику использования «Портфеля экскурсовода», научатся анализировать и планировать маршрут экскурсии, составлять и проводить экскурсии и работать с различными источниками.

Преемником межведомственного регионального проекта «Моя малая Родина» станет проект «Мой дом – Тамбовский край», в котором продолжится работа по развитию внутреннего туризма в регионе.

Итогом реализации проекта планируется создание единой электронной региональной базы данных о детско-юношеских туристских, паломнических, религиозных экскурсионных маршрутах; издание альманаха «Моя малая Родина» по экскурсионным маршрутам области.

В 2016 году мероприятиями проекта планируется охватить не менее 80% учащихся Тамбовской области.

В целях развития краеведческого и культурно-познавательного туризма реализуются следующие региональные инициативы:

с 2013 года - акция «Восстановление духовно-исторической памяти», основная цель которой – увековечение памяти об утраченных святынях Тамбовщины, воспитание подрастающего поколения в духе уважения к нравственным ценностям и патриотическим идеалам.

В рамках Акции:

  • ведется поисковая и исследовательская деятельность по выявлению разрушенных православных храмов, монастырях, святых источниках (оформлено более 100 научно-исследовательских проектов и работ);

  • выявлено 390 утраченных святынь;

  • работают 87 волонтерских отрядов по расчистке и благоустройству территорий на местах разрушенных святынь;

  • установлено 129 памятных знаков на местах разрушенных и утраченных святынь в 25 муниципальном образовании;

  • оформлено более 159 научно - исследовательских проектов.

Мероприятия, реализуемые в рамках Акции, широко освещаются местными и региональными СМИ. Опубликовано свыше 200 статей, снято около 65 видеосюжетов.

Итогом проведения Акции (2015 год) станет установка памятных знаков и мемориальных табличек на местах всех выявленных и утраченных святынь, создание летописи «Утраченные святыни земли Тамбовской».

Опыт работы по проведению Акции в Тамбовской области был одобрен и рекомендован к распространению Попечительским советом по реализации проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды» (февраль 2014 г.).

Спортивный туризм - вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающие преодоление категорированных препятствий на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

В 2015 году в Тамбовской области функционируют 43 объединения по спортивному туризму, в которых обучаются около 657 учащихся общеобразовательных организаций области, реализуется 27 образовательные программы.

В этом году команда Тамбовской области впервые за несколько лет приняла участие во XXII Всероссийском туристическом слете педагогов (награждена грамотой за лучшую организацию туристского быта).

Планируется принять участие в подготовке кадров для проекта «Туризм в комплексе ГТО» с III по V ступени.

В рамках направления спортивного туризма за отчетный период было проведено 8 массовых мероприятия (1300 учащихся).

В первой половине 2015 года по направлению было проведено 5 обучающих семинаров, в которых приняло участие 270 работников образовательных организаций области (в 2014 году – 4 семинара, 246 участников).

В 2015 году организованы следующие ежегодные мероприятия по повышению квалификации туристических кадров:

областной зимний туристский семинар-практикум работников образовательных организаций (25 участников, в 2014 году – 20 участников);

семинар «Организация и проведение водных походов» (20 участников, в 2014 году – 16 участников);

водный поход-семинар (I категории сложности) работников образовательных организаций области по р. Цна (30 участников, в 2014 году – 25 участников);

водный поход-семинар (I категории сложности) работников образовательных организаций области по реке Пра (11 участников);

областной туристский слет-семинар работников образовательных организаций области (128 участников, в 2014 году – 70 участников).

В рамках курсов повышения квалификации по программе «Технологические особенности реализации программ дополнительного образования туристско-краеведческой направленности (водный и лыжный туризм)» прошли обучение 25 слушателей.

В 2016 году планируется:

создать на базе ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» маршрутно-квалификационную комиссию образовательных организаций (МКК) (на данный момент Центр подготовил: ходатайство в Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения об открытии МКК, список членов областной МКК, собрана нормативная документация для работы МКК);

открыть совместно с Федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения школу по программе «Инструктор детско-юношеского спортивного туризма» на базе ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (на данный момент Центром подготовлен договор о сотрудничестве в рамках реализации программы, разработана программа школы);

возродить проведение областного слета туристских семей.

С целью популяризации детско-юношеского туризма среди учащихся образовательных организаций области в 2015 году на базе ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества» начнется реализация проекта «Школа туриста». Проект направлен на укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, на формирование активной жизненной позиции, на развитие организаторских качеств личности школьника и повышение общего уровня туристской подготовки.

Реализация проекта «Школа туриста» предполагает обучение по модульной программе в очной и заочной (дистанционной) форме и будет включать в себя занятия по видам туризма: «Пешеходный туризм», «Водный туризм», «Лыжный туризм», «Поисково-спасательные работы», «Спортивное ориентирование». Для детей будет предусмотрена разноуровневая система обучения в рамках системно-деятельностного подхода.

Проект предполагает использование нетрадиционных форм занятий для обучения детей: занятия-игры, экскурсии, прогулки, образовательные дистанционные квесты. Практическая составляющая занятий – мастер-классы, учебные походы, полевые практикумы. К проведению занятий предполагается привлечь опытных педагогов в области туристической практики, специалистов МЧС и специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва «Центр подготовки спортсменов по циклическим и игровым видам спорта». Обучение в школе туриста имеет мощный профориентационный потенциал для учащихся, решивших связать свою жизнь с профессией инструктора детско-юношеского туризма или спасателя.

Наиболее активно спортивный туризм развивается в Бондарском районе, Инжавинском, Рассказовском, Тамбовском, г.Мичуринск, Тамбов, Уварово, Моршанск. Эти районы имеют хорошую спортивную базу, что позволяет учащимся участвовать в категорийных походах.

Разработаны и выпущены методические рекомендации по организации спортивных соревнований по технике пешеходного туризма.

В 2016 году планируется принять участие во Всероссийском проекте «Туризм в комплексе ГТО».

Востребованным и перспективным в среде детей и молодежи области направлением туристско-краеведческой деятельности стал экологический туризм.

Популярность его обусловлена общим повышением внимания к экологическим проблемам, приобщением детей к здоровому образу жизни, приобретением туристских навыков.

Мероприятия, направленные на развитие данного направления, объединены в региональный проект – межведомственный экологический марафон «Тамбовский край – территория экологической культуры» на 2013 - 2015 годы.

Впервые в рамках марафона проведены:

  • областной эколого-туристический поход «Экомир» (30 чел.)

  • областная экологическая операция «Весенний дым» (около 50 чел.)

  • областной конкурс «Чистый лес» (более 600 чел.).

  • Традиционным является проведение областных профильных смен:

  • «Земляне» (ежегодно 20 человек);

  • «Юные туристы» (ежегодно 30 человек);

  • «Юные экологи» (ежегодно 30 человек)

  • «Юные патриоты Тамбовщины»(ежегодно 80 человек).

Особым видом деятельности, направленным на развитие экологического туризма, является создание экологических троп. Учащимися Тамбовской области ведется активная работа по созданию экологических троп в окрестностях своих образовательных организаций.

Экологи-туристы образовательных организаций в период с 2013г. по 2015г. разработали:

  • эколого-туристическую тропу «Весна» (филиал МБОУ Сосновская СОШ №1 в с. Атманов Угол Сосновского района),

  • экологическую тропу «По Иловаю» (филиал МБОУ "Первомайская СОШ" в с. Иловай-Бригадирское Первомайского района),

  • экологическую тропу от парка Победы до Ласковского карьера (МАОУ «Лицей №14имени заслуженного учителя РФ А.М.Кузьмина» г. Тамбов).

Юные экологи-туристы проводят исследовательскую работу на местности, выявляют различные экологические нарушения, принимают посильное участие в их ликвидации. В исследовательской деятельности, в рамках экологического туризма, используются данные о ресурсах ранее известных экологических троп: «Власовское болото», «Святовское озеро».

В 2014 году управлением по охране окружающей среды и природопользованию области проведен областной конкурс на лучшую экологическую тропу, победителями которого стали:

  1. МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад «Солнышко» г.Котовск
  2. МБДОУ детский сад № 15 «Теремок» г.Котовск
  3. МБОУ СОШ г.Котовск
  4. МБДОУ «Детский сад № 14 «Красная шапочка» г.Котовск
  5. ТОГБОУ «Колледж торговли, общественного питания и сервиса» г.Тамбов
  6. МОАУ «Лицей № 28 им. Н.А.Рябова г.Тамбов
  7. МАОУ «Лицей №14» г.Тамбов
  8. МБОУ Сосновская СОШ №1 филиал Атманов Угол
  9. МБОУ Избердеевская СОШ
  10. МБОУ "Первомайская СОШ" в с. Иловай-Бригадирское

Особое место в экологическом туризме занимают школьные лесничества. На сегодняшний день в области действует 23 школьных лесничеств в 20 муниципальных образованиях области (1013 г. – 18 лесничеств, 17 муниципальных образований). Их деятельность строится в соответствии с программой развития движения школьных лесничеств в Тамбовской области (совместный приказ от 29.01.2013 № 9/152).

Ежегодно на постоянной основе проводится не менее 15 мероприятий для обучающихся туристско–краеведческой направленности с охватом около 8 тыс. чел.(2014 г. - 15 мероприятий, 7600 чел.), среди них:

  • областной конкурс «Лучший туристский поход»;

  • областные туристские слеты учащихся с элементами соревнований по программе «Школа безопасности» (более 100 чел. ежегодно);

  • слеты воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (около 100 чел. ежегодно);

  • военно-спортивная игра «Славянка» (около 300 чел. ежегодно);

  • областной конкурс «Лучший туристский поход» (более 600 участников);

  • региональный этап Всероссийского творческого конкурса «Россия туристическая глазами детей», др.

Учащиеся области регулярно принимают участие во всероссийских мероприятиях:

экспедиция по поиску археологических останков (кадетская школа-интернат «Многопрофильный кадетский корпус»);

поисковые экспедиции учащихся Бондарского, Жердевского, Тамбовского районов, ТОГБОУ СПО «Приборостроительный колледж»;

конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» краеведческого движения «Отечество» (2015г. 2 учащихся стали дипломантами в секциях «Военная история» и «Культурное наследие», 2014г. 2 учащихся, призер в секции «Военная история» и дипломант в секции «Этнография», 2013 г.2 учащихся, призер в секции «Военная история» и дипломант в секции «Культурное наследие»);

туристский слет Союзного государства (2011 г. – 1место в номинации «Туристический быт»; республика Беларусь);

межрегиональный слет-соревнование Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности» (ежегодное участие);

международная шлюпочная регата «Весла на воду» (2012 г. - 3 место, г. Санкт-Петербург; кадетская школа-интернат Многопрофильный кадетский корпус»);

всероссийская военно-патриотическая акция «Наследие Победы» (2012 г. - 1 место, шлюпочный поход по Азовскому морю; кадетская школа-интернат «Многопрофильный кадетский корпус»);

XIII Международный детский экологический форум «Зелёная планета» (2015г. – 1 место Полянская Валерия, учащаяся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г.Кирсанова);

Всероссийский конкурс для обучающихся образовательных организаций «Зелёные технологии глазами молодых- 2015» (2015г. – 1 место в номинации «Публицистика о зелёных технологиях» Курсакова Юлия, учащаяся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Кочетовской средней общеобразовательной школы Мичуринского района).