Главная / Активный отдых, походы / Рекомендации по подготовке и проведению походов (И.А.Дрогов)

Рекомендации по подготовке и проведению походов (И.А.Дрогов)

канд.,пед.наук. И.А. Дрогов,
инструктор туризма международного класса,
заслуженный путешественник России

Пешеходный туризм самый доступный и массовый вид туриз­ма. Еще И.Ильф и Е.Петров писали: «Пешеходов нужно любить. Пеше­ходы составляют большую часть человечества. Мало того − лучшую его часть». В последнее время география пешеходных маршрутов постоянно расширяется. От Северной Земли до Кавказа и от Калининградской области до Курильских островов пролегли пешеходные туристские тропы.

Правильно намеченный и хорошо разработанный маршрут туристского похода должен содержать в себе те элементы, которые являются ха­рактерными признаками российского массового спортивно-оздоровительного туризма.

Маршрут должен содержать познавательные элементы, например, ознакомление со своим краем или другими районами страны. Сюда может войти изучение растительного и животного мира, рельефа, рек и водоемов, знакомство с историческими местами, населением и его бытом, местами боевой и трудовой славы и т.п.

Одновременно маршрут должен способствовать укреплению здоровья и физическому развитию туристов. На сложных маршрутах в условиях автономного прохождения похода (в ненаселенной местности) участни­ки в совершенстве овладевают навыками жизнеобеспечения, техничес­кими приемами преодоления естественных препятствий, ориентирова­ния на местности, тактикой построения маршрута и графика движе­ния, другими ценными умениями и навыками.

Маршрут должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к за­четным маршрутам для сдачи норматив на значок «Юный турист России» и «Ту­рист России» или для получения спортивного разряда по туризму (про­должительность в днях и расстояний в километрах, преодоление соответствующего набора естественных препятствий, ночлеги в полевых условиях и т.д.). В то же время маршрут обязательно должен обеспечивать участникам похода здоровый отдых.

В умении сочетать при разработке маршрута все перечисленные требования в определенной пропорции, в зависимости от цели похо­да, и заключается искусство составления маршрута.

Маршруты учебно-тренировочных походов, рассчитанные на один − два дня, должны составляться таким образом, чтобы они в основном давали представление о технике данного виде туризма, об ориентировании на местности (по карте и компасу, природным ориентирам, местным приметам), о том, как организовать бивак, развести костер, приготовить пищу, поставить палатку, организовать досуг.В тоже время эти маршруты должны научить участников «смотреть и видеть», т.е. умению разбираться, в том, что встречается по дороге, и умению фиксировать все виденное.

В маршрутах более длительного похода элементы познания своего края, в зависимости от поставленных задач и интересов участников, будут занимать большее место. Поэтому при подборе и разработке туристского маршрута прежде всего надо определить цели и задачи предстоя­щего похода, увязав их с интересами участников путешествия.

Нанеся на карту (схему) маршрут предполагаемого похода и все объекты, намеченные для прохождения и ознакомления, необходимо прис­тупить к составлению календарного плана похода, для чего устанав­ливается километраж дневных переходов, ориентировочно намечаются места ночлегов и дневок и т.д.

Составляя план похода, необходимо предусмотреть резерв времени на случай плохой погоды или неожиданной встречи в пути со сложным для преодоления препятствием или непогодой. Резерв времени определяется примерно в размере одного дня на каждую неделю похода, в зависимости от времени года, климатических особенностей района и степени его изученности. В зимнее время, в период весенних и осенних дождей, в районах малоизученных, резерв времени должен быть увеличен.

В процессе разработки маршрута желательно установить связь с туристскими клубами и поисково-спасательными службами рай­она проведения похода. Такая связь дает возможность получить более точные сведения о транспортных связях, продовольственных возможностях, местах для ночлега, досто­примечательностях, технических и тактических особенностях построе­ния маршрута в данном, районе, а также встать на учет в поисково-спасательную службу или отряд.

Когда маршрут и план похода будут разработаны, можно присту­пить к составлению списка необходимого снаряжения туриста и общест­венного для группы. Характер снаряжения зависят от времени года, района, способа передвижения, технической сложности маршрута и длительности похода.

Всё это необходимо учесть при составлении списка необходимого снаряжения. Следует помнить, что снаряжение для походов в любом виде туризма должно быть надежным, портативным, лёгким и набор его должен содержать только необходимые предметы, так как любому туристу в условиях автономного похода приходится все свое снаряжение и про­дукты питания нести на себе.

Опытные организаторы туризма выделяют четыре основных этапа подготовки и проведения туристского мероприятия: подготовительная работа − непосредственная подготовка похода; проведение похода и его успешное завершение; подведение ито­гов похода.

В ходе подготовительной работы туристский организатор должен найти ответ на три вопроса: кто пойдет в поход? В какой район будет организо­ван поход? С какой целью? Эти предпосылки будут оказывать влияние на дальнейшую организаторскую работу и подготовку похода по существу. После сбора и изучения необходимой информации, коллектив, орга­низующий поход может приступать к разработке его плана. Содержание этого плана зависит от множества факторов, среди которых наиболее существенными являются: выбор и уровень технической оснащенности группы; туристский опыт ее участников необходимый при подготовке и прохождении спортивных походов соответствующей категории сложности; предусматриваются расходы, необ­ходимые для реализации похода.

Подготовительная работа обычно завершается проведением организационного собрания, на котором формируется туристская груп­па с которой могут проводиться различные занятия предваряющие поход.

Особое значение для проведения туристского похода, особенно в спортивном туризме, имеет физическая, техническая и морально-воле­вая подготовка участников. Недооценка в выработке этих качеств явля­ется причиной несчастных случаев или тяжелых заболева­ний участников.

При проведении подготовительных работ руководитель похода должен стремиться к тому, чтобы к организационной и воспита­тельной работе были привлечены все участники похода исходя из знания участников туристской группы, их способностей. Это важно, так как туристский поход представляет множество ситуаций, которых не встретишь в повседневной жизни, и которые выдвигают перед туристом требования соответственно вести себя. В общей культуре поведения участников похода можно выделить:

  • соответствующее отношение к товарищам по походу, заклю­чающееся в надлежащем поведении в рамках принятых норм организационной дисциплины, соблюдение которых облегчает участникам достижение наилучших рекреационно-познавательных результатов;
  • соответствующее отношение к другим группам туристов и местным жителям, встречающимся на маршруте;
  • бережное отношение к миру природы, памятникам истории и культуры и восприятие их как общественных благ, достойных уваже­ния;
  • соответствующее отношение к самому себе, проявляющееся в не­допущении действий и поведения, которые отрицательно воздействуют на физическое или психическое здоровье.

Иногда в походе возникает необходимость не только вмешаться в вопрос поведения членов своей туристской группы, но также и в пове­дение других туристов. При выборе способа действий необ­ходимо принимать во внимание и собственный авторитет. Если нет достаточно сильного авторитета, лучше действовать косвенно, через лиц, имеющих большее влияние на поведение участников похода. Способ такого вмешательства оказывает зачастую большее влияние на процесс формирования культуры поведения туристской груп­пы, чем запланированные заранее меры. Если туристский организатор хорошо знает общий уровень культуры большинства участников похода и одновременно пользуется у них авторитетом, в случае необходимости в инструктаже туристов о действующих нормах поведения, он может это сделать. При этом существенное значение имеет форма проведения инструктажа. Рекомендуется пользоваться такими выражениями, как нап­ример: «Может быть, и нет необходимости, но на всякий случай напо­минаю, что ...» или «Я уверен, что это излишне, но я обязан руковод­ством данного объекта напомнить, что ...». После такого введения следует изложить информацию, как следует вести себя в данной местности.

Превращение навыков поведения в постоянные черты характера личности происходит постепенно, когда человек часто ощущает необходимость проявления подобного поведения. Следовательно, орга­низаторам туризма необходимо внимательно наблюдать, выполняют ли туристы ранее рекомендованные им правила. Если организатор туризма отмечает нарушение принятых в туризме норм поведения, он должен в возможно тактичной форме, как правило, «с глазу на глаз», напомнить о необ­ходимости соблюдения указанных норм поведения. Здесь можно при­менить такие методы, как советы, замечания, рекомендации, оценки по­ведения и т.п.