Главная / Статьи / Вестник детско-юношеского туризма и отдыха, август 2016 года / В.Б.Помелов. Скаутское движение:история и сегодняшний день

В.Б.Помелов.Скаутское движение:история и сегодняшний день

Помелов - Скауты - scout1915В статье ПОМЕЛОВА Владимира Борисовича, доктора педагогических наук, профессора,
кафедра педагогики ФГБУ ВО «Вятский государственный университет», показаны история и сегодняшнее состояние скаутинга как важной составной части современного молодежного движения, особенности развития скаутинга в Великобритании и России. Приводятся тексты популярных скаутских песен.
Опубликовано в "Вестник Академии
детско-юношеского туризма и краеведения", № 2, 2016

 Скаутское движение (англ. – scouting) представляет собой всемирное юношеское движение, занимающееся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей таким образом, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, аполитична, независима. Само слово «скаут» переводится с английского как «разведчик». Поэтому скаутинг также иногда называют разведчеством.

Баден-Пауэлл bpОснователем скаутского движения считается английский военачальник, писатель и художник лорд Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл (1857–1941). Идею скаутинга он развивал поначалу осторожно; хотел лично удостовериться в том, что она жизнеспособна. Поэтому летом 1907 г. он собрал группу из 22 мальчиков и организовал на острове Браунси, находящемся в проливе Ла-Манш, первый скаутский лагерь. Этот лагерь имел большой успех. Как военный специалист Баден-Пауэлл считал важным умение вести военные действия в сложных природных условиях. Это умение можно с успехом развивать, используя при этом возрастные и психологические особенности детей. Помимо основной задачи скаутского воспитания – подготовки к военной службе – их необходимо обучать искусству разведчика, знанию природных явлений, жизни в лагере и походе, развитию выносливости, общественному поведению, действиям при несчастных случаях. И эта идея себя оправдала. Достаточно сказать, что в 1910–1914 гг. 792 английских скаута были награждены за подвиги при спасении жизни людей во время различных стихийных бедствий.

 Книга о скаутах 8_4e59b0d7462ac8947ae63521b3ebec02В 1908 г. Р. Баден-Пауэлл издал первый учебник скаутинга для мальчиков («Scouting for boys»), оформленный его собственными иллюстрациями. Книга выходила из печати по частям – одна часть каждые две недели. Всего вышло шесть частей. И выход каждой последующей «тетрадки» сопровождался все возраставшим интересом со стороны детей и подростков. Автор давал мальчикам целый ряд советов, как заработать деньги: изготовление плетеных кресел, рамок для картин, клеток для птиц, резных трубок, обивка старой мебели и т. п. В течение двух-трех лет книга была переведена на 35 языков! Она дала начало крупнейшему мировому молодёжному движению, и читать её стали десятки миллионов юношей на сотнях языков. Скаутские кружки начали массово появляться, – сначала в Англии, а потом и в других странах. Всего за несколько лет эта комплексная система воспитания распространилась по всему миру.

Английские бойскауты с Бадено-Пауэллом (s-t-o-i.com)_2

Скауты - эмблемаСистема идеологического воспитания скаутов соответствовала британским государственным интересам. Девиз английских скаутов, например, звучит так: «Вера в Бога, преданность королю и Родине. Будь готов!» Значок скаута представляет собой лилию, перевязанную ленточкой. Средний лепесток лилии символизирует веру в бога, левый – преданность королю, правый – Родине. На ленточке призыв – «Будь готов!».

Cкаут - форма norman_rockwellФорма скаута – точная копия походного костюма, который Баден-Пауэлл носил во время военной службы в Кашмире: широкополая шляпа цвета хаки, цветная шейная косынка (в России – синяя), рубашка зеленого или серого цвета с погонами на плечах, короткие (выше колена) брюки, чулки и башмаки черного или коричневого цвета. К атрибутам скаута относится посох длиной в рост человека. С его помощью преодолевали препятствия, делали физические упражнения; при необходимости он становился опорой для палатки. Группа делилась на патрули (6–8 скаутов), которые носили названия животных или птиц (бобер, сокол). Патруль имел свой флаг с изображением выбранного скаутами животного. Для разрешения вопросов о наградах и наказаниях собирался «суд чести».

В 1920 г. скауты из разных стран впервые встретились на мировом скаутском джембори (встрече) в Лондоне. В последний вечер этой встречи, 6 августа, весёлая ватага разноязычных скаутов провозгласила Баден-Пауэлла Начальником скаутов мира. Скаутское движение продолжало развиваться. В 1928 г. оно насчитывало в своих рядах уже более 2 миллионов членов в большинстве стран. За лондонским джембори последовали другие встречи: в Дании (1924), Англии (1929), Венгрии (1933), Нидерландах (1937). Проведение джембори преследовало цель направить усилия скаутинга на создание мирового братства скаутов. С тех пор международные скаутские слёты проводятся раз в 3–4 года и по-прежнему носят название джембори.

Р. Баден-Пауэлл много путешествовал, постоянно писал на тему скаутинга. Всего он издал 32 книги, среди них «Учебник для волчат» (1916), «Мои приключения на службе разведчика» (1916), «Учебник для скаутмастеров» (1920), «Что скауты умеют делать» (1921), «Путешествие за успехом» (1922). На развитие скаутского движения в англоязычных странах также оказали большое влияние книги канадского писателя Эрнеста Сетон-Томпсона и деятельность американского педагога Дэниела Картера Бёрда.

Скаут Pantyuhov В России скаутинг ведет свое начало с 1909 г. Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 г. в Павловском парке Санкт-Петербурга. Основателем российского скаутского движения стал полковник Олег Иванович Пантюхов (1882–1973). В 1910 г. О. И. Пантюхов прочитал русский перевод книги Баден-Пауэлла и летом того же года создал одну из первых русских скаутских дружин в Царском Селе. 19 декабря 1910 г. он встречался в столице с Баден-Пауэллом, который находился в России по приглашению императора Николая II. Летом 1911 г. Пантюхов посетил ряд зарубежных скаутских организаций и по материалам поездки написал книгу о европейском скаутском движении («В гостях у Бой-скаутов», 1911). 17 февраля 1920 г. вместе с семьёй эмигрировал в Турцию, где основал в Константинополе скаутскую дружину. 11 ноября 1920 г. Пантюхов объявил об объединении всех зарубежных русских скаутских организаций в одну единую ОРСзг – Организацию русских скаутов за границей – и стал её руководителем. Осенью 1922 г. переехал в Нью-Йорк. 23 ноября 1924 г. он составил устав Всероссийской национальной организации русских скаутов. В 1937 г. О. И. Пантюхов был награжден почетным знаком русских скаутов – орденом «Белый Медведь». Еще раньше, в 1919 г. ему было присвоено звание Старший Русский Скаут. 11 февраля 1942 г. Пантюхов издал распоряжение о переименовании организации; впредь она должна была называться Национальная Организация Российских Разведчиков [1].

Скауты в России 82a27d2aebf900f8aff1619ea29bb3a2В 1910 г. в 1-й Петербургской мужской гимназии, – она располагалась на углу ул. Кабинетской (ныне ул. Правды) и ул. Ивановской (ныне ул. Социалистическая) – возникает «легион юных разведчиков», организованный преподавателем латыни В. Г. Янчевецким (1874–1954). Впоследствии он стал известным писателем (псевдоним – Василий Ян), автором романов «Чингиз-хан», «Батый», «К последнему морю» и др. Уже упоминавшаяся книга Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков» была получена российским императором Николаем II в 1910 г. от одного из приближённых к нему лиц и вызвала интерес царя, так как оказалась созвучной с его мыслями о необходимости допризывной подготовки молодёжи. По его распоряжению книга была издана на русском языке.

Однако первые официальные попытки в этом направлении оказались неудачны, так как строились на «фельдфебельских» (выражение О. И. Пантюхова) принципах, полностью исключавших игровой элемент. Таковым было, прежде всего, движение с петровским названием «потешных», организованное по приказанию «сверху»; здесь детские отряды проходили строевую и начальную военную подготовку. Штабс-ротмистр А. Г. Захарченко был по распоряжению царя командирован в Англию для изучения опыта скаутинга, после чего им была создана в Москве скаутская дружина. Однако руководство ими было поручено далеким от идеи воспитания молодежи людям (юнкерам) т на практике свелось к неудачной «комбинации» скаутизма с движением «потешных». Неудивительно, что это начинание потерпело провал.

В Киеве зачинателем скаутизма был гимназический преподаватель Александр Константинович Анохин (1882–1920), организовавший первый отряд герл-скаутов в 1915 г. Фактическим основателем скаутизма в Москве стал редактор журнала «Вокруг света» Владимир Алексеевич Попов (1875–1942).В его журнале печатался и скаутский листок «Будь готов!». В 1915 г. он создал первый в мире скаутский музей. Его должность в скаутском движении в разных источниках определяется как начальник 1-го московского отряда скаутов, инструктор 2-го московского отряда скаутов при Императорском речном яхт-клубе. Еще один отряд – «речных скаутов» – был создан им весной 1916 г.; его члены носили синие галстуки. Попов организовал шестинедельный лагерь на территории яхт-клуба на Воробьёвых горах. В 1917 г. он издал книгу «Бой-скауты: Руководство самовоспитания молодёжи». Ему принадлежит музыка скаутского гимна «Будь готов!» (1915, слова Н. А. Адуева), а также слова и музыка популярной скаутской (в СССР пионерской) песни «Картошка».

Исходный вариант песни «Картошка» выглядел так.

Расскажу-ка вам, ребята, / Жили в лагере мы как,
И на солнце, как котята, / Грелись этак, грелись так.
Наши бедные желудки / Были вечно голодны,
И считали мы минутки / До обеденной поры.
Дым костра, луны сиянье, / Белый пепел и зола
Дразнит наше обонянье / Дух картошки из костра.
Ах, ты, милая картошка, / Низко бьем тебе челом.
Даже дальняя дорожка / Нам с тобою нипочем.
Ах, картошка объеденье, / Лагерников идеал.
Тот не знает наслажденья, / Кто картошки не едал.
А мальчишки (девчонки)-то обжоры / Всю картошку поедят,
А потом завоют хором: / «Животы у нас болят
Наши храбрые ребята / Исколесят ближний лес,
Понастроят себе хаты. / Не залезет в них и бес.
На дежурство из палатки / Очень трудно вылезать,
И приходится за пятки / Наших мальчиков (девочек) таскать.
Вот собрались бегемоты, / Издают протяжный вой.
Хоть и знают они ноты, / Но поют... О, Боже мой!

В начале 1920-х гг. молодому комсомольскому поэту Александру Алексеевичу Жарову было поручено приспособить скаутскую песню для пионерской организации. Он сохранил первые пять куплетов, изменив лишь самое начало на «Ну, споемте-ка, ребята», а также ставшее в советские времена сомнительным слово «лагерник» на «пионер». При этом он отбросил «зарисовки лагерного быта» и вставил следующий куплет:

Чем картошечка в мундире / Лучшеблюда не найдешь /
Ни в Крыму, ни на Памире / Целый свет хоть обойдешь.

Этот куплет, однако, «не прижился». В русской эмиграции песня всегда исполнялась в старой редакции. Этот же вариант используется и современными русскими скаутами.

Обозначившийся провал движения «потешных» склонил «высшие сферы» в сторону поддержки чистого скаутизма, и в августе 1914 г. организуется «Общество содействия мальчикам-разведчикам» – «Русский скаут». Председателем общества стал вице-адмирал Иван Федорович Бострем (1857–1934), ранее курировавший «потешных», а вице-председателем – О. И. Пантюхов. С началом Первой мировой войны Пантюхов отправился на фронт, и Царскосельский отряд скаутов (впоследствии переименованных на русский манер в «юные разведчики») возглавил Эраст Платонович Цытович (1874–1941). Штаб-квартира Царскосельской дружины помещалась в стенах реального училища, директором которого он и являлся. В 1915 г. Цытович привлек к движению скаутов великого князя Георгия Константиновича и по распоряжению Императора Николая II записал в Царскосельский отряд цесаревича Алексея. С 1915 г. Цытович стал председателем Царскосельского военно-спортивного комитета и членом комитета общества «Русский скаут», председателем которого был вице-адмирал И. Ф. Бострем. Деятельное участие в обществе принимала также сестра императрицы Великая княгиня Елизавета Федоровна.

В декабре 1915 г. Цытович принял активное участие в организации I Всероссийского съезда по скаутизму, прошедшего в Петрограде. На съезде он прочитал несколько основополагающих докладов, посвященных скаутскому движению: «Взаимоотношения семьи, школы и организации скаутов» и «Этические основы скаутизма». В своих выступлениях Цытович выдвинул ряд идей, который впоследствии переняла пионерская организация. В частности, он провозглашал: «Будем же надеяться на то, что зажегшаяся звезда скаутизма над русской молодёжью разгорится ярким светом на всем обширном пространстве нашей дорогой родины, и что сотни тысяч русских мальчиков и девочек на призыв: “Будьте готовы!” будут стройно, бодро и весело отвечать: “Всегда готовы!”». В

1915 г. прошел первый скаутский съезд, утвердивший устав, организационную структуру и символику русского скаутизма. К осени 1917 г. насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах России. В 1915 г. (по другим данным – в 1914 г.) Николай Альфредович Адуев (1895–1950) написал гимн скаутов – «Будь готов!», положенный на музыку В. А. Поповым.

                                       Будь готов!
(Гимн Организации российских юных разведчиков-скаутов)
Будь готов, разведчик, к делу честному. / Трудный путь лежит передтобой.
Глянь же смело в очи неизвестному, / Бодрый телом, мыслью и душой!
Припев: Будь готов, будь готов, / Будь готов, будь готов,
Будь готов, разведчик, / Будь готов!
В мире много горя и мучения. / Наступила страдная пора.
Не забудь святого назначения. / Стой на страже правды и добра.
Припев.
Тем позор, кто в низкой безучастности / Равнодушно слышит брата стон.
Не страшись работы и опасности. / Твердо верь, что с Богом ты силен.
Припев.
Помогай больному и несчастному, / К погибающим спеши на зов.
Ко всему большому и прекрасному / Будь готов, разведчик, будь готов!
Припев: Будь готов, будь готов, / Будь готов, будь готов,
За Россию будь / Всегда готов!

После 1917 г. скаутское движение распадается. В областях, занятых белогвардейцами, то есть русской армией, в определенной степени сохранялся традиционный скаутинг, придерживавшийся патриотической и антисоветской позиции. Многие скауты были участниками антисоветского подполья; ряд руководителей скаутских организаций в Крыму и на Украине были арестованы ЧК и расстреляны. На советской территории имели место попытки в той или иной форме соединить скаутскую организацию с большевистской революционной идеологией. Прежде всего, следует отметить юкистское движение («юных коммунистов-скаутов»), принявших галстуки красного цвета. Некоторое время действовали городские клубы типа «Красный скаут». Существовало и принципиально аполитичное движение «лесных братьев» – следопытов леса, продолжавших туристско-натуралистические традиции с опорой на книги Эрнеста Сетон-Томпсона.

Однако Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ, впоследствии – ВЛКСМ) видел в скаутизме соперника, и поэтому его «вожди» резко отрицательно относились ко всем формам скаутинга. Уже в 1919 г. ему была объявлена самая настоящая война. Скаутинг был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением. Особенно усилились гонения с начала 1922 г., когда было принято решение о создании детской коммунистической (пионерской) организации, перенявшей внешние формы скаутинга. Работа по «разработке» пионерской атрибутики была проведена Иннокентием Николаевичем Жуковым, имя которого сейчас забыто: обычно при упоминании о пионерском движении вспоминают имя Н.К.Крупской.

Наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 г., когда в мае прошёл последний скаутский слёт у села Всехсвятское под Москвой. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слет был разогнан милицией и комсомольцами, а его организаторы арестованы. Скаутские организации, однако, некоторое время продолжали существовать в подполье, как, например, «Братство костра». Численность этих организаций исчислялась теперь уже не десятками тысяч, а всего лишь единицами. Подпольной организации соответствовало и содержание песен: «Нас десять, вы слышите, десять! / И старшему нет двадцати. / Нас можно, конечно, повесить, / Но надо сначала найти!»

Подпольные скауты продолжали поддерживать отношения со скаутами, находившимися в эмиграции, и О. И. Пантюховым вплоть до 1927 г. В результате в СССР получило развитие лишь пионерское движение, которое, в смысле формы, хотя и было построено на основе скаутинга, но имело прокоммунистическую идеологическую направленность, а потому усиленно насаждалось властями. Однако за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших Национальную организацию русских скаутов под руководством Пантюхова. Русские скауты, дети эмигрантов, были в Западной Европе, Австралии, Америке. Причины популярности бойскаутской системы воспитания, как нам представляется, заключаются в следующем:

скаутская подготовка проходит в привлекательной для ребят форме длительной игры с использованием условных символов, отличительных знаков, приветствий;
во время игровой деятельности дети овладевают полезными для повседневной жизни навыками;
в скаутской подготовке присутствует свойственная всем детям любовь к природе и живому миру, склонность к приключениям.

Джамбори ОмскВоспитание в скаутинге ведется при помощи скаутского метода. Основа скаутского метода заключается в следующих показателях:

воспитание на основе обещания. Каждый участник добровольно берет на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в обещании и законах. А именно – осознание своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой;
патрульная система или система микрогрупп;
личный рост участников, достигаемый через стимулирующие и развивающие программы, призывающие участников к самосовершенствованию через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, через участие в местных, региональных, национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм работы: разрядная система, проектная деятельность, цикловые игры;
деятельность на природе. Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности на природе, при проведении всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга – исследовательской деятельности;
традиции, заложенные в начале движения, дополняемые самими участниками;
обучение через дело – метод, привнесённый в начале XX в. из западной педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику;
поддержка взрослых. Генеральная задача для придания организации динамично развивающегося и общественного характера.

Система руководства микрогруппами и курсы различных уровней, международный обмен опытом, ротация руководителей, ступеньки роста, звания, должности;

девиз скаутов – «Будь готов(англ. – вe рrepared!); по-английски он сокращается до первых букв и звучит как прозвище основателя движения скаутов Баден-Пауэлла – Би-Пи. Происхождение этой фразы связано с патриотическим характером движения скаутов. На других языках скауты по всему миру используют девиз «Будь готов!» на своих родных языках.

Основа скаутского метода – жизнь на основе обещания и скаутских законов. Каждый человек, вступая в скауты, дает обещание. В основе обещания – 3 принципа, на которых строится весь скаутинг: долг перед Богом, долг перед Родиной и окружающими, долг перед собой. Скаутское обещание звучит так: «Честным словом обещаю, что буду исполнять свой долг перед Богом и Родиной, помогать ближним и жить по законам разведчиков». Скауты живут по определенным законам. В каждой организации они сформулированы по-разному. В качестве примера приведем законы из устава Организации российских юных разведчиков: разведчик верен Богу, предан Родине, родителям и начальникам; честен и правдив; помогает ближним; друг всем и брат всякому другому разведчику; исполняет приказания родителей и начальников; вежлив и услужлив; друг животных и природы; бережлив и уважает чужую собственность; чист в мыслях, словах, делах, телом и душой; трудолюбив и настойчив; весел и никогда не падает духом; скромен. Скаутская эмблема – лилия (трилистник). Лилия стала символом скаутинга со времени его зарождения. Сейчас она используется 16 миллионами скаутов во многих странах мира. Три конца лилии представляют три элемента скаутской клятвы: долг перед собой, перед ближними и перед Богом. На лилиях многих русских скаутских организаций изображен Святой Георгий. Он является покровителем русских скаутов. Скаутские эмблемы разных организаций могут существенно отличаться. Но все они имеют обязательный элемент – лилию (трилистник). Скаутское рукопожатие имеет свою особенность. Скауты пожимают левую, а не правую руку, что является знаком особой дружбы и веры. Объясняется это тем, что Баден-Пауэлл во время военной службы в Африке позаимствовал этот обычай у африканских племен. Во время приветствия копье, которое держали в правой руке, втыкали в землю, а щит перекладывали из левой руки в правую, показывая таким образом, что ты доверяешь человеку, с которым здороваешься.

Скауты БПС -Подъем флага Крым КазантипСкаутский салют отдается при полной униформе и в торжественных случаях, таких как подъём и спуск национального флага, и при произнесении скаутского обещания. Для скаута является обязательным ношение галстука. Эта традиция является элементом, отличающим различные скаутские группы. По цвету они разнообразны в зависимости от организации, пола и звания; могут иметь цвета флага, герба города, региона или страны. Галстук закрепляется зажимом, который скаут делает сам из кожи, дерева, коры или других природных материалов. Использование узла вместо зажима не приветствуется. В отличие, например, от пионерского галстука времен СССР, скаутская традиция позволяет использование галстука в самых разных целях: например, им можно перевязать рану или снять горячий котелок с костра. Скаутские организации имеют свои знаки отличия в виде нашивок, значков, лент и шнуров, которые их члены носят на своей форме. Знаки отличия обозначают принадлежность к той или иной организации, положение в ней, принадлежность к дружине, отряду, звену. По скаутской форме можно определить достижения и разряд скаута, полученные им «специальности», например, в поварском деле, при оказании первой помощи, в спорте.

Скаутское движение финансируется государственными и негосударственными организациями, общественными деятелями. Здесь не обучают трудовым специальностям, но активно поощряют и содействуют их приобретению, выявляют способность ребят применять их на практике. Сейчас скаутинг имеет более 38 миллионов членов в 217 странах. Назовем такие зарубежные скаутские организации, как Всеизраильское движение бойскаутов, Союз польских харцеров, Белорусская республиканская скаутская ассоциация и др. скаутские организации объединены во Всемирную организацию скаутского движения.

В СССР скаутское движение было официально разрешено лишь в 1990 г., и после этого началось его возрождение. Единой скаутской организации в России не существует. Среди наиболее крупных российских организаций можно назвать следующие: Организация российских юных разведчиков, Национальная организация российских скаутов-разведчиков, Русский союз скаутов, Российская ассоциация девочек-скаутов, Братство православных следопытов [2].

Да и возрождающееся в России пионерское движение является скаутским по своей природе. Приблизительная численность российского скаутинга оценивается в настоящее время более чем в 30 000 человек. Конечно, это очень немного, учитывая численность детей и подростков в нашей стране. При этом автор данной статьи далек от мысли о том, что следует каким-то образом специально на государственном уровне «нормативно» стимулировать развитие скаутского движения посредством введения неких общероссийских программ и уставов; тем более, если они – не дай Бог! – станут носить обязательный к выполнению для местных органов образования характер. (Тогда-то, скорее всего, и наступит конец скаутского движения…) А вот привлечение последователей скаутизма к полезным для всего общества делам, используя принципы игры, романтики и активной деятельности, может стать важной задачей современной педагогической науки и практики.

Примечания

1. Пантюхов О. И. Памятка юного разведчика. СПб., 1911; Булатов И.А. Олег Иванович Пантюхов – Старший Русский Скаут. М.: Минувшее, 2012.
2. Воздвиженский С. Скаутский метод. Петрозаводск, 2004; Кудряшов Ю. В. Российское скаутское движение: исторический очерк. Архангельск:Изд-во Помор. гос. ун-та, 1997; Шободоева А. Н. Российский скаутинг: история, теория, практика. Омск: Изд-во ОГПУ, 1995.