Главная / СТАТЬИ ВДЮТ / Музеи детям / И.Н.Донина. Занятия со слабовидящими детьми в Государственном музее истории религий Санкт-Петербурга

И.Н.Донина. Занятия со слабовидящими детьми в Государственном музее истории религий Санкт-Петербурга

« Назад

02.08.2016 12:44
Донина И.Н.Ирина Николаевна Донина,
зав.отделом образовательных программ
и музейной педагогики Государственного музея
истории религий Санкт-Петербурга

 

Наш музей – единственный в России и один из немногих в мире, экспозиция которого посвящена истории религии. Фонды музея насчитывают более 180 000 экспонатов.

Свой вклад в решение социальных проблем региона мы видим в возможности организации диалога между людьми разных культурных и конфессиональных традиций, различных физических и интеллектуальных возможностей. Он может возникать и на экспозиции с помощью экспонатуры, и во время личных встреч в музее. Поэтому среди наших постоянных партнеров - местные религиозные организации, Администрация города и муниципальных округов, музейное и педагогическое сообщества, организации, объединяющие «особых» людей. Мы ориентированы на создание в музее безопасного пространства культуры, которое позволяло бы разным людям получать друг о друге непредвзятую информацию и вступать в общение, личное или опосредованное.

Работа с детьми, подростками, семейными посетителями – одно из приоритетных направлений деятельности музея. Эта аудитория составляет примерно 1/3 всех наших посетителей. Среди них – посетители с «особыми» потребностями. Социокультурная адаптация этой аудитории все чаще понимается музеями как одно из важных направлений деятельности.

Занятия со слабовидящими детьми младшего и среднего школьного возраста проводятся в детском отделе постоянной экспозиции «Начало начал»,  открывшемся два года назад.

В создании концепции «Начала начал» участвовали сотрудники разных структурных подразделений музея: хранители фондов, музейные педагоги сотрудники экспозиционно-выставочного и научных отделов. Дизайн-проект был выполнен творческим коллективом «Креативное бюро «Арт Терра». Художником проекта стал Александр Райхштейн, работающий в жанре «для детей и о детях», автор многочисленных выставок и инсталляций, созданных по заказу крупнейших музеев Северной Европы, лауреат Государственной премии Финляндии за вклад в продвижение детской культуры.

По мнению Александра и его коллег, интерактивное пространство для детей должно принципиально отличаться от классической экспозиции, в нем не актуальны традиционные модули-витрины. «Начало начал» конструируется как тотальная инсталляция, созданная с помощью самых разных средств: от витрин – игровых объемных моделей, до современных мультимедиа устройств, погружающее посетителя в эпоху мифологического сознания. Благодаря этому ребенок оказывается не наблюдателем, а главным действующим лицом событий, происходящих в виртуальном пространстве, смоделированным музейными средствами.

Знакомство с медведем ГМИРСамое главное в таком пространстве – свобода: возможность взять в руки любой интересный экспонат, оценить его поверхность, почувствовать вес, попробовать на прочность, непременно понюхать или даже лизнуть. Все эти предметы доступны для тактильного восприятия. Отличительной особенностью «Начала начал» является использование высококачественных копий подлинных предметов из собрания Государственного музея истории религии (сейчас в «Начале начал» около 100 экспонатов, их количество увеличивается по мере создания новых программ).

Копии музейных предметов изготовлены, в большинстве, из аутентичных материалов, пригодных для идентификации. Слабовидящие дети имеют возможность изучить и сравнить фактуру и природные особенности разнообразных материалов, из которых выполнены предметы экспозиции (дерево, лыко, металл, мех, кожа и т.д.), а также стен помещения. Поверхность предметов передает осязательные особенности и цвет оригинала. Осязание помогает выяснить форму, величину, иные свойства предмета и сформировать его достаточно четкий образ, что особенно важно для слабовидящих.

Входя в первый, малый зал (30 кв.м.), посетитель попадает в уютное камерное пространство, представляющее собой стилизованное жилище. Это универсальный прототип человеческого дома. С понятием «дом» в детском сознании соотносятся важнейшие категории мировосприятия. Дом – это символический центр картины мира, островок освоенного, культурного пространства в безграничном чужом мире природы. Традиционное жилище человека устроено по определенным законам: в частности, это деление на женскую (детскую) и мужскую половины, где хранятся семейные родовые святыни.

Музей религии 5901067

Центром зала является очаг, который, кроме экспозиционного назначения, служит ориентиром для слабовидящего ребенка. На занятии, удобно устроившись вокруг круглого очага с эффектом пламени, дети рассказывают об истории своей семьи, фамильных реликвиях и традициях. В ходе таких бесед часто выясняется, что домашним «красным углом» для многих является то место, где находится компьютер или телевизор… Зато дети едины в восприятии дома как «своего», безопасного мира.

На сводах конструкции – 15 ламп. Интенсивность световых потоков регулируется в сторону повышения или уменьшения, а матовая поверхность ламп предупреждает ослепление детей со светобоязнью. Каждая ниша с экспонатом имеет изолированную подсветку, это позволяет слабовидящему ребенку быть независимым исследователем, повышая его самооценку. Интенсивную изолированную подсветку имеют и поверхности столов, где дети занимаются творчеством.

Организация зала отвечает принципу предметного минимализма пространства. Это обеспечивает безопасность передвижения и позволяет ребёнку сосредоточить внимание на важных для исследования предметах, не отвлекаясь на второстепенные. Небольшая площадь зала помогает ребенку с нарушением зрения работать в тесном контакте с другими, преодолевая чувство изолированности, возникающее при дистантном общении.

Для творческой работы в первом зале есть два откидных стола, замаскированных огромными шкурами диких животных. Появление мебели «из ниоткуда» всегда встречается детьми с энтузиазмом и радостью. За стенами «дома» предусмотрено место для хранения реквизита и рабочих материалов, а также готовых детских работ и мультимедиа аппаратуры.

Важным в решении экспозиционного пространства «Начала начал» является смысловое и функциональное различие двух залов, принципиально отличающихся по способу подачи материала. Экспозиция строится так, что движение идет от простого к сложному: от внешних атрибутов жизни человека традиционной культуры – к попытке проникнуть вглубь его мироощущения, приоткрыть завесу над тайной его космогонии. Специфика двух залов разной величины осмысляется как различие между Большим и Малым миром. Малый мир – микрокосм, жизнь человека, дом. Большой мир – макрокосм, Вселенная, мироздание.

Копия Таежные сныФункциональное соотношение залов позволяет максимально задействовать различные каналы восприятия ребёнка. Если в малом зале он в большей степени ориентирован на тактильное взаимодействие с предметами, то в большом зале информация воспринимается им через сильные зрительные и слуховые впечатления.

В традиционном жилище имеется особый, ритуальный выход, через который охотник отправляется на промысел. Границы дома очерчивают безопасное, близкое человеку пространство. А вот за стенами жилища располагается таинственный и загадочный мир непознанного. Откинув занавес ритуального выхода, посетитель пересекает границу между микро- и макрокосмом и попадает… во второй зал.

Второй зал – «большой» (его площадь около 50 кв.м.). В этом зале, оснащённом тремя видеопроекторами, информация воспринимается детьми через сильные звуковые и зрительные впечатления.

Благодаря современной аппаратуре, чудо погружения ребенка в мифологический мир происходит мгновенно. Огромное реальное дерево, которое является здесь визуальной доминантой, совмещается с экраном для проецирования мультимедийных программ. Таким образом, оно превращается в дерево волшебное, таинственное, необыкновенное, на котором происходят чудеса.

Ещё два проектора транслируют изображения на боковую стену и потолок, при этом все три видео-проекции синхронизированы. Некоторые фактуры и эффекты, например, пламя, вода, песок, проецируются и на самих зрителей, которые становятся, таким образом, составной частью происходящего. Важно, что наш посетитель не наблюдает инсталляцию со стороны, как картину, а оказывается внутри пространственной композиции, созданной из различных элементов и являющей собой художественное целое. Это является дополнительным эмоциональным стимулом для детей, повышающим их «включенность» в происходящее.

Донина. ГМИР. Шаманский бубен1Технические возможности пространства, масштаб мультимедиа и размеры реквизита позволяют «особым» посетителям быть активными участниками образовательной программы. Единство тактильных, двигательных, зрительных, слуховых впечатлений от предмета помогает ребенку создать полный и четкий чувственный образ предмета.

По периметру зала расположена стационарная конструкция с полуразрушенными арками, имитирующая «циклопическую кладку». В её камнях скрыты подсвеченные витрины-ниши с копиями музейных экспонатов. Все предметы из этой экспозиции тоже возможно исследовать эмпирическим путем. Ещё одна группа экспонатов находится в полу зала под защитным стеклом в специальных нишах – «секретиках», прикрытых объёмными модулями, имитирующими обломки камней, колонн и других архитектурных деталей. В этих нишах, в частности, хранятся подлинные фрагменты керамики II века н.э., привезённые сотрудниками музея из археологических экспедиций.

В две стены большого зала вмонтированы металлические планшеты, служащие основой для составления огромных магнитных пазлов. Это также и выставочное пространство для детских художественных работ, которые крепятся «волшебным» образом - с помощью магнитов.

По замыслу авторов проекта, в «Начале начал» предложен нетрадиционный способ подачи знаний. Это пространство создает уникальные условия для получения ребёнком информации благодаря синкретическим переживаниям, а не только через интеллектуальный анализ данных. Такой способ передачи информации открывает большие возможности для работы с «особой» аудиторией.

Существующее экспозиционное решение «Начала начал» адресовано разным группам посетителей музея и не нуждается в традиционной адаптации или специализации для слабовидящих. Более того, в данном случае «доступность» экспозиции для слабовидящих является дополнительным фактором, повышающим включённость в программу обычных посетителей, поскольку она не просто создаёт безбарьерную среду для «особой» аудитории, но и улучшает качество обслуживания других экскурсантов.

Фотографии предоставлены автором.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: