Главная / СТАТЬИ ВДЮТ / Детско-юношеский туризм / Салеева Т.В. Некоторые аспекты государственной поддержки детского отдыха и оздоровления

Салеева Т.В. Некоторые аспекты государственной поддержки детского отдыха и оздоровления

« Назад

03.03.2017 13:12

Салеева _MG_3721Автор – Салеева Татьяна Васильевна,  начальник отдела экономики и прогнозирования министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края

 

 

 

Детский отдых и детский туризм в Российской Федерации признаны приоритетными направлениями развития туризма, наряду с социальным и самодеятельным туризмом. Федеральным законодательством полномочия по созданию благоприятных условий для развития детского туризма возложены на федеральные органы государственной власти, на органы власти субъектов Российской Федерации, право развивать детский туризм есть также у органов местного самоуправления.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 года № 465-ФЗ внёс изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей. Так, в законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» конкретизированы полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по организации отдыха, оздоровления детей и по вопросам обеспечения детской безопасности. Среди новшеств «детского» закона — обязанность органов власти формировать региональные реестры об организациях детского отдыха и оздоровления.

С 1 января 2017 года закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» ввел понятие детского туризма. Закон также определил, что в обязанности уполномоченного федерального органа исполнительной власти входит установление общих требований к туристским маршрутам для прохождения организованными группами детей, а также к порядку организации маршрутов передвижения для несовершеннолетних туристов.

Осуществлять меры, направленные на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление здоровья, занятие их спортом и туризмом, обеспечить соблюдение режима питания призваны детские оздоровительные лагеря, детские оздоровительно-образовательные центры, детские санатории, лагеря, организованные образовательными организациями, лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, а также организация туристских походов и экспедиций. Сейчас в России действуют более 40 тыс. организаций детского отдыха и оздоровления. За координацию их деятельности отвечают разные органы власти: по линии образования, молодежной политики, по линии здравоохранения, спорта, туризма.

Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года с целью усиления социальной роли детского, юношеского и молодежного туризма поставлена задача объединения усилий соответствующих федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также представителей туристского бизнеса и образовательных учреждений. Познавательные поездки, экскурсии, программы отдыха и оздоровления для детей и молодежи не только расширяют кругозор, но и укрепляют здоровье и раскрывают творческий потенциал подрастающего поколения.

Различные виды отдыха и оздоровления для детей предлагает Краснодарский край. Детский отдых для экономики Кубани это: 26 тысяч рабочих мест и около 1 млрд. налоговых поступлений в краевой консолидированный бюджет.

В целях создания в Краснодарском крае правовых и социально-экономических основ отдыха и оздоровления детей был принят краевой закон «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае», который установил, что с целью увеличения числа детей, охваченных различными формами отдыха и оздоровления, в Краснодарском крае осуществляется государственная поддержка детских здравниц путем создания оптимальных условий для эффективной работы и инвестиционного развития, создания современной системы подготовки кадров, сглаживания сезонности при организации детского отдыха.

Формами государственной поддержки организаций отдыха и оздоровления детей в Краснодарском крае являются реализация государственных и ведомственных целевых программ, закупки за бюджетные средства путевок (курсовок) для детей, информационно-методическое и кадровое обеспечение детских здравниц, а также предоставление субсидий на возмещение затрат на оздоровление и отдых детей.

В Краснодарском крае на протяжении нескольких лет реализуется государственная программа «Дети Кубани». В 2016 году объем финансирования программы составил 1,8 млрд. рублей.

Следует отметить, что государственная поддержка детских лагерей и детских санаториев в Краснодарском крае осуществляется исключительно при соблюдении ряда условий, в частности: наличие лицензии на медицинскую деятельность, наличие материально-технических, социально-бытовых, кадровых и иных условий, обеспечивающих безопасный и эффективный отдых и оздоровление детей; прохождение в установленном порядке добровольной сертификации услуг проживания и питания, соблюдение противопожарных и санитарно-эпидемиологических требований, а также норм техники безопасности и охраны труда.

В краевых детских здравницах в 2016 году отдохнуло более 500 тысяч детей: 320 тысяч детей Краснодарского края и 182 тысячи детей из других субъектов Российской Федерации (в 2015 году, соответственно, 315 и 176 тыс. детей).

По данным министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края в рамках летней оздоровительной кампании проводились туристские походы, слеты, соревнования и другие мероприятия. Всего активными видами отдыха и оздоровления было охвачено более 500 тысяч кубанских школьников, в многодневных походах и экспедициях побывало почти 160 тысяч детей и молодежи.

При этом важно отметить, что чрезвычайных ситуаций и несчастных случаев, приведших к гибели детей, в составе организованных групп, в период летней оздоровительной кампании 2016 года в Краснодарском крае не зарегистрировано.

Что касается безопасности туризма, в том числе детского, то в настоящее время соответствующие нормы заложены в государственных стандартах: межгосударственный стандарт ГОСТ 32611-2014 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов», национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления», национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54605-2011 «Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. Общие требования». Однако это документы носят рекомендательный характер.

В целях установления требований безопасности к организации походов, поездок с участием несовершеннолетних, а также обслуживания в организациях отдыха необходимо разработать нормативные документы, которые будут носить обязательный характер применения, в том числе для размещения групп детей, прибывших для целей, не связанных с отдыхом и оздоровлением (участие в образовательных проектах, творческих конкурсах, спортивных сборах и пр.).

Еще одним важным моментом, способствующим обеспечению безопасности туризма, является гарантия квалифицированной подготовки специалистов: инструкторов-проводников, экскурсоводов, гидов-переводчиков. До настоящего времени на федеральном уровне вопрос о проведении аттестации кадров не урегулирован, критерии и требования к профессиональным знаниям и навыкам указанных специалистов не установлены. Также остается актуальной необходимость утверждения единых требований, предъявляемых к подготовке вожатых для организаций отдыха и оздоровления детей. Важно отметить, что действующим законодательством к детскому отдыху и детскому туризму предъявляются определенные требования.

При этом анализ показал*, что необходимость несения расходов, связанных с обеспечением обязательных условий детских здравниц и лагерей отдыха «утяжеляет» цену на 20-30%:

  • за счет необходимости держать дополнительные штатные единицы (врачи, психологи, методисты и др.) на 7%−10%,
  • за счет увеличения расходов на организацию культмассовых и спортивных мероприятий − на 5%−7%,
  • медицинское обслуживание, закупка лекарств − на 3%−5%,
  • обеспечение противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности — на 5%−10%,
  • соблюдения нормативов по площади земельного участка — на 3−5%.

Выполнение вышеуказанных требований приводит к дополнительным текущим затратам. Рост цен на энергоносители и продукты питания, увеличение тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки, ужесточение требований к организации перевозок и другие факторы ежегодно ведут к росту себестоимости, а значит и росту цен на детские путевки. Кроме того, конъюнктура этого сегмента туристского рынка такова, что детский отдых и детский туризм ограничены каникулярным временем. В итоге: рентабельность детского отдыха крайне низкая, а требования контролирующих органов — высокие.

Таким образом, детскому отдыху приходится «выживать» в трудных условиях. Есть риск, что часть организаций детского отдыха и оздоровления могут быть перепрофилированы в организации взрослого и семейного отдыха, где требования более лояльны, количество проверок гораздо меньше.

Налоговые льготы и преференции явились бы ощутимой государственной поддержкой для детских организаций отдыха. С целью стимулирования строительства новых предприятий по организации отдыха и оздоровления детей возможно рассмотреть введение налоговых каникул на 3-5 лет по ряду налогов (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на землю). В свою очередь понижение налоговых ставок для действующих детских здравниц повысило бы их рентабельность, а значит заинтересованность бизнеса в развитии данного сегмента.

Следует отметить, что с июля 2016 года часть обозначенных проблем уже находятся в стадии решения в соответствии с Поручениями Президента РФ В. Путина в отношении детского отдыха.

В феврале 2017 года Президент утвердил еще один Перечень поручений по отношению к детскому отдыху и оздоровлению, по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы. В частности, речь идет об установлении запрета на перепрофилирование детских санаторно-курортных организаций, кроме случаев их преобразования в реабилитационные центры по решению уполномоченных органов исполнительной власти.

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что системная государственная поддержка, совершенствование законодательства и продолжение работы по координации детского отдыха и туризма - это необходимое условие сохранения данного сегмента туристского рынка. Безусловно, что реализация вышеназванных мер обеспечит вовлечение большего числа российских детей в процесс оздоровления и творческого развития, а также повысит качество и конкурентоспособность отечественного туристского продукта.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: