Главная / Статьи / Вестник детско-юношеского туризма и отдыха 2017 г. / Смирнова Т.А. Роль краеведения в развитии сельских территорий Рыбинского района Ярославской области

Т.А.Смирнова. Роль краеведения в развитии сельских территорий Рыбинского района Ярославской области

В 2006 году, когда я приступила к работе в должности начальника управления образования Рыбинского района Ярославской области, в сферу моей деятельности вошла краеведческая работа в образовательных учреждениях района, которая стала мне близка и которую стараюсь поддерживать. Именно тогда меня и моих коллег захватила идея организации воспитательной деятельности на основе краеведческих материалов в образовательных учреждениях района. Сейчас можно говорить о результатах нашей совместной деятельности со школами и местным населением.

В Рыбинском районе в каждом образовательном учреждении имеются богатейшие материалы о природе края, о земляках, достойных славы и уважения. Достаточно назвать лишь несколько фамилий: адмирал Ф.Ф.Ушаков, маршал В.К.Блюхер, дважды Герой Советского Союза генерал П.И.Батов, поэт А.А.Сурков, певец Императорской московской оперной группы Платон Радонежский, художник В.В.Трамзин и другие. Была разработана программа «Рыбинская земля во славу России».

Рыбинск. музей. Статья СмирновойВ ходе её реализации мы поняли, что имеющийся материал может и должен использоваться не только во внеурочной деятельности, но и как учебный материал на уроках, причем по различным учебным предметам. И наши педагоги увлеклись разработкой соответствующих методических материалов.

Это позволило в определённой мере повлиять на уровень квалификации самих педагогов, чему способствовал обмен материалами, опытом проведения занятий по той или иной теме у коллег в других учреждениях.

В настоящее время в районе уже действуют маршруты, по которым путешествуют наши школьники, как в процессе образовательной деятельности, так и во время отдыха в лагерях с дневным пребыванием, которые в каникулярное время работают в каждой школе. В эту работу на протяжении нескольких лет включены и дошкольники, которые изучают родной край, посещая вместе со своими родителями школьные музеи, объекты в ходе организуемых нами путешествий по району.

Позднее, занимаясь решением более широкого спектра задач социально-экономического района, я пришла к выводу, что краеведение, краеведческая работа — это не только средство воспитания и образования детей и молодежи, но это также вполне определённый, и при этом значимый ресурс развития территорий, особенно сельских, где отсутствуют промышленные предприятия, остановилось развитие сельского хозяйства.

Для иллюстрации приведу несколько конкретных примеров такого подхода, который используется где-то в силу сложившихся традиций, где-то специально организован органами местного самоуправления поселений, района совместно с заинтересованными общественниками, педагогами-патриотами своей родины.

Так, в первые послевоенные годы директор Николо-Кормской школы Папорков Михаил Алексеевич выстроил уникальную работу с сельскими школьниками. При школе был опытнический участок, плодовый сад, работал кружок юннатов, с секциями садоводов, цветоводов, овощеводов и зоологов, дети работали и на колхозных полях, во время походов изучали флору и фауну родного края. Опыт Михаила Алексеевича был обобщен и опубликован для использования в урочной и внеурочной деятельности.

В 2007 году на базе этой школы нами был открыт ресурсный центр по подготовке трактористов, который на межшкольном уровне формирует классы-группы по агротехнологическому профилю. Результат — треть выпускников профильных классов остаётся работать в фермерских и сельскохозяйственных предприятиях района, в последние годы 30-40% выпускников поступают в Ярославскую сельскохозяйственную академию, и это, на наш взгляд, способствует развитию сельского хозяйства вообще. Это ли не актуально сегодня для страны? А здесь - результат краеведческой работы в подготовке квалифицированных кадров для своих сельхозпредприятий, фермерских хозяйств, в кадрах, любящих свою землю. Безусловно, с нашей стороны, школе, её учебно-материальной базе оказывается необходимая поддержка. И это окупается сторицей: может быть, не в таких больших масштабах, но виден реальный вклад в сохранение села, в его развитие.

Ещё пример. В девяностые годы одно из старейших промышленных предприятий «Первомайский фарфоровый завод» перешёл в частные руки, производство стало сокращаться. Опытные специалисты оказались без работы в посёлке, где этот завод был градообразующим предприятием. Появились эмоциональная напряженность, увеличилось количество правонарушений. И только непреклонные оптимисты, энтузиасты, краеведы собирали всё, что имело отношение к истории малой родины, родного предприятия.

На площадях местной школы была открыта выставка работ главного художника фарфорового завода Юрия Николаевича Горбунова, которая стала для работников завода волнующим, эмоционально оживляющим событием.

При участии Рыбинской епархии, администрации района и поселения, коллективов учреждений Песочного были организованы «Открытые Кузнецовские краеведческие чтения», которые в этом году будут проводиться уже в четвертый раз, приобрели статус межмуниципальных, собирают большое представительство общественности, работников сферы культуры и образования. Здесь определяются задачи на следующий год в работе по воспитанию гражданственности.

Это не осталось незамеченным. При участии краеведов Песочного, учреждений социальной сферы, ветеранов предприятия, мы взялись за создание в посёлке музея. Подобрали здание, изыскали средства для его ремонта, организовали его деятельность. Открытый в 2015 году музей пользуется популярностью, и не только среди песоченцев.

В музее работает краеведческий клуб, специалисты завода проводят мастер-классы для школьников. В производственных цехах открылась небольшая мастерская по изготовлению изделий в технике майолики, начинается изготовление сувенирной продукции. У людей появилась надежда...

И мы не сомневаемся, мы это увидели, ощутили, что именно результаты работы краеведов изменили настроение многих местных жителей, объединили их в наведении порядка в посёлке.

И всё это вселяет надежду на то, что и производство может возродиться. И необязательно в виде того крупного предприятия. Возможно, среди жителей, вовлечённых в эту работу, найдутся будущие предприниматели в отрасли фарфорового производства, изготовления сувенирной продукции. А почему и нет? Ведь талантливые мастера своего дела, бывшие работники предприятия живут совсем рядом!

Пример другого поселения. Несколько лет назад в селе Погорелка Глебовского поселения закрывались школа и больница, сложилась напряженная социальная ситуация. Её надо было каким-то образом смягчить.

Глава поселения поддержал инициативу краеведов о проведении в селе музыкального фестиваля, посвящённого нашему земляку, солисту Императорской оперы Платону Радонежскому. Уже через год в селе появилась музейная экспозиция, на фестиваль приехали гости со всего района. Появился специалист по развитию туризма. А сегодня в Погорелке уже четыре музейных экспозиции, выставочный зал, своя картинная галерея, посвященная художнику Василию Трамзину, зал сыроделия, возрождаются традиции изготовления копринских сыров. В селе открылись пекарня, кафе, работает деревообрабатывающий цех, местные умельцы занимаются изготовлением сувенирной продукции. Но ведь это не только снятие социальной напряженности, спровоцированной некоторыми негативными социально-экономическими процессами. Это - появившиеся новые рабочие места, это - вовлечение самих жителей в активные процессы развития села. И поют в Погорелке теперь все без исключения. А туристы увозят с этой земли незабываемые впечатления.

Хочется отметить, что краеведы, в том числе краеведы-педагоги, являются главной движущей силой в развитии туристской привлекательности территории. Небольшой коллектив Глебовской школы — 14 педагогов и полсотни детей — ведёт колоссальную работу по популяризации своей малой родины. Школа является муниципальным ресурсным центром по развитию краеведения и туризма, реализует программу дополнительного образования «Школа юного экскурсовода», обучение в которой прошли 44 ученика, подготовлено 11 экскурсоводов.

Опыт работы Глебовской школы в ноябре 2016 года был представлен на Общественном Координационном совете по развитию детского туризма. Мы гордимся тем, что первый заместитель председателя Правительства Ярославской области Виктор Геннадьевич Костин заметил и поддержал опыт нашей маленькой школы. И, более того, школе предложено переориентировать проект на подготовку предпринимателей в сфере туризма. Это оживило деятельность школы в данном направлении, нацелило на обеспечение современных потребностей территории. Замечу, что именно здесь мы уже начали работу с жителями разных возрастов и интересов по вовлечению их в развитие малого бизнеса, по освоению ими навыков гостеприимства, умению представить покупателю, в том числе и туристу, свою сельскохозяйственную продукцию.

Всё это значительно объединяет и детей, и взрослых жителей села в достижении целей по развитию туризма на своей богатейшей уникальной территории.

Представленные примеры практики организации краеведческой работы, осмысление результатов её воздействия на сохранение, развитие сельских территорий подтверждают положительную роль краеведения в нашей жизни. Благодаря давним традициям краеведческой работы, а первые общества любителей родного края появились в Рыбинском районе 100 лет назад, в деревнях и селах создаются музеи, открываются мемориалы, приводятся в порядок памятники, восстанавливаются храмы, и жители чувствуют себя сопричастными (в широком смысле этого слова) к этим важным событиям. Именно поэтому мы считаем, что краеведение является не только одним из серьёзных ресурсов в сфере образования, но и стратегическим ресурсом в социально-экономическом развитии района.