Главная / Статьи / Овчинников В. Новый закон Яровой не должен ограничивать возможности для развития детского отдыха

В.Овчинников. Новый закон Яровой не должен ограничивать возможности для развития детского отдыха

В заботе о детях вице-спикер Госдумы Ирина Яровая разработала законопроект, призванный сделать детский отдых более открытым для родителей. С такой инициативой Яровая выступила 29 мая на заседании Координационного совета при президенте РФ по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2020 годы. Её поддержали Министерство труда и социальной защиты, фракция «Единая Россия». Комитет по федеративному устройству Госдумы намерен рекомендовать принять этот законопроект в первом чтении.

После принятия закона в системе детского отдыха появятся на законодательном уровне следующие изменения: региональные власти будут обязаны вести и размещать на своих сайтах реестр организаторов детского отдыха и рекомендованные туристические маршруты, Минтруд разработает типовой договор для родителей, а все обращения граждан и ответы на них станут публичными.

Генеральный директор МОСГОРТУРа Василий Овчинников комментирует самые позитивные и неоднозначные стороны законопроекта:

 «Закон очень общий, всего четыре идеи. Поэтому очень важны детали, которых пока что нет. Сперва необходимо договориться о понятиях, а потом уже рассуждать. Например, даже условный «реестр» или «туристический маршрут» законодатели и организаторы детского отдыха могут понимать по-разному. Однако уже сейчас некоторые заметки по данному проекту сделать можно».

Про реестр

По закону: региональное правительство будет обязано вести и размещать на своих сайтах реестр местных учреждений детского отдыха.

Точка зрения МОСГОРТУРа: эта мера в том или ином виде реализуется на региональном уровне по поручению президента: это потребовало всего нескольких часов работы пары сотрудников, чтобы собрать данные и поместить их в табличку. Мы эту инициативу в целом поддерживаем, ведь от МОСГОРТУРа дети отдыхают как раз в регионах и дополнительный инструмент, обеспечивающий безопасность детей, никогда не будет лишним. В данном случае хотелось бы в законе увидеть конкретные детали по реестру и требования к нему. Лагерь находится в реестре – что это должно значить для нас или для потребителя? Ведь сейчас реестр сам по себе никого ни к чему не обязывает: он показывает в целом, какие лагеря есть в регионе. И предприниматель, который сейчас оказывает различные услуги по типу детского отдыха, не обязан для своих проектов использовать площадки из реестра. Это свобода предпринимательства и это хорошо. Очень важно, чтобы изменения в реестре эту свободу не ограничивали. Если предпринимателей обяжут сотрудничать исключительно с лагерями из реестра, то это уже будет существенное ограничение. Это создаст дефицит мест размещения организованных групп детей для реализации программ детского отдыха, потому что сегодня многие лагеря не отвечают требованиям современных родителей. Так что здесь ситуация противоречивая – опять же, необходимы детали. Идеально было бы иметь закрытый перечень мест, которые отвечают требованиям и приспособлены для приема организованных групп детей, которые конкурируют как гостиницы за качественных клиентов и оптимизацию операционных издержек. Но в реальности не получается уже несколько лет даже запретить возить детей на старых автобусах, потому что новых нет на рынке или они дорогие и существенно влияют на стоимость продукта особенно в регионах.

Про типовой договор

По закону: Минтруд разработает форму типового договора, который родители будут заключать с организаторами детского отдыха.

Точка зрения МОСГОРТУРа: типовой договор – это необходимая мера для защиты прав потребителей, еще один гарант безопасности для родителей. Также это очень удобно: родители за один раз разберутся со всеми документами и будут знать точно, какие услуги и гарантии они получают и появляется понимание, чего ожидать от отдыха или как минимум каких сюрпризов не ожидать! Сейчас договоры от компании к компании довольно сильно отличаются и это большой дискомфорт для родителя, который за один сезон хочет отправить своего ребенка по нескольким разным направлениям. Приходится полагаться только на репутацию компании.

Однако есть и обратная сторона: шаблон зачастую создает дополнительные ограничения и теоретически может не дать возможности организаторам в полной мере описать и представить творческие нестандартные проекты, которые они хотят реализовать. Или, например, мультимодальные продукты, где есть несколько разных паттернов: спортивные соревнования или тренировки, профилактические медицинские процедуры, экскурсии, музеи, зрелищные мероприятия, исследования и опыты, походы, аттракционы, мероприятия за пределами лагеря и тд. Очень важно, чтобы типовой договор не превратил детский отдых во временное хранилище для детей. Ведь лагерь или тур должны дать то, чего хочет и ребенок, и родитель. Это может быть, как полезный отдых с раскрытием творческого и интеллектуального потенциала ребенка, так и простой «ленивый» отдых. Это должен определять тот, кто платит: родитель или компания заказчик. Здесь нет универсально правильных и неправильных решений.

Про обращения родителей

По закону: обращения родителей по вопросам организации отдыха и оздоровления детей и ответы на них должны размещаться на официальных сайтах органов государственной власти.

Точка зрения МОСГОРТУРа: по факту, мы не видим особой ценности в публикации переписки родителей с региональными властями или организаторами. Для повышения уровня безопасности детского отдыха, на мой взгляд, необходимо в первую очередь публиковать акты и заключения структур, которые проверяют лагерь на соответствие всем необходимым требованиям. Доступность этих документов будет полезна как родителям, так и участникам рынка. В этом случае все будут оперативно узнавать о каких-то нарушениях, которые могут оказаться актуальными для многих организаторов и туроператоров. Более того, сейчас, как правило, проверяющий не несет ответственности за то, что он где-то перегнул или ошибся. Это человеческий фактор, который никак не учитывается, потому что многих, особенно новоявленных, проверяющих никакой детальный регламент не ограничивает. С точки зрения детского отдыха предела полномочий у некоторых структур просто нет. Все трактуется в пользу ребенка. А что полезно для ребенка – у всех мнения разные. И количество таких проверок никак не ограничено. Крупные туроператоры создают отельные подразделения, обеспечивающее работу проверяющих, чтобы педагогический персонал и администрация не отвлекались от работы с детьми. Поэтому обязательная открытая публикация актов о проверках пошла бы всем на пользу. Можно будет получить обоснование того или иного решения, принять меры или оспорить. Появятся наконец-то юристы, которые будут в этом разбираться. Конечно, будут конфликты, но за 2-3 сезона всё урегулируется в общепонятные нормы.

Про туристические маршруты

По закону: все туристические маршруты для организованных групп детей должны быть утверждены и размещены на официальном сайте региональных властей.

Точка зрения МОСГОРТУРа: поддерживаем на 100% все начинания в этой области. На данный момент детский туризм, лагерный туризм и походы в классическом понимании находятся в худшем положении за все время существования. После трагедии на Сямозере он фактически исчез как вид детского отдыха. Очень важно снова сделать так, чтобы люди знали о таких возможностях.

Это должен быть хороший большой источник маршрутов, где будут указаны описание услуги, ответственные лица, отзывы и цены от различных компаний. Да, это может быть местами экстремальный отдых, вернее даже псевдо-экстремальный, но такой выход из зоны комфорта для ребенка очень полезен. Это очень хороший опыт. Важно, чтобы такие предложения были на рынке, и чтобы о них знали родители.

Как законопроект скажется на МОСГОРТУРе:

«Если законопроект примут, то на нашу работу он в целом влияния не окажет. Реестр лагерей мы ведем, все наши договоры это госконтракты, все обращения родителей есть в электронной системе документооборота Правительства Москвы, а по туристическим маршрутам мы детей не водим», – подводит итоги Василий Овчинников.