Главная / Статьи / Вестник детско-юношеского туризма и отдыха, октябрь-ноябрь 2016 / Е.В.Воронова, С.А.Паршина. Фестиваль музеев как компонент системы организационно-методического сопровождения деятельности музеев образовательных организаций Ярославской области

Е.В.Воронова, С.А.Паршина. Фестиваль музеев как компонент системы организационно-методического сопровождения деятельности музеев образовательных организаций Ярославской области

Воронова_Фестиваль+музеевЕ.В. Воронова, руководитель отдела краеведения ,
Паршина
С.А. Паршина, заместитель директора по информационно-методической работе
ГОУ ДО Ярославской области «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

 

 

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Ярославской области «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» (далее - Центр) по поручению департамента образования области в течение многих лет осуществляет системную организационно-методическую работу по сопровождению деятельности музеев образовательных организаций.

Задачи активизации и совершенствования деятельности музеев образовательных организаций Ярославской области постоянно находятся в фокусе внимания администрации и сотрудников Центра. Музеи школ, детских садов, учреждений среднего профессионального и дополнительного образования занимают особое место в системе формального и неформального образования обучающихся. Они были и остаются важной составляющей инфраструктуры образовательных организаций, саморазвивающимися, живыми и сложными системами.

Работа с данной категорией музеев в Ярославской области строится по определенному отработанному годами алгоритму. Ежегодно осуществляется плановая паспортизация и перепаспортизация музеев образовательных организаций, проводятся обучающие семинары для руководителей, массовые мероприятия для активистов музеев. В 2016 году процедуру паспортизации в Ярославской области прошли более 200 музеев. Переаттестация музеев осуществляется по заявительному принципу через каждые 5 лет. Эта постоянная систематическая работа позволяет увидеть, как развивается музей, как меняются направления деятельности, совершенствуются его экспозиции, что нового и интересного появляется в нем.

Знакомство с богатейшими краеведческими материалами, хранящимися в фондах, и самобытным опытом работы школьных музеев, отдаленных от областного центра многими десятками, а то и сотнями километров, натолкнули на мысль о необходимости создания площадки для более широкого их представления.

Так возникла идея о проведении различных «музейных» конкурсов и тематических выставок. Организатором данных мероприятий выступает ГОУ ДО Ярославской области «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий». С 2007 года в Ярославской области ежегодно проводились такие областные конкурсы, как Конкурс активистов школьных музеев и «Юный экскурсовод». В эти же годы были организованы следующие выставки музейных экспозиций: «Исторические победы русской армии» и «Ярославцы в годы Великой Отечественной войны».

Практика показала необходимость объединения разрозненных мероприятий, нацеленных на развитие музеев образовательных организаций области, в единое, более масштабное событие. Так, в 2011 году в Ярославской области впервые состоялся Фестиваль музеев образовательных организаций. Цель Фестиваля – активизация деятельности музеев образовательных организаций Ярославской области по сохранению историко-культурного наследия и патриотическому воспитанию молодежи.

Воронова, Паршина - рис. 1
Открытие Фестиваля музеев образовательной организации. Февраль 2016 г.

Программа Фестиваля включала мероприятия как для обучающихся, так и для педагогов. В качестве экспертов были привлечены научные сотрудники государственных музеев, представители высшей научной школы, сотрудники департамента культуры Ярославской области. Фестиваль стал традиционным и ожидаемым мероприятием для многих школьников, руководителей музеев образовательных учреждений.

Формат Фестиваля выстраивался постепенно, приобретая оптимальные устойчивые формы и оставаясь при этом достаточно гибким, открытым к дальнейшим усовершенствованиям. Его проведению предшествует большая предварительная организационная и методическая работа. Формируется пакет документов (приказ, положение о Фестивале с необходимыми приложениями). Обязательно проводится установочный областной семинар для руководителей музеев, определяющий вектор подготовки потенциальных участников Фестиваля.

Место проведения данного мероприятия всегда выбирается вдумчиво, с учетом множества факторов. Прежде всего, берутся во внимание удобное место расположения учреждения и наличие в нем необходимой инфраструктуры: актового зала, музея, тематика экспозиций которого перекликается с темой Фестиваля, выставочных площадей, аудиторий, столовой и т.п.)

Темы Фестиваля нередко отражают важнейшие юбилейные даты отечественной истории, сохраняя при этом краеведческую направленность. Чаще всего присутствует военно-историческая тематика (Отечественная война 1812г., начало Первой мировой войны, победа в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.). Наряду с этим можно назвать такие темы Фестивалей, как «Мой край в конце XIX – начале ХХ века» и «Быт и традиции ярославцев».

Традиционным элементом программы Фестиваля является Конкурс активистов школьных музеев. Число команд, ежегодно участвующих в Конкурсе, примерно одинаково: от 14 до 17. Неизмен количественный состав команды: 3 человека и возраст участников: 14 – 18 лет. Наличие официального статуса паспортизированного музея является обязательным условием участия команд в Конкурсе активистов музеев.

Задания для участников конкурса активистов музеев, учитывая их содержание, условно можно разделить на две большие группы. Одна часть заданий нацелена на проверку общеисторического кругозора, другой комплекс испытаний отражает краеведческие познания обучающихся.

Воронова, Паршина - рис. 2Участники Конкурса активистов музеев выполняют творческое задание

По форме выполнения задания можно разделить на письменные (тесты с открытым и закрытым выбором ответов) и устные, требующие быстрого индивидуального ответа. Обязательным является задание по атрибутированию подлинного музейного предмета. Одно из испытаний участников конкурса проходит в формате телевизионной передачи «Своя игра»: конкурсантам предлагаются вопросы разной «стоимости», собранные в несколько категорий. Подготовка к выполнению конкурсных заданий позволяет обучающимся значительно пополнить запас знаний по истории России, расширить кругозор, совершенствовать навык работы в команде, развить умения быстро переключаться с одного вида деятельности на другой и импровизировать.

Помимо конкурсной составляющей программа Фестиваля включает и выставочную часть. Фестиваль предоставляет возможность его участникам привлечь внимание широкой и разнообразной аудитории к своей работе, продемонстрировать свои находки, вызвать интерес и желание посетить свой музей. Это позволяет сделать выставка музейных экспозиций, проводимая в рамках Фестиваля.

Техническое оснащение выставки формируется следующим образом: каждому участнику предоставляется модуль, состоящий из ученической парты и стенда определенных размеров, т.е. для размещения мини-экспозиций используются и горизонтальная и вертикальная плоскости, что позволяет сделать ее объемной. Юные экскурсоводы проводят по своей экспозиции мини-экскурсии.

Воронова, Паршина - рис.3Выставка музейных экспозиций

В 2011 и 2012 годах одним из событий Фестиваля был индивидуальный конкурс для обучающихся «Юный экскурсовод». Он проводился в два этапа. На заочный этап участники представляли самостоятельно разработанные экскурсионные маршруты по заранее предложенной тематике. На очном этапе они презентовали свои маршруты, а также выполняли ряд интеллектуальных заданий тестового характера, демонстрировали знание терминологии, умение работать с текстом. В последние годы данный конкурс не входит в программу Фестиваля, а является финальным событием областного профильного лагеря «Школа юного экскурсовода», проводимого сотрудниками Центра с 2014 года.

Обязательным элементом программы Фестиваля музеев образовательных организаций Ярославской области на протяжении всех лет его проведения является мероприятие для педагогов, занятых в музейной деятельности. Руководителям музеев предлагались различные форматы обмена опытом работы. Так, в 2011 году состоялся круглый стол на тему: «Роль музея образовательного учреждения в патриотическом воспитании обучающихся», в 2012 году - педагогические чтения «Роль музеев образовательных организаций Ярославской области в духовно-нравственном развитии и воспитании обучающихся».

Самым значимым мероприятием для педагогов в рамках Фестиваля стал Конкурс музеев образовательных организаций, который проводился трижды, в 2013-2015гг. Его участники представляли на конкурс программы развития музеев. Конкурс проводился в 2 этапа: первый (заочный) этап – экспертная оценка программ развития музеев, второй (очный) – их презентация. По итогам второго этапа ежегодно определялись 10 образовательных организаций - дипломантов Конкурса, получавшие финансовое поощрение на осуществление программ развития своих музеев. Таким образом, 30 музеев образовательных организаций получили существенную финансовую поддержку. Это исполнено в соответствии с целью Конкурса - содействовать развитию музеев образовательных организаций Ярославской области. Финансирование Конкурса музеев образовательных организаций осуществлялось за счет средств областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан РФ, проживающих на территории Ярославской области».

Сумма поощрения варьировалась год от года. В 2013г. музею образовательной организации - дипломанту Конкурса - предоставлялось 100 тыс. руб., в 2014 г. – по 85 тыс. руб., в 2015 г. – по 75 тыс. руб. Таким образом, на развитие музеев образовательных организаций – участников конкурса - было выделено 2 млн. 600 тыс. руб. бюджетных средств.

Согласно программам развития музеев, а также отчетным финансовым документам, большая часть средств была израсходована дипломантами на совершенствование материально-технического оснащения музеев: приобретение специального оборудования для оформления экспозиций (стендов, шкафов, витрин), компьютеров, аудио- и видеотехники. Но ряд музеев неординарно подошли к использованию финансовых средств. Так, МОУ Мокевская СОШ Ярославского района, обладатель комплекса музеев, направила призовые средства на создание сайта своих музеев (http://museum.mokeevskaya.ru); руководителем музея МОУ СОШ №55 г. Ярославля, экспозиция которого посвящена развитию подводного флота России, была организована экскурсионная программа для активистов музея с посещением кораблей Северного морского флота.

В 2016г. образовательная площадка Фестиваля была использована для стратегического определения вектора дальнейшего развития музеев образовательных организаций - их продвижению средствами современных информационных технологий. Более широкое представление музеев в сети Интернет, несомненно, будет способствовать расширению их связей и привлечет большее внимание со стороны детской аудитории. В связи с этим началась реализация проекта «Интерактивная карта музеев Ярославской области» в рамках областной целевой программы «Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан РФ, проживающих на территории Ярославской области» на 2016 – 2020гг.».

Для его реализации была выбрана оптимальная информационная платформа izi.TRAVEL. Ее использование имеет ряд преимуществ: система является бесплатной, пользователям предлагается удобный инструментарий, администраторы системы осуществляют грамотное и своевременное сопровождение разработчиков продукта на всех этапах. В рамках Фестиваля был проведен обучающий семинар в поддержку реализации данного проекта. Для проведения семинара были приглашены представители компании izi.TRAVEL.

На сегодняшний день Фестиваль стал комплексным разноуровневым мероприятием, логично встроенным в общую систему работы с руководителями и активистами музеев образовательных организаций Ярославской области. Его проведение способствует развитию творческих способностей обучающихся, содействует формированию основных образовательных компетенций, достижению высоких предметных и метапредметных результатов обучения. Фестиваль позволяет выявлять, распространять и поощрять лучший опыт работы музеев образовательных организаций региона.

О результативности системы организационно-методического сопровождения деятельности музеев образовательных организаций Ярославской области свидетельствует тот факт, что в 2015г. пять музеев региона стали призерами финального этапа Всероссийского конкурса на лучшую организацию образовательно-просветительской деятельности «Музей образовательной организации – пространство интеграции основного и дополнительного образования детей», организованного ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения».