А.Гусейнова, Ж.Ерофеева. Опыт Ярославской области в подготовке юных экскурсоводов
А.Г. Гусейнова методист ГОУ «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» Ярославской области
Ж.Г.Ерофеева, методист ГОУ «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» Ярославской области
В данной статье авторы, методисты ГОУ «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» Ярославской области, рассказывают о структуре и особенностях реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа юного экскурсовода»..
На сегодняшний день одной из приоритетных задач современного образования является подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии. И здесь важным является формирование мотивов саморазвития личности школьника и её готовности к последующему профессиональному самоопределению.
Одной из главных задач Государственного образовательного учреждения дополнительного образования Ярославской области «Центра детского и юношеского туризма и экскурсий» (далее - ГОУ ДО ЯО ЦДЮТурЭк) является подготовка обучающихся к выбору и реализации дальнейшего продолжения образования.
Так, на базе ГОУ ДО ЯО ЦДЮТурЭк организуется подготовка обучающихся по профессии экскурсовод и проведение первоначальной практики на базе музея их образовательной организации. Как показывает практика, серьезные трудности у школьников вызывают работа по составлению текста экскурсии, выбор методов рассказа и показа, умение свободно и грамотно изложить свои мысли без опоры на текст, слабое владение музейной терминологией.
Необходимо отметить, что музей – центр краеведческой, музейно-педагогической работы в школе. В Ярославской области сформировались богатые традиции музейной работы. На протяжении последних лет наблюдается количественный рост вновь созданных музеев в образовательных организациях. Так, в настоящее время в образовательных учреждениях области действуют 200 сертифицированных музеев.
С целью повышения уровня компетентности обучающихся в области музейной, экскурсионной деятельности, в рамках регионального ресурсного центра департамента образования Ярославской области по патриотическому воспитанию и развитию детско-юношеского туризма педагогами ГОУ ДО ЯО ЦДЮТурЭк была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа юного экскурсовода», рассчитанная на 2 года обучения.
Существуют 2 варианта реализации программы «Школа юного экскурсовода».
1-й вариант предполагает организацию двухгодичного областного профильного лагеря "Школа юного экскурсовода".
Участники лагеря — это подростки в возрасте от 14 до 16 лет, школьники и обучающиеся учреждений среднего профессионального образования, занятые в деятельности музеев образовательных учреждений.
В 1-й год в рамках работы лагеря проводится очное обучение в форме интенсивного курса. В течение недели с обучающимися проводятся занятия по 6 часов в день, на которых участники лагеря знакомятся с особенностями профессии экскурсовода и получают первоначальные навыки составления и проведения экскурсии.
Занятия проводятся по экскурсоведению, краеведению, культуре речи. Также в программу лагеря включены различные виды экскурсий (обзорные, тематические), музейные занятия, раскрывающие принципы построения музейной экспозиции, правила экспонирования документов, фотографий.
2-й год реализации программы предполагает очно-заочную форму обучения. Обучение строится следующим образом: участникам лагеря предлагается комплект информационных материалов, необходимый для самостоятельной подготовки, план работы над заданиями и рекомендации по их выполнению.
Теоретическая часть завершается очной двухдневной сессией, во время которой проводятся индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, а также рассматриваются разделы программы «Топонимика» и «Психология общения», так как они сложны для самостоятельного изучения и требуют привлечения специалистов.
Итоговый продукт реализации 2-го года программы - индивидуальная разработка экскурсии по музею образовательной организации. Защита экскурсии проводится в форме публичного выступления и сопровождается необходимым иллюстративным материалом.
В 2014-2016 годах прошла апробация такого варианта реализации программы в рамках проведения областного профильного лагеря «Школа юного экскурсовода», участниками которого стали 218 школьников из 16 муниципальных районов Ярославской области.
Деятельностный характер обучения, положенный в основу данной программы, предполагал, в конечном итоге, создание обучающимися такого продукта, который они могли бы использовать в своей работе как экскурсоводы школьных музеев.
Так, для групп переменного состава 1-го года обучения итоговым результатом участия в программе явилась разработка экскурсии в интерактивной форме – квест-игры, для групп 2-го года обучения - индивидуальная разработка экскурсии по музею образовательной организации.
Участники профильного лагеря «Школа юного экскурсовода» на занятиях по подготовке и проведению квест-игр познакомились с теорией и методикой составления квестов, практиковались в постановке вопросов различного вида, а также прослушали экскурсию. Детям было дано задание: составить игру — расследование по территории Твериц Заволжского района г. Ярославля и презентовать её на практике. Место проведения мероприятия было выбрано в соответствии с местом пребывания детей.
При оценке результатов учитывались следующие критерии:
Итак, в процессе работы образовательного лагеря «Школа юного экскурсовода» обучающиеся учились:
-
Отбирать экспозиционный материал.
-
Использовать фонды музея для подготовки и проведения экскурсии.
-
Выбирать приёмы рассказа и показа при подготовке экскурсии.
-
Грамотно излагать материал по истории Ярославского края.
-
Составлять и презентовать собственные разработки, в частности, квест-игры, экскурсии.
-
Применять на практике основы ораторского искусства, этики, психологии общения.
Второй вариант реализации программы «Школа юного экскурсовода» предполагает проведение занятий с детским объединением в течение 2-х лет. Руководителем детского объединения, реализующим данную программу, может быть практикующий экскурсовод, руководитель музея образовательной организации, педагог, владеющий необходимыми знаниями по экскурсоведению и музееведению, а также опытом организации и проведения экскурсий различного типа.
В программе предусмотрены занятия по музееведению, краеведению, культуре речи, психологии. Особое внимание уделяется занятиям по экскурсоведению.
В рамках программы предусмотрено посещение лучших музеев образовательных организаций г. Ярославля и области, знакомство с их опытом работы. Интересен тот факт, что занятия проходят в форме беседы, игры, встреч с интересными людьми, экскурсий, экспедиции, конкурса, лекции, мастер-класса, консультаций, тренинга. Обучающиеся выполняют различные практические работы, творческие задания.
К программе «Школа юного экскурсовода» разработан большой дидактический материал, который можно использовать для организации занятий и мониторинга образовательных результатов. Комплект материалов сформирован по разделам программы (Приложение 1, приложение 2).
Можно с уверенностью говорить о том, что организация профильного лагеря «Школа юного экскурсовода» обеспечивает подготовку грамотных экскурсоводов−обучающихся образовательных организаций. В свою очередь, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа юного экскурсовода» ориентирует обучающихся в выборе будущей профессии экскурсовода.
В дальнейшем планируется организация работы с обучающимися по использованию интерактивных форм (мастер-классов, музейных представлений, квест-игр, аудио-ресурсов) для совершенствования компетенций юных экскурсоводов. Авторы-разработчики программы предлагают включиться в реализацию данной программы всем заинтересованным лицам, готовы обмениваться дидактическими и методическими материалами, проводить совместные конкурсы образовательных продуктов в рамках школьного музееведения.
По данной теме издан ряд учебных пособий и методических материалов, которые использованы при написании данной статьи.
Приложение 1
Узорочье ярославских храмов
Задание 1:
Перед вами храм XVII века. Ваша задача: в списке предложенных вам терминов подчеркнуть те, которые можно использовать при описании данного храма.
|
Перед вами храмы XVII века. Ваша задача: в соответствии с номерами на стрелках указать архитектурные приемы (термины), которые использовали ярославские зодчие.
Приложение 2
Школьные музеи
Задание: соедини значение понятия с его названием
Значение понятия
|
Название понятия
|
Музейные предметы, представляющие собой вещи, изготовленные человеком и выступающие как источники информации о различных аспектах исторической деятельности
|
Выставка
|
Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение и родственные связи конкретных лиц, родов, фамилий
|
Инвентарный
номер
|
Лицо или организация, безвозмездно передавшие в собственность музея предметы музейного значения или коллекции
|
Генеалогия
|
Перечень музейных предметов, составленный в определенном порядке
|
Вещевые
источники
|
Элемент экспозиционного оборудования, чаще всего в виде коробки (ящика), застекленной с одной или нескольких сторон. Бывают различными по типу конструкции. Вместе с помещенными материалами составляет единый комплекс, призванный решать задачи сохранения музейных предметов
|
Музейный каталог
|
Порядковый номер учета музейного предмета по инвентарной книге, проставляется на предмете и составляет часть учетного обозначения (шифра музейного предмета)
|
Легенда предмета
|
Один из видов документации; содержит сведения об истории предмета, среде его бытования и его владельце; составляется владельцем предмета или участниками поисково-собирательской работы со слов владельца
|
Раритет
|
Экспозиция, имеющая временный характер или регулярно сменяющийся состав экспонатов. Может быть размещена как в музее, так и за его пределами. Бывает стационарной и передвижной
|
Витрина
|
Редкий предмет, ценность которого определяется в первую очередь его уникальностью
|
Даритель
|