Главная / Организация детского отдыха в лагерях (материалы в помощь руководителям ДОЛ) / Б.Ф.Ядревская. "Читающий Орленок". Комплексная программа образовательно-творческой деятельности детей и педагогов детских лагерей.

Б.Ф.Ядревская. "Читающий Орленок". Комплексная программа образовательно-творческой деятельности детей и педагогов детских лагерей.

Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»
Библиотека
Комплексная программа 
образовательно - творческой деятельности
детей и педагогов детских лагерей
«Читающий «Орлёнок»
2012 -2017 гг.

 

Разработчик программы
Заслуженный работник культуры РФ,
заведующий библиотекой
Б.Ф. Ядревская
2012 г.

Актуальность программы:

Авторская программа библиотеки «Читающий «Орлёнок» действует с 2006 года посредством активного участия в Национальной программе поддержки и развития чтения в России (2006-2020гг), привлекая внимание детей и педагогов ВДЦ «Орлёнок» к книге путём пропаганды лучших образцов художественного слова, выставок, встреч, экскурсий, реализации авторских проектов «Привлечение к чтению».

1 июля 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ, которым утверждается «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы». Это отечественный концепт детства в Новой России, инновационный взгляд на ребёнка, знаменующий принятие его статуса как равноправного члена гражданского общества. Установка «в интересах детей» ориентирует на позитивные интересы, естественные для ребёнка и для любой нравственно здоровой семьи. На протяжении долгого времени приоритетным интересом детства была книга, но приход нового века во всем мире ознаменовался системным кризисом читательской культуры. XXI век — век информационных технологий, требует от нас сохранения и приумножения одной из самых знаковых национальных традиций — любви к книге, тяги к знанию, к культуре.

Главная миссия детской библиотеки состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятную среду для неформального удовлетворения потребностей детей, приобщение их к общественной культуре и знаниям через чтение, сохранение субкультуры детства. Наработав положительный опыт по воспитанию у детей потребности в качественной информации, программа  «Читающий Орлёнок» продолжает работать над объединением духовных и интеллектуальных ресурсов для развития библиотеки как катализатора процессов воспитания патриотизма, гражданственности, интеллектуальной нравственности подростков. Реализуя работу программы, мы пришли к выводу, что  общество стоит на пороге новой грандиозной перемены — модернизации. Библиотека использует весь свой интеллектуальный потенциал для того, чтобы своевременно реагировать на запросы педагогов детских лагерей, оказывая информационную поддержку в плане подготовки и реализации тематических и специализированных смен, фестивалей и конкурсных программ для детей и юношества, целей и задач, поставленных в Концепции образовательно-оздоровительной деятельности Центра.

 Краткая характеристика детей-участников программы, педагогов и внешних специалистов, участвующих в реализации программы:

Программа «Читающий «Орлёнок» рассчитана на работу с детьми всех возрастов и категорий, являющихся участниками смен, на детей — учащихся начальной школы-детского сада ВДЦ «Орлёнок» и детей — гостей Центра, а так-же на  педагогов детских лагерей, сотрудников отделов и подразделений ВДЦ «Орлёнок». Программа осуществляет свою работу при поддержке и участии наших партнёров:

  • Отдел художественно-эстетического воспитания ГОУ ДОД «ФЦТТУ» при Министерстве образования и науки РФ, Г.Н. Савельева;
    • Федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям. (Ю.С. Пуля);
    • Л.У. Звонарева (Союз писателей Москвы);
    • Союз писателей России;
    • Центр поддержки отечественной словесности, писатель К. Молдавская;
    • Группа специалистов культуры и искусства, издательство «Жук», писатель К.Драгунская;
    • Объединение «Объединенные космосом» при Центре подготовки специалистов Российской Космической Корпорации;
    • Российская Государственная Детская Библиотека г. Москва, В.П. Чудинова.
    • Редакция молодежного журнала «Маруся»;
    • Союз журналистов России;
    • Ассоциация писателей Урала;
    • Редакции журналов «Путеводная звезда», «Литературные незнакомцы», «Современная библиотека»;
    • Международный благотворительный фонд Юрия Розума;
    • Международный детский фонд, писатель А. Лиханов;
    • Комитет по делам молодежи республики Мордовия (Ю. Рытиков);
    • Лидеры социальных молодежных инициатив Германии;
    • Тульский объединенный музейно-выставочный комплекс;
    • Детское объединение «Орлятское братство» (г. Тула);
    • Издательский дом «Граница»;
    • Творческое объединение «Журналисты мира», В.Хилтунен;
    • Писатели и поэты Кубани (Председатель Правления Союза писателей Кубани С. Макарова);
    • Писательница-сказочница Кубани Л. Степанова и другие.

Цели и задачи программы на 2012 -2017 гг.:

* Объединение духовных и интеллектуальных ресурсов библиотеки и педагогического коллектива центра с деятелями отечественной культуры (“Общение, чтение и воспитание — едины в пространстве библиотеки”).

* Ориентирование подростков в современном информационном потоке, выбор ценностных понятий, толерантное отношение к окружающему миру («Библиотека -центр притяжения всего нового и прогрессивного, искреннего и человечного»)

* Формирование читательской компетентности, воспитание «вкуса» к подлинной литературе («Через чтение — к совершенству»)

* Приобщение подростков к лучшим образцам молодежной культуры, знакомство с различными прогрессивными молодежными движениями и формирование культуры межличностных отношений.

* Создание условий для комфортного чтения, для плодотворной работы с литературой и СМИ в читальных залах библиотеки.

* Обучение подростков использовать книгу не только в качестве информационного источника, а как «строительный материал» для взращивания своей души.

Предполагаемые результаты реализации программы:

  1. Развитие устойчивого интереса у подростков к чтению высокохудожественной литературы, любви к книге, тяги к знанию, к культуре.
  2. Развитие у подростков способностей к сопереживанию, философскому взгляду на мир и других людей через чтение.
  3. Обобщение опыта работы библиотекарей, педагогов и деятелей отечественной культуры в рамках реализации программы.

Принципы реализации программы:

Программа «Читающий Орлёнок» осуществляет методы и формы работы с информацией, которые помогают формировать у подростка нравственные принципы, культурные ценности, овладевать знаниями, накопленными многими поколениями, учит давать оценку своим и чужим поступкам. В процессе приобщения к чтению подростком усваиваются мировоззренческие понятия о месте человека, его целях и устремлениях, приходит понимание тех или иных нравственных решений. Опыт работы программы с 2006 года показал, что приобщить к чтению сегодняшних подростков очень сложно, но возможно. Только использовать для этого приходится самые эффективные и нетрадиционные формы и методы работы с книгой, которые отличаются от школьных уроков. Ведь из-за больших нагрузок при постижении и усвоения школьной программы, а также из-за конкуренции книги и Интернета у подростка происходит неприятие, отторжение чтения как такового и исчезновение его из досуговой сферы. Программа «Читающий Орлёнок» предлагает детям и педагогам учиться воспитывать в себе вкус к подлинной литературе, выбирая между «чтением от скуки» и «чтением с удовольствием».

«Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество» — это высказывание Гельвеция побуждает работников библиотеки подбирать для ребят книги с учетом их возраста, устремлений и интеллектуального потенциала, чтобы выработать у детей навык «... обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные часы чтения» (Ш. Монтескье).

Описание содержания программы:

План реализации проекта на каждый год (и на каждую смену) предусматривает соответствие тематике работы всего Центра, созвучие современным реалиям.

В проект «Читающий «Орленок» — 2012-2014» библиотека включила такие формы работы, как:

Программа Живая Библиотека.

Живая библиотека (далее ЖБ) — основана на том, что книгами её являются люди — «Живые книги», с различным социальным, этническим происхождением, религиозными взглядами, занимающиеся определённой деятельностью, которые обычно сталкиваются с настороженностью, предвзятым отношением и стереотипами в отношении себя, а также неординарные личности.

Цель программы:

Способствовать улучшению взаимопонимания и осознанию того факта, что люди бывают разными. Помочь людям, независимо от их профессий и статусов, вероисповедания и сексуальной ориентации , найти общий язык с другими и получить ответы на вопросы, которых нет в бумажных книгах.

Библиотекари — организаторы ЖБ — сотрудники «Аптеки для души» и волонтёры.

Книги — добровольцы, готовые отвечать на вопросы, рассказать о себе — люди из разных социальных, этнических и других групп, занимающиеся определённой деятельностью, приглашенные к участию в ЖБ для того, чтобы общаться с Читателями.

Читатели — молодые люди (сотрудники Центра и дети, участники смен), — каждый, кто хочет узнать что-то новое о людях, пообщаться в неформальной обстановке.

К концу 2014 года программа проработала в течении трех сезонов и завоевала массу поклонников и последователей. Так, например, участницей 3 сезона проекта «Живая Библиотека» стала в этом году Кристина Крылова, студентка  Челябинской академии культуры и вожатая д/л «Комсомольский». Кристина написала отзыв на эту программу, где отметила, что завоевать у ребят авторитет ей и другим вожатым помогло участие в «Живой Библиотеке» в качестве «Живой Книги». «Мальчики признались, что  раньше они никогда не рассказывали о себе того, чем поделились друг с другом и Живой Книгой сегодня, а девчонки попросили продолжить доверительный разговор  в лагере» — написала Кристина. Девушка выразила огромную благодарность за то, что по предложению библиотеки приняла участие в этом проекте, и изъявила готовность организовать работу «Живой Библиотеки» в своем учебном заведении. Кристина отметила: «Это социальная игра, в рамках которой легче осуществить общение, по тем или иным причинам не сложившееся между детьми и вожатыми. Особый формат общения с  определёнными правилами позволяет собеседникам легче преодолеть естественную неловкость, возникающую при общении на личные и «неудобные» темы с другим человеком».

Данный проект носит практический социальный и культурный эффект. Это в первую очередь инструмент для развенчания стереотипов о непопулярных социальных группах. «Живая библиотека» создаёт точки влияния на людей, посетивших мероприятие, которые становятся факторами изменений общественного мнения в сторону развития толерантности и гуманизма.

Литературная дегустация.

Даниэль Пеннак, известный французский писатель и педагог сказал: «Нет лучшего способа пробудить читательский аппетит, чем дать понюхать пиршество чтения». Это изречение как нельзя лучше иллюстрирует работу авторской программы нашей библиотеки «Книжное застолье» — литературная дегустация книжных новинок.

По сути — это обзор литературы, но проводится он не в форме лекции, а в форме угощения, дегустации. Разножанровые книги представлены так, как подаются на пробу изысканные блюда в хорошем ресторане. Есть первые блюда, есть вторые, есть закуска, десерт и т.д.

Этот игровой приём даёт возможность не просто узнать новые книги, но и учит различать их по содержательности, значимости, предназначению. Учит делать свой читательский выбор между классикой, легким чтивом, научной литературой, специальной литературой не по рекомендации взрослых, а по собственным ощущениям от  беглого знакомства с книгой, руководствуясь своими сложившимися вкусовыми пристрастиями.

Итогом дела может быть индивидуально составленное читателем книжное меню, в которое вошли те книги, которыми он хотел бы «угостить» своих друзей.

Такой демократичный подход к обзору литературы вызывает интерес и у ребят, и у взрослых читателей, поэтому в библиотеке активно расширяются формы проведения литературных дегустаций. В меню таких встеч входят такие, как:

  • «Сто книг для внеклассного чтения, рекомендованные В.В. Путиным»,
  • «Домашняя библиотека — составим список вместе»,
  • «Поэзия в любые времена»,
  • «Литературный гид» по семейному чтению,
  • «Большое книжное дефиле» — показ книжной моды;
  • «Книги, которые  нас сближают» — коллективное чтение в отряде;
  • «Бенефис читателя»;
  • «Book — салон» — научная, справочная, познавательная литература;
  • «Отражение» — соотношение делового и досугового чтения;
  • «Открытая книга» — в поддержку интеллектуального чтения и другие тематические подборки книг для обзоров, проводимых в игровой форме)

В 2014 году в библиотеке проведены 53 дегустации для более чем 1500 юных читателей.

Программа «Новый образ чтения», в которой мы внедряем в работу новые, нетрадиционные технологии работы с книгой, такие, как:

  • помимо участия во Всероссийской акции «Библионочь» у нас в библиотеке традиционно проводятся авторские программы «Библиосумерки» — цикл встреч: «Ночь. Тайна. Библиотека», «Библиосумерки» —  «Лила — интеллектуальные игры — для педагогов детских лагерей, «Долгая ночь в библиотеке — искусство книги вместо сна»;
  • флэшмоб «Буккроссинг — (Книговорот)» - бесплатный обмен книгами и возможность читать не только за столом, но и в транспорте, в парке, не тратя время и средства на покупку книги;
  • «Автобус радости» — выездная библиотека, когда книги доставляются детям для чтения непосредственно в лагерь;
  • работа Читательского клуба «Семь странствий сезона»;
  • программа «Красками, звуками, ощущениями…» — работа выставок библиотеки;
  • цикл творческих встреч «Званый чай в библиотеке»; и многие другие.
  • Несомненным успехом пользуется у детей и взрослых экскурсионная работа библиотеки:

Интернет — отличное изобретение человечества, часто полезное, часто опасное. Но там отсутствует то, что есть и ценно именно в межличностном общении, – мы видим выражение глаз, мимику собеседников. И поэтому экскурсия в библиотеку — это смыслообразующая коммуникация.  У нас нет проблем с посетителями выставок, тематических встреч, поэтических и творческих вечеров. И дети детских лагерей, и специалисты смен, и гости Центра всегда с большим воодушевлением идут на экскурсии в библиотеку, которые по сути являются театрализованным представлением, где сценой служат читальные залы, реквизитом — выставочные экспонаты, а актерами — экскурсанты. Роль ведущего и режиссера этнографического спектакля с использованием книг, кукол, картин исполняет библиотекарь. Сценарии разыгрываются самые разные, но все привязываются к архитектурным и интерьерным особенностям «Аптеки для души». Любая экспозиция — это спектакль, где должна быть своя драматургия, свои смысловые и визуальные акценты. Для нас очень важно, исходя из задач привлечения читателя к этому материалу, сделать его более зрелищным, более доступным, более понятным.

В этом году особенно популярны были такие  темы для экскурсий: «Семь тайн библиотеки», «Волшебная шкатулка», «Библиотека — книги храм», «Аптека для души», «Библиотека древняя и современная», «Приключения в библиотеке», «Литературный квест», «Автограф на память».

В 2014 году в библиотеке проведены 49 тематических и 943 обзорных экскурсий для детей и взрослых, в том числе экскурсии с индивидуальным гидом:  для представителей делегаций регионов, представителей молодежных общественных организаций, для гостей и сотрудников Центра, для родителей ребят–орлят, для иностранных делегаций, для детских творческих коллективов и других. На экскурсиях в библиотеке в 2014 году побывали 24074 детей и более 1500 взрослых.

В Проекте "Основ государственной культурной политики" (2014.05.15) указано, что « … Библиотеки должны быть клубом для общения, в совершенстве использовать современные информационно-коммуникационные технологии, создавать собственный краеведческий контент, отражающий местную историю»

Наша  библиотека способствует «включению конкретного человека (ребёнка) в культуру, выступая её ретранслятором. В этом выражается  социализирующая функция работы библиотеки ВДЦ «Орлёнок». Подтверждение этому — традиционные творческие встречи с представителями отечественной культуры, науки, спорта и политики в библиотеке. В 2014 году в «Гостевом» читальном зале состоялись более 30 творческих встреч для 920 детей и педагогов.

Такая нетрадиционная форма работы, как «Званый чай в библиотеке» привлекает в «Аптеку для души» как известных медийных лиц — гостей Центра, так  и обыкновенных детей, участников смен, которые испытывают потребность в доверительном общении, разговоре «по душам» за чашкой чая.

Это лишь некоторые формы работы с книгой, которые мы проводим в ходе реализации программы, стараясь разнообразить методы привлечения к чтению и внедрять в работу новые идеи, соответствующие требованиям времени.

Таким образом, работа по популяризации чтения, как пути к освоению культурного наследия цивилизации, естественным путём находит продолжение в перспективном плане работы на 2015 год – Год литературы.

Все свои проекты библиотека неизменно ориентирует на участие, информационную поддержку и сопровождение тематических и специализированных смен в детских лагерях Центра, Фестивалей, конкурсных программ по производственному плану работы в соответствии с Концепцией образовательно-оздоровительной деятельности ВДЦ «Орлёнок».

В Год литературы мы планируем реализовать программы, напрямую связанные с книгой, направленные на:

- развитие устойчивого интереса у подростков к чтению высокохудожественной литературы, любви к книге, тяги к знанию, к культуре;
- развитие у подростков способностей к сопереживанию, философскому взгляду на мир и других людей через чтение;
- обобщение опыта работы библиотекарей, педагогов и деятелей отечественной культуры в рамках реализации Комплексной программы образовательно - творческой деятельности детей и педагогов детских лагерей «Читающий «Орлёнок» на 2012 -2017 гг.

В 2015 году мы планируем провести:

- Программу,  посвященную  Году литературы в России, которая включает в себя работу 16 проектов по привлечению к чтению.  В том числе: участие в подготовке и проведении Фестиваля Хоровод традиций (авторская программа библиотеки по совместной деятельности с представителями Всероссийского фестиваля детской книги),  и специализированной смены «Мир русского языка и русское слово в мире»;
- Программу, посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне: «Музы не молчат!»;
- Программу, посвященную  55-летию ВДЦ «Орлёнок»;
- Организацию выставок: программу «Визит к экспонату»;
- Экскурсионно-образовательную работу библиотеки 
и много других интересных, познавательных и интеллектуально–развивающих дел, которых много в арсенале профессиональных мастерских библиотеки по работе с Книгой и Читателем.

В.В. Путин предложил объявить 2015 год — Годом литературы в России, чтобы «... вернуть русской литературе утраченные позиции и сделать знание классики и достойных книжных новинок «правилом хорошего тона»».

И мы постараемся в этом году прививать «правила хорошего тона» не только детям, но и взрослым — сотрудникам Центра.

Критерии результативности программы:

Общение с подростками разных регионов России в процессе работы авторских программ «Аптеки для души» позволило нам сделать вывод, что сегодня мы читаем не меньше, чем 20 и 40 лет назад, но читаем другие книги и по другому. Активность детей — участников программ, читателей библиотеки, посетителей выставок, позволяет верить, что подростки хорошо понимают: потребность и привычка читать необходима не только для того, чтобы добиться успеха, но и для того, чтобы выжить. Способность глубоко понимать информацию, и сила фантазии, рожденная при чтении, — ключи к достижению жизненных целей.

Все формы работы, проводимые библиотекарями в ходе реализации программ, нашли признание не только у детей детских лагерей и педагогов центра, но и у гостей, приглашенных на эти встречи. Большинство творческих людей, деятелей культуры и искусства, отметили благотворное влияние общения с детской и юношеской аудиторией в неформальной обстановке, позволяющей осуществлять обратную связь, устанавливать взаимопонимание между поколениями.

Программа «Читающий «Орлёнок» продолжает работать над объединением духовных и интеллектуальных ресурсов для развития библиотеки как катализатора процессов воспитания патриотизма, гражданственности, интеллектуальной нравственности подростков. Осуществляя работу программы, мы пришли к выводу, что  общество стоит на пороге новой грандиозной перемены — модернизации, и, одновременно, реализации  Национальной стратегии действий в интересах детей. Библиотека использует весь свой интеллектуальный потенциал для того, чтобы своевременно реагировать на запросы педагогов детских лагерей, оказывая информационную поддержку в плане подготовки и реализации тематических и специализированных смен, фестивалей и конкурсных программ для детей и юношества.

Источники программы:

1. Национальная программа поддержки и развития чтения в России (2006-2020гг.);
2. Национальная стратегия действий в интересах детей (2012-2017гг);
3. Концепция образовательно-оздоровительной деятельности ВДЦ «Орлёнок» на 2012-2014гг;
4. Журнал «Библиотека», «Библиотека в школе», «Воспитание школьников», «Родина», «Огонёк», «Знание и сила», «Наша молодежь», «Вожатый века», газеты «Культура», «Комсомольская правда», «Российская газета», «Литературная газета» и другие.

Зав. библиотекойБ.Ф. Ядревская