Б.Ф.Ядревская. "Читающий Орленок". Комплексная программа образовательно-творческой деятельности детей и педагогов детских лагерей.
Актуальность программы:
Авторская программа библиотеки «Читающий «Орлёнок» действует с 2006 года посредством активного участия в Национальной программе поддержки и развития чтения в России (2006-2020гг), привлекая внимание детей и педагогов ВДЦ «Орлёнок» к книге путём пропаганды лучших образцов художественного слова, выставок, встреч, экскурсий, реализации авторских проектов «Привлечение к чтению».
1 июля 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал указ, которым утверждается «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы». Это отечественный концепт детства в Новой России, инновационный взгляд на ребёнка, знаменующий принятие его статуса как равноправного члена гражданского общества. Установка «в интересах детей» ориентирует на позитивные интересы, естественные для ребёнка и для любой нравственно здоровой семьи. На протяжении долгого времени приоритетным интересом детства была книга, но приход нового века во всем мире ознаменовался системным кризисом читательской культуры. XXI век — век информационных технологий, требует от нас сохранения и приумножения одной из самых знаковых национальных традиций — любви к книге, тяги к знанию, к культуре.
Главная миссия детской библиотеки состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятную среду для неформального удовлетворения потребностей детей, приобщение их к общественной культуре и знаниям через чтение, сохранение субкультуры детства. Наработав положительный опыт по воспитанию у детей потребности в качественной информации, программа «Читающий Орлёнок» продолжает работать над объединением духовных и интеллектуальных ресурсов для развития библиотеки как катализатора процессов воспитания патриотизма, гражданственности, интеллектуальной нравственности подростков. Реализуя работу программы, мы пришли к выводу, что общество стоит на пороге новой грандиозной перемены — модернизации. Библиотека использует весь свой интеллектуальный потенциал для того, чтобы своевременно реагировать на запросы педагогов детских лагерей, оказывая информационную поддержку в плане подготовки и реализации тематических и специализированных смен, фестивалей и конкурсных программ для детей и юношества, целей и задач, поставленных в Концепции образовательно-оздоровительной деятельности Центра.
Краткая характеристика детей-участников программы, педагогов и внешних специалистов, участвующих в реализации программы:
Программа «Читающий «Орлёнок» рассчитана на работу с детьми всех возрастов и категорий, являющихся участниками смен, на детей — учащихся начальной школы-детского сада ВДЦ «Орлёнок» и детей — гостей Центра, а так-же на педагогов детских лагерей, сотрудников отделов и подразделений ВДЦ «Орлёнок». Программа осуществляет свою работу при поддержке и участии наших партнёров:
-
Отдел художественно-эстетического воспитания ГОУ ДОД «ФЦТТУ» при Министерстве образования и науки РФ, Г.Н. Савельева;
-
-
Федеральное Агентство по печати и массовым коммуникациям. (Ю.С. Пуля);
-
Л.У. Звонарева (Союз писателей Москвы);
-
Союз писателей России;
-
Центр поддержки отечественной словесности, писатель К. Молдавская;
-
Группа специалистов культуры и искусства, издательство «Жук», писатель К.Драгунская;
-
Объединение «Объединенные космосом» при Центре подготовки специалистов Российской Космической Корпорации;
-
Российская Государственная Детская Библиотека г. Москва, В.П. Чудинова.
-
Редакция молодежного журнала «Маруся»;
-
Союз журналистов России;
-
Ассоциация писателей Урала;
-
Редакции журналов «Путеводная звезда», «Литературные незнакомцы», «Современная библиотека»;
-
Международный благотворительный фонд Юрия Розума;
-
Международный детский фонд, писатель А. Лиханов;
-
Комитет по делам молодежи республики Мордовия (Ю. Рытиков);
-
Лидеры социальных молодежных инициатив Германии;
-
Тульский объединенный музейно-выставочный комплекс;
-
Детское объединение «Орлятское братство» (г. Тула);
-
Издательский дом «Граница»;
-
Творческое объединение «Журналисты мира», В.Хилтунен;
-
Писатели и поэты Кубани (Председатель Правления Союза писателей Кубани С. Макарова);
-
Писательница-сказочница Кубани Л. Степанова и другие.
-
Цели и задачи программы на 2012 -2017 гг.:
* Объединение духовных и интеллектуальных ресурсов библиотеки и педагогического коллектива центра с деятелями отечественной культуры (“Общение, чтение и воспитание — едины в пространстве библиотеки”).
* Ориентирование подростков в современном информационном потоке, выбор ценностных понятий, толерантное отношение к окружающему миру («Библиотека -центр притяжения всего нового и прогрессивного, искреннего и человечного»)
* Формирование читательской компетентности, воспитание «вкуса» к подлинной литературе («Через чтение — к совершенству»)
* Приобщение подростков к лучшим образцам молодежной культуры, знакомство с различными прогрессивными молодежными движениями и формирование культуры межличностных отношений.
* Создание условий для комфортного чтения, для плодотворной работы с литературой и СМИ в читальных залах библиотеки.
* Обучение подростков использовать книгу не только в качестве информационного источника, а как «строительный материал» для взращивания своей души.
Предполагаемые результаты реализации программы:
- Развитие устойчивого интереса у подростков к чтению высокохудожественной литературы, любви к книге, тяги к знанию, к культуре.
- Развитие у подростков способностей к сопереживанию, философскому взгляду на мир и других людей через чтение.
- Обобщение опыта работы библиотекарей, педагогов и деятелей отечественной культуры в рамках реализации программы.
Принципы реализации программы:
Программа «Читающий Орлёнок» осуществляет методы и формы работы с информацией, которые помогают формировать у подростка нравственные принципы, культурные ценности, овладевать знаниями, накопленными многими поколениями, учит давать оценку своим и чужим поступкам. В процессе приобщения к чтению подростком усваиваются мировоззренческие понятия о месте человека, его целях и устремлениях, приходит понимание тех или иных нравственных решений. Опыт работы программы с 2006 года показал, что приобщить к чтению сегодняшних подростков очень сложно, но возможно. Только использовать для этого приходится самые эффективные и нетрадиционные формы и методы работы с книгой, которые отличаются от школьных уроков. Ведь из-за больших нагрузок при постижении и усвоения школьной программы, а также из-за конкуренции книги и Интернета у подростка происходит неприятие, отторжение чтения как такового и исчезновение его из досуговой сферы. Программа «Читающий Орлёнок» предлагает детям и педагогам учиться воспитывать в себе вкус к подлинной литературе, выбирая между «чтением от скуки» и «чтением с удовольствием».
«Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество» — это высказывание Гельвеция побуждает работников библиотеки подбирать для ребят книги с учетом их возраста, устремлений и интеллектуального потенциала, чтобы выработать у детей навык «... обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные часы чтения» (Ш. Монтескье).
Описание содержания программы:
План реализации проекта на каждый год (и на каждую смену) предусматривает соответствие тематике работы всего Центра, созвучие современным реалиям.
В проект «Читающий «Орленок» — 2012-2014» библиотека включила такие формы работы, как:
Программа Живая Библиотека.
Живая библиотека (далее ЖБ) — основана на том, что книгами её являются люди — «Живые книги», с различным социальным, этническим происхождением, религиозными взглядами, занимающиеся определённой деятельностью, которые обычно сталкиваются с настороженностью, предвзятым отношением и стереотипами в отношении себя, а также неординарные личности.
Цель программы:
Способствовать улучшению взаимопонимания и осознанию того факта, что люди бывают разными. Помочь людям, независимо от их профессий и статусов, вероисповедания и сексуальной ориентации , найти общий язык с другими и получить ответы на вопросы, которых нет в бумажных книгах.
Библиотекари — организаторы ЖБ — сотрудники «Аптеки для души» и волонтёры.
Книги — добровольцы, готовые отвечать на вопросы, рассказать о себе — люди из разных социальных, этнических и других групп, занимающиеся определённой деятельностью, приглашенные к участию в ЖБ для того, чтобы общаться с Читателями.
Читатели — молодые люди (сотрудники Центра и дети, участники смен), — каждый, кто хочет узнать что-то новое о людях, пообщаться в неформальной обстановке.
К концу 2014 года программа проработала в течении трех сезонов и завоевала массу поклонников и последователей. Так, например, участницей 3 сезона проекта «Живая Библиотека» стала в этом году Кристина Крылова, студентка Челябинской академии культуры и вожатая д/л «Комсомольский». Кристина написала отзыв на эту программу, где отметила, что завоевать у ребят авторитет ей и другим вожатым помогло участие в «Живой Библиотеке» в качестве «Живой Книги». «Мальчики признались, что раньше они никогда не рассказывали о себе того, чем поделились друг с другом и Живой Книгой сегодня, а девчонки попросили продолжить доверительный разговор в лагере» — написала Кристина. Девушка выразила огромную благодарность за то, что по предложению библиотеки приняла участие в этом проекте, и изъявила готовность организовать работу «Живой Библиотеки» в своем учебном заведении. Кристина отметила: «Это социальная игра, в рамках которой легче осуществить общение, по тем или иным причинам не сложившееся между детьми и вожатыми. Особый формат общения с определёнными правилами позволяет собеседникам легче преодолеть естественную неловкость, возникающую при общении на личные и «неудобные» темы с другим человеком».
Данный проект носит практический социальный и культурный эффект. Это в первую очередь инструмент для развенчания стереотипов о непопулярных социальных группах. «Живая библиотека» создаёт точки влияния на людей, посетивших мероприятие, которые становятся факторами изменений общественного мнения в сторону развития толерантности и гуманизма.
Литературная дегустация.
Даниэль Пеннак, известный французский писатель и педагог сказал: «Нет лучшего способа пробудить читательский аппетит, чем дать понюхать пиршество чтения». Это изречение как нельзя лучше иллюстрирует работу авторской программы нашей библиотеки «Книжное застолье» — литературная дегустация книжных новинок.
По сути — это обзор литературы, но проводится он не в форме лекции, а в форме угощения, дегустации. Разножанровые книги представлены так, как подаются на пробу изысканные блюда в хорошем ресторане. Есть первые блюда, есть вторые, есть закуска, десерт и т.д.
Этот игровой приём даёт возможность не просто узнать новые книги, но и учит различать их по содержательности, значимости, предназначению. Учит делать свой читательский выбор между классикой, легким чтивом, научной литературой, специальной литературой не по рекомендации взрослых, а по собственным ощущениям от беглого знакомства с книгой, руководствуясь своими сложившимися вкусовыми пристрастиями.
Итогом дела может быть индивидуально составленное читателем книжное меню, в которое вошли те книги, которыми он хотел бы «угостить» своих друзей.
Такой демократичный подход к обзору литературы вызывает интерес и у ребят, и у взрослых читателей, поэтому в библиотеке активно расширяются формы проведения литературных дегустаций. В меню таких встеч входят такие, как:
- «Сто книг для внеклассного чтения, рекомендованные В.В. Путиным»,
- «Домашняя библиотека — составим список вместе»,
- «Поэзия в любые времена»,
- «Литературный гид» по семейному чтению,
- «Большое книжное дефиле» — показ книжной моды;
- «Книги, которые нас сближают» — коллективное чтение в отряде;
- «Бенефис читателя»;
- «Book — салон» — научная, справочная, познавательная литература;
- «Отражение» — соотношение делового и досугового чтения;
- «Открытая книга» — в поддержку интеллектуального чтения и другие тематические подборки книг для обзоров, проводимых в игровой форме)
В 2014 году в библиотеке проведены 53 дегустации для более чем 1500 юных читателей.
Программа «Новый образ чтения», в которой мы внедряем в работу новые, нетрадиционные технологии работы с книгой, такие, как:
- помимо участия во Всероссийской акции «Библионочь» у нас в библиотеке традиционно проводятся авторские программы «Библиосумерки» — цикл встреч: «Ночь. Тайна. Библиотека», «Библиосумерки» — «Лила — интеллектуальные игры — для педагогов детских лагерей, «Долгая ночь в библиотеке — искусство книги вместо сна»;
- флэшмоб «Буккроссинг — (Книговорот)» - бесплатный обмен книгами и возможность читать не только за столом, но и в транспорте, в парке, не тратя время и средства на покупку книги;
- «Автобус радости» — выездная библиотека, когда книги доставляются детям для чтения непосредственно в лагерь;
- работа Читательского клуба «Семь странствий сезона»;
- программа «Красками, звуками, ощущениями…» — работа выставок библиотеки;
- цикл творческих встреч «Званый чай в библиотеке»; и многие другие.
- Несомненным успехом пользуется у детей и взрослых экскурсионная работа библиотеки:
Интернет — отличное изобретение человечества, часто полезное, часто опасное. Но там отсутствует то, что есть и ценно именно в межличностном общении, – мы видим выражение глаз, мимику собеседников. И поэтому экскурсия в библиотеку — это смыслообразующая коммуникация. У нас нет проблем с посетителями выставок, тематических встреч, поэтических и творческих вечеров. И дети детских лагерей, и специалисты смен, и гости Центра всегда с большим воодушевлением идут на экскурсии в библиотеку, которые по сути являются театрализованным представлением, где сценой служат читальные залы, реквизитом — выставочные экспонаты, а актерами — экскурсанты. Роль ведущего и режиссера этнографического спектакля с использованием книг, кукол, картин исполняет библиотекарь. Сценарии разыгрываются самые разные, но все привязываются к архитектурным и интерьерным особенностям «Аптеки для души». Любая экспозиция — это спектакль, где должна быть своя драматургия, свои смысловые и визуальные акценты. Для нас очень важно, исходя из задач привлечения читателя к этому материалу, сделать его более зрелищным, более доступным, более понятным.
В этом году особенно популярны были такие темы для экскурсий: «Семь тайн библиотеки», «Волшебная шкатулка», «Библиотека — книги храм», «Аптека для души», «Библиотека древняя и современная», «Приключения в библиотеке», «Литературный квест», «Автограф на память».
В 2014 году в библиотеке проведены 49 тематических и 943 обзорных экскурсий для детей и взрослых, в том числе экскурсии с индивидуальным гидом: для представителей делегаций регионов, представителей молодежных общественных организаций, для гостей и сотрудников Центра, для родителей ребят–орлят, для иностранных делегаций, для детских творческих коллективов и других. На экскурсиях в библиотеке в 2014 году побывали 24074 детей и более 1500 взрослых.
В Проекте "Основ государственной культурной политики" (2014.05.15) указано, что « … Библиотеки должны быть клубом для общения, в совершенстве использовать современные информационно-коммуникационные технологии, создавать собственный краеведческий контент, отражающий местную историю»
Наша библиотека способствует «включению конкретного человека (ребёнка) в культуру, выступая её ретранслятором. В этом выражается социализирующая функция работы библиотеки ВДЦ «Орлёнок». Подтверждение этому — традиционные творческие встречи с представителями отечественной культуры, науки, спорта и политики в библиотеке. В 2014 году в «Гостевом» читальном зале состоялись более 30 творческих встреч для 920 детей и педагогов.
Такая нетрадиционная форма работы, как «Званый чай в библиотеке» привлекает в «Аптеку для души» как известных медийных лиц — гостей Центра, так и обыкновенных детей, участников смен, которые испытывают потребность в доверительном общении, разговоре «по душам» за чашкой чая.
Это лишь некоторые формы работы с книгой, которые мы проводим в ходе реализации программы, стараясь разнообразить методы привлечения к чтению и внедрять в работу новые идеи, соответствующие требованиям времени.
Таким образом, работа по популяризации чтения, как пути к освоению культурного наследия цивилизации, естественным путём находит продолжение в перспективном плане работы на 2015 год – Год литературы.
Все свои проекты библиотека неизменно ориентирует на участие, информационную поддержку и сопровождение тематических и специализированных смен в детских лагерях Центра, Фестивалей, конкурсных программ по производственному плану работы в соответствии с Концепцией образовательно-оздоровительной деятельности ВДЦ «Орлёнок».
В Год литературы мы планируем реализовать программы, напрямую связанные с книгой, направленные на:
В 2015 году мы планируем провести:
В.В. Путин предложил объявить 2015 год — Годом литературы в России, чтобы «... вернуть русской литературе утраченные позиции и сделать знание классики и достойных книжных новинок «правилом хорошего тона»».
И мы постараемся в этом году прививать «правила хорошего тона» не только детям, но и взрослым — сотрудникам Центра.
Критерии результативности программы:
Общение с подростками разных регионов России в процессе работы авторских программ «Аптеки для души» позволило нам сделать вывод, что сегодня мы читаем не меньше, чем 20 и 40 лет назад, но читаем другие книги и по другому. Активность детей — участников программ, читателей библиотеки, посетителей выставок, позволяет верить, что подростки хорошо понимают: потребность и привычка читать необходима не только для того, чтобы добиться успеха, но и для того, чтобы выжить. Способность глубоко понимать информацию, и сила фантазии, рожденная при чтении, — ключи к достижению жизненных целей.
Все формы работы, проводимые библиотекарями в ходе реализации программ, нашли признание не только у детей детских лагерей и педагогов центра, но и у гостей, приглашенных на эти встречи. Большинство творческих людей, деятелей культуры и искусства, отметили благотворное влияние общения с детской и юношеской аудиторией в неформальной обстановке, позволяющей осуществлять обратную связь, устанавливать взаимопонимание между поколениями.
Программа «Читающий «Орлёнок» продолжает работать над объединением духовных и интеллектуальных ресурсов для развития библиотеки как катализатора процессов воспитания патриотизма, гражданственности, интеллектуальной нравственности подростков. Осуществляя работу программы, мы пришли к выводу, что общество стоит на пороге новой грандиозной перемены — модернизации, и, одновременно, реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Библиотека использует весь свой интеллектуальный потенциал для того, чтобы своевременно реагировать на запросы педагогов детских лагерей, оказывая информационную поддержку в плане подготовки и реализации тематических и специализированных смен, фестивалей и конкурсных программ для детей и юношества.
Источники программы:
Зав. библиотекойБ.Ф. Ядревская