Безопасность туристских походов с учащимися (Ю.С.Константинов, А.Г.Маслов)
Все годы существования туризма происходило совершенствование форм и методов работы с целью повышения безопасности проводимых мероприятий. Основой обеспечения безопасности, в первую очередь, считалось обучение новичков − и детей и взрослых − основам туризма, как основного фактора обеспечения безопасности.
Второе направление деятельности − оказание помощи в подготовке похода и контроль за его проведением. Этими вопросами занимаются маршрутно-квалификационные комиссии (общественные организации) и поисково-спасательные службы (ПСС) системы МЧС. Туристские группы обязаны неукоснительно выполнять требования МКК и ПСС. В настоящее время поисково-спасательные службы системы МЧС во многом утратили функции органов, контролирующих прохождение группами маршрутов и соблюдение ими контрольных сроков, и чаще действуют только при получении сообщений о несчастных случаях. Поэтому тем более ответственной становится в деле обеспечения безопасности проведения походов деятельность МКК, проверяющих готовность групп к совершению заявленного похода.
Это, в первую очередь, проверка правильности заполнения походной документации, наличия и качества картографического материала, знания руководителем особенностей маршрута, материально-технического обеспечения группы. При рассмотрении категорийных походов МКК способна выявить недостатки, могущие на маршруте повлиять на безопасность туристов, но в детском туризме более лёгкие степенные походы МКК не рассматривает, поэтому вся ответственность за безаварийное проведение похода лежит на руководителе.
При необходимости члены МКК дают советы руководителям по планированию маршрута, действиям на каких-либо сложных его участках, однако техническая и тактическая подготовка участников похода остается вне зоны внимания МКК. При наличии сомнений в готовности группы к походу члены МКК могут провести проверку ее действий на местности – смотр готовности: группе предлагают задания, соизмеримые с теми ситуациями, какие будут у неё на маршруте. Зачастую участники выполняют задания без участия руководителя группы.
Второй эффективный способ проверки подготовленности групп – их участие в туристских слётах и соревнованиях.
Походы юных туристов имеют свою специфику. Поэтому уместно рассмотреть классификацию, основанную на особенностях детского туризма. Здесь причины возникновения аварийных (экстремальных) ситуаций можно разделить на три группы:
-
возникающие по вине руководителя группы;
-
возникающие по вине детей − участников похода;
-
природные факторы и несчастные случаи в походе.
Первые две группы − субъективные опасности (факторы), зависящие от поведения людей. В походах как нигде важна и ответственна роль руководителя группы. Поэтому доверять руководство группами туристов можно только опытным, обладающим необходимыми личностными качествами людям. Часть факторов риска, связанных с личностью руководителя, удаётся предотвратить с помощью членов МКК при рассмотрении материалов готовящегося похода. В первую очередь, это недостаточный туристский опыт руководителя группы.
Причиной возникновения экстремальной ситуации могут стать также такие личные качества руководителя, как неумение владеть собой, нетерпимость, раздражительность. В походе, при плотном графике движения или в случае возникновения конфликта между участниками, эти качества могут проявиться и сыграть свою негативную роль. Здесь же можно отметить и неумение руководителя слушать туристов. Своим невниманием он может невольно вывести участника группы из душевного равновесия и тем самым спровоцировать экстремальную ситуацию.
К негативным последствиям может привести недостаточный контроль со стороны руководителя за физической и технической подготовкой туристов, их медицинским освидетельствованием, психологическим состоянием и взаимоотношениями в группе.
К непредвиденным последствиям может привести включение в группу нового участника накануне выезда. Происходит это по разным причинам: замена заболевшего участника (жалко терять купленный билет), настойчивые просьбы. Взятый при таких обстоятельствах человек подобен бомбе замедленного действия. Как правило, именно с людьми, включёнными в состав группы в последний момент, происходят различные происшествия.
Недопустимым является самовольное усложнение руководителем детской группы маршрута, преодоление незапланированных естественных препятствий (прохождение горных перевалов, переправы через реки и др.). Никто и никогда не осудит руководителя за решение сойти с маршрута, пойти по более простому запасному варианту, если он видит прямую угрозу безопасности туристов при движении по заявленному маршруту. Но не находят оправдания действия руководителя, ведущие к риску для жизни и здоровья.
И все же, как показывает статистика, большая часть экстремальных ситуаций в походе создаётся самими туристами. Первая причина – в их неопытности. Сюда следует отнести недостаточную физическую, техническую и волевую подготовку, неумение оперативно оказать первую медицинскую помощь себе или товарищу по группе.
Несоответствие физической и технической подготовки участника сложности маршрута само по себе не является прямым источником возникновения экстремальной ситуации. Учитывая то, что в поход человек идет, чтобы проверить свои силы и способности в реальной обстановке, приходится мириться с тем, что у него не все и не сразу получается. Задача руководителя – помочь юному туристу приобрести необходимые знания и навыки, укрепить волю. При этом руководитель должен учитывать тип нервной системы участника группы, его самочувствие, степень усталости. Но с чем мириться нельзя ни в какой степени, так это с нарушениями дисциплины. Уход из расположения лагеря, отставание от группы на маршруте, безответственное лихачество – это прямые предпосылки к возникновению опасных ситуаций.
Опытный турист чувствует себя на маршруте уверенно. Навыки движения, ориентирования, преодоления препятствий у него отработаны до автоматизма. Он может одновременно легко воспринимать как собственные поступки, так и окружающую обстановку, и действовать сообразно ситуации. Новичка же недостаток опыта и умений держит в постоянном напряжении, что отнимает много сил и энергии.
Некоторые обстоятельства походной жизни могут привести неопытного юного туриста в стрессовое состояние. Эти обстоятельства не так явно проявляются в 1-2-дневных походах, однако в многодневном походе могут наложить отпечаток на поведение новичка. Поэтому в первые дни пребывания в походе они требуют особого внимания. Разумеется, и в последующие дни контроль не должен ослабевать.
При выходе в поход на длительный срок (2–3 недели) происходит кардинальная смена обстановки, ребёнок вырывается из привычной среды обитания, привычного ритма жизни. Романтика палаточной жизни у многих юных туристов быстро улетучивается, как только они сравнят сон на удобной постели со сном на жёсткой подстилке на земле и в спальном мешке, теплую воду в ванной с холодной водой ручья. К тому же новички часто боятся не справиться с новыми обстоятельствами, опозориться перед товарищами. Это уже серьёзная предпосылка к стрессовому состоянию.
Задача руководителя группы − сгладить возможные негативные последствия резкой смены обстановки. Туристы должны знать, что их ожидает в походе, должны к этому готовиться. Поскольку ничто так не угнетает, как неопределённость, ещё в период подготовки к походу следует разъяснить новичкам особенности жизни в полевых условиях без прикрас и беспочвенных обещаний. Чем раньше новичок поймет (с помощью руководителя и старших товарищей), что с неудобствами походной жизни можно смириться, тем легче он воспримет образ походной жизни.
В походе, как ни странно, новичок испытывает в первое время дефицит общения. В туристской группе, существующей длительное время, такой проблемы не бывает. Сложнее в группе новичков. Знакомство, приобретение друзей − процесс сложный. На первых порах каждый замечает в окружающих, особенно в соседях по палатке, массу недостатков. Важно показать новичкам, что к каждом из них есть свои достоинства, и что надо быть терпимым к недостаткам товарищей. Распределение по палаткам надо продумать заранее, прибегать к переселению из одной палатки в другую можно только в крайнем случае.
Однообразие питания также может негативно сказываться на самочувствии юных туристов. В походе сложно организовать разнообразное питание, так как меню чаще состоит из каши, супов из пакетов, тушенки, сгущенки. Задача завхоза − найти возможность приобретения продуктов на месте, разнообразить ассортимент, снабдить группу, где это возможно, овощами и фруктами.
Влияют на настроение юных туристов и погодные условия, длительное ненастье. Трудно вставать утром и готовить завтрак, когда идёт дождь, собирать рюкзак, тяжелеющий от мокрых вещей.
Руководитель должен быть готов к подобным ситуациям и уметь скорректировать настроение участников, в том числе и собственным примером.
Таким образом, на настроение, самочувствие юных туристов воздействует много факторов, способных ввести их в состояние стресса. Именно с туристами, находящимися в таком состоянии, чаще происходят различные ЧП. Вывод напрашивается сам собой.
Очень важный аспект безопасности − взаимоотношения с местным населением района проведения похода. В различных регионах существуют свои местные или национальные особенности образа жизни и поведения, с которыми юным туристам следует познакомиться в период подготовки похода и продолжить знакомство с ними непосредственно в походе. Необдуманные поступки и высказывания могут показаться обидными местным жителям, отсюда недалеко до конфликта. В населённых пунктах при встрече с их жителями следует вести себя скромно и приветливо. Такое поведение располагает к ответному радушию.
В настоящее время значительно обострилась криминальная ситуация в молодёжной среде. Следует иметь в виду, что в сельской местности, в дачных поселках, окружающих крупные города, летом отдыхает, изнывая от безделья, большое количество подростков. Появление туристской группы может вызвать их нездоровый интерес, желание «показать себя», как правило, не с лучшей стороны. Поэтому не следует афишировать появление группы вблизи дачных поселков, деревень, лучше их обойти. Привалы и тем более ночлеги рекомендуется устраивать в стороне от населенных пунктов.
На занятиях, и в походе надо быть предельно внимательным, готовым к любым неожиданностям, знать правила безопасного нахождения в природной среде и действия в случае возникновения экстремальных ситуаций.
Для этого необходимо дать юным туристам:
-
сведения о природе родного края;
-
навыки пользования основным туристским снаряжением;
-
знания основ обеспечения жизнедеятельности в природной среде, основных приемов передвижения и ориентирования на местности и преодоления естественных препятствий.
Кроме того, для безопасного нахождения в природной среде человек должен иметь достаточную физическую и морально-волевую подготовку.
Однако самое важное во всей этой работе − донести до каждого, что определяющим фактором безопасности в походе являетсясоблюдение дисциплины.
Следует отметить, что вопросы соблюдения мер безопасности рассматриваются практически во всех разделах программ детских туристско-краеведческих объединений, говорим ли мы о снаряжении, организации туристского быта или технике передвижения и преодоления препятствий. Правильное выполнение всех приемов и выполнение всех рекомендаций значительно снижают возможность возникновения аварийных и экстремальных ситуаций.
Источник: Сборник «Проблемы и перспективы социального и спортивно-оздоровительного туризма»
Материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристского движения в воспитании и оздоровлении населения», посвященной 15-летию создания РОО «Академия детско-юношеского туризма и краеведения» 1-2 декабря 2012 г.