Формы и методы оздоровительной культуры и закаливания в летних оздоровительных лагерях (И.А.Дрогов)
В сезонных учреждениях отдыха и оздоровления различного типа необходимо уделять большое внимание проведению оздоровительных и закаливающих мероприятий с детьми, а также противоэпидемических мероприятий (профилактика пищевых отравлений и др.), профилактике травматизма, организации санитарно-просветительной работы (здоровый образ жизни, профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, СПИДа, венерических и других заболеваний).
Утренняя гигиеническая гимнастика (УТТ) проводится инструктором по физкультуре в течение 15 минут ежедневно. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, – создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь предстоящий день. Это требует нестандартного подхода к организации данного мероприятия с учетом возрастной психологии, биоритмологии, влияния текущих метеоусловий. Рекомендуется проводить зарядку раздельно с детьми младшего и старшего возраста. Гимнастику следует выполнять с музыкальным сопровождением. Комплекс упражнений должен меняться каждые 2 недели.
Прогулки рекомендуется проводить ежедневно, протяженность их может составлять 3-4 км, а темп движения 2-2,5 км/час. Через каждые 35-40 мин необходимо делать остановку для отдыха. Во время отдыха можно организовать подвижные игры, обучение туристским навыкам, купание в водоёме. Необходимо, чтобы маршрут пролегал по затенёённой местности (рощи, леса), а в снаряжение входили головные уборы. Необходимо брать для детей питьевую воду.
Физическая нагрузка при ходьбе обычным (прогулочным шагом) вызывает небольшое напряжение сердечно-сосудистой системы и дыхательного аппарата, что позволяет проводить достаточно продолжительные (1-2 км по ровной местности) прогулки даже при щадящем режиме.
Подвижные игры способствуют хорошему эмоционально окрашенному настроению детей, развитию физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, а коллективные игры – воспитанию дружбы и товарищества. Подвижные игры включают в себя все основные элементы: ходьбу, бег, прыжки, преодоление препятствий и др. Целесообразно использование таких игр как бадминтон, настольный теннис, городки, игры, с мячом (волейбол, баскетбол и др.).
Спортивные игры такие как, волейбол, футбол, баскетбол проводятся в основном, при тренирующем режиме. Рекомендуется комплектовать команды детьми одного возраста, пола, уровня физической и функциональной подготовленности.
Туристские походы – одно- и двухдневные организуются после адаптации и акклиматизации детей после их приезда в лагерь. При физических нагрузках в походах необходимо не допускать переутомления детей.
Комплексы оздоровительных физических упражнений составляются отдельно для детей 6-9 лет и 10-14 лет. Недостаточный уровень физической подготовленности ослабленных детей и отставание их в физическом развитии создают необходимость поиска таких средств, форм и методов, которые одновременно оказывали бы оздоровительное воздействие на организм ребенка и были бы интересны детям. К числу таких средств относятся занятия на тренажёрах: гребных («Гребля», «Кавказец»), велотренажёрах, переносных тренажерах (диски вращения, эспандеры), стендах «Здоровье», размещённых как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках.
Занятия на тренажерах позволяют нивелировать отдельные врождённые или приобретенные дефекты состояния здоровья путем целенаправленного воздействия на определённые функциональные системы и группы мышц, повышая эффективность оздоровительных мероприятий.
В занятия оздоровительной физической культуры входят: дыхательные упражнения статического и динамического характера, ходьба простая, дозированный бег, различные общеукрепляющие, общеразвивающие, корригирующие упражнения, упражнения на снарядах (гимнастическая скамейка, гимнастическая стенка) и со снарядом (мячи, гимнастические палки), упражнения в равновесии, на коррекцию движений. При этом серьезное внимание необходимо обращать на воспитание правильного полного дыхания. Для детей, находящихся на щадящем режиме, величина общей нагрузки должна соответствовать нагрузке, назначаемой детям подготовительной медицинской группы по физкультуре в школе. Продолжительность занятий – 35-40 минут. Занятия необходимо проводить по специальным оздоровительным методикам.
Лечебно-оздоровительная хореография представляет собой сочетание упражнений лечебно-оздоровительной гимнастики ритмопластического типа танца и художественной гимнастики. В отличие от ритмической гимнастики она проводится в более спокойном темпе с меньшей физической нагрузкой, с акцентом на лечебно-коррекционные движения, с большей пластичностью упражнений и преобладанием танцевального содержания движений. Музыкальное сопровождение строится на различных танцевальных ритмах: от медленных – к быстрым, а к концу занятия, наоборот. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, чередуясь с занятиями лечебно-оздоровительной гимнастикой.
Введение здорового духа соревновательности в используемые формы и методы оздоровительной физической культуры существенно разнообразит, эмоционально раскрасит эти мероприятия, будет способствовать дружбе, взаимопомощи, развитию чувства локтя среди детей независимо от их возрастных и физических данных, повысит ответственность к повседневно выполняемым упражнениям.
Основной формой закаливания и оздоровления в учреждениях отдыха являются воздушные и солнечные ванны. Проводят воздушные ванны в тени деревьев, в специальных аэросоляриях под тентом, на открытых верандах с деревянным полом или деревянными решетками на полу. Наиболее оптимальное время для проведения воздушных ванн летом в южных широтах России является промежуток с 8 до 11 часов, в средних – с 10 до 13 часов. Дозируются воздушные ванны с учетом холодовой нагрузки: холодные (ниже +8-+10°С), умеренно-холодные (от +11° до +18°С), индифферентные (от +19° до +25° С) и тёплые (выше +26°С).
Солнечные ванны организуются в специально оборудованном солярии, на полянах, защищённых от ветра. Процедуру принимают лежа на топчанах, защищая от солнца голову панамой или щитом-зонтом. Приступают к проведению солнечных ванн при температуре воздуха не ниже +17°. При высокой температуре воздуха (более +28°) солнечные ванны проводить не рекомендуется во избежание перегрева. Начинают солнечные ванны с 3-5 мин, постепенно доводя их до 30-50 мин.
Детям и подросткам, находящимся на щадящем режиме, солнечные ванны следует начинать после нескольких (3-5) воздушных ванн. Солнечные ванны не показаны детям с фотодерматозами, с повышенной нервной возбудимостью, с заболеваниями почек, необходимо с осторожностью проводить с детям из радиационно неблагополучных зон.
Тёплое время года благоприятно для проведения различных водных процедур. Детям, находящимся на тренирующем режиме, после нескольких процедур обтирания проводят обливания или душ. Начальная температура воды для оздоровительно-закаливающего обливания на 1-2° выше, чем для обтирания. Снижение температуры воды проводится с той же последовательностью, как и при обтирании. Обливание можно проводить на открытом воздухе в местах, защищенных от ветра.
Купание в водоемах проводится под наблюдением специально обученного инструктора по плаванию, врача и воспитателя. Купание проводится при температуре воды не ниже 20°С. При этом следует учитывать возрастные особенности и реакцию ребенка на купание.
Природные факторы в целях закаливания используются с большой осторожностью: солнечным ваннам предшествуют 2-3 воздушные ванны, обливание и купание начинают после 3-5 влажных обтираний.
Эффективность пребывания детей в учреждениях отдыха и оздоровления общего типа определяется на основании сопоставления данных двух углубленных медицинских осмотров: в начале и в конце смены отдыха и оздоровления, и в заключении даются три оценки: «улучшение», «без перемен», «ухудшение».
В учреждениях отдыха и оздоровления в содержании оценок должны быть включены ведущие информативные клинические признаки заболеваний детей, показанных для отдыха и оздоровления в санаторно-курортных учреждениях. В критериях необходимо учитывать реакции больных и ослабленных детей на оздоровительные, закаливающие мероприятия и интеркуррентные заболевания, перенесенные в лагере.
Анализ этих показателей даёт возможность оценить эффективность отдыха и оздоровления каждого ребенка, подростка и оздоровительной работы в целом по лагерю.