Главная / Лечение и оздоровление детей / Игры в иппотерапии (И.В.Карпенкова)

Игры в иппотерапии (И.В.Карпенкова)

Карпенкова Инна Вячеславовна
психолог, инструктор ЛВЕ
«Наш Солнечный Мир», г.Москва

 ИГРЫ В ИППОТЕРАПИИ

slh7_ru.jpgИгра является неизменным атрибутом детства. В возрасте 4-8 лет игра является ведущей деятельностью ребёнка. В игре ребёнок формирует и отрабатывает поведенческие стереотипы, начинает реагировать на эмоции и переживания своего бытия в различных ситуациях. Игры и упражнения, проводимые в игровой форме, позволяют сделать занятия увлекательными и максимально полезными для всадников.

Принципы подготовки и проведения игр

  1. Не навреди

Этот принцип универсален для любой деятельности, предполагающей работу с людьми, и, тем более, с использованием в этой работе лошадей.

Для обеспечения безопасности занятий по иппотерапии нами разработаны «Правила техники безопасности», которые полезно проштудировать перед тем, как начинать работать по этой специальности.
Однако, правила техники безопасности не могут учесть все возможные опасные моменты, поэтому необходимо руководствоваться здравым смыслом.
  1. Определи свою цель

Этот принцип тесно связано предыдущим.

Спросите себя, что вы ожидаете от этого упражнения, какова его цель? В этом же ключе полезно будет оценить, добьётесь ли вы ожидаемого результата с помощью этой игры в данной ситуации.

  1. Не перегрузи подопечного.

В планировании занятия необходимо учитывать, что едущий на лошади ребёнок очень сильно занят: он едет на лошади. Это не шутка, всё его тело удерживает равновесие, организм активизирован ритмом, который задаёт движущая лошадь, а мозг ребёнка занят тем, что перерабатывает информацию, поступающую от «телесных», зрительных, слуховых и других рецепторов. У многих детей с проблемами развития на это уходит большая часть сил и энергии.

    4. Группа на занятии − маленькая модель социума, в котором мы все живем.

Цели и задачи игр и упражнений.

Игры и упражнения способствуют адаптации всадника, преодолению страха (высоты, непривычного положения, движения лошади под всадником), развитию отношений всадника с инструктором, оценке возможностей и перспектив, а также выполнению ряда упражнений, которые без элемента игры были бы скучными и неинтересными, а, следовательно, нежеланными и менее результативными.

В дальнейшем, когда адаптационный период к езде верхом прошёл, игры помогают превратить монотонные упражнения в увлекательную игру.

Элементы фольклорных детских игр.

С давних времен до нас дошли различные игры, основанные на фольклоре, а также на различных ритмичных языковых элементов речи. Игры, основанные на ритме звука, речи в сочетании с действием дают богатейшие возможности для психо-речевого и сенсорномоторного развития ребёнка, и особенно в ситуации езды верхом.

Часто дети в начале занятия на лошади бывают скованы, напряжены. Игра позволяет «вспомнить» знакомые приятные ситуации и, тем самым, добиться расслабления.

Ладушки — это игры с использованием хлопков.

Игры и упражнения с предметами позволяют сделать занятие более динамичным, развивают внимание и навыки коммуникации. Предметы могут быть разными: мячики, музыкальные инструменты, мягкие игрушки, колечки.

Необходимо знать психологические и педагогические аспекты каждой игры, понимать, на что направлена игра, для какого возраста, какие моменты необходимо учитывать.

Решая вопрос о целесообразности проведения игры, следует:

  • учесть, как она вписывается в общий ход занятия;
  • определить, в какой период занятия (в начале, в середине, в конце) её лучше предложить;
  • оценить, все ли участники игры смогут справиться с заданием и ощутить успешность своего участия;
  • оценить и обеспечить безопасность данной игры в имеющихся условиях (например, не все игры можно проводить в маленьком манеже; нельзя использовать в игре тех лошадей, которые при приближении друг к другу дерутся, и т.д).

Национальные игры, проводимые в иппотерапевтическом процессе. Позволяют всадникам познакомиться с национальным, культурным наследием страны, включая элементы фольклора и традиций народа.

 *Противопоказания для занятий иппотерапией:

- гемофилия;
- остеопороз;
- эпилепсия невыясненного генеза;
- воспалительные заболевания почек;
- прогрессирующая близорукость;
- тяжёлые формы умственной отсталости, аутизма и шизофрении.

_______________________________________________________________________________