Игры в иппотерапии (И.В.Карпенкова)
ИГРЫ В ИППОТЕРАПИИ
Игра является неизменным атрибутом детства. В возрасте 4-8 лет игра является ведущей деятельностью ребёнка. В игре ребёнок формирует и отрабатывает поведенческие стереотипы, начинает реагировать на эмоции и переживания своего бытия в различных ситуациях. Игры и упражнения, проводимые в игровой форме, позволяют сделать занятия увлекательными и максимально полезными для всадников.
Принципы подготовки и проведения игр
-
Не навреди
Этот принцип универсален для любой деятельности, предполагающей работу с людьми, и, тем более, с использованием в этой работе лошадей.
-
Определи свою цель
Этот принцип тесно связано предыдущим.
Спросите себя, что вы ожидаете от этого упражнения, какова его цель? В этом же ключе полезно будет оценить, добьётесь ли вы ожидаемого результата с помощью этой игры в данной ситуации.
-
Не перегрузи подопечного.
В планировании занятия необходимо учитывать, что едущий на лошади ребёнок очень сильно занят: он едет на лошади. Это не шутка, всё его тело удерживает равновесие, организм активизирован ритмом, который задаёт движущая лошадь, а мозг ребёнка занят тем, что перерабатывает информацию, поступающую от «телесных», зрительных, слуховых и других рецепторов. У многих детей с проблемами развития на это уходит большая часть сил и энергии.
4. Группа на занятии − маленькая модель социума, в котором мы все живем.
Цели и задачи игр и упражнений.
Игры и упражнения способствуют адаптации всадника, преодолению страха (высоты, непривычного положения, движения лошади под всадником), развитию отношений всадника с инструктором, оценке возможностей и перспектив, а также выполнению ряда упражнений, которые без элемента игры были бы скучными и неинтересными, а, следовательно, нежеланными и менее результативными.
В дальнейшем, когда адаптационный период к езде верхом прошёл, игры помогают превратить монотонные упражнения в увлекательную игру.
Элементы фольклорных детских игр.
С давних времен до нас дошли различные игры, основанные на фольклоре, а также на различных ритмичных языковых элементов речи. Игры, основанные на ритме звука, речи в сочетании с действием дают богатейшие возможности для психо-речевого и сенсорномоторного развития ребёнка, и особенно в ситуации езды верхом.
Часто дети в начале занятия на лошади бывают скованы, напряжены. Игра позволяет «вспомнить» знакомые приятные ситуации и, тем самым, добиться расслабления.
Ладушки — это игры с использованием хлопков.
Игры и упражнения с предметами позволяют сделать занятие более динамичным, развивают внимание и навыки коммуникации. Предметы могут быть разными: мячики, музыкальные инструменты, мягкие игрушки, колечки.
Необходимо знать психологические и педагогические аспекты каждой игры, понимать, на что направлена игра, для какого возраста, какие моменты необходимо учитывать.
Решая вопрос о целесообразности проведения игры, следует:
- учесть, как она вписывается в общий ход занятия;
- определить, в какой период занятия (в начале, в середине, в конце) её лучше предложить;
- оценить, все ли участники игры смогут справиться с заданием и ощутить успешность своего участия;
- оценить и обеспечить безопасность данной игры в имеющихся условиях (например, не все игры можно проводить в маленьком манеже; нельзя использовать в игре тех лошадей, которые при приближении друг к другу дерутся, и т.д).
Национальные игры, проводимые в иппотерапевтическом процессе. Позволяют всадникам познакомиться с национальным, культурным наследием страны, включая элементы фольклора и традиций народа.
*Противопоказания для занятий иппотерапией:
- гемофилия;
- остеопороз;
- эпилепсия невыясненного генеза;
- воспалительные заболевания почек;
- прогрессирующая близорукость;
- тяжёлые формы умственной отсталости, аутизма и шизофрении.
_______________________________________________________________________________