Иппотерапия

zmd.ru.jpgИппотерапия давно и прочно заняла свое достойное место среди методов и способов развития реабилитации, особенно в детской реабилитационной практике. Люди и лошади связаны неразрывно на протяжении нескольких тысяч лет. Уже в древности было отмечены замечательные возможности верховой езды как лечебного и восстанавливающего силы фактора. С древности известно о благотворном влиянии верховой езды и общении с лошадьми на здоровье человека. Д.Дидро в 1751 г. писал, что «среди физических упражнений …. Первое место принадлежит верховой езде, с помощью которой можно лечить множество болезней, а также предупреждать их, при первых же проявлениях».

Специалисты большинства стран довольно быстро пришли к единодушному мнению о высокой эффективности иппотерапии в качестве лечебного и реабилитирующего средства, особенно в детской практике при самых тяжелых недугах и их последствиях – таких, как детский церебральный паралич, полиомиелит, олигофрения различного происхождения (в т.ч. синдром дана), шизофрения, ранний детский аутизм, многие генетические заболевания, сенсорные расстройства и многое другое. Поэтому большинство центров, применяющих лечебную верховую езду в качестве основного реабилитирующего метода, создавалось в расчете именно на этих пациентов. Медиками было отмечено благоприятное воздействие верховой езды, в частности, на активизацию двигательной и дыхательной функций, а также функции кровообращения. Иппотерапия заняла свое место в комплексной реабилитации детей-инвалидов и считается разновидностью лечебной физкультуры.

В СССР иппотерапия впервые стала применяться в конце 80-х годов в Грузии. Россия пополнила этот список, когда в 1991 г. в Москве на базе Центрального Московского ипподрома был открыт первый в нашей стране реабилитационный центр с опорой на иппотерапию – «Детский Экологический Центр «Живая Нить», преобразованный впоследствии в учреждение «Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир».

Каким образом иппотерапия воздействует на организм человека?

Это происходит за счет физиотерапических возможностей животного, так как температура его тела на 1-1,5 градуса выше температуры тела человека, в результате получается своеобразный подогрев мышц всадника, а значит, скорейший разогрев, растяжение и расслабление.

Лечебный эффект достигается за счет естественных циклических вибраций, возникающих в процессе верховой езды, а также благодаря колебаниям, передающимся со спины лошади при ее движении на позвоночник, суставы и окружающие их ткани наездника. В настоящее время создана даже специальная шкала колебаний спины лошади, зависящая от темперамента и характера животного. При оптимальной нагрузке вокруг позвоночника создается сильный мышечный корсет, улучшается кровообращение, нормализуется обмен веществ в межпозвонковых грыжах.

equestrian2.ru.jpgДля этой цели проводятся активные плановые занятия с детьми, имеющими диагноз ДЦП, аутизм, разные нарушения опорно-двигательной системы, сколиозы, с имеющими небольшую задержку в развитии и ряд других заболеваний. Уже после первого месяца занятий можно увидеть большие изменения в двигательной активности пациентов, снятие спастики, появление ритмики шага, снижение больного синдрома у больных ДЦП. Все занятия проводятся под наблюдением врача. Именно систематичность занятий дает такой быстрый и яркий результат.

В иппотерапии для детей используется игровой метод, позволяющий сделать занятия увлекательными и максимально полезными для всадников. Это различные виды игр: фольклорные детские игры, основанные на ритме звука, речи в сочетании с действием дают богатейшие возможности для психо-речевого и сенсомоторного развития ребенка, и, особенно, в ситуации езды верхом. Игры с использованием хлопков – Ладушки. Игры и упражнения с предметами (мячики, музыкальные инструменты, мягкие игрушки, колечки) позволяют сделать занятие более динамичным, развивают внимание и навыки коммуникации.

Групповые игры, помимо коммуникативного взаимодействия между всадниками и другими людьми, способствуют развитию пространственных представлений, эмоционально-волевой сферы всадников.

Национальные игры в иппотерапевтическом процессе позволяют всадникам познакомиться с национальным, культурным наследием страны, включая элементы фольклора и традиций народа.

В настоящее время более чем в 120 городах России действуют организации, заинтересованные во внедрении или уже внедривших в свою практику метод лечебной верховой езды. Среди таких организаций – санаторно-лесная школа № 7 Истринского района Московской области. В школе под наблюдением медиков, психологов, реабилитологов и других специалистов дети проходят курс иппотерапии в течение долгого времени (от одной школьной четверти до полного учебного года). С детьми проводятся индивидуальные занятия. Продолжительность сеансов варьируется в зависимости от болезни, физической подготовки ребенка. В проведении уроков участвует коновод, инструктор и один-два страхующих, если тяжесть заболевания требует особых мер предосторожности.

Разумеется, это не панацея от всех болезней. Для успешного проведения иппотерапии необходимо учитывать специфику проблем пациента. Соблюдать индивидуальный подход, а также помнить об ограничениях в применении данного вида терапии. Однако перечень противопоказаний незначителен и касается, в основном, острого периода течения любого заболевания. К особым противопоказаниям относится остеопороз и низкая свертываемость крови у пациентов. Абсолютными противопоказаниями к занятиям иппотерапией являются: гемофилия, ломкость костей и заболевание почек. Все остальные относительны: можно заниматься даже при аллергии на лошадиную шерсть.

interfax.by2.jpgВ заключении надо сказать о том, что этот безмедикантозный метод не имеет побочных эффектов. Эффективность иппотерапии в ряде случаев выше других форм терапии благодаря большому, доброму, терпеливому другу – лошади, с которой у детей появляется желание общаться, стимулирует желание к занятиям. Благодаря лошади у детей появляется уверенность, стимулирует эмоциональную сферу, помогает снять синдром замкнутого пространства, появляется свобода действий.

Данная статья подготовлена на основе докладов семинара «Иппотерапия, как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья», проходившего на базе Лесной школы № 7 Истринского района Московской области в декабре 2008 г.

Сотрудники школы № 7:
Шпитальская И.Ю., директор школы
Долгих О.В., заместитель директора школы
Баяджан М.Ю., социальный реабилитолог
Калинина А.Р., педагог дополнительного образования
Члены национальной Федерации Лечебной верховой езды и
конного спорта и сотрудники центра реабилитации «Наш Солнечный Мир»
Роберт Н.С., к.м.н., президент НФ ЛВЕ ИКС
Денисенков А.И., врач-невролог, вице-президент НФ ЛВЕ и КС
Карпенкова И.В.,психолог, инструктор НФ ЛВЕ и КС «Наш Солнечный Мир»
Шпицберг И.Л.,руководитеь отделения Центра «Наш Солнечный Мир»
Еланская В.Д, инструктор НФ ЛВЕ и КС «Наш Солнечный Мир»
фото 1:www.zmd.ru
фото 2: www.equastrian.ru
фото 3: interfax by2.ru