Главная / Организация детского отдыха в лагерях (материалы в помощь руководителям ДОЛ) / Методические рекомендации по совершенствованию программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по совершенствованию программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ

Введение

Основные термины, понятия и определения

1. Общие положения

2. Рекомендации по совершенствованию разработки программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, детей с ограничеснными возможностями здоровья

3. Рекомендации по совершенствованию организации и осуществления образовательнойй деятельности по программам, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей

4. реокмендации по совершенствованию системы кадрового обеспечения реализации программ

5. Рекомендации по совершенствованию оценки эффективности реализации программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ

Юридическая справка к разработке методических рекомендаций по совершенствованию программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, детей с ограничеснными возможностями здоровья.

Приложение 1. Примерная структура образовательной программы, реализуемой организацией, осуществляющей отдых и оздоровление детей

Приложение 2. Примерный вариант предварительного опроса родителей с целью формирования программы лагеря

Приложение 3. Примерный вариант предварительного опроса детей с целью формирования программы лагеря

Приложение 4. Примерный опрос ребенка в начале смены лагеря

Приложение 5. Примерный опрос ребенка в начале смены лагеря

Приложение 6. Примерный опрос ребенка после окончания смены лагеря

Приложение 7. Примерный опрос ребенка после окончания смены лагеря

Введение

Совершенствование программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, является одним из важнейших условий реализации принципов социальной политики в Российской Федерации.

В настоящее время отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей, в том числе на платной основе, оказываемом организациями, осуществляющими отдых и оздоровление детей и подростков. Это объясняется тем, что комплексная организация отдыха и оздоровления детей имеет множество преимуществ перед другими формами отдыха. Во-первых, это организованный, активный отдых, направленный на восстановление, развитие и гармонизацию личности и обеспечивающий сохранение и укрепление физиологической нормы здоровья, развитие духовных и физических сил. Во-вторых, совместное проживание в группе сверстников, выполнение определенных задач способствует развитию коммуникативных качеств. В-третьих, использование современных социальных, информационно-коммуникационных и технократических технологий позволяет за короткий срок освоить новые виды деятельности и приобрести дополнительные компетенции. Все эти аспекты способствуют не только оздоровлению, но и успешной социализации, и образованию, и, в конечном итоге, гармонизации личности ребенка.

Ответом на растущий спрос должно стать увеличение количества организационных форм оказания услуг в сфере отдыха и оздоровления детей и подростков, модернизация реализуемых дополнительных образовательных программ в соответствии с совершенствующейся нормативно-правовой базой, развитием современных образовательных и иных технологий.

В сентябре 2014 года Правительством Российской Федерации была утверждена Концепции развития дополнительного образования детей (Далее – Концепция), целью которой является воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики, направленной на развитие мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства.

Концепцией определены основными конкурентные характеристики дополнительного образования перед другими видами образования:

- свободный личностный выбор деятельности, определяющий индивидуальное развитие человека;

- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;

- доступность глобального знания и информации для каждого;

- адаптивность к возникающим изменениям.

Такое образование принципиально расширяет возможности человека, предлагая большую свободу выбора, возможность каждым участником определить для себя цели и стратегии индивидуального развития. Оно направлено на обеспечение персонального жизнетворчества детей в контексте позитивной социализации как здесь и сейчас, так и на перспективу в плане их социально-профессионального самоопределения, реализации личных жизненных замыслов и притязаний.

Дополнительное образование детей в условиях летнего отдыха и оздоровления является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции «социального лифта» для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и в общеобразовательных организациях, компенсируя таким образом их недостатки, или предоставляя альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время в условиях информационной социализации дополнительное образование может стать инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.

Сегодня можно выделить следующие основные проблемы в сфере организации детского отдыха и оздоровления:

- не соответствие программ отдыха и оздоровления детей интересам заказчика: детей, родителей (законных представителей), государства;

- низкое качество условий, в которых реализуются программы отдыха и оздоровления, низкая степень адаптации материально-технического оснащения для особых потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

- отсутствие вариативности программ отдыха и оздоровления детей;

- отсутствие объективных критериев качества реализуемых программ в организациях отдыха и оздоровления.

На основе методических рекомендаций по реализации программ летнего отдыха и оздоровления, концепции дополнительного образования, а так же результатов мониторинга эффективности развития системы сопровождения летнего отдыха и оздоровления детей и подростков, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ, включая программы повышения квалификации, можно выделить основные принципы формирования программ организации процесса летнего отдых и оздоровления детей:

  1. Отдых ребенка (в каникулярное время) должен носить компетентностный характер.

  2. Программы отдыха и оздоровления должны быть вариативны.

  3. Программа отдыха и оздоровления должна быть практична (применима) для ребенка.

  4. Программа отдыха и оздоровления должна быть антропологична, ее содержание должно иметь значение для участника.

  5. Программа отдыха и оздоровления должна формировать целостное представление о практике, на материале которой разворачивается содержание.

  6. Система отдыха и оздоровления детей должна быть реализована по круглогодичному принципу.

При соблюдении этих принципов при разработке и реализации программ организации процесса летнего отдыха и оздоровления детей, в т.ч. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ, удастся в значительно мере повысить эффективность системы отдыха и оздоровления детей, летний лагерь перестанет быть местом массового досуга, а станет местом, в котором ребенку предлагается освоение новых знаний и компетенций, актуальных для него на данном этапе развития и соотносящихся с его жизненной и образовательной стратегией.

Очевидно, что эффективная реализация программ отдыха и оздоровления детей и подростков может быть достигнута только при взаимодействии, профессиональном сотрудничестве и координации деятельности различных структур, ведомств и служб (медицинской, образовательной, социальной, психологической и др.), осуществляющих комплекс мероприятий, составляющих единую систему.

Важным результирующим социальным аспектом организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, должны стать повышение охвата и удовлетворенность услугами обучающихся и их родителей, законных представителей.

Основные термины, понятия и определения

Внеурочная деятельность – образовательная деятельность на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, отличная от урочной системы обучения, позволяющая в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта (Далее – ФГОС) общего образования.

Время отдыха – время, в течение которого ребенок свободен от трудовых обязанностей, обязанностей по получению образования и других обязанностей, и которое он может использовать по своему усмотрению с согласия лиц или организаций, отвечающих за его воспитание.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей, в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети с ограниченными возможностями здоровья –дети от 0 до 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования (см. – «специальные условия»).

Дополнительная образовательная программа – дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа либо дополнительная предпрофессиональная программа) или дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации либо программа профессиональной переподготовки).

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Информальное образование – индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным Законом №273-ФЗ «Об образовании», форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов

Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Одаренные дети –дети в возрасте до 18 лет включительно – победители и призеры международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе, победители и призеры всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий, победители региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий.

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Организации отдыха детей и их оздоровления – организации сезонного действия или круглогодичного действия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления (загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные и другие лагеря), санаторно-оздоровительные детские лагеря и иные организации), и лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), а также детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности (оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, эколого-биологические лагеря, творческие лагеря, историко-патриотические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), созданные при организациях социального обслуживания населения, санаторно-курортных организациях, общественных организациях (объединениях) и иных организациях.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность – образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. К организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность.

Организация, осуществляющая обучение – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Отдых детей и их оздоровление – совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.

Программа внеурочной деятельности (как программный жанр возникла в условиях введения ФГОС общего образования) – перечень требований и организационных мероприятий, направленных развитие личности обучающихся за рамками урока; является основной структурной единицей программно-методического сопровождения определённой модели организации внеурочной деятельности.

Развивающий отдых – отдых по программам, целью которых является продуктивное развитие личности ребенка, его физических и умственных способностей в каникулярный период.

Ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

Специальные условия – это условия необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг приспособления, технологии, способы, методы, программы, учебники, пособия и другие средства, обеспечивающие реализацию их конституционных прав и свобод.

Смена в организациях (учреждениях) отдыха и оздоровления детей и подростков – форма образовательной и оздоровительной деятельности, ограниченная временным периодом и характеризуемая определенными направленностями, целями, задачами и методами.

Смена лагеря с дневным пребыванием – форма оздоровительной и образовательной деятельности в каникулярный период с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания.

Смена лагеря с дневным пребыванием – форма практического приобретения обучающимися и воспитанниками трудовых навыков, вовлечение их в общественно полезную деятельность, сочетающуюся с культурной программой, в период каникул с круглосуточным или дневным пребыванием.

Учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы.

  1. Общие положения

1.1. В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (введен в действие с 01.02.2009 от 27 декабря 2007 г. № 565-ст) отдых детей и их оздоровление представляет собой совокупность мероприятий, обеспечивающих полноценный отдых детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности, развитие творческого потенциала в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

1.2. Организациями (учреждениями) отдыха детей и их оздоровления являются организации различных организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления: детские оздоровительные лагеря (загородные, стационарные, лагеря дневного пребывания детей); лагеря дневного пребывания, организованные на базе образовательной организации (общеобразовательной или дополнительного образования); лагеря труда и отдыха; палаточные лагеря; детские санатории и санаторно-оздоровительные лагеря.

1.3. Организации (учреждения) отдыха детей и их оздоровления могут быть стационарными (специально созданными с целью обеспечения отдыха детей и их оздоровления) и временно приспособленными (в том числе передвижными, палаточными с круглосуточным или дневным пребыванием, на базе образовательных, досуговых, спортивных, санаторно-курортных учреждений, учреждений социального обслуживания, клубов по месту жительства, учреждений раннего развития детей, службы семьи, частных и общественных организаций и пр.).

1.4. В соответствии с пунктом статьи 1 главы 31 Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие отдых и оздоровление, относятся к «организациям, осуществляющим обучение», в то же время, предоставление такими организациями услуг по временному пребыванию с использованием средств размещения, регулируется федеральным законом № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

1.5. В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания об организации летнего отдыха детей и подростков 16 мая 2011 г. № Пр-1365 и пунктом 1 поручения Заместителя Председателя правительства Российской Федерации А.Д. Жукова от 20 мая 2011 г. № АЖ-П12-3380 Минздрасоцразвития России разработаны единые требования к составлению и ведению реестров организаций отдыха детей и их оздоровления (далее – Единые требования) и типовая форма паспорта организаций отдыха и оздоровления детей и подростков (Далее – Типовая форма) (письмо Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18 августа 2011 г. № 18-2/10/1-5182).

1.5.1. Единые требования определяют основные задачи ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления (далее – Реестр), порядок его формирования, структуру и состав сведения, включаемых в Реестр.

1.5.2. В типовую форму паспорта включены общие сведения об организации отдыха и оздоровления детей и подростков, с указанием типа организации, информации об учредителе, собственнике и руководителе, периоде функционирования, наличии автотранспорта, водного объекта, оборудованного пляжа, а также раздел об обеспечении мер пожарной и антитеррористической безопасности, сведения о штатной численности организации, об условиях размещения детей и подростков, культурно-массового, медицинского, хозяйственно-бытового назначения, предусмотрено наличие основных характеристик доступности организации отдыха и оздоровления детей и подростков для лиц с ограниченными возможностями здоровья и учетом особых потребностей детей-инвалидов.

1.6. Наиболее распространенной формой организации отдыха детей и их оздоровления является детский оздоровительный лагерь, а так же детский оздоровительно-образовательный центр.

1.6.1. Деятельность детских оздоровительных лагерей регулируется Типовым Положением о детском оздоровительном лагере (письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 № 18-2/10/1-7164 «О Типовом Положении о детском оздоровительном лагере»).

1.6.2. В соответствии с Типовым Положением выделяют следующие типы лагерей:

- в зависимости от размещения лагерь может быть загородным или находиться в пределах границ населенного пункта;

- в зависимости от типа базы лагерь может быть стационарным (организован на стационарной базе) или мобильным (палаточный лагерь);

- в зависимости от режима пребывания лагерь может быть с круглосуточным или дневным пребыванием.

1.6.3. При формировании лагеря обеспечиваются условия жизнедеятельности детей, включая организацию размещения, питания, медицинского обеспечения, проживания, охраны, жизни, здоровья и безопасности детей.

1.6.4. Содержание, формы и методы работы лагеря определяются с учетом интересов детей и социальным заказом родителей (законных представителей).

1.6.5. С учетом пожеланий детей и их родителей (законных представителей) в лагере могут быть организованы профильные смены, отряды, группы, объединения детей (отряды), в том числе разновозрастные, специализирующиеся в спортивно-оздоровительном, оборонно-спортивном, туристическом, трудовом, эколого-биологическом, техническом, краеведческом и любом другом направлении деятельности.

1.6.6. Порядок проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков определен письмом Минобрнауки России от 31 марта 2011 г.№ 06-614 «О направлении рекомендация по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков».

1.6.7. В целях создания надлежащих условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей во время их пребывания в оздоровительных лагерях, а также условий, обеспечивающих безопасность детей во время их перевозки к местам отдыха и оздоровления и обратно, должен быть разработан необходимый комплекс мероприятий. Организации отдыха и оздоровления детей должны:

- иметь разрешительные документы от территориальных надзорных служб;

- осуществлять проверку состояния физкультурно-спортивных сооружений, игрового оборудования и прочих конструкций, расположенных на их территории;

- обеспечивать условия безопасного пребывания в лагере посредством круглосуточного дежурства сотрудниками правоохранительных органов или частных охранных предприятий, а также контроль безопасности со стороны правоохранительных органов;

- провести необходимые мероприятия по обследованию и очистке акваторий для купания, оборудованию пляжей;

- обеспечивать перевозку детей автомобильным транспортом в соответствии с Положением о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и военной автомобильной инспекции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 г. № 20, а так же постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №652, а перевозку детей железнодорожным транспортом в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 апреля 2003 г. № 31;

- своевременно направлять информацию о порядке проведения смен и возможных перевозках детей в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования в соответствии с рекомендациями Минобрнауки России по правилам оказания услуг при поездках в учреждениях отдыха и оздоровления детей;

- осуществлять постоянный контроль качества и безопасности пищевых продуктов, проводить плановые проверки качества поставляемых продуктов питания, готовой пищи, питьевого режима;

- организовывать оздоровительные, профилактические и физиотерапевтические процедуры в соответствии с рекомендациями медицинских учреждений;

- иметь первичные средства пожаротушения, проводить необходимые виды инструктажа, необходимую документацию по пожарной безопасности, в том числе в лесных массивах, прилегающих к лагерю;

- совместно с региональными управлениями МЧС России в загородных оздоровительных лагерях осуществлять занятия по эвакуации в случае пожара (иной экстремальной ситуации).

1.7. В соответствии с требованиями Национального стандарта Российской Федерации «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» деятельность организаций, осуществляющих отдых и оздоровление детей, состоит из следующих модулей:

- услуги, обеспечивающие благоприятные и безопасные условия жизнедеятельности детей;

- медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни у детей, контроль соблюдения санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований;

- образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого потенциала;

- психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и подростков, их адаптацию к условиям жизнедеятельности;

- правовые услуги, направленные на оказание детям и их родителям (законным представителям) юридической помощи, защиту их законным прав и интересов, связанных с пользованием услугами учреждения отдыха и оздоровления;

- услуги по организации культурно-досуговой деятельности, туристские, краеведческие и экскурсионные, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;

- услуги в сфере физической культуры и спорта, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей;

- информационные услуги, направленные на предоставление своевременной и достоверной информации о различных сторонах деятельности учреждения;

- транспортные услуги.

1.8. Образовательные программы, реализуемые в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей, отнесены законодательством Российской Федерации к дополнительным образовательным программам.

2 . Рекомендации по совершенствованию разработки программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья

2.1. В соответствии с пунктом 2 главы № 2 статьи 12 Федерального Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы, реализуемые в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей, относятся к дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам.

2.2. Выделяют несколько типов программ. В основе их дифференциации - различные критерии: направленность, продолжительность, инновационность и т.д.

2.3. Программы различаются по направленности (комплексные, профильные, адаптированные).

2.3.1. Комплексная программа - программа разноплановой деятельности, реализуемая в организациях отдыха и оздоровления детей, объединяющая различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в специфических условиях лагеря.

2.3.2. Профильная (специализированная) программа - программа с одним, генеральным (ведущим, основным) направлением деятельности. Такими являются, например, социально-педагогические программы лагерей для подростков с девиантным поведением, юных лидеров детских организаций или экологические, краеведческие программы.

2.3.3. Адаптированная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

2.4. Вторая группа программ: долгосрочные и краткосрочные.

2.4.1. К долгосрочным программам следует отнести программы, рассчитанные на реализацию в течение ряда лет. Долгосрочная программа представляет собой не просто программу лагеря, а программу развития лагеря.

2.4.2 Краткосрочные программы - программы, реализуемые в течение небольшого срока (оптимальный период - лагерная смена).

2.5. К третьей группе (по критерию «инновационность») относят следующие типы программ:

2.5.1. Модифицированная программа – программа, составленная на основе примерной и/или авторской программы, скорректированная конкретным педагогом с учетом особенностей организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности лагеря, нестандартностью индивидуальных результатов оздоровления и воспитания. Обычно в основе таких программ лежат уже разработанные и внедренные программы детских лагерей.

2.5.2. Авторская программа – документ, имеющий авторскую концепцию построения образовательного процесса и (или) содержания образовательной программы. Авторская программа разрабатывается одним или группой авторов. Внедрению авторской образовательной программы в практику предшествует период ее апробации.

2.6. Программа организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья должна опираться на основные направления развития воспитания в соответствии со «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р :

- вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

- совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

- развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры.

2.7. В программах летнего отдыха и оздоровления должны быть учтены следующие базовые приоритеты:

- освоение детьми и подростками базисного уровня знаний, связанных с различными сферами человеческой деятельности, важными в наше время, а также с современными картинами мира, социальными структурами, возможными вариантами собственного позиционирования и продвижения в обществе;

- освоение детьми и подростками технологий и навыков организации и управления собственной деятельностью, позволяющих достигать общественно признаваемых результатов в выбранной профессиональной сфере (вплоть до значимых инноваций в этой сфере) и в общественных отношениях;

- целенаправленное формирование закрепленных навыков и присвоенных методов (компетенций), позволяющих управлять собственным поведением, мыслительной и эмоциональной сферами, эффективно строить стратегию своего поведения в различных ситуациях, осваивать и применять нормы поведения в обществе и действия в кооперации с другими людьми.

2.8. Программа должна обладать определенными качествами. В Методических рекомендациях по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ работы педагогических кадров) от 26 октября 2012 г. № 09-260 выделяют 8 таких качеств:

- актуальность - ориентированность программы на решение важных проблем;

- преемственность - качество программы, которое свидетельствует о том, что она создается не "с нуля", а рождается из предшествующего своего или чужого опыта, принимая его или отвергая;

- целостность, логичность - свойство программы объединять в единую систему все действия: от выдвижения целей, отбора средств до описания предполагаемого результата и способов его достижения.

- полнота изложения - полное, подробное описание в программе идей, смыслов, содержания, механизмов, средств и способов работы;

- реалистичность - содержательная характеристика программы, отражающая, что она выполнима, оптимальна для потенциала участников, заявленные в ней результаты достижимы в рамках смены;

- адаптивность (гибкость) - способность программы изменяться, корректироваться с учетом объективных условий;

- оригинальность - нетрадиционный подход к решению поставленных задач, отражающий творческий поиск педагогического коллектива;

- грамотность - грамотное использование в программе понятий педагогики, возрастной и педагогической психологии, методики воспитательной и образовательной деятельности, грамотное и четкое написание формулировок цели, задач, результатов.

2.9. Дополнительное образование в детском лагере направлено на решение следующих задач:

- выравнивание начальных возможностей развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- укрепление психического и физического здоровья ребенка;

- выбор индивидуального образовательного пути;

- самореализация личности ребенка и педагога.

2.10. В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования, утвержденной Правительством Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано:

- на создание необходимых условий для личностного развития детей и подростков, позитивной социализации и самоопределения;

- на удовлетворение индивидуальных потребностей детей и подростков в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;

- на формирование и развитие творческих способностей детей, выявление, развитие и поддержку талантливых детей и подростков ;

- на обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания;

- на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья ;

- на подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.11. Проектирование и реализация дополнительных образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими отдых и оздоровление детей должны строиться на следующих основаниях:

- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

- соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

- модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

- творческий и продуктивный характер образовательных программ;

- открытый и сетевой характер реализации.

2.12. Дополнительные образовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы.

2.13. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

2.14. При определении структуры дополнительных образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими отдых и оздоровление детей и подростков (Далее – Программа), ввиду отсутствия на сегодняшний день федерального государственного образовательного стандарта дополнительного образования, целесообразно руководствоваться требованиями, предъявляемыми к структуре программы, определенными федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в редакции приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644).

2.15. Структура программы должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.

2.15.1. Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы дополнительного образования, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает:

- пояснительную записку;

- планируемые результаты освоения программы;

- систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

2.15.2. Содержательный раздел должен определять общее содержание дополнительного образования, а также включать программы, ориентированные на достижение личностных и предметных результатов, в том числе:

- программу развития универсальных умений и навыков, включающую формирование компетенций обучающихся в области информационно-коммуникационных технологий и проектной деятельности;

- программы отдельных курсов, в том числе интегрированных;

- программу воспитания, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

- программу социализации обучающихся, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

- программу коррекционной работы (данная программа разрабатывается и реализуется в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья);

2.15.3. Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов программы. Организационный раздел включает:

- план реализации программы;

- системы условий реализации программы.

2.16. Примерная структура программы представлена в приложении 1. Разработанная программа лагеря проходит экспертизу на уровне регионального или муниципального экспертных советов с привлечением специалистов системы дополнительного образования, детского отдыха и оздоровления, профессиональных и общественных организаций, и после этого, при положительном заключении, реализуется в образовательном процессе данного лагеря.

2.17. Основные методические рекомендации по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей, определены в письме Минобрнауки России от 01.04.2014 № 09-613 «О направлении методических рекомендаций».

2.18. Содержание программ, реализуемых организациями, осуществляющими отдых и оздоровление детей, должно формироваться по одной или нескольким направленностям. Рекомендуется обосновывать принадлежность программы к определенной направленности. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 выделают 6 основных направленностей дополнительных общеобразовательных программ:

- техническая;

- естественнонаучная;

- физкультурно-спортивная;

- художественная;

- туристско-краеведческая;

- социально-педагогическая.

2.19. При реализации дополнительных общеобразовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы.

2.20. Результаты реализации дополнительной общеобразовательной программы могут быть представлены как:

- результаты обучения;

- результаты развития;

- результаты воспитания.

2.21. К результатам необходимо добавлять критерии измерения достигнутых результатов (критерии результативности) в виде соответствующих тестов, анкет, опросников, проективных методик и других диагностических материалов. Данные материалы могут быть коротко изложены в тексте программы и более подробно представлены разделе Приложение .

2.22. Содержание дополнительного образования в условиях организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, разработанной с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких учащихся.

2.23. При разработке программ считается целесообразным предусматривать использование современных социальных и информационно-телекоммуникационных технологий.

2.23.1. Учитывая активное развитие рынка услуг и сервисов информального образования, а также возрастающую активность подростков и молодежи в использовании ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (Далее – сеть «Интернет»), целесообразно предусмотреть при разработке программ дополнительного образования использования образовательных ресурсов, размещенных в сети «Интернет», например, web-семинаров, on-line-курсов, виртуальных читальных залов, мобильных приложений и т.д. При этом следует учитывать, что используемые ресурсы должны иметь необходимые опции по адаптации контента для детей особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.23.2. Учитывая возрастающую активность по популяризации образовательных инициатив такими организационными структурами как парки, музеи и пр., а также такими инновационными формами, как экспериментариумы, эксплораториумы, детские компьютерные и мультимедийные студии, студии робототехники и 3-D-моделирования и прототипирования, иными организациями, реализующими проекты в сфере детского досуга и отдыха, целесообразно предусмотреть сетевые формы взаимодействия с вышеуказанными структурами при разработке и реализации программ отдыха и оздоровления детей и подростков соответствующей направленности.

2.24. Обязательным условием использования телекоммуникационных технологий является необходимость защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (статья 14 главы 2 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

2.25. При планировании физкультурно-оздоровительной работы целесообразно учитывать нормативы Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне « (ГТО) соответственно возрастным особенностям детей и подростков.

2.26. При разработке программы оздоровительного отдыха для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать особые образовательные потребности обучающихся данных категорий, предусматривать мероприятия по их социально-психологической реабилитации, создание безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности, соблюдение допустимого уровня нагрузки, возможность проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

2.27. При разработке программы оздоровительного отдыха для одаренных детей необходимо учитывать специфику направленности профильных лагерей, профильных (творческих) смен, учебно-тренировочных сборов, научно-исследовательских экспедиций и летних школ в детских оздоровительных лагерях и оздоровительно-образовательных центрах, специальные условия воспитания, соблюдение допустимого уровня нагрузки, возможность проведения групповых и индивидуальных занятий для одаренных детей.

2.28. В целях обеспечения вышеуказанных принципов и оснований разработки программ рекомендуется:

2.28.1. С целью выявления ожиданий потенциальных участников программы (детей) и их родителей (законных представителей) заблаговременно размещать информацию о планируемых программах в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Рекомендуется создавать специализированные интернет-ресурсы, которые могут быть также использованы как площадки для последующего развитие социальных коммуникаций.

2.28.2. С целью совершенствования (корректировки) отдельных модулей (блоков) программ проводить опросы детей и их родителей (законных представителей) в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (Примеры предварительных опросников для родителей и детей представлены в приложениях 2 и 3).

2.28.3. При комплектовании контингента лагеря также рекомендуется проводить более подробный опрос с целью выяснения ожиданий и предпочтений. Примерные формы опросников для детей и родителей представлены в приложениях 4 и 5.

3. Рекомендации по совершенствованию организации и осуществления образовательной деятельности по программам, реализуемым в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей

3.1. Организации, осуществляющие отдых и оздоровление детей (детские лагеря всех типов), при реализации образовательных программ должны руководствоваться общими требованиями к реализации образовательных программ (пункты 1,2,3,9 главы № 2, статьи 13 федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

3.2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам утвержден приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3.3. Образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

- формирование и развитие творческих способностей учащихся;

- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;

- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

- профессиональную ориентацию учащихся;

- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;

- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;

- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

- формирование общей культуры учащихся;

- удовлетворение иных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых сверх требований федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

3.4. При реализации программ детского отдыха и оздоровления необходимо придерживаться следующих принципов организации и содержания деятельности (приложение № 2 к письму Минобрнауки России от 14.04.2011 № МД-463/06).

3.4.1. Принцип многообразия видов и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности (интеллектуально-познавательные, художественно-творческие, организаторско-лидерские). Выступление на концертных площадках, проведение археологических раскопок, разработка социально-значимых проектов – все это является одновременно и привлекательным для участников, имеет четко выраженный результат, содержит эффект новизны, позволяет проявить творчество и самостоятельность и способствует самоутверждению личности.

3.4.2. Принцип свободы творчества предполагает право выбора:

- познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности;

- форм и способов организации жизни в коллективе, участие в досугово-развлекательных мероприятиях;

- ролевой позиции при подготовке дел (организатор, участник, эксперт, консультант, костюмер, оформитель, аналитик и т. д.);

- формы участия в оздоравливающих программах (закаливающие процедуры, физическая зарядка, спортивные секции, купание и др.).

3.4.3. Принцип социальной активности через включение подростков в социально-значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных, досуговых мероприятий.

3.4.4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп, служб из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере: организационной, аналитической, творческой, информационно-оформительской, хозяйственной, службы здоровья и т.д.

3.5. Реализация программ дополнительного образования в условиях различных форматов организации отдыха и оздоровления детей усиливает их преимуществапо сравнению с другими институтами формального образования, предоставляя участникам:

- участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;

- возможность самореализации в вариативных образовательных программах;

- возможность выбора режима и темпа освоения отдельных программ, индивидуальных личностных и образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);

- право на пробы и ошибки, возможность смены образовательной программы;

- неформализованность содержания образования;

- вариативный характер оценки результатов;

- тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;

- разновозрастный характер объединений.

3.6. Особое внимание следует уделить организации полноценного отдыха и оздоровления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Помимо создания безбарьерной среды и формирования толерантного отношения к таким детям у сверстников важными являются вопросы их социализации.

3.7. Для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходимо организовать особое психолого-педагогическое сопровождение, которое позволит обеспечить быструю адаптацию ребенка в новых условиях, а так же его полноценное встраивание в программу. Это психолого-педагогическое сопровождение может быть оказано не только психологом и социальным педагогом, но и тьютором, сопровождающим данного ребенка или группу, за счет организации более глубоких рефлексий внутреннего состояния и внешней успешности.

3.8. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья, сегодня наиболее эффективной технологией признана практика инклюзивной педагогики, когда дети с ограниченными возможностями здоровья полноценно интегрированы во внешнюю среду. Практика такого рода инклюзивной педагогики (наиболее массово этот опыт наработан паралимпийским движением) показывает, что при этих обстоятельствах ребенок с ограниченными возможностями здоровья может стать образцом успешности и личностных качеств.

3.9. Оздоровление как активная составляющая формирования здоровья детей является обязательным направлением учреждений детского отдыха любого типа, так как способствует улучшению показателей здоровья детей не только в летний, но и в последующие периоды.

3.9.1.Оздоровительные мероприятия в период летних каникул рекомендуется рассматривать как один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года. Целью оздоровления является восстановление, расширение адаптационных возможностей организма ребенка, повышение его устойчивости к воздействию многообразных неблагоприятных факторов. Летний период предоставляет возможность использовать уникальные по многогранности воздействия естественные оздоровительные факторы, для чего необходимо создать подчас минимальные дополнительные условия, прежде всего организационного характера.

3.9.2.Оборудование и санитарно-гигиеническое содержание помещений летнего отдыха проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.2599-10 и СанПиН 2.4.2.2842-11.

3.9.3. Рекомендации по основным формам оздоровления детей в рамках летнего отдыха:

- общие рекомендации: лечебная физическая культура (Далее – ЛФК), лечебный массаж, занятия на тренажерах, кислородные коктейли, ингаляции, посещение бассейна, фитотерапия, ароматерапия;

- для детей с патологией зрения: профилактическое лечение, включая физиопроцедуры, ЛФК, общие и индивидуальные тренировки для глаз, гимнастику для глаз по Аветисову, медикаментозное лечение. В оздоровительном лагере лечебные мероприятия должны проводиться под контролем врача-офтальмолога;

- для детей с патологией слуха: профилактическое лечение, включая физиопроцедуры, с учетом того, что дети с патологией слуха склонны к головокружениям, повышенному артериальному давлению, нарушениям ритма сердца, у них уменьшена мышечная сила (существенно отстает развитие мышц пояса верхних конечностей), снижены показатели выносливости. В оздоровительном лагере лечебные мероприятия должны проводиться под контролем врача-отоларинголога;

- для детей с патологией опорно-двигательного аппарата и для детей с хроническими заболеваниями: лечение под контролем врача-ортопеда в отделении восстановительного лечения и в кабинете биологической обратной связи. Проводятся занятия на тренажерах, ЛФК, вибромассаж, электростимуляция мышц спины, магнитотерапия, медикаментозное лечение (препараты кальция);

- для детей с общей неразвитостью речи (1-3 уровня): лечение под контролем логопеда, проведение артикуляционной гимнастики, психогимнастики, упражнений для релаксации, развитии мелкой моторики;

- для детей с задержкой психического развития: в основе лечения лежит мультидисциплинарный подход с активным участием неврологов, педиатров, психологов, психиатров, логопедов, педагогов-дефектологов (в т. ч. монтессори-педагогов), разносторонняя психолого-педагогическая коррекция, направленная на улучшение когнитивного развития и эмоционально-коммуникативной сферы;

- дети с хроническими заболеваниями и часто болеющие дети после осмотра врача-физиотерапевта получают индивидуальные рекомендации по дальнейшему оздоровлению с учетом выявленных отклонений. Курс лечения для детей, посещающих оздоровительный отряд, проводится в физиотерапевтическом отделении и включает физиопроцедуры, массаж, ароматерапию, витаминотерапию, ЛФК;

- дети с ОВЗ в стадии стойкой ремиссии, не нуждающиеся в специальных коррекционно-терапевтических условиях (диета, специальный режим, лечебные назначения по поддерживающей терапии и т.д.) и не имеющие противопоказаний для активного отдыха : работа с дефектологом, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, физиопроцедуры, массаж, ароматерапия, витаминотерапия, ЛФК;

- для подростков старше 14 лет рекомендуется пребывание в лагере труда и отдыха, организация и деятельность которых регулируется СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков». Подростки поступают в трудовой лагерь со справкой о состоянии здоровья и допуском к работе от подросткового врача, в которой указаны также имеющиеся ограничения к отдельным видам работ. Во время пребывания в лагере подростки привлекаются к работам, разрешенным Трудовым законодательством Российской Федерации для детей 14 - 17 лет;

- для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей основной задачей оздоровления является индивидуальная и групповая работа психолога и педагога-психолога, направленная на изменение форм общения детей-сирот со сверстниками и взрослыми. Вследствие негативного опыта травматических переживаний, последствий материнской депривации психология личности детей-сирот характеризуется повышенной тревожностью, страхами, агрессивностью, что необходимо учитывать в подборе эффективных методик коррекционной работы с подобными детьми.

3.10. Общие медицинские противопоказания для детей, направляемых в организации (учреждения) отдыха и оздоровления определены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июня 2015 г. N 329н «О внесении изменения в порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. n 363н.

3.11. В целях организации высокой доступности получения дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо обеспечить выполнение следующих условий.

3.11.1. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

- адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом особых потребностей данной категории детей в соответствии с международным стандартом доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

- размещение в доступных местах и в адаптированной форме (с учетом особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий и прочих активностей (надпись должна быть выполнена крупным /высота прописных букв не менее 7,5 см/ рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

- присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных раздаточных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы).

3.11.2. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

- дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров /мониторы, их размеры и количество необходимо определить с учетом размеров помещения);

- обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации.

3.11.3. Для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

- материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющие образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8м;

- наличие специальных кресел и других приспособлений.

3.12. Занятия в объединениях с детьми с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими детьми, так и в отдельных помещениях. С детьми с ограниченными возможностями здоровья может проводиться индивидуальная работа.

 

4. Рекомендации по совершенствованию системы кадрового обеспечения реализации программ

 

4.1. Профильная подготовка специалистов является важным условием эффективной реализации образовательных программ в условиях летнего отдыха. Совершенствование системы подготовки кадров для организаций, реализующих программы детского отдыха и оздоровления предусматривает учет актуальных запросов государства, общества и личности при разработке и реализации дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Программы должны оптимально сочетать теоретические и прикладные компоненты, обладать гибкостью, быстротой адаптации к изменению условий рынка труда, способностью аккумулировать, обобщать и распространять передовой опыт в различных профессиональных направлениях.

4.2. Для реализации образовательных программ в организациях отдыха и оздоровления детей рекомендуется формировать коллектив из руководителей, педагогических работников, технических (обеспечивающих) специалистов, психологов и медицинских работников соответствующей квалификации.

4.3. Руководящий и педагогический состав должен быть сформирован в соответствии с письмом Минобрнауки России от 31.03.2011 № 06-614 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков» (Далее – Рекомендации)).

4.4. Руководитель (директор, начальник) смены организации (учреждения) назначается приказом организатора смены на срок, необходимый для подготовки и проведения смены, а также представления финансовой и бухгалтерской отчетности.

4.5. Организатор смены должен подбирать кадры для проведения специализированной (профильной) смены совместно с руководителем (директором, начальником) организации (учреждения), органами здравоохранения, образования, органами по делам молодежи, другими заинтересованными органами исполнительной власти и местного управления, общественными организациями.

4.6. Организатор смены должен устанавливать штатное расписание организации (учреждения) исходя из целей и задач смены в пределах выделенных бюджетных ассигнований, а также с учетом внебюджетных источников финансирования.

4.7. Руководитель (директор, начальник) смены организации (учреждения) должен:

- обеспечивать общее руководство деятельностью смены, издавать приказы и распоряжения по смене организации (учреждения) в соответствии с действующим законодательством;

- разрабатывать и (после согласования с организатором смены) утверждать должностные обязанности работников смены организации (учреждения), знакомить их с условиями труда, проводить инструктаж персонала смены по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждения несчастных случаев с обучающимися, воспитанниками с оформлением процедур инструктажа в соответствии с действующим законодательством, составлять график выхода на работу персонала смены организации (учреждения);

- создавать безопасные условия для проведения смены, предоставления оздоровительных и образовательных услуг, обеспечения занятости обучающихся, воспитанников, их трудовой деятельности;

- нести ответственность за организацию питания обучающихся, воспитанников и финансово-хозяйственную деятельность смены организации (учреждения).

4.8. Рекомендуется формировать коллектив, в котором работники имеют высшее или среднее профессиональное образование, отвечающее требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих должностей. Педагогический состав организации (учреждения) отдыха и оздоровления детей должен быть подготовлен по программам повышения квалификации, соответствующих специфике работы с детьми разного возраста, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского оздоровительного лагеря, оздоровительно-образовательного центра, туристического, санаторного лагеря и др.

4.9. При формировании коллектива рекомендуется учитывать специфику регионального взаимодействия, например: особые договоренности с региональными организациями и учреждениями (об особенностях подбора детей на смену, их информирования об основной идее программы, об особенностях подбора специалистов, о предоставлении в регионы информационных материалов о предстоящей смене, о результатах реализации программы, об успехах и достижениях ребят - участников программы и т.п.).

4.10. Одним из этапов формирования педагогического коллектива является разработка системы критериев отбора претендентов с учетом наличия специального образования, опыта подобной работы с детьми соответствующей возрастной категории, уровня психолого-педагогических знаний, коммуникативных качеств, творческих способностей.

4.11. Для эффективной реализации программ развивающего отдыха и оздоровления детей, педагогический состав должен соответствовать ряду требований, обладать рядом необходимых навыков:

4.11.1. Требования в предметной области:

- свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения в межпредметной и метапредметной областях;

- иметь понимание современных социально-экономических, социально-политических и социально-культурных процессов;

- навыки понятийной, аналитической и сценарно-прогностической работы;

- навыки организации дифференцированной и индивидуальной форм работы;

- навыки культуры проблематизации (грамотной постановки проблемы);

- навыки управленческой и педагогической рефлексии;

- навыки ситуативной самоорганизации.

4.11.2. Требования в области владения ИКТ:

- навыки работы с универсальными информационными инструментами;

- навыки работы с интернет-ресурсами;

- навыки работы с базами данных (в тех программах, где используются базы данных).

4.12. При подготовке открытия смены Организатору смены необходимо заблаговременно провести обучение педагогического состава с учетом специфики летнего отдыха, особенностей программы. К отбору педагогического состава рекомендуется привлекать психолого-педагогическую службу, к компетенции которой отнести проведение личностно-профессиональной диагностики, психологического просвещения педагогов, их консультирование, как на этапе формирования педагогического коллектива, так и в процессе осуществления педагогической деятельности в рамках периода реализации программы.

4.13. В целях оказания методической помощи педагогическим работникам в организации работы с детьми, повышения их профессионального мастерства и творческого роста во время проведения смены организации (учреждения) может быть создан педагогический (методический) совет.

4.14. В соответствии с направленностью программ, используемых при проведении смены организацией отдыха и оздоровления детей, кроме педагогических позиций, в штатных расписаниях могут быть предусмотрены должности технических (обеспечивающих) специалистов, отвечающих за мультимедийное оборудование, туристическое снаряжение, машины и агрегаты, используемые при реализации программ.

4.15. Для эффективной реализации программ развивающего отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, педагогический состав должен обладать рядом необходимых дополнительных компетенций:

4.15.1. Когнитивных:

- знание особенностей своей личности и особенностей социализации детей с ОВЗ и детей-сирот;

- знание теории и истории социального воспитания и образования детей с ОВЗ и детей-сирот, современных концепции воспитания;

- знание методик и технологий социально-педагогической работы с детьми с ОВЗ и детьми-сиротами;

- знание нормативно-правовой базы, регулирующую защиту детей с ОВЗ и детей-сирот;

4.15.2. Действенно-практических:

- умение ставить социальный диагноз;

- анализировать и проектировать работу с детьми с ОВЗ и детьми-сиротами;

- взаимодействовать со специалистами служб в оказании помощи детям и подросткам;

- умение выявлять резервные возможности личности;

- умение осуществлять правовую защиту ребенка;

4.15.3. Эмоционально-волевых:

- работоспособность, выносливость;

- толерантность (терпение, самообладание);

- организованность, собранность;

- коммуникабельность (умение расположить к себе людей);

- педагогический такт (мера в предъявлении требований);

- упорство в доведении начатого дела до конца, настойчивость;

4.15.4. Мотивационно-потребностных:

- стремлением к общению с детьми и потребностью оказывать им помощь, постоянно пополнять специальные знания о работе с детьми с ОВЗ и детьми-сиротами.

4.16. Для усовершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров для организаций отдыха и оздоровления детей необходимо принять следующие меры:

- осуществить сетевое межрегиональное взаимодействие носителей лучших практик с возможностью организаций стажировочных площадок федерального и регионального уровня и последующей интеграции дополнительного образования с другими формами и уровнями образования;

- обеспечить региональную поддержку создания и деятельности профессиональных сообществ специалистов организаций отдыха и оздоровления детей, в т.ч. конкурсов профессионального мастерства, конкурсов программ и технологий;

- организовать проведение исследовательской и методической работы, связанной с выбором приоритетных содержательных направлений системы подготовки и повышения квалификации кадров для организаций отдыха и оздоровления детей и разработкой пакета современных образовательных программ для педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ, детьми - сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, одаренными детьми, детьми мигрантами и т.д.;

- способствовать повышению качества предоставляемых услуг путем своевременного выявления проблемных областей в сфере отдыха и оздоровления детей, оценки потребности в обучении специалистов и предоставления на этой основе дополнительных профессиональных программ;

- осуществить организационные мероприятия, направленные на урегулирование системы взаимодействия участников процесса обеспечивающих организованный отдых и оздоровление детей, в том числе сформировать систему запроса на подготовку персонала, что позволит создать систему круглогодичного повышения квалификации и подготовки педагогического персонала для оздоровительных и профильных лагерей;

- разработать документы, регламентирующие порядок повышения квалификации и подготовки кадров организаций отдыха и оздоровления детей, процедуру экспертной оценки программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.

- разработать механизм оценивания эффективности подготовки педагогических кадров для системы, в том числе единый набор диагностических инструментов, позволяющий провести качественный отбор специалистов, диагностирование профессиональной пригодности и перспектив профессионального роста специалистов организаций отдыха и оздоровления детей (например, материалы для организации тестирования, собеседования, анализ документов и пр.);

- способствовать повышению профессиональной компетентности специалистов, занимающихся организацией отдыха и оздоровления детей через обучение их современным, инновационным социальным, педагогическим и психологическим технологиям; реализовать принципы персонификации и модульности, ориентирующей участников подготовки или повышения квалификации кадров на самостоятельное проектирование своей программы профессионального развития (развитие стремления к самореализации, максимальной ответственности, сотрудничеству, способности к самообразованию, стремления к инновациям) на основе компетентностного подхода, позволяющего развивать и наращивать необходимые компетентности для решения профессиональных задач педагогической деятельности;

- создать в субъектах Российской Федерации единую открытую базу программ профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации для специалистов организаций отдыха и оздоровления детей.

5. Рекомендации по совершенствованию оценки эффективности реализации программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ОВЗ.

5.1.Оценка эффективности реализации программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков предполагает оценку количественных и качественных показателей. Разработка системы критериев и показателей оценки эффективности программ деятельности оздоровительных и профильных лагерей определяется рядом позиций, таких как:

- инновационность программы, её экспериментальный характер;

- научно-методическая проработанность, прогнозируемость и тиражируемость результатов, которые связаны не только с пребыванием детей в конкретном лагере, но и с последействием;

- большое многообразие вариантов объединения подростков для совместного проживания и деятельности в оздоровительных лагерях;

- создание новой воспитательной среды при проведении смены вдали от привычного ближайшего окружения ребенка, предоставление возможности познакомиться и усвоить иные человеческие отношения;

- организация жизнедеятельности участников программ по совместно выработанным правилам и законам;

- ограниченные временные рамки смены, побуждающие участника как можно раньше определить свои ближайшие планы, и дальние перспективы, четкое планирование деятельности на определенный период: день, три дня, неделю;

- интенсивность деятельности, предполагающая осуществление многих событий одновременно, параллельную реализацию нескольких стадий коллективной творческой деятельности, эмоциональную насыщенность происходящих событий;

- в смене может быть предоставлено больше возможностей для использования инновационных игровых технологий и методик при организации жизнедеятельности детского сообщества для удовлетворения потребностей подростков в самопознании, самоопределении, самореализации, самоидентификации.

5.2. Наличие системы критериев и показателей оценки эффективности является средством, позволяющим проводить экспертизу программы как теоретического продукта, имеющего прикладное назначение, позволяет дать объективные, квалифицированные рекомендации и предложения по повышению качества работы.

5.2.1. Количественными показателями эффективности могут выступать:

- количество участников смены, вновь стремящихся попасть в лагерь по данной программе;

- количество участников, успешно реализующих намеченные в лагере планы на этапе последействия;

- количество участников, образовавших сетевые сообщества на основе своих партнеров по профильным лагерям;

- количество трудоустроенных (или поступивших в вузы, профессиональные училища) детей и вожатых, прошедших систему оздоровительных и профильных лагерей;

- активная работа сети бывших участников смен, проведение форумов, конференций, семинаров, мероприятий совместно и по инициативе молодых людей;

- статистика количества оздоровленных детей, количества охваченных детей организованными формами отдыха, сравнительные показатели травматизма и правонарушений.

5.2.2. Качественными показателями эффективности могут являться:

- изменение степени сформированности личностных качеств;

- сохранение и развитие (угасание) устойчивого интереса к данной деятельности;

- трансляция (использование) приобретенных знаний и опыта;

- укрепление (развитие) социальных связей;

- формирование ответственности за себя, других, за свое и общее дело;

- компетенции, связанные с проектной деятельностью (возникновение замысла (идеи), оформление в проект, его реализация, вовлечение в его реализацию других, продвижение этих проектов);

- психологически комфортное положение всех участников смены;

- степень включенности в активную жизнь лагеря, наличие или отсутствие детского самоуправления;

- мотивация к здоровому образу жизни;

- укрепление здоровья;

- приобретение нового социального опыта;

- удовлетворенность родителей и детей формами организации свободного времени, ощущение удовлетворения от своего участия в работе лагеря и от достигнутых за время лагерной смены результатов (примерные варианты опросов представлены в Приложениях 6-7).

5.3. При оценке эффективности оздоровительных и профильных смен и их последействия основными показателями будут отзывы самих детей, количество и качество реализованных проектов, успешность конкретного ребенка в росте по данному профилю. Кроме того, могут быть использованы следующие показатели:

-оценка специалистов;

-оценка аналитической группы;

-анализ отчетов по итогам работы;

-независимая экспертиза;

-анализ публикаций в СМИ;

- возможна организация анкетирования, тестирования, реализация метода «сочинений на свободную тему», проведение собраний всех организаторов для обсуждения деталей и обмена полученным новым опытом, создание фото- и видеоотчетов, открытого доступного информационного банка данных;

-организация награждений особо отличившихся.

5.4. Рекомендации по совершенствованию оценки эффективности реализации программ оздоровления и эффективности оздоровления детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья.

5.4.1. По итогам оздоровления детей в рамках летнего отдыха оценку эффективности оздоровления необходимо проводить согласно методическим рекомендациям МР 2.2.4.01-09 «Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях» и МР 2.4.4.0011-10 «Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления детей».

5.4.2. Существенным моментом оздоровительной работы является оценка достигнутых результатов, которая должна проводиться на основе общих стандартных подходов и критериев, что позволит провести объективный централизованный анализ.

5.4.3. Эффективность оздоровления детей в летнем оздоровительном учреждении должна оцениваться с помощью простых в использовании, доступных и нетрудоемких методов, позволяющих в короткие сроки обследовать большое количество детей. При этом критерии оценки должны в достаточной мере отражать состояние здоровья ребенка и позволить проследить его динамику в сроки, ограниченные длительностью смены.

5.4.4. Для комплексной оценки эффективности оздоровления детей рекомендуется производить медицинский осмотр в 1-2-й день от начала смены, а также за день до ее окончания с проведением антропометрических и физиометрических методов исследования.

5.4.5. Всем детям необходимо проводить оценку физического развития в динамике и оценку заболеваемости за смену. При наличии в штате организации (учреждения) спортивного инструктора всем детям проводится оценка физической подготовленности в динамике.

5.4.6. Детям, посещающим отряды спортивно-оздоровительного типа, рекомендуется также проводить оценку функционального состояния организма: измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ), мышечной силы рук (динамометрия). В таком же объеме обследуются дети из отрядов для часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями, детей с ОВЗ. При невозможности провести динамометрию и (или) спирометрию (ЖЕЛ) предлагается проведение пробы Генча (задержка дыхания на выдохе, сек.) и расчет индекса «двойное произведение» (ДП).

5.4.7. Для обобщения результатов рекомендуется использовать список детей по отрядам, в котором отражены результаты обследования с оценкой по каждому критерию, на основании чего выводится общая сумма баллов по каждому ребенку и определяется индивидуальная эффективность оздоровления. Далее по каждому отряду и по всему лагерю в абсолютных числах и в процентах высчитывается удельный вес детей, показавших высокую, слабую эффективность и отсутствие оздоровительного эффекта.

5.4.8. При оценке эффективности оздоровления необходимо учитывать показатели острой заболеваемости и обострение хронической патологии. В случае отсутствия острых и обострений хронических заболеваний у ребенка в период пребывания в организации (учреждении) речь идет о высокой эффективности оздоровления, острые или хронические заболевания свидетельствуют об отсутствии оздоровительного эффекта.

5.4.9. Одним из дополнительных критериев оценки эффективности оздоровления является физическая подготовленность (ФП). Физическая подготовленность – это один из показателей комплексной оценки состояния здоровья, взаимодействующий с основными критериями оценки состояния здоровья школьников, которые отражают уровень хронических заболеваний, функционального, физического состояния организма, степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям внешней среды. Оценка физической подготовленности в начале и в конце пребывания ребенка в летнем оздоровительном учреждении позволяет объективно оценить динамику физической активности и ее влияние на здоровье, отметить выраженность оздоровительного эффекта.

 

Юридическая справка к разработке методических рекомендаций по совершенствованию программ организации процесса оздоровительного отдыха детей и подростков, в том числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  3. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  4. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  6. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 565-ст);
  7. Национальный стандарт Российской Федерации туристские услуги средства размещения общие требования Tourist services. means of accommodation. general requirements гост р 51185-2008;
  8. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 годы»;
  9. Указ Президента РФ от 24.03.2014 № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
  10. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2014 № 2125-р «Об утверждении Концепции создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам»;
  11. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
  12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 г.№652 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования правил организованной перевозки группы детей автобусами»
  14. Положение о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 96
  15. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060);
  16. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644);
  17. Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного среднего общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645);
  18. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  19. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июня 2015 г. N 329н «О внесении изменения в порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. n 363н.»
  20. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 14.04.2011 № МД-463/06;
  21. Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 12.05.2011 N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  22. Письмо Минобрнауки России от 26.10.2012 № 09-260 «О методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по организации отдыха и оздоровления детей (в части создания авторских программ педагогических кадров)).
  23. Письмо Минобрнауки России от 01.04.2014 № 09-613«О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей»).
  24. Письмо Минобрнауки России от 31.03.2011 № 06-614 «О направлении рекомендаций по порядку проведения смен в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков».
  25. Письмо Минздравсоцразвития России от 14.11.2011 № 18-2/10/1-7164 «О типовом положении о детском оздоровительном лагере».
  26. Письмо Минздравсоцразвития от 18.08.2011 № 18/2-10-1-5182 о направлении Единых требований к составлению и ведению реестров организаций отдыха детей и их оздоровления, Типовой формы паспорта организаций отдыха и оздоровления детей и подростков.
  27. Методические рекомендации МР 2.2.4.01-09 «Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных учреждениях».
  28. Методические рекомендации МР.2.4.4.0011-10 «Методика оценки эффективности оздоровления в загородных стационарных учреждениях отдыха и оздоровления».
  29. СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».
  30. СанПиН 2.4.2.2842-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков».
  31. СанПиН 2.4.2.2843-11 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев».
  32. СанПиН 2.4.4.3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа».
  33. СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей».
  34. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2014 N 3 "Об утверждении СП 2.5.3157-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей».