Главная / Статьи / Использование возможностей туризма и краеведения в воспитании гражданственности и патриотизма (Митрахович С.С., Беларусь)
Использование возможностей туризма и краеведения в воспитании гражданственности и патриотизма (Митрахович С.С., Беларусь)
Митрахович Сергей Стефанович,
сотрудник ИППК руководящих работников и специалистов
физической культуры, спорта и туризма
Белорусского государственного университета физической культуры,
Республика Беларусь, г.Минск
Туризм в системе образования является незаменимым средством воспитания гражданско-патриотических позиций юных граждан Беларуси и России, призван решать задачи подготовки к жизни всесторонне развитой личности, формировать духовно и физически здоровый образ жизни.
Детско-юношеский туризм и краеведение представляют собственную систему воспитания, направленную на непосредственное предметное познание окружающей действительности родного края, страны, других стран. Эта система органично объединяет в себе две равноправные стороны – туризм как путешествие в свободное время, вид активного отдыха, средство оздоровления, и краеведение как изучение определенной части страны, области, района, города, деревни учащимися, для которых эта территория считается родным краем.
В решении задач воспитания моральных и волевых качеств, физического развития личности туризму и краеведению принадлежит особая роль, т.к. в походах и путешествиях происходит проверка и закалка таких качеств, как организованность, ответственность, смелость, честность. В процессе туристско-краеведческой деятельности формируются трудовые навыки.
Важнейшей функцией деятельности учреждений образования является воспитание у учащейся молодёжи патриотизма, любви к своей Родине, сохранение исторической памяти народа. Патриотическое осмысление «малой родины» – места рождения и проживания является важным воспитательным фактором, в котором огромную роль может сыграть туристско-краеведческая работа, патриотическая по своей сути, – походы, экспедиции, экскурсии по родному краю. Именно с них начинается приобщение каждого к Родине, осознание себя её гражданином. Корни патриотизма лежат в любви к родным местам, к родному дому, родному городу (деревне), району, области, Беларуси.
В системе образования Республики Беларусь, уделяется достаточно большое внимание развитию туризма и краеведения. В этих целях создана и постоянно развивается сеть учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, которые являются организационно-методическими центрами этой работы на местах. За последнее десятилетие наметилась устойчивая тенденция по увеличению их количества. Если в 2002 году в Беларуси работало 51 учреждение дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, то к 2013 году их количество увеличилось до 75. Кроме этого, отделы туризма и краеведения созданы в 25 учреждениях дополнительного образования других профилей.
Одно из основных направлений деятельности этих учреждений – краеведение. Именно оно является прекрасной школой воспитания гражданственности и патриотизма и не только потому, что учит любить родные места, но и даёт знания о них, побуждает интересоваться историей, искусством, литературой, помогает понять неразрывную связь с историей всей страны, почувствовать привязанность к ней каждого человека, каждой семьи. Очевидно, что невозможно воспитать гражданина из школьника одними призывами и изучением родного края только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с историей, культурой, социальными условиями жизни народа, пробуждении интереса к его прошлому.
Наибольшей эффективности в работе по воспитанию патриота и гражданина своей страны можно добиться, используя системные и долгосрочные формы работы с молодёжью, а не отдельные разрозненные разовые мероприятия. Такой долгосрочной формой работы стала республиканская акция учащейся молодёжи «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся» («Живу в Беларуси и этим горжусь»).
Главная цель Акции – совершенствование деятельности учреждений образования по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся и студентов через активное включение их во всестороннее изучение историко-культурного наследия своей малой родины, родного края.
Главным координатором проведения Акции является Республиканский центр туризма и краеведения, который при активной поддержке республиканских учреждений дополнительного образования организует проведение Акции в масштабах страны. На областном и районном уровнях организационное проведение Акции осуществляют соответствующие региональные учреждения дополнительного образования. Учитывая, что основными участниками Акции являются учащиеся школ, ПТУ и СУЗов, а организаторами – учреждения дополнительного образования, проводимые в её рамках разнообразные мероприятия представляют широкие возможности по их взаимодействию и активной совместной работе с привлечением различных государственных и общественных организаций по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся.
Утвержденное Постановлением Министерства образования Республики Беларусь положение о проведении Акции является программно-методическим пособием по организации краеведческой деятельности и предусматривает работу по следующим направлениям:
Направление «Мой род, моя семья» целью которого является формирование мировоззрения и духовных ценностей личности через исследование своего родовода (родословной), духовного наследия предков, семейных традиций, привитие чувства гордости, уважения и любви к своей семье, своему роду, воспитание патриотизма через непрерывную связь истории семьи с историей своего народа.
Направление «Моя школа – часть моей жизни» целью которого является воспитание патриотизма, подготовка к активной созидательной деятельности через выполнение поисково-исследовательских заданий, направленных на сбор и обобщение материалов об истории учреждения, о ее учителях и выпускниках.
Направление «Моя деревня, мой город» целью которого является формирование у учащейся молодежи гражданско-патриотических чувств и ответственности за возрождение и сохранение историко-культурного и природного наследия малой родины, популяризация местных памятников истории и культуры, имен известных земляков.
Направление «Моя родина – Беларусь» предусматривает конкурсы: фотоработы «Земля под белыми крыльями»; видеофильмы «Радзіма мая дарагая»; творческие работы «Заметки юного журналиста»; слёты юных лесоводов.
Ежегодно более 400 наиболее активных участников Акции собираются в Национальном детском центре «Зубрёнок», где подводятся итоги конкурсов, награждаются лучшие учащиеся, учреждения образования. Участие в Акции в значительной степени содействует активизации краеведческой работы и созданию музеев учреждений образования.
Сегодня в учреждениях образования страны работает 1459 музеев, которые можно считать своеобразными центрами гражданского и патриотического воспитания учащихся.
Краеведение и музейная деятельность находятся в непрерывной связи. Созданию музея в учреждении образования предшествует большая и серьёзная краеведческая работа. Собирая и исследуя краеведческие материалы, учащиеся через музейные предметы лично соприкасаются с историческими событиями и фактами, таким образом закрепляя и расширяя знания, полученных на уроках.
Воспитание молодёжи на примерах трудовых и военных подвигов народа в годы Великой Отечественной войны всегда рассматривалось педагогами Беларуси как одно из приоритетных направлений работы.
Сохранение исторической памяти об этой войне – важнейшая задача в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.
Учреждения образования Республики Беларусь активно включились в подготовку и проведение празднования 70-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Министерством образования объявлена республиканская героико-патриотическая акция «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны», которая будет проводиться в течение 2013-2015 годов. В рамках Акции состоятся следующие республиканские мероприятия:
- конкурсы по номинациям – «Редкая фотография периода Великой Отечественной войны», «Семейная реликвия», «Установление имен погибших защитников Отечества»;
- республиканский конкурс на лучший экспонат для новой экспозици Беларуского государственного музея истории Великой Отечественной войны в рамках республиканской акции «Построим музей вместе»;
В течение более трёх лет во всех учреждениях образования страны пройдут мероприятия, объединённые общей идеей, посвященные великой Победе, направленные на совершенствование системы патриотического воспитания учащейся молодёжи.
Туристские походы, слёты, соревнования на протяжении многих десятилетий удерживают первые места в рейтинге самых любимых у учащихся форм массовой работы. Они расширяют кругозор детей, дают широкую возможность для воспитания гражданственности, патриотизма, способствуют сплочению коллектива, позволяют приобрести полезные навыки.
Реализуя педагогический потенциал туризма в системе образования Беларуси, регулярно проводятся массовые туристские походы (этому способствует проводимая в конце мая Неделя туризма и краеведения для детей и молодежи, Республиканский конкурс на лучший туристский поход «Познай Родину, воспитай себя», туристские слёты школьников, студентов, педагогов.
Совершенствованию туристской работы с учащимися Беларуси и России способствует туристский слёт учащихся Союзного государства, в котором ежегодно участвует более 500 юных любителей туризма. Инициатива министерств образования Беларуси и России о ежегодном проведении туристского слёта учащихся была поддержана Советом Министров Союзного государства. При активной государственной поддержке Постоянного комитета Союзного государства его организаторам удалось превратить слёт в настоящий праздник дружбы и туризма.
Таким образом, важнейшей задачей туристско-краеведческой деятельности учреждений образования всегда было и остаётся воспитание патриотизма и гражданственности подрастающего поколения, формирование нравственных ценностей, семейных традиций, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Источник:
Сборник «Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма: материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г. /сост. И.А. Дрогов, Ю.С. Константинов, Д.В. Смирнов; М.; МосгорСЮТур, 2013. - с.