Модельная программа развития системы отдыха и оздоровления детей в субъектах Российской Федерации
Модельная программа развития системы отдыха и оздоровления детей в субъектах РФ – институциональный механизм внедрения новых принципов развития сектора детского отдыха, основанный на опыте успешных проектов, лучшей региональной практике, примерах эффективного нормативно-правого регулирования, а также предложениях представителей предпринимательского сообщества, работающих в этой сфере.
Документ включает меры по созданию благоприятных условий развития системы отдыха, оздоровления детей, устранению административных барьеров, развитию конкуренции и стимулированию частных инвесторов при строительстве загородной инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в субъектах Российской Федерации в целях увеличения количества и качества загородных организаций отдыха, оздоровления детей.
Модельная программа разработана Агентством стратегических инициатив во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 20 августа 2012 года № Пр-2215, Поручения Заместителя Председателя Правительства РФ от 29.10.2012 года № ОГ-П12-6432, а также в развитие раздела III Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
В Модельную программу вошли предложения 23 субъектов Российской Федерации и более 30 представителей организаций отдыха, оздоровления детей различных форм собственности. Соразработчиками выступили НИУ Высшая школа экономики, МОО «Содействие детскому отдыху», Московский центр детского, семейного отдыха и оздоровления.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
НАИМЕНОВАНИЕ
|
Модельная программа развития системы отдыха и оздоровления детей в субъектах Российской Федерации.
|
ЦЕЛЬ
|
Повышение эффективности системы отдыха и оздоровления детей в субъектах Российской Федерации за счет создания условий для привлечения дополнительных, в том числе, негосударственных ресурсов в сектор детского отдыха, усиление образовательной компоненты и вариативности программ детского отдыха и других мер, направленных на удовлетворение потребности детей и родителей в качественном и доступном отдыхе в Российской Федерации в течение календарного года.
|
Реновация, реконструкция и развитие инфраструктуры объектов загородного отдыха и оздоровления детей, повышение качества и разнообразия программ детского развивающего отдыха, формирование эффективных механизмов управления и финансирования в системе, увеличение охвата детей программами, увеличение числа организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности, реализующих программы, привлечение разнообразных (финансовых, организационных, кадровых и др.) ресурсов в систему, институционализация новых укладов социализации и образования, невозможных в других формах организации жизни детей.
|
|
СРОКИ И ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ |
Реализация программы в период 2013-2017 гг. Первый этап: апробация в пилотных регионах 2013-2015 гг. Второй этап: внедрение комплекса мер развития системы отдыха, оздоровления детей, предусмотренных Модельной программой, во всех субъектах РФ.
|
ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
|
Повышение качества и доступности услуг в сфере отдыха и оздоровления детей в субъектах Российской Федерации с учетом специфических особенностей региона. Смещение приоритетов детского отдыха в сторону загородных организаций отдыха, оздоровления детей всех форм собственности.
Количественными показателями ожидаемых результатов реализации Модельной программы, измеряемыми в процентном или числовом выражении, являются:
|
РАЗРАБОТЧИКИ ПРОГРАММЫ
|
Автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив по продвижению проектов»; Государственное автономное учреждение города Москвы «Московский центр детского, семейного отдыха и оздоровления»;
Кафедра экономики города и муниципального управления ГУ-ВШЭ;
Межрегиональная Общественная организация «Содействие детскому отдыху».
|
ОСНОВАНИЕ
РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ |
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей 2012-2017 годы»;
Поручение Президента РФ от 15 июня 2010 г. №ПР-1726 по итогам совещания по организации летнего отдыха детей и подростков, состоявшегося 08 июня 2010 года;
Поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 №ОГ-П12-643.
|
ОТВЕТСТВЕННЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ |
Уполномоченные органы исполнительной власти исполнители субъектов РФ по организации и обеспечению детского отдыха.
|
ОСНОВНЫЕ
ТЕРМИНЫ
И ПОНЯТИЯ
|
Услуга отдыха, оздоровления детей — в соответствии с ГОСТ Р 52887-2007 Национальный стандарт Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления.
Организации отдыха детей и их оздоровления — детские оздоровительные лагеря (загородные оздоровительные лагеря, лагеря дневного пребывания и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные, оборонно-спортивные, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы. Иные организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления.
Региональный сертификат на загородный отдых, оздоровления детей — персофицированная форма ежегодной компенсации части родительской платы по услугам детского отдыха, оздоровления в любой организации загородного отдыха, оздоровления детей на территории Российской Федерации, независимо от организационно-правовой формы или названия смены. Размер и порядок выдачи регионального сертификата на загородный отдых, оздоровление детей определяется с учетом положений настоящей Модельной программы субъектом Российской Федерации.
Развивающий отдых — отдых по программам, целью которых является продуктивное развитие личности ребенка, его физических и умственных способностей в каникулярной период, не требующих получения лицензии.
Концессионное соглашение — определение в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Программа отдыха детей — документ, отражающий концепцию цели, задачи, условия, методы и технологии, используемые при организации отдыха детей;
Организационная модель отдыха детей — описание требований, условий, ресурсов, необходимых для реализации конкретных программ отдыха детей.
|
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Конституция Российской Федерации гарантирует основные права и законные интересы ребенка. Государство признает детство важным этапом жизни человека, исходит из принципа приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, защищает права детей на отдых и оздоровление, устанавливает федеральные государственные стандарты на услуги в организациях отдыха и оздоровления детей детей.
Вместе с тем, в сфере детского отдыха и оздоровления имеют место проблемные зоны, наиболее актуальными из которых являются:
-
Низкое качество программ отдыха, оздоровления детей. Их несоответствие интересам заказчиков, в первую очередь, родителей и государства.
-
Низкий уровень доступности качественных программ, в том числе для социально незащищенных детей и детей в семьях с невысоким уровнем дохода.
-
Неразвитость инфраструктуры и высокая изношенность основных фондов, низкое качество условий, в которых реализуются программы, недофинансирование системы.
-
Отсутствие образовательной и воспитательной идеологии, а соответственно и технологий организации отдыха, оздоровления детей, неэффективное использование времени отдыха ребенка в целях развития ребенка.
-
Отсутствие вариативности программ отдыха, оздоровления детей.
-
Отсутствие общественно-государственной системы контроля качества деятельности организаций отдыха, оздоровления, реализующих программы, направленные на развитие, дополнительное образование, воспитание, социализацию и оздоровление детей в каникулярное время.
-
Отсутствие объективных критериев качества реализуемых программ в организациях отдыха, оздоровления детей.
-
Отсутствие единой нормативной базы обеспечения деятельности организаций отдыха, оздоровления детей по реализации развивающих программ и программ дополнительного образования.
Данные проблемные вопросы могут быть эффективно разрешены только силами всех субъектов, участвующих в организации системы детского отдыха: государства, местных властей, бюджетных и негосударственных организаций. Создание конкуренции в данном сегменте рынка, стимулирование притока частных инвестиций, государственная поддержка инициатив по созданию негосударственных организаций отдыха и оздоровления детей способны стать точкой роста и развития сферы детского отдыха. Решение вопроса компенсации части родительской платы по услугам детского отдыха, оздоровления независимо от формы собственности организации, представляющей такие услуги, ьудет способствовать повышению спроса.
Меры по созданию благоприятных условий для развития системы отдыха и оздоровления детей в субъектах Российской Федерации реализуются по следующим основным направлениям:
1. Организационное сопровождение, включающее основные подходы и организационные мероприятия, осуществляемые в целях повышения эффективности реализации программ отдыха, оздоровления детей в субъекте Российской Федерации, в частности:
1.1. Оптимизация деятельности по реализации программ и организационных моделей отдыха, оздоровления детей. Унификация деятельности региональных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление организации и обеспечения отдыха, оздоровления детей.
1.2. Разработка/совершенствование региональных программ развития системы отдыха, оздоровления детей и инструментов их реализации, исходя из специфических (социальных, экономических, географических) особенностей субъекта Р. При этом в программе должны быть учтены текущая ситуация по изношенности основных фондов и их модернизации, требований современных технологий строительства жилых и функциональных помещений пребывания, питания, образования, досуга детей и новых методик организации их отдыха и времяпровождения, должен быть определен перечень неэффективно действующих организаций и заброшенных организаций объекта отдыха детей на территории субъекта РФ и определены иные мероприятия программы.
1.3. Введение Попечительских советов в детских организациях отдыха, в состав которых могут входить представители исполнительной власти субъекта РФ, общественных, благотворительных организаций, фондов, предприятий различных форм собственности, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии организации.
1.4. Введение понятия «развивающий отдых» с целью разработки и внедрения программ отдыха, не требующих получения лицензии, целью которых является продуктивное развитие ребенка в каникулярный период.
1.5. Проведение региональным органом исполнительной власти, уполномоченным по вопросам детского отдыха и оздоровления, регулярного анализа рынка услуг детского отдыха и систематизации данных по востребованности услуг организаций отдыха, оздоровления детей всех форм собственности. С этой целью в каждом субъекте РФ должен быть определен текущий и прогнозируемый спрос на услуги детского отдыха, выявлена структура потребностей детей и родителей по видам и программа отдыха, определены отправные показатели перед внедрением мер модельной программы, а также зафиксированы соответствующие показатели исследуемого периода реализации мер модельной программы.
1.6. Совершенствование механизмов регионального (муниципального) заказа и конкурсного отбора программ развивающего отдыха, оздоровления детей, обеспечивающих учет приоритетных направлений развития субъекта Российской Федерации.
1.7. Создание в каждом субъекте РФ портала по услугам отдыха, оздоровления детей с функциями обратной связи с потребителями (размещение справочной информации, условий приема, успешных практик, анализа рынка услуг отдыха, оздоровления детей, отзывов потребителей, публичных портфолио педагогов и т. п.).
1.8. Создание ресурсного центра или сети центров по развитию отдыха, оздоровления детей.
1.9. Совершенствование процесса взаимодействия с бизнес-сообществом по вопросам инвестирования, восстановления и развития объектов отдыха, оздоровления детей на основе передачи их негосударственным организациям в концессию, а также поощрения создания частных детских оздоровительных объектов.
-
Экономическое сопровождение, предусматривающее финансовые инструменты и механизмы государственной поддержки и развития сектора, в том числе:
2.1. Разработка порядка субсидирования процентной ставки и предоставление государственных гарантий по кредитам, привлекаемым для реализации проектов по строительству, реновации, реконструкции объектов организаций отдыха, оздоровления детей любой формы собственности.
2.2. Создание подготовленных «площадок» для строительства новых объектов отдыха, оздоровления детей: выделение земельных участков и обеспечение их инфраструктурой дорог и систем бесперебойного обеспечения жизнедеятельности, в том числе с использованием механизмов концессионных соглашений и государственно-частного партнерства, включая:
2.2.1. Упрощение процедур присоединения объектов инфраструктуры к сетям ресурсоснабжающих организаций, субсидирование затрат на присоединение.
2.2.2. Введение льготные режимов налогообложения, оформления земельных отношений, льгот по тарифам на потребление энергоресурсов, водоснабжения для негосударственных, государственных и муниципальных организаций отдыха, оздоровления детей.
2.3. Внедрение механизма концессионных соглашений на передачу неэфективных объектов детского отдыха в управление негосударственным организациям. Определение перечня таких объектов в каждом субъекте РФ, а также условий концессионного соглашения по передаче этих объектов в управление и обязательств сторон.
2.4.Применение условий особых экономических зон, в случае наличия их в субъекте, для организаций отдыха, оздоровления детей.
2.5. Поддержка социальных программ отдыха, оздоровления детей коммерческих предприятий и организаций.
2.6. Проведение ежегодных региональных и федеральных конкурсов на звание лучших загородных организаций отдыха, оздоровления детей в различных номинациях и создание грантовой программы их поддержки.
2.7. Введение механизма «налоговых каникул» для организаций отдыха, оздоровления детей.
-
Социальное сопровождение, охватывающее меры поддержки семей для организации отдыха, оздоровления детей (с учетом социально-экономического развития), в том числе:
3.1. Введение, начиная с 2014 гоа, персонального «регионального сертификата на загородный отдых, оздоровление детей», обладающего следующими характеристиками:
3.1.1. Региональный сертификат на загородный отдых, оздоровление детей дает право частичной оплаты услуг загородного отдыха, оздоровления на каждого ребенка 1 раз в год. Круг лиц, имеющих право на получение регионального сертификата на загородный отдых, оздоровление детей, определяется с учетом возможностей бюджета соответствующего субъекта.
3.1.2. Правом на региональный сертификат на загородный отдых, оздоровление детей распоряжается родитель (законный представитель) ребенка.
3.1.3. Размер (стоимость) регионального сертификата на загородный отдых оздоровление детей рассчитывается ежегодно из расчета рыночного норматива,определяющего стоимость услуги отдыха, оздоровления на одного ребенка в год, и фиксируется нормативным актом субъекта Российской Федерации. Номинал регионального сертификата на загородный отдых, оздоровление детей должен составлять не менее 20% от среднерыночной стоимости путевки, сложившейся в регионе по результатам предыдущего календарного года.
3.1.4. Субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок передачи регионального сертификата на загородный отдых, оздоровление детей (авансовый или компенсационный). При этом устанавливаются обязательные требования к организациям отдыха, оздоровления детей всех форм собственности, в которых данный сертификат может быть реализован.
3.1.5. Региональный сертификат на загородный отдых, оздоровление детей должен приниматься в качестве частичной оплаты за услугу отдыха, оздоровления любой организацией загородного отдыха, оздоровления детей на всей территории РФ, независимо от организационно-правовой формы и тематики смены.
3.2. Определение категорий детей (дети из неполных и неблагополучных семей, дети из малоимущих семей и другие), имеющих право на повышенный размер регионального сертификата на загородный отдых, оздоровление детей.
3.3. Определение региональных ставок на социальный кредит для родителей по приобретению путевок на отдых, оздоровление детей.
3.4. Создание в детских лагерях отдыха безбарьерной среды для отдыха детей с ограниченными возможностями здоровья.
-
Административное сопровождение, предусматривающее мероприятия и инструменты внедрения в систему детского отдыха и оздоровления типовых моделей и программ, направленных на современное развитие, обучение и воспитание детей:
4.1. Внедрение типовых программ отдыха, оздоровления детей разной продолжительности, включая программы для стационарных лагерей, лагерей отдыха, палаточных лагерей, круглогодичных детских лагерей, лагерей отдыха дневного пребывания, оздоровительных центров и других видов организаций отдыха и оздоровления детей.
4.2. Разработка и внедрение программ развивающего отдыха и продуктивного досуга для работы с деьм в соответствии с продолжительностью периода отдыха реенка. Отнесение программ развивающего отдыха в число обязательных требований к организациям отдыха детей, в которых может быть реализован сертификат на загородный отдых, оздоровление детей.
4.3. Организация единой эффективной системы безопасности и охраны жизни детей, а также обеспечение безбарьерной среды и условий для отдыха, оздоровления детей всех категорий (Определение минимального обязательного стандарта по обеспечению безопасности и безбарьерной среды).
5. Методическое и кадровое сопровождение, включающее инструменты повышения уровня подготовки педагогических работников организаций отдыха, оздоровления детей и решения иных кадровых вопросов, в том числе:
5.1. Разработка требований к подготовке специалистов для работы в организациях отдыха, оздоровления детей (Педагогический минимум и гигиеническое обучение).
5.2. Реализация программ подготовки современных менеджеров организаций отдыха, оздоровления детей с подготовкой проекта и последующей поддержкой (выдача соответствующего свидетельства).
5.3. Создание системы профессиональной мотивации специалистов. Внедрение механизмов оценки качества деятельности педагогических работников организаций отдыха, оздоровления детей, в том числе путем открытой системы оценки и отзывов о работниках системы, («публичные портфолио»). Отбор лучших работников сферы, выделение им грантовой поддержки.
5.4. Создание единой открытой базы вакансий на портале субъекта РФ округа по отдыху, оздоровления детей.
5.5. Организация на безвозмездной основе научно-методического сопровождения деятельности организаций всех форм собственности, оказывающих услуги отдыха, оздоровления детей.
-
Механизм реализации:
6.1. Меры Модельной программы могут быть реализованы за счет средств субъекта Российской Федерации или на условиях софинансирования из федерального бюджета Российской Федерации по заявке субъекта Российской Федерации, а также в рамках существующих (ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» или инициируемой субъектами РФ профильных ФЦП, а также за счет средств инвесторов.
6.2. Субъект Российской Федерации, принимающий к реализации Модельную программу, на ее базе утверждает перечень конкретных региональных мероприятий с определением объемов и источников финансирования, в том числе обосновывает при необходимости выделение дополнительных средств.
Модельная программа развития системы отдыха и оздоровления детей в субъектах Российской Федерации (далее − Модельная программа) разработана Агентством стратегических инициатив во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 20 августа 2012 года No Пр-2215, Поручения Заместителя Председателя Правительства РФ от 29.10. 2012 года и No ОГ-П12-6432, а также в развитие раздела III Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.
Структура Модельной программы определена утвержденной Концепцией (приложение к Поручению заместителя Председателя Правительства РФ от 29.10.2012 года No ОГ-П12-6432) и включает: Разделы «Паспорт программы» и «Актуальность программы», в которых содержится информация о проблемных зонах системы отдыха, оздоровления детей, основополагающих документах, ожидаемых результатах Модельной программы, и Раздел «Основные направления и меры реализации программы», в котором сосредоточены рекомендации субъектам Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития системы отдыха и оздоровления детей с учетом специфических особенностей региона. Меры Модельной программы носят организационный, экономический, социальный, административный и методический характер.
В Модельную программу вошли предложения 23 субъектов Российской Федерации и более 30 представителей организаций отдыха, оздоровления детей различных форм собственности. В основу моделей отдыха были взяты успешно действующие детские лагеря отдыха и оздоровления и проекты, поддерживаемые Агентством − "Страна детей» и «Эффективное управление лагерями отдыха и оздоровления детей». Соразработчиками Модельной выступили: НИУ Высшая школа экономики, МОО «Содействие детскому отдыху», Московский центр детского, семейного отдыха и оздоровления.
Модельная программа включает меры по созданию благоприятных условий развития системы отдыха, оздоровления детей, устранению административных барьеров, развитию конкуренции и стимулированию частных инвесторов при строительстве загородной инфраструктуры отдыха и оздоровления детей в субъектах Российской Федерации в целях увеличения количества и качества загородных организаций отдыха, оздоровления детей.
На сегодняшний день доля родителей, отправляющих своих детей в организации отдыха, составляет всего 24%. Родительский спрос на качественный детский отдых в России удовлетворен лишь на 45 %. Неудовлетворенный спрос перенаправляется на семейный и зарубежный детский отдых. Происходит замещение полноценного отдыха в загородных и санаторно-оздоровительных лагерях псевдоотдыхом в дневном (городском) лагере, организованном на базе образовательных учреждений. В 2013 году в стране действовало 52 тыс. организации отдыха детей, при этом только 2489 загородных оздоровительных лагеря, 858 лагерей санаторного типа. И наибольшее количество − это лагеря с дневным пребыванием – 42,9 тыс.
Меры, предусмотренные Модельной программой, позволят изменить ситуацию и будут способствовать обеспечению прав ребенка и удовлетворению спроса родителей на качественный и вариативный каникулярный детский отдых.