Музей «Детская картинная галерея». Самара. Рельефы для людей с ограниченными возможностями по зрению «Древний мир» и «Средневековье» (И.Суханина)
Суханина Ирина,
Первая экспозиция для слепых и слабовидящих детей в самарской Детской картинной галерее была создана в конце 2010 года. Это была серия рельефов «Древний мир» для посетителей с ограниченными возможностями по зрению. Инициатором проекта для посетителей с ограниченными возможностями стала администрация города, и он до настоящего времени продолжает осуществляться в рамках городской программы «Самара- детям: мы разные, мы равные».
Так как для глухих, слабослышащих и посетителей-колясочников музей уже адаптировал свои помещения и выставки, было решено создать экспозицию для слепых и слабовидящих посетителей. Наш музей, конечно, не первый и не единственный, кто оказался перед такой задачей. Многие музеи, решая её, отталкиваются от своих коллекций и фондов и популяризируют их. Мы же хотели создать образовательный проект, который давал бы представление о мировом искусстве, поэтому в результате обсуждений творческой группой музея для первой серии рельефов были выбраны знаковые изображения из разных культур.
На девяти рельефах, созданных художниками музея под руководством заведующей отделом экспозиции Мариной Самсоновой, изображен ассирийский крылатый бык Шеду, Будда, исламский орнамент, древнерусский лев с Георгиевского собора, скифская пантера, бог кукурузы Юм Кааш и другие символичные герои. К каждому рельефу записан сопроводительный текст, который помогает «увидеть» рельеф и узнать его историю. Запись содержит описание рельефа, значение этого знака или символа в культуре, и подсказки, которые помогают ориентироваться в изображении.
Начиная работу над проектом, художники и научные сотрудники музея обратились к учителям, которые работают со слепыми и слабовидящими детьми. Их советы по глубине рельефа, маршруту описания и уместной лексике помогли и поддержали в дальнейшей работе.
Так как в течение года в стенах музея проходит около десятка выставок, то одним из требований к рельефам стала мобильность. Впоследствии это позволило выставлять планшеты с рельефами на разных городских площадках, в том числе и в самарской школе-интернате №17 для слепых и слабовидящих детей.
По мере реализации проекта становилось понятно, что образовательные задачи, которые ставились перед проектом, актуальны и для зрячих посетителей. Они могли, ограничив привычное восприятие, по-новому для себя познакомиться с рельефом. В этом случае возможны разные варианты работы с рельефами- можно, увидев рельеф, закрыть глаза и послушать описание, а можно знакомиться с ним сразу тактильно. Если есть возможность для дальнейшей работы, то зрителям, которые не видели рельеф, а только трогали его, можно предложить его нарисовать.
Зрительский успех выставок подтолкнул к продолжению проекта, которым стали 11 рельефов из истории романского и готического искусства. Премьера коллекции «Средневековье» состоялась в 2014 году, все новые рельефы отталкиваются от главного явления романской и готической культуры – собора.
Четыре рельефа из серии «Средневековье» презентовались на фестивале «Интермузей 2015» в секции «Искусство. Спецпроекты для людей с ограниченными возможностями». Участие в фестивале показало востребованность подобных проектов. Часть музеев уже имеет специальные выставки и программы для инвалидов, большинство других ищут пути вовлечения этой категории посетителей в музейную жизнь и пытаются адаптировать свои коллекции.
Площадка Детской картинной галереи вызвала интерес и отклик у посетителей, журналистов, коллег-музейщиков и непосредственных адресатов проекта- слепых, слабовидящих и слепоглухонемых посетителей. Также среди гостей площадки были специалисты, занимающиеся проектами для людей с ограниченными возможностями. Они поделились своим опытом и дали экспертную оценку и профессиональные советы, которые помогут в дальнейшей работе над проектом.
В настоящее время художники музея работают над новыми рельефами- копиями с Георгиевского собора в городе Юрьев-Польской Владимирской области. Отличием этой коллекции от двух предыдущих стал материал- они вырезаются из известняка. Благодаря этому их приближение к оригиналу практически полное, незрячие посетители смогут узнать не только пластику формы изображения и его историю, но и ощутить фактуру и прохладу камня, из которого они созданы.
Фотографии предоставлены автором