Главная / Материалы совещаний, слушаний, заседаний, съездов по детскому туризму и отдыху / О работе II Московского международного салона образования в Москве (апрель 2015)

О работе Московского международного салона образования в Москве

В Москве в Экспоцентре на Красной Пресне с 15 по 18 апреля 2015 года прошел Второй Международный салон образования, организованный Министерством образования и науки РФ. За три дня работы мероприятия Салона посетило свыше 30 000 человек.

Не все смогли побывать на мероприятиях. Предлагаем Вам обзор тех мероприятий, на которых побывала Галина Станиславовна суховейко, исполнительный директор МОО «Содействие детскому отдыху», и поделилась своими впечатлениями.

15 апреля 2015 года начал работу Московский международный салон образования. В Выставочном центре было организовано 150 площадок, где были презентовали материалы и свои разработки университеты, различные организации, производители товаров для детей и многое другое. Кластер «Пятая четверть» был представлен Всероссийскими детскими центрами «Артек», «Океан», «Орлёнок», «Смена».

На торжественном открытии присутствовала заместитель Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец. В первый день состоялись 49 различных мероприятий: подписание различных соглашений, общественные и панельные дискуссии, совещания, «круглые столы», лекции, доклады.

Что прозвучало нового?

1. Новый подход к профориентации. 60% специалистов работают не по профессии, что показал анализ Агентства по делам молодёжи. Задача: нужен осознанный выбор профессии. Заявлен Форум, на котором примут решение о создании молодёжных профессиональных сообществ.

2. Минобрнауки РФ отмечено, что имеется проблема в перекосе занятий детей в системе дополнительного образования: в кружках, объединениях научно-технической направленности заняты лишь 3-4% детей. Президентом России поставлена задача увеличить охват детей этими направлениями на 25%. В целом дополнительным образованием должны быть охвачены 75% детей. Ещё была обозначена одна задача: повышение оплаты труда педагога дополнительного образования. Она должна быть не ниже 80% от уровня заработной платы учителя общеобразовательной школы. Для решения вопросов в области дополнительного образования будет принят план мероприятий.

3. Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов выступило с новой инициативой - создание Национальной системы мотивации детей к всестороннему развитию. Цель заявлена такая: наведение порядка в системе дополнительного образования.

Что предлагается?

Создание новой системы дополнительного образование через:

- создание опорных ресурсных центров в регионах;
- установление стандарта опорного ресурсного центра;
- внедрение сертификатов на получение ребёнком услуг дополнительного образования в ресурсных центрах допобразования;
- создание единой системы информации о детях.

В Агентстве уже разрабатывают модели создания ресурсных центров, привлечения в допобразование бизнеса, создание методических центров с его участием. Всё это скоро будет рассматриваться и утверждаться.

4. Был представлен интересный опыт работы «Объединённой ракетно-космической корпорации» по работе с детьми по привлечению их к космической тематике. Через различные формы работы с детьми ставится задача сопровождения детей до выбора ими профессии по космическим направлениям. Много интересного делают и предлагают для детей и взрослых, в том числе космический туризм - посещение Байконура, присутствие при пуске ракеты, фестивали «Полёт в космос» и многое другое.

В рамках Салона организованы выставки, на которых, в частности, представлен большой выбор различных материалов и поделок для детей, собранные изделия, которые управляются движением руки у экрана компьютера, говорящего робота и многое другое; большое количество игр - «игрушки из воздуха», управляемые светодиодные и т.п. Было представлено много научных студенческих разработок.

Большое внимание уделено вопросам инклюзивного образования и инклюзивной культуры, социальному партнёрству в инклюзивном образовании.

В панельной дискуссии «Развитие креативности и поддержка талантов» принимали участие представители Федерального детского эколого-билогического центра, Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения, Федерального центра технического творчества учащихся МГТУ СТАНКИН, Всероссийского центра художественного творчества, Федеральной детско юношеской спортивной школы. Модератор был общественный деятель, блогер ДН. Добрынченко - Матусевич.

Обращает на себя внимание факт: как много различных федеральных центров в России, которые призваны организовывать работу с детьми в стране. 300 станций юных натуралистов и любителей природы, 3 тысячи отделов при многопрофильных учреждениях и т.д. Выявление и развитие талантливых детей - цель их работы.

С 2010 года возродили вид деятельности - экспедиции школьников. Осуществляется поддержка и мотивация со стороны государства: с 2006 года выделяются премии детям. С 2006 года их получили более 600 детей. Из них более 70% детей связали свою жизнь с направлением своего увлечения.

Самый дорогой вид творчества - научное техническое. Ставится задача вовлечь 12% детей. Представленный Центр объединяет 5 объединений в составе высшей школы. Ранее была Станция юных техников. Более миллиона детей занимаются в кружках технического творчества, 2 600 детей получили премии за достижения в различных федеральных финалах, конкурсах, 95% пошли учиться в вузы по профилю своих занятий.

Спорт. Имеется организационно-методическое сопровождение, проводятся социально - значимые состязания, президентские соревнования, ведётся работа по приобщению детей к двигательной деятельности.

Во Всероссийском центре детского творчества идёт реорганизация. Направление деятельности - дополнительное образование детей, работа с одарёнными детьми. В настоящее время работают над документом по определению понятий и деятельности. Планируется создание единой площадки. Центр будет проводить курсы повышения квалификации педагогов дополнительного образования. Планируют проведение большого Фестиваля творчества.

Было много рассуждений о термине «креативность» и почему надо развивать креативность у детей. Зачем оно, если есть понятия «талантливость», «одарённость». Пришли к тому, что понятие креативности включает развитие нестандартных подходов к решению задач, умение находить новые решения в нестандартной ситуации. Но всё должно быть в меру, должна учитываться мотивация, чувство меры, поскольку креативность - это выход за рамки. Всё должно быть в балансе, так как есть созидатели и созерцатели, физики и лирики... было высказано модератором мнение, что надо изменить название термина «дополнительное образование», вывести из логики не обязательного - это не приложение к обязательному, а основное. Поступило предложение: назвать «управляемое самообразование».

Ещё одна панельная дискуссия «Здоровье и отдых: новые приоритеты». Дискуссии никакой фактически не было. Модератор была та же, позиционировала себя и как родительница. Участники этой дискуссии были представители (в рангах заместителей руководителей) «Орлёнка», «Океана», «Смены», «Артека», «Камчии» (лагерь в Болгарии, юрлицо - болгарская сторона, собственность Москвы). Они рассказали о программах, поспорили о том, что такое отдых, образование в лагере, нужно ли детям в лагере свободное время. Марзоева Э.В. (ВДЦ «Океан») отметила, что возрастает образовательная составляющая в ущерб другим. Должна быть золотая середина. Дети приезжают в лагерь из мест, где мало солнечных дней, нужно использовать возможности лагеря.

За этой панельной дискуссией последовала следующая панельная дискуссия - «Артек»: детский лагерь как образовательная программа». Диалог вели Юрий Ээльмаа, заместитель директора по образованию МДЦ «Артек», и Григорий Тарасевич, издание «Русский репортёр». Речь шла об образовательной составляющей. Г.Тарасевич рассказал об опыте работы в формате «Летняя деревня» в составе - кураторы, студенты вуза, школьники на полном самообслуживании. Ю. Ээльмаа - о программах «Артека». 26 апреля «Артек» начинает работу. К сожалению, откроется только один лагерь - «Лазурный». Юбилейную смену примут 5 лагерей.

На третий день состоялись около 70 мероприятий. Тема дня: ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА.

В зоне переговоров Министерства образования и науки РФ на встрече участников со Страдзе А.Э., директором Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи формат встреч - присутствующие могут задать любые вопросы.

  • Прозвучали предложения: составить перечень СМИ, где молодёжь, на которую сваливается много информации, нередко не достоверной, может получать неискажённую информацию. Ответ отрицательный, мотив: невозможно сделать.
  • Просили поддержки школьным изданиям, многие не могут даже напечатать. Ответ: рекомендовано школам оказывать её, на федеральном уровне это невозможно делать.
  • Спросили, как оценивает Минобрнауки России работу с одарёнными детьми. Ответ: недостаточно оказывается внимания. Подготовлен комплекс мер по поддержке талантливой молодёжи и работе с одарёнными детьми, внесён на рассмотрение в Правительство РФ. Будет составлен реестр талантливых детей и молодёжи, будут им давать стипендии.

Много говорилось на тему смешанного обучения, обсуждались цифровые технологии, IT-технологии, опыт работы с электронными учебниками, сотрудничество российских и зарубежных вузов и др.

На панельной дискуссии «Новые задачи педагогической науки: цифровая педагогика» обсуждался вопрос неготовности наших преподавателей, закончивших вузы в 22 - 24 года вузы, к работе с детьми. У них нет ещё социальных и иных практик, они не прошли становление как профессионалы. Опыт Европы: полная готовность наступает к 35 годам: студенты заканчивают вуз, потом что-то делают, опять что-то заканчивают, посещают другие страны, после этого их можно считать специалистами, готовыми работать с детьми.