Главная / Статьи / Образовательные программы комнаты боевой славы Ладожской флотилии (П.В.Никулин, г.Санкт-Петербург)

Образовательные программы комнаты боевой славы Ладожской флотилии (П.В.Никулин, г.Санкт-Петербург)

Военно-патриотическое воспитание учащихся через реализацию образовательных программ комнаты боевой славы Ладожской флотилии

Никулин П.В., г. Санкт - Петербург

На базе государственного общеобразовательного учреждения − средней школы № 331 Невского административного района по инициативе педагогического коллектива и при активном содействии ветеранов Ладожской военной флотилии создана экспозиция комнаты боевой Славы Ладожской флотилии.

Материалы экспозиции предоставлены Санкт-Петербургским Военно-Морским музеем, Музеем «Дорога жизни» и личными архивами ветеранов ЛВФ. Работа с этими материалами, по военно-патриотическому воспитанию учащихся в школе, ведётся в краеведческом кружке «Память» через проектирование учебно-воспитательного процесса (уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ и героями трудовой Славы, социальные проекты детей, митинги, акции, концертные программы и т. д.).

Реализация образовательных программ краеведческого кружка предназначена для учащихся среднего школьного возраста и предусматривает изучение краеведения, в качестве одной из важнейших исторических дисциплин, связывающую нас с героическим прошлым нашей Родины.

Работа комнаты боевой Славы предусматривает решение следующих задач:

- углублённое изучение и анализ событий Великой Отечественной войны, происходивших непосредственно в данном регионе;

- воспитание патриотических чувств у школьников;

- формирование гражданской позиции на лучших традициях прошлого;

- воспитание личности школьника на Великих примерах минувшего времени;

- формирование научного мировоззрения и участие в исследовательской работе;

- приобретение практического опыта экскурсионной работы и публичных выступлений.

Работа детей и взрослых с историческим материалом и занятия социальной деятельностью в комнате боевой Славы имеет огромное значение в духовно-нравственном воспитании школьников и в их научно-познавательной деятельности. Они на конкретных примерах прослеживают историю Ладожской флотилии, ее вклад в достижение Великой Победы над фашизмом.

Экспозиция комнаты боевой славы посвящена деятельности боевых подразделений Ладожской флотилии в годы Великой Отечественной войны, освещает вопросы помощи фронту тружеников тыла, коммуникационной связи блокадного Ленинграда с Большой землёй, культурной жизнью военного периода.

В комнате боевой Славы Ладожской флотилии работают школьники разных возрастных категорий и выпускники школы. Например, ветераны ВОВ рассказывают старшеклассникам, а они, в свою очередь, рассказывают младшим школьникам о важных событиях ВОВ. Из этих рассказов и экскурсионных программ школьники и молодёжь узнают о том, Ладожскому озеру и, развёрнутой на нём военной флотилии, суждено было сыграть в годы войны с германским фашизмом большую роль в обороне Ленинграда, это - спасении ленинградцев от голодной смерти, обеспечение их жизнедеятельности и города, боеспособности войск фронта и кораблей Балтийского флота, помощь войскам, действовавшим на его побережье.

Экскурсоводы-школьники обязательно отмечают, что в июне 1941г. началось переформирование Ладожской военной флотилии. В её состав вошли: два дивизиона канонерских лодок; дивизион тральщиков; два дивизиона катерных тральщиков; отряд транспортов; группа кораблей особого назначения; зенитные батареи; службы связи и другие подразделения управления и обеспечения. В дальнейшем состав Ладожской флотилии был усилен сторожевыми кораблями типа МО (морской охотник), транспортами даже подводными лодками, а также береговыми формированиями.) Основу ядра флотилии составляли канонерские лодки «Линкоры Ладоги». Кроме артиллерийской поддержки прибрежных флангов сухопутных войск, участия в десантных и противодесантных операциях канлодки использовались для перевозки продовольствия и других грузов для Ленинграда, войсковых подразделений и эвакуированных ленинградцев. Одна из основных причин того, что Ленинград выстоял и победил, заключалась в том, что в борьбе с врагом он не был одинок, что усилия его жителей и защитников опирались на поддержку всей страны. Решающую роль в доставке в блокированный город необходимых грузов сыграли коммуникации Ленинграда, связавшие его с Большой Землёй. Дорога жизни – единственная военно-стратегическая транспортная магистраль через Ладожское озеро, связавшая с сентября 1941г. по март 1943г. блокированный Ленинград с тыловыми районами страны. По дороге жизни проходила эвакуация населения, фабрик, заводов, подвозилось продовольствие, топливо, подкрепление, вооружение и боеприпасы. В навигационные периоды перевозки производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах северо-западного речного пароходства из портов Новая Ладога (большая трасса 125 км.), Кобона и Леднево (малая трасса 35 км.) до порта Осиновец: в период ледостава – по трассе на автомашинах до Ваганово, Кокорево.

Учащиеся школы имеют дополнительные возможности по работе с литературой и архивными документами комнаты боевой Славы и получения ими необходимой информации для исследовательской деятельности. Подобную информацию ученики, также, получают от ветеранов ВОВ, их архивных документов, справочной, информационной и художественной литературы, имеющуюся на электронных носителях.

Продолжение работы над очередным проектом создания виртуального музея истории Ладожской флотилии вселяет в нас силы и уверенность в важности этого проекта не только для нашей школы, но и других образовательных учреждений нашего муниципального округа и района в целом.

Источник: Сборник «Проблемы и перспективы социального и спортивно-оздоровительного туризма»

Материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристского движения в воспитании и оздоровлении населения», посвященной 15-летию создания РОО «Академия детско-юношеского туризма и краеведения» 1-2 декабря 2012 г.
Москва