Главная / Опыт работы с детьми / Организация школьных экспедиций в рамках проекта РГО «Живые родники России». (Криворотова А.В., Пислегина В.М., г.Москва)

Организация школьных экспедиций в рамках проекта РГО «Живые родники России». (Криворотова А.В., Пислегина В.М., г.Москва)

Криворотова Анна Васильевна,
проект-менеджер Фонда поддержки образования «НООСФЕРА»;
1 курс магистратура «Детский и юношеский туризм»
Московский Педагогический Государственный Университет
Пислегина Варвара Михайловна,
Фонд поддержки образования «НООСФЕРА»,
проект-менеджер.
Московский Педагогический Государственный Университет,
Россия, г.Москва

 Проект РГО – это учебная исследовательская программа по географии. Проект «Живые родники России» предполагает активное вовлечение школьников в исследования водных объектов на территории страны. В ходе проекта учащимся представится уникальная возможность получить экспедиционный опыт, сформировать навыки по сбору информации о водных объектах, усовершенствовать практические умения по работе с картами, научиться систематизировать полученную информацию и делать выводы из проведённой исследовательской работы. Проект рассчитан на учащихся 9-11 классов, имеющих базовую подготовку по географии, которые становятся участниками школьной экспедиции. Проект рассчитан на один учебный год, и помимо самой экспедиции и представление ее результатов, включает в себя еще два самостоятельных проекта: образовательный и социально-экологический.Участие в образовательном проекте «Мир воды» предусматривает подготовку и проведение уроков старшеклассниками - участниками проекта РГО для учащихся младших классов в курсе «Природоведение».В рамках социально-экологического проекта «Сохраним воду вместе!» предусматривается подготовка и проведение экологической акции по очистке водоема с привлечением общественности региона, а также организация социологического исследования по проблеме водопотребления и съемка видеоролика социальной рекламы о проблеме сохранения воды.

 Задачи проекта РГО:

 - образовательные

 - способствовать формированию познавательного интереса школьников к географическим исследованиям, развивать и совершенствовать навыки исследовательской деятельности на примере изучения объектов гидросферы своего родного края;

 - способствовать развитию практических умений школьников по работе с географическими приборами, ГИС, средствами индикации окружающей среды в целях оценки влияния экологических и социальных факторов на состояние и степень сохранности объектов гидросферы;

 - развивать у школьников навыки по сбору и анализу информации о природных и культурных объектах, связанных с реками (озерами, водохранилищами), совершенствовать умение представлять собранную информацию в различных видах (письменной, в виде фото-видео-материалов и коллекций);

 - способствовать развитию междисциплинарного подхода к образованию, вовлекать в географическое исследование методы других естественных наук, а также математики, статистики, информационных технологий;

 - формировать умение школьников давать прогнозную оценку природного и историко-культурного потенциала региона как фактора развития туристской отрасли, развивать критическое мышление школьников;

             - воспитательные

 - формировать ценностное отношение учащихся к природному и культурному наследию своего родного края как части наследия страны;

- способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма молодежи, основе познания природы родного края, сохранения культурного и исторического наследия в бассейнах великих и малых российских рек, как важнейшего условия сохранения и развития российской идентичности
- развивать умение проявлять свою активную гражданскую позицию по сохранению объектов гидросферы, путем привлечения общественности к социально-значимым проектам по охране природы родного края.
 В проекте примут участие40 образовательных учреждений из 36 субъектов РФ. Первыми участниками проекта становятся 10 учеников 9-11 классов, которые совместно с руководителем (учителем географии) начинают свою исследовательскую деятельность в школьной экспедиции по сбору необходимых данных. Впоследствии именно они становятся организаторами всей исследовательской работы по проекту на различных его этапах.
 Во-вторых, участниками проекта становятся местные специалисты – географы, которые будут привлечены для разработки методики сбора и обработки информации. В-третьих, в процессе обработки данных, подготовки фото и видеоматериалов, в организации образовательного и социально-экологического проекта, участники экспедиции могут привлекать своих одноклассников, которые также становятся участниками проекта. В-четвертых, это учащиеся младших классов, которые также будут вовлечены в проект через серию уроков, проведенных старшеклассниками. В-пятых, участниками проекта станут и взрослые, которые примут участие в экологических акциях. Чем шире круг участников этого проекта, тем выше его эффективность.
 В ходе работы над проектом каждый из участников должен быть оценен. Оценка должна быть максимально объективной и выполнять стимулирующую, мотивационную функцию. По окончанию каждого этапа подводятся промежуточные итоги проекта. Нужно уметь видеть работу каждого ученика в работе группы. Оценивайте участие каждого в его умении формулировать проблемные вопросы, отбирать необходимую информацию, обобщать и интерпретировать данные в виде графиков, диаграмм, таблиц, а также в умении делать выводы и заключения на основе проведенного исследования.
       В конце проекта собранные данные всех школ будут внесены в сводную таблицу. Таблица состоит из трёх разделов: хозяйство, качество воды и культура.
        В первом разделе будут проанализированы данные по влиянию хозяйственной деятельности на водный объект с таких позиций как – транспортные коммуникации, получение энергии, речной промысел и водопользование. В результате этого исследования учащиеся смогут оценить, насколько интенсивно используется объект исследования, и как это влияет на экологию водоёма.
          Во втором разделе ученикам предстоит провести несколько полезных опытов и измерений, направленных на изучение характеристик пресной воды в изучаемом водном объекте: мутность, запах, растворимость кислорода и пр. В результате они придут к самостоятельной оценке качества воды, сравнив свои показатели с нормами.
        В третьем разделе нужно дать оценку культурной значимости водного объекта и дать ответы на вопросы: какие традиции сложились благодаря данному водоёму, как этот образ отразился в искусстве, стал ли он символом края? В результате учащиеся смогут либо дать высокую оценку культурной значимости своего объекта, либо рекомендовать представителям творческих специальностей обратиться к данному образу средствами музыки, фотографии, живописи и пр. Для этого им потребуется написать статью, письмо или эссе в местные СМИ, телевидение и творческие объединения.
         По окончании проекта, когда все 40 школ пришлют свои данные по водным объектам, будет опубликована сводная таблица. С помощью этих данных участники проекта смогут оценить экологическую обстановку не только в своем городе, но и в других регионах России, и предложить мероприятия по восстановлению нарушенных экосистем. Этими данными смогут воспользоваться администрация города, медицинские работники, экологи, географы и собственно жители твоего региона.
        В ходе исследования учащиеся получат экспедиционный опыт, у них появятся навыки по сбору информации о водных объектах, они смогут самостоятельно систематизировать полученную информацию и делать выводы из проведённой исследовательской работы. Также предполагаем, что активное вовлечение в исследование водных ресурсов России сформирует у них понимание ценности пресной воды не только на территории России, но и в целом в мире.

Источник:

 Сборник «Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма: материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г. /сост. И.А. Дрогов, Ю.С. Константинов, Д.В. Смирнов; М.; МосгорСЮТур, 2013. - с.