Главная / Активный отдых: походы, палаточные лагеря / Отдых в полевых лагерях - что интересного в них для наших детей? (И.А.Дрогов)

Отдых в полевых лагерях - что интересного в них для наших детей? (И.А.Дрогов)

Дрогов Игорь Алексеевич,
мастер спорта по туризму,
кандидат педагогических наук, доцент.
В течение многих лет директор и главный судья
полевых профильных лагерей.

Полевой профильный лагерь – это, прежде всего, активный отдых в условиях природной среды в форме полевого туристского лагеря на принципах самообслуживания. Юные туристы живут в палатках, пищу готовят на костре, участвуют в образовательных программах различного профиля («Юные туристы-спасатели», «Юные туристы–водники», «Юные краеведы», «Юные туристы – экологи», «Юные туристы рыболовы-спортсмены» и многие другие по 15 – 20 смен ежегодно).

В отличие от стационарного оздоровительного лагеря, участие детей в туристских походах, помимо чисто физической тренировки, дает возможность научить их мобилизовать силы для преодоления препятствий, быстро оценивать ситуацию и самостоятельно принимать правильные решения, сохранять оптимизм и присутствие духа даже в неблагоприятной природной обстановке. Эти психологические качества формируются не в результате каких-то специальных воспитательных мероприятий, а вырабатываются самим образом жизни в туристском походе, требующем от его участника самостоятельности, самообслуживания и инициативы. В туристском путешествии человек становится участником коллективной деятельности, что формирует такие стороны характера как коммуникабельность, чувство взаимопомощи, товарищества, ответственность за порученное дело. Таким образом, походная обстановка стимулирует гармоничное развитие личности − умственное, нравственное и физическое.

К задачам полевого лагеря относится:

  • популяризация здорового образа жизни;
  • формирование корпуса спасателей-общественников;
  • борьба с наркоманией.

Полевые лагеря не требуют больших финансовых затрат на содержание зданий и сооружений, в них практически отсутствует обслуживающий персонал. Поэтому пребывание детей в полевых профильных лагерях обходится в 2-3 раза дешевле, чем в стационарных. Для детей это большая романтика жизни на природе, для взрослых – очень серьёзная, ответственная, каждодневная работа.

Лагеря в полевых условиях проводятся не только с юными туристами-школьниками. Полевую практику проходят многие студенты. В таком лагере есть возможность провести учебные и практические занятия не в помещении, а на местности, развивая у ребят чувство коллективизма, навыки самообслуживания и самоуправления, прививая любовь к природе родного края, воспитывая не на словах, а на деле чувство любви к своей Родине, готовности к воинской службе.

С принятием в 1994 г. Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и ряда постановлений, принятых в развитие указанного закона Правительством РФ, началось формирование новой государственной системы подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций во всех учреждениях и организациях. Особое направление, которому уделяется самое пристальное внимание, – это подготовка учащейся молодежи России к действиям в чрезвычайных ситуациях. В отличие от обучения в городских условиях, на занятиях в течение учебного года дети могут получить в основном лишь теоретические знания по вопросам обеспечения личной и коллективной безопасности. Огромные возможности именно практического обучения навыкам безопасного поведения в природных условиях предоставляет туристское путешествие.

Одна из целей общественного детско-юношеского движения «Юный турист-спасатель» − начальная профессиональная подготовка и аттестация юношей на звание «Юный турист-спасатель», профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, физическое и духовное развитие, патриотическое воспитание, обучение туристским умениям и навыкам.

В процессе проведения лагерной смены детей обучают безопасности и профилактики случаев травматизма, изучение методов применения средств страховки и самостраховки. оказание первой доврачебной помощи, умение производить оценку опасных и вредных факторов окружающей среды и изыскивать способы защиты от них и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Полевые профильные лагеря проводят  Центры детско-юношеского туризма и экскурсий областей России, станции юных туристов, туристские клубы, с участием Ассоциации спасательных формирований РФ. Продолжительность смен 2-3 недели (14-21 день). Количество человек в лагере примерно 150 чел. Это дети из разных регионов России. Возраст − 12-18 лет.

Мы стараемся выбирать экологически чистые районы, богатые туристскими возможностями, имеющие историческое прошлое, наличие удобных подъездов, подходов, коммуникаций. Это позволяет организовать работу лагеря максимально эффективно и с высокой степенью безопасности.

В 1995 г. мы разработали модель и ежегодно проводим на озере Селигер всероссийские полевые лагеря «Юные туристы-спасатели». Программы лагеря востребованы и активно используются при проведении аналогичных мероприятий в регионах России. Такие лагеря проводятся и для воспитанников детских домов и школ-интернатов, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В полевых лагерях с ребятами работают педагоги дополнительного образования, специалисты центров и станций юных туристов, инструкторы туристских клубов, поисково-спасательных формирований, спасатели. В инструкторско-преподавательский состав лагеря входят 15 инструкторов – спасателей, один профессиональный врач. Все инструкторы, работающие с детьми, являются членами общественных поисково-спасательных отрядов, имеют звания: «инструктор по туризму», «гид-проводник», спортивные разряды по туризму. Обязательное требование к инструкторам – наличие педагогического опыта.

Начиная с 1993 г. Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения активно сотрудничает с Ассоциацией спасательных формирований РФ. С этого же года Ассоциацией, по представлению Центра, проводится аттестация спасателей из числа сотрудников центров и станций юных туристов, имеющих соответствующую квалификацию. Всего аттестовано более 900 спасателей, до 2000 года было создано 40 общественных поисково-спасательных отрядов.

Дети, особенно городские, в полевом лагере попадают в дискомфортные условия, которые могут способствовать появлению стресса. Работниками лагеря учитываются при работе с детьми факторы, влияющие на поведение детей в специфических условиях полевого лагеря. Можно назвать некоторые факторы:

  • КАРДИНАЛЬНАЯ СМЕНА ОБСТАНОВКИ

Ребёнок на довольно длительный срок (3 недели) отрывается от привычной среды обитания и привычного ритма жизни. Для того, чтобы сгладить резкую смену обстановки, необходимо начать подготовку заранее: разъяснять детям порядок жизни в лагере, условия, в которых отряд будет находиться. Необходимо учитывать и то, что ребёнок должен представлять, что его ожидает, так как многие дети боятся не справиться и опозориться перед своими друзьями. Это может стать существенной предпосылкой к стрессовому состоянию.

Некоторые дети воспринимают выезд в лагерь, как наступление полной свободы, вседозволенности. Необходимо пояснить таким детям еще до выезда в лагерь, что они являются членами отряда и должны жить по определенным законам.

  • ОТСУТСТВИЕ ПРИВЫЧНОГО КОМФОРТА

Романтика палаточной жизни у многих детей быстро улетучивается, как только они сравнят сон на домашней постели со сном в спальном мешке, тёплую воду в ванной − с холодной водой озера. Да ещё и пища − совсем не такая, как у мамы. Меню чаще состоит из каши, концентрированных супов, тушёнки, сгущёнки. Чем раньше ребёнок поймет, что это не такие уж большие неудобства, что с ними можно смириться, тем легче он воспримет образ лагерной жизни.

  • СУЖЕНИЕ КРУГА ОБЩЕНИЯ

В лагере, как ни странно, ребёнок испытывает в первое время дефицит привычного общения: дома остались лучшие друзья и родители, возможность подойти к телефону и поболтать с друзьями.

У тех, кто давно занимается в туристско-краеведческих кружках, такой проблемы нет. Сложнее новичкам. Важно показать детям, что в каждом из них есть достоинства и что надо быть терпимым к недостаткам друзей.

  • ПОГОДНЫЕ УСЛОВИЯ

Непогода может усугубить действие всех ранее рассмотренных факторов. Особенно сложно новичкам. Они не умеют сушить вещи. А как трудно утром вставать дежурным, когда идёт дождь! А вдруг в палатку просочится вода ?!

Зная все эти особенности, руководитель должен в первые дни похода особое внимание уделить именно новичкам. Важно не ошибиться и при выборе лидера, и при распределении обязанностей в группе. Если команда формируется из новичков, то при подготовке руководитель должен обязательно побеседовать с родителями о хронических заболеваниях детей, о том, какими лекарствами они пользуются и какие им противопоказаны.

На собрании отряда особо необходимо обратить внимание на подготовку общественного и личного снаряжения. За день-два до выезда руководитель должен провести общий смотр группового и личного снаряжения, отметить, кто что забыл, попросить убрать из рюкзака ненужные вещи. Сложенные рюкзаки накануне отъезда лучше оставить в школе.

Для родителей всегда важен вопрос, как обеспечивается безопасность детей на отдыхе. Для руководителей, заместителей (помощников) туристских групп, педагогов и учащихся, находящихся в профильных лагерях, существует «Инструкция по технике безопасности в летних профильных лагерях», которой они должны руководствуются во время организации и проведении летних смен. В ней определены должностные обязанности руководителя (заместителя) группы, обязанности учащихся, а также организация и порядок работы у костра, организация купания учащихся.

Питание в полевых лагерях организуется исходя из специфики полевой жизни: продукты приобретаются на весь период лагеря, хранятся без холодильника, пища готовится на костре и силами детей. Поэтому для удобства используются продукты, максимально готовые к употреблению: это пищевые концентраты и консервы. Продукты для участников лагеря покупаются централизованно организаторами, а также в процессе лагерной смены покупается хлеб, овощи, фрукты и т.д.

После приобретения все продукты необходимо перебрать, уложить в мешочки или специальные ёмкости, консервированные мясные и рыбные продукты в жестяных банках проверяются на наличие вздутий, так называемого бомбажа, и нарушения герметичности упаковки, обрабатывается жиром полукопчёная колбаса, сливочное масло перетапливается и переливается в пластиковые бутылки. Надо соблюдать неукоснительное правило − не использовать в пищу неизвестные или сомнительные ягоды, грибы и прочие растения.

Быт учащихся в полевых лагерях организуется следующим образом: работа лагеря строится на принципах самообслуживания в условиях природной среды, юные туристы живут в 3-4-х местных палатках туристского класса, пищу готовят на костре. Лагерная смена включает в себя полный цикл теоретических занятий по программе специализации лагеря и практические занятия, участие в туристских походах.

Каждый отряд согласно графику дежурств, заступает на дежурство на сутки. В обязанности дежурного отряда входит также: проверка санитарного состояния лагеря, своевременная уборка мест общего пользования, обеспечение лагеря питьевой водой.

Дети в полевых профильных лагерях практически всё время заняты. В ходе лагерной смены помимо названных выше видов деятельности проводятся дополнительные образовательные программы: ознакомление с народными промыслами: камнерезное дело, лепка из глины, художественная роспись, занятия по верховой езде. В программе лагеря проводятся природоохранные и природовосстановительные мероприятия в государственных заповедниках, заказниках, памятниках природы.

Программа лагеря обширная и многообразная. Она может отличаться в зависимости от профиля лагеря. Как пример, приведу некоторые мероприятия, которыми заняты дети в течение всех дней, и, без преувеличения можно сказать, с раннего утра до позднего вечера.

Это разнообразные спортивные и туристские соревнования, подвижные игры, походы и экскурсии:

  • военно-спортивная игра «Орленок»;
  • эстафета «Веселый марафон» («Туристская полоса препятствий», «Спортландия» − «тараканьи бега», «Водный этап» − преодоление дистанции на байдарках, надувных матрасах или вплавь, «Ориентирование» − преодоление расстояний по азимуту с нахождением спрятанного «сладкого приза»);
  • операция «Робинзонада»;

  • операции «Тайны зеленого бора», «Зеленый витамин», «А перед нами снова обелиски».

  • Туристская полоса препятствий: преодоление заболоченного участка по кочкам; преодоление «мышеловки»; переправа через реку (овраг) по бревну; преодоление «завала»; разжигание костра; прыжок с шестом через ров; установка палатки и многое другое.

Постоянно проводятся соревнования по футболу, волейболу, соревнования по поисково-спасательным работам (ПСР), ориентированию на местности, учебно-тренировочные занятия по курсу подготовки «Юный турист-спасатель», обучение технике пешеходного, горного, спелеотуризма, ориентированию на местности.

Во время лагерной смены дети ходят в водный поход по реке с обучением техники водного туризма, правилам спасения на водах, и в пешеходный поход, в процессе которого проводятся занятия по технике пешеходного, горного, спелеотуризма, ориентированию на местности, природоохранные мероприятия, оказанию первой медицинской помощи.

Мероприятия проводятся на основе соревнований.

В ходе смены участниками проводятся разнообразные конкурсы, такие как конкурс на лучшую организацию туристского быта; конкурс туристской песни; конкурс на лучший дневник отряда; «Природа и фантазия»; конкурс сказочников: «Сказки Энского леса» и др.Программа праздников и приключений включает: Рыцарский турнир, Праздник в лесном театре, праздник именниников с подарками именинникам, водный праздник «НЕПТУН» и др.

По итогам конкурсов ребята готовят ЛЕТОПИСЬ ЛАГЕРЯ и экспонаты МУЗЕЯ ТУРИЗМА. Открытие и закрытие лагерной смены организуется как праздники, на закрытии подводятся итоги, определяются победители. Важно не только на высоком уровне провести лагерную смену, но и правильно, справедливо подвести итоги. Победители награждаются дипломами и ценными призами, а их участники − грамотами и подарками.

Проводится церемония «ПОСВЯЩЕНИЕ В СПАСАТЕЛИ». По окончании смены участникам лагеря вручается удостоверение «Юный стажер-спасатель РФ», зачётная книжка «Турист РФ», значок «Юный турист России». В завершении смены организуется заключительный гала-концерт туристов и инструкторов.

Формы и методы проведения профильного оздоровительного лагеря, программы праздников и соревнований могут пригодиться и для стационарных оздоровительных лагерей, лагерей труда и отдыха. Большая конкурсная программа поможет не только разнообразить и обогатить жизнь детей в условиях лагеря, но и явится стимулом большой патриотической каждодневной работы в учебном году.

Готовя такой лагерь, составляя его программу, организаторы используют элемент соревнования, что даёт большой стимул для организации самоуправления, повышения мастерства участников обмена опытом работы.

Надеюсь, что информация о нашей работе будет интересна читателям. Приглашаю всех желающих отдыхать в летних полевых лагерях.