Пермский общественный Стандарт детского отдыха

Пермский общественный Стандарт детского отдыха

(Требования общественности к содержанию, условиям и результатам деятельности загородного детского оздоровительного лагеря)

Общие положения и область применения

Настоящий Пермский общественный Стандарт детского отдыха (далее Стандарт) устанавливает требования к содержанию, условиям и результатам деятельности стационарных организаций отдыха и оздоровления детей (далее загородные детские оздоровительные лагеря, лагеря отдыха).

Настоящий Стандарт является обязательным для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с исполнением обязательств по организации отдыха и оздоровления детей с участием бюджетных средств.

Деятельность детских оздоровительных лагерей осуществляется при условии соответствия их требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.3155-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей».

Отдых каждого ребенка должен быть комфортным, безопасным, развивающим и познавательным в соответствии с его потребностями, интересами и возможностями. Обеспечить такой отдых позволит выполнение следующих требований.

1.Обеспечение благоприятных и безопасных условий отдыха и оздоровления детей.

Объектом безопасности в лагере является ребенок, его жизнь и здоровье.

В организациях отдыха и оздоровления детей обеспечены охрана здоровья, своевременное оказание круглосуточной неотложной медицинской помощи, профилактика заболеваний, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований.

Очень важно не только обеспечить безопасные условия пребывания детей в лагере, но и сформировать навыки их безопасного поведения в быту, на природе, в чрезвычайных ситуациях.

Показателями безопасности пребывания детей в лагере являются следующие:

1.1.Лагерь имеет заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора и органов государственного пожарного надзора о соответствии учреждения и территории, на которой оно располагается, санитарным требованиям и требованиям пожарной безопасности, имеет акт межведомственной приемки органов муниципального управления.

1.2.Лагерь имеет целостное ограждение территории, позволяющее визуальный контроль периметра, оборудованное системами видеонаблюдения с сохранением записи не менее чем на период 14 суток. Лагерь обеспечен круглосуточной охраной; имеется оборудованный пункт пропуска на территорию лагеря. Лагерь должен охраняться лицами (в количестве не менее 2 человек круглосуточно и единовременно), которые соответствуют своему статусу, прошли необходимый курс подготовки не ниже 3 разряда.

1.3. Лагерь оборудован тревожной кнопкой экстренного вызова. Имеется постоянный контакт и сотрудничество лагеря с территориальными органами внутренних дел.

1.4.Лагерь оборудован установками автоматической пожарной сигнализации, первичными средствами пожаротушения.

1.5. На находящиеся в учреждении оборудование, приборы, аппаратуру, спортивное и туристское снаряжение, имеется необходимая для их правильной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном и безопасном состоянии документация. Оборудование находится в рабочем состоянии.

1.6. Под присмотром вожатых возможно использование детьми следующих приборов: стиральная машинка-автомат, утюг, гладильные доски: широкие, закрепленные к полу или стенам; телевизор в общей комнате; фен; кулер; компьютер; пылесос и другое.

1.7. Вожатые осуществляют круглосуточный присмотр за детьми, следят за соблюдением режима питания, сна и активного отдыха. Психоэмоциональное состояние детского коллектива находится в поле постоянного внимания психологической службы.

1.8. В лагере реализуются программы и проводятся мероприятия, направленные на формирование безопасного поведения в природе, в помещении, в обществе.

1.9. Вся работа по обеспечению благоприятных и безопасных условий отдыха и оздоровления детей в лагере выстраивается с учетом санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей. Важным является организация и планирование режимных процессов. Под режимом дня ребенка понимается научно обоснованный распорядок жизни, в котором предусмотрено рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию.

1.10. В лагере детям должны быть предоставлены прачечные услуги или предоставлена возможность стирки личного белья и одежды.

1.11. Должна быть обеспечена возможность сушки личного белья вне помещений спальных комнат (напольные сушилки, сушильные шкафы и т.д.).

1.12. Должен быть организован мелкий ремонт одежды и обуви детей.

1.13. Доступ детей к сети Интернет может осуществляться следующими способами: - контролируемый Wi-Fi. Отключается во время проведения мероприятий, тихого часа и ночного сна. Возможна трансляция через интернет лагерных мероприятий. Зона Wi-Fi не распространяется на жилые корпуса.

1.14. Хранение чемоданов осуществляется в специально отведенных местах с системой наблюдения или под охраной.

1.15.Должны быть созданы условия и определен порядок хранения ценных вещей ребенка в специальной камере хранения или сейфе.

2. Требования к педагогическому составу лагеря.

Кадровый ресурс лагеря должен обеспечивать реализацию целей и задач программы деятельности лагеря. Лагерь позволяет ребенку осуществить пробу сил в той или иной сфере деятельности. Особо важно участие специалистов, владеющих не только профессиональными педагогическими компетенциями, но и обладающими навыками, интересами в различных областях деятельности.

Лагерь должен располагать необходимым количеством специалистов в соответствии с примерным штатным расписанием и профилем реализуемой досугово-образовательной программы.

2.1.Каждый специалист должен иметь соответствующее (специальное) образование, соответствующий уровень квалификации и профессиональной подготовки, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения должностных обязанностей, перед поступлением на работу пройти медицинское освидетельствование, дающее допуск к работе с детьми. Подготовка вожатых должна завершаться оценкой уровня профессиональной компетенции вожатого и выдачей сертификата.

2.2. Для каждой категории специалистов должны быть разработаны должностные инструкции, утвержденные руководителем лагеря, регламентирующие их обязанности и права.

2.3.Наряду с необходимым уровнем квалификации и профессионализмом все сотрудники лагеря должны обладать высокими моральными и нравственно-этическими качествами, чувством ответственности за свою работу и руководствоваться в работе принципами справедливости, доброжелательности и другими гуманистическими принципами.

2.4.При приеме на работу вожатых необходимо делать акцент на личностные качества вожатого: стрессоустойчивость, мобильность, любовь к детям, креативность, оптимизм; навык работы с детьми; ответственность; знание возрастных особенностей детей, умение разбираться в детской психологии и педагогике. Помимо профессиональных знаний в области педагогики и психологии вожатый должен обладать знаниями по оказанию первой медицинской помощи, а также первоначальными навыками творческой деятельности: петь, танцевать, составить сценарий выступления.  

3.Требования к инфраструктуре лагеря

Лагерь должен располагать материально-технической базой, обеспечивающей полноценный отдых, оздоровление детей, реализацию программы деятельности, и соответствующей действующим санитарным, противопожарным и иным правилам и нормам.

Инфраструктура лагеря – это совокупность объектов материального характера, предметных и социальных средств, обеспечивающих развитие детей, их социализацию и самореализацию в ходе пребывания в лагере.

Инфраструктура должна соответствовать целям, задачам и планируемым результатам оздоровительно-образовательной деятельности лагеря, учитывать особенности каждого возрастного этапа.

Перечень объектов, входящих в инфраструктуру лагеря, обусловлен программой деятельности лагеря и входит в раздел программы «Условия реализации программы».

Независимо от реализуемой программы в лагере должны быть созданы спортивная, игровая, досуговая зоны.

3.1. Спортивные, туристские объекты на территории лагеря:

  • Открытые спортивные площадки для волейбола, пионербола, баскетбола, футбола, тенниса с травмобезопасным покрытием,
  • Дорожка из песка для прыжков в длину.
  • Спортивно-развлекательные городки для малышей.
  • Комплекс спортивных тренажеров.
  • Детская полоса препятствий.
  • Площадка для пляжного волейбола.
  • 3-5 спортивных городков с турниками металлическими разной высоты, бревном, брусьями, канатами, шведскими стенками, уличными тренажерами и искусственным покрытием, рассчитанные для детей разных возрастов и роста.
  • Стадион с трибунами и раздевалками
  • Каток, лыжная тропа, зимняя горка для санок и ледянок.
  • Специальная площадка для туризма: место для костра, место для палаток, веревочный городок, переправа, иные «препятствия», водная станция с лодками, каяками, катамаранами,

3.2 Инфраструктура, необходимая в игровой зоне и зоне отдыха:

  • Специально обустроенные площадки для вечернего лагерного костра.
  • Беседки-веранды для проведения отрядных мероприятий.
  • Детский городок с качелями и горками.
  • Летняя эстрада, открытая танцплощадка.
  • Клуб: зрительный зал со стульями, оборудованная сцена, гримерные.
  • Компьютерный зал.
  • Беседки и скамейки для чтения литературы.
  • Отдельные кружковые комнаты.
  • Детские игровые площадки для маленьких детей: качели, карусели, лесенки, «паутинка», лавочки, столы и т.д.
  • Питьевые фонтанчики или кулеры с водой.
  • На территории лагеря обязательно наличие нескольких контейнеров для мусора для контроля разделения мусора (разделительный сбор мусора, сортировка мусора, разделение отходов) и выборочный сбор отходов.
  • Велосипедные и пешеходные дорожки с освещением отдельно от основных дорог для движения транспорта.

3.3 Оборудование жилых детских корпусов для проведения досуга.

Общий холл с раскладывающимся столом и стульями для игр и подготовки к вечерним тематическим мероприятиям. Диван, скамейки, пуфы. Место для отрядного уголка со стендом для размещения отрядных заметок, детских рисунков и разных отрядных материалов.

Кулер с питьевой водой и стаканчиками.

Столы для черчения/рисования/лепки/настольных игр/поделок.

4.Программа пребывания в лагере. Обеспечение содержания, условий и результатов реализации социального заказа в программе деятельности лагеря.

Содержание деятельности лагеря обусловлено социальным заказом - региональной культурной, национальной, экономической, социальной, образовательной политикой, региональной программой «Семья и дети Пермского края», потребностями развития научной, производственной и других сфер, интересами организаций, учреждений, общественных объединений, предприятий и других субъектов социальной инфраструктуры, находящихся на территории действия лагеря, а также запросами детей, родителей и организаций, закупивших услуги в данном лагере, являющихся актуальными и потенциальными участниками деятельности данного лагеря.

В соответствии с Типовым Положением о детском оздоровительном лагере основными задачами лагеря являются:

  • организация содержательного досуга детей;
  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • создание необходимых условий для личностного, творческого, духовно-нравственного развития детей, для занятий детей физической культурой и спортом, туризмом, расширения и углубления знаний об окружающем мире и природе, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда, формирования и развития позитивной мотивации здорового образа жизни;
  • воспитание и адаптация детей к жизни в обществе, привитие навыков самоуправления, чувства коллективизма и патриотизма;
  • формирование у детей общечеловеческой культуры и ценностей;
  • привлечение детей к туристской, краеведческой, физкультурно-спортивной и военно-патриотической и иной другой деятельности.

4.1.Содержание деятельности лагеря, направленное на решение вышеназванных задач, условия их решения и результативность определяются Программой деятельности лагеря, разработанной коллективом лагеря и утвержденной руководителем лагеря.

4.2.Концепция, цели, задачи, принципы, основные направления программы деятельности лагеря соответствуют социальному заказу.

4.3.Деятельность лагеря, в соответствии с Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52887-2007"Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" предусматривает оказание следующих услуг, содержание которых отражается в программе деятельности лагеря:

- образовательные услуги, направленные на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование умений и навыков;

- психологические услуги, направленные на улучшение психического состояния детей и их адаптацию к условиям жизнедеятельности;

- услуги по организации культурно-досуговой деятельности, туристские, краеведческие и экскурсионные, обеспечивающие разумное и полезное проведение детьми свободного времени, их духовно-нравственное развитие, приобщение к ценностям культуры и искусства;

- услуги в сфере физической культуры и спорта, направленные на физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма детей.

4.4. В программе деятельности лагеря четко определены результаты реализации программы:

-личностные результаты через формирование социального опыта детей;

-метапредметные, обеспечивающие формирование ключевых компетенций;

- предметные через формирование основополагающих базовых культурных способов/средств действия, с описанием критериев, индикаторов, способов и форм оценивания.

4.5. В рамках образовательных услуг предусматривается реализация дополнительных образовательных программ. В лагере обеспечено разнообразие (не менее 3-х) направленностей дополнительных образовательных программ. Должен быть обеспечен свободный выбор каждым ребенком направления и видов деятельности в лагере в пределах возможностей, предоставленных лагерем.

В лагере предусматриваются, в том числе, предпрофессиональные программы, способствующие профессиональной ориентации старшеклассников, проектная, научно-исследовательская деятельность.

4.6.Программы по организации культурно-досуговой деятельности отдыха и оздоровления детей направлены на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы в сфере досуга; на удовлетворение потребностей детей в отдыхе, релаксации, общении с учетом их интересов, индивидуальных и возрастных интересов. В лагере проводятся сюжетно-ролевые, конкурсно-развлекательные, информационно-дискуссионные, фольклорные, шоу-программы, досуговые программы, фестивали, выставки и т.д.

4.7.В лагере реализуются мероприятия физкультурно-спортивной направленности. Физкультурно-оздоровительные программы (подпрограммы, планы) предусматривают вовлечение детей в тренировочную, физкультурно-спортивную, игровую деятельность с целью укрепления здоровья, повышения уровня профессионально-спортивного мастерства. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни происходит в ходе проведения спортивных праздников, игр, спартакиад по различным видам спорта, эстафет и т.д. Деятельность в сфере физической культуры и спорта проводится в соответствии с учетом возраста детей, состояния их здоровья, их интересов и запросов.

4.8.Лагерь организует тематические, профильные смены по программам отдельной направленности.

4.9. Для реализации содержания программы деятельности лагере создается развивающая и формирующая среда (интерактивные музеи, тренажеры, веревочные парки, минитехнопарки, тематические парки и т.д.)

4.10. Должно быть обеспечено добровольное участие ребенка в мероприятиях лагеря. При этом ребенок выбирает для себя форму участия: зритель, активный участник, организатор. В случае отказа ребенка от участия в мероприятиях должно быть обеспечено педагогическое сопровождение его пребывания на территории лагеря (присмотр).

4.11.По итогам участия детей в мероприятиях лагеря и реализации его программы должно быть предусмотрено их поощрение, награждение за достижения в различных сферах деятельности.

4.12.Должно быть обеспечено фотографирование и видеосъемка детей в ходе проведения мероприятий, возможность для родителей приобрести фото и видеоматериалы. Не допускается размещение фото- и видеоматериалов с изображением лиц детей в информационных ресурсах без письменного согласия на то родителей.

4.13. В лагере организуется поздравление детей в их день рождения. Форма поздравления определяется педагогическим коллективом и (или) органом самоуправления.

5. Социальное партнерство семьи и лагеря. Организация взаимодействия с родителями во время пребывания ребенка в лагере.

Готовность лагеря к сотрудничеству с семьей является одной из характеристик открытости, признаком демократичности. Семья – это микросоциальная структура или группа, в которую ребенок входит непосредственно.

Наиболее эффективными типами взаимодействия являются сотрудничество и диалог. Семья становится более активным социальным институтом, способным осознанно формулировать конкретный социальный заказ на отдых и оздоровление ребенка.

Взаимодействие лагеря с родителями осуществляется в следующих формах.

5.1.Между руководителем лагеря и родителем заключается Договор об оказании услуг. В Договоре должны быть отражены: предмет договора, права, обязанности и ответственность лагеря, ребенка и родителей, условия досрочного прекращения пребывания ребенка в лагере, условия возврата финансовых средств в случае досрочного прекращения пребывания ребенка в лагере. Приложением к договору является письменное согласие родителей на оказание психологических, медицинских и др. услуг.

5.2. Лагерь обеспечивает доступность для родителей Правил пребывания детей в лагере, Правил посещения родителями лагеря, правил телефонных разговоров детей с родителями путем размещения данных документов на сайте лагеря, на информационном стенде в офисе лагеря, информационных листовках, являющихся приложением к Договору. При приобретении путевки родителям предоставляется памятка «Как подготовить ребенка к поездке в лагерь».

5.3.Лагерь обеспечивает круглосуточную связь с лагерем: телефон, интернет. Информация о контактных номерах телефона, электронном адресе лагеря размещается на сайте лагеря, в офисе лагеря, в информационных листовках. Также в открытом доступе размещается информация о схеме проезда в лагерь, контактных данных администрации лагеря, программы деятельности лагеря, перечня предоставляемых услуг.

5.4.Лагерь организует информирование родителей в случаях: значимых достижений ребенка, болезни ребенка, получения им травмы, фактах нарушения его прав другими детьми или сотрудниками, нарушения им прав других детей, совершения ребенком правонарушения или преступления, нарушения законодательства о табакокурении, употребления ребенком алкогольных напитков, психоактивных веществ.

5.5.Решение о проведении родительского дня в лагере принимает администрация лагеря. В случае проведения родительского дня информация о сроке его проведения, программе проведения размещается на сайте лагеря.

6. Предоставление медицинских услуг в лагере

Лагерь в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности предоставляет медицинские услуги, обеспечивающие охрану здоровья, своевременное оказание медицинской помощи, профилактику заболеваний и формирование навыков здорового образа жизни у детей, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований.

Медицинские услуги предоставляются в следующих формах:

6.1.Выявление детей, нуждающихся в медицинской помощи или контроле со стороны медицинского работника.

Медицинский работник присутствует при заезде детей в лагерь: в пункте общего сбора при заезде в лагерь или в лагере в случае самостоятельного заезда детей в лагерь. Родители могут проинформировать медицинского работника через проведение анкетирование или предоставив письменную информацию об особенностях здоровья ребенка, указав, в том числе информацию о том, какие операции, травмы перенес ребенок; какими заболеваниями переболел в ближайшее время; какие лекарства принимает постоянно или по курсу на период пребывания в лагере; страдает ли тяжелыми заболеваниями, если да, то какими; бывают ли у ребенка судороги, потери сознания, тошнота, рвота; есть ли у ребенка проблемы со стороны сердечно-сосудистой системы; склонен ли к повышению сахара в крови и т.д.

Медицинский работник обязан соблюдать конфиденциальность полученной информации.

6.2.Оказание медицинской помощи детям в лагере.

Каждое обращение ребенка за медицинской помощью фиксируется в журнале обращений. В случаях помещения ребенка в изолятор, получения им травмы, направления в стационарное медицинское учреждение, медицинский работник информирует родителей об изменении состояния здоровья ребенка, о медицинских препаратах, принимаемых им и проводимых в отношении него медицинских процедурах.

6.3. Проведение динамического наблюдения за состоянием здоровья детей. Медицинский работник осуществляет наблюдение за состоянием здоровья детей ежедневно путем: ежедневного обхода отрядов с целью выявления отклонений в состоянии здоровья детей, опроса вожатых и воспитателей, присутствия на спортивных и других массовых мероприятиях. Также медицинский работник проводит диагностику состояния здоровья детей в начале и в конце лагерной смены. Данные оценки эффективности оздоровления, проведенной не менее, чем по 4-м показателям, доводятся до сведения родителей.

6.4. Участие в реализации программы деятельности лагеря по вопросам формирования здорового образа жизни, бережного отношения к здоровью.

Медицинский работник организует работу по выпуску наглядной агитации по вопросам здоровьесбережения, проводит консультации и беседы с детьми, участвует в проведении дней здоровья и других мероприятиях, направленных на оздоровление детей.

6.5. Индивидуальная работа с детьми, направленная на предупреждение вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания).

В случае выявления детей, имеющих вредные привычки, медицинский работник информирует о выявленном факте родителей. Совместно с вожатым (воспитателем), педагогом-психологом, инструктором по физической культуре может быть разработана и реализована индивидуальная программа оздоровления детей, направленная на отказ от вредных привычек.

7.Обеспечение открытости, в том числе информационной, и доступности реализации социального заказа в лагере. Социальное партнерство.

Понятие «открытость» включает широкий спектр признаков. Это, прежде всего «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения как детей, так и взрослых. Бурное развитие информационных технологий расширяет возможности для развития информационного обмена между лагерем и социумом.

Успешной реализации программы деятельности лагеря способствует социальное партнерство. Также оно может стать механизмом социокультурной модернизации системы отдыха и оздоровления детей в целом. Эта деятельность может осуществляться как на постоянной основе, так и в ходе ситуативных акций, специально планируемых в рамках социального партнерства.

7.1. Лагерь обеспечивает наличие и расширение взаимосвязей с социокультурной средой, институтами образования, культуры и спорта, с семьей, предприятиями, общественными организациями, с местными и государственными структурами власти.

7.2. Лагерь обеспечивает информационную открытость и доступность сведений через размещение информации на сайте, в СМИ, других информационных ресурсах. Обязательной является следующая информация на сайте лагеря: правоустанавливающие документы и документы, разрешающие деятельность лагеря, информация о месте расположения лагеря, схеме проезда, контактных данных, график проведения смен, список педагогического состава с указанием образования, документов, подтверждающих факт прохождения курсов по подготовке к работе в лагере, режим дня лагеря, программа деятельности лагеря, перечень детских объединений различной направленности, работающих в лагере.

7.3. Лагерь обеспечивает возможность получения консультативной помощи на информационных ресурсах.

7.4.Обеспечена возможность он-лайн бронирования и покупки путевки.

7.5.Имеется возможность интерактивного обсуждения деятельности лагеря путем установления обратной связи через сообщества, форумы на информационных ресурсах.

7.6.При реализации программы деятельности лагеря используются ресурсы организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных, общественных, творческих, волонтерских, просветительских сообществ.