Развитие школьно-образовательного туризма в Москве
На Межрегиональной конференции по развитию школьно-образовательного туризма, которая состоялась в Москве 19-20 сентября 2013 г. в конференц-зале Государственного Геологического музея им. В.И.Вернадского (ул. Моховая, д. 11, стр. 11) о развитии этого чрезвычайно востребованного продукта участникам, приехавшим из 46 российских регионов, рассказали заместитель председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы Ирина Руденко, заместитель руководителя Департамента туризма и региональной политики Министерства культуры РФ Эльмира Хаймурзина, генеральный директор ООО «Интерс», руководитель объединения «Мостурпул» Татьяна Козловская, представители департаментов образования и культуры, директора московских музеев.
Школьные туры в Москву на сегодняшний день составляют большую часть столичных экскурсионных программ. Они включают в себя как экскурсии для школьников, так и образовательные туры. Длительность таких программ − от 1 до 7 дней. Цены на подобные поездки в Москву вполне доступны. Например, стоимость 3-дневного пребывания в столице в составе группы с проживанием в отеле, питанием и тремя экскурсиями в среднем составляет 6000 руб. и зависит от количества выбранных экскурсий.
«Мы разрабатываем туры, - говорит заместитель председателя Москомтуризма Ирина Руденко, − с учетом возраста школьников и соответствия учебным программам. Есть 3 возрастные категории − младшие, средние и старшие классы. Соответственно, под каждую такую группу разработан отдельный тур, и проводятся они по-разному. Например, экскурсии по местам, связанным с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, для младших школьников формируются на основе рассказов писателя, а для старшеклассников уже на более сложном материале − романе «Война и мир».
Во время экскурсии для детей самой привлекательной, как известно, является возможность увидеть воочию то, что они видят на картинках в учебнике или на телевизионном экране. Например, на экскурсии в Московском зоопарке можно познакомиться с многообразием животного мира, а в Планетарии и «Звездном городке» − узнать о том, как готовят к полетам в космос настоящих космонавтов».
Предпочтения групп из разных российских регионов во многом определяются степенью отдаленности от столицы. Например, у школьников из Иркутска, наибольшим спросом пользуются программы «Московские уроки» продолжительностью от 3 до 7 дней с посещением Дарвиновского музея, Третьяковской галереи, Геологического музея, Планетария и Кремля. Жители регионов, расположенных недалеко от Москвы, выбирают короткие программы − от одного до трех дней. А само наполнение программ зависит от возрастной категории школьников. Так, в разработанную Москомутризмом серию туров «Московские уроки» на материале московских музеев входят уроки истории, музыки, литературы, физики, астрономии, географии и др. Особенность «Московских уроков» состоит в том, что их можно проводить в течение всего учебного года. Это позволяет организовать стабильный турпоток школьников из регионов, что особенно привлекательно для региональных агентств.
Если говорить о детском туризме, то родители и учителя при выборе туристической компании, прежде всего, обращают внимание на такие аспекты, как стабильность, надежность, высокое качество обслуживания. Всем этим критериям отвечает объединение московских туроператоров по приему в Москве «Мостурпул», которое было создано осенью 2011 года при поддержке Комитета по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы. В это объединение вошли такие крупнейшие туроператорские компании как «Анкор», «Интерс», «Интурист», «Роза ветров» и др.
Теме школьного и познавательного туризма Комитетом по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы уделяется большое внимание. Только в 2013 году и только по теме детского туризма, школьных туров и экскурсий, Москомтуризмом было издано 2 путеводителя на русском языке, «Москва − детям» и «Школьные экскурсии», общим тиражом 20 000 тысяч экземпляров, а также каталог «Экскурсионные туры в Москву», содержащий специальный раздел о школьных экскурсиях на русском и английском языках. Издана и тематическая карта-схема «Москва с детьми».
С целью популяризации школьных туров совместно с «Мостурпулом», Комитет проводит в российских регионах для профессионалов туристической отрасли роад-шоу «Добро пожаловать в Москву!», в ходе которого туроператоры рассказывают турагентам об экскурсионных возможностях столицы. Осенью 2013 впервые в рамках этого роад-шоу в 15 регионах Российской Федерации пройдут презентации школьных программ по Москве для преподавателей образовательных учреждений. Разработано и методическое пособие агентствам по школьным турам в Москву. А для того чтобы агентства смогли сами оценить качество и привлекательность столичных экскурсионных программ, операторами, входящими в объединение «Мостурпул» проводятся рекламные туры по Москве.
Источник: Комитет по туризму Правительства Москвы