Развитие яхтинга для детей
Косинский морской клуб помогает решать проблемы «малого» судостроения
17 мая 2016 г. в конференц-зале Гостиного Двора состоялся Всероссийский круглый стол, посвященный вопросам развития Народного флота и отечественной Морской Индустрии, который прошел в составе VI Международного форума «Морская индустрия России». В работе форума принимали участие представители организаций, занимающихся с детьми и молодежью, представители судостроения, промышленности, науки, образования, водноспортивных организаций, представители органов власти, Военно-Морского флота, Морской пограничной береговой охраны, Морского (транспортного), Рыбопромыслового и Речного флотов России.
Впервые за многие годы поднимался вопрос о создании отечественного флота судов, пригодных для выполнения задач морского патриотического воспитания подрастающего поколения России.
С докладом на Форуме выступил Командор Косинского детского морского клуба, капитан 1 ранга запаса Шадрин Михаил Георгиевич, который, основываясь на многолетнем опыте Косинского морского клуба, предложил новые пути решения проблемы привлечения детей и молодежи к занятию морским делом.
Косинский детский морской клуб вот уже около 30 лет ведет работу с детьми, подростками и взрослым населением по пропаганде здорового образа жизни, морским патриотическим и гражданским воспитанием, популяризацией водных видов спорта. За год ресурсами клуба пользуются от 4 до 6 тысяч человек.
Клуб осуществляет свои программы по всей территории России и за рубежом.
10 лет морской клуб вел Морской Кадетский корпус – досуговое учреждение, главной задачей которого было воспитание первичной мотивации к активной жизненной позиции и совершенствование личностных качеств на основе морских традиций.
Морское дело и парусный спорт имеют огромный воспитательный и образовательный потенциал. Богатые традиции русского флота могут послужить замечательной основой патриотического воспитания детей и подростков. Именно морские традиции позволяют с самого раннего возраста воспитывать в человеке чувство долга, ответственности, товарищества.
Председателем Правительства Российской Федерации было дано поручение: «Представить предложения по созданию благоприятных условий для развития яхтинга в прибрежных зонах России». Морская доктрина Российской Федерации также ставит перед нами задачу по морскому воспитанию подрастающего поколения.
Управление парусным судном дает детям и подросткам возможность поддержания хорошей физической формы, опыт преодоления сложностей, развивает координацию движений, вырабатывает навыки принятия решений в реальных условиях.
Несмотря на то, что Россия – ведущая морская держава, в настоящее время занятия парусным спортом, к сожалению, не являются массовыми. Хотя возможности по выходу на воду под парусом есть практически во всех регионах страны. Однако, из-за отсутствия надлежащей организационно-методической и материальной базы познакомить детей и подростков с управлением парусным судном, чрезвычайно трудно.
На 01.01.2014 численность детей и подростков в РФ в возрасте 7-15 лет составила 12 559 000 человек. В России насчитывается всего 39 детских парусных школ и секций (ВФПС), 58 детских морских центров и клубов юных моряков (РОО "Молодёжная Морская Лига"). При самой оптимистической средней оценке в 100 занимающихся детей в секции/клубе, мы приходим к тому, что занятиями парусным спортом и морским делом у нас охвачено менее 10 000 детей, т.е. менее 0,1%.
Для организации работы по морскому патриотическому воспитанию любому морскому клубу необходимы четыре условия:
- наличие команды энтузиастов;
- водная база;
- флот маломерных и спортивных судов;
- финансовая поддержка.
В настоящее время в России есть крайне небольшое количество детских судоверфей, которые в последующем используют построенные суда для обучения и походов. Детских судоверфей на базе детских лагерей нет вообще. Строящиеся в России или закупаемые за рубежом маломерные суда преследуют исключительно коммерческие цели или предназначены для спорта высоких достижений. Они очень дорогостоящие и не пригодны для выполнения задач морского патриотического воспитания. Задача усложняется еще и тем, что у нас полностью отсутствуют стандарты такого воспитания, и каждый решает эти задачи по своему разумению и в одиночку. Отсюда и сложность формирования заказа для промышленности.
Косинский морской клуб предлагает решение этой проблемы.
1. Для начала, надо провести учет и оказать поддержку тем немногим детским судостроительным верфям, которые все еще продолжают работать, производы плавсредства для юных моряков. Так, например, на базе клуба в Москве создана и успешно работает экспериментальная судостроительная верфь, которая выполняет следующие задачи:
На судоверфи клуба построены и испытаны плавсредства, применяемые для задач морского патриотического воспитания как детей, так и взрослого населения:
- гребно-парусная четырех весельная шлюпка типа «Бастион»;
- учебная двух мачтовая бригантина «Княжна»;
- одноместный швертбот «Лука»;
- конструкторский набор «Тузик».
2. Другое направление – выполнение программ клуба на безе ВДЦ «Орленок» и «Артек».
Во Всероссийский Детский Центр «Орлёнок» каждое лето приезжает более 10 000 детей из всех регионов Российской Федерации, что сравнимо с общей численностью детей, посещающих Морские клубы и парусные секции. Запуск в ВДЦ хорошо организованных «морских» программ позволит повысить интерес и привлечь к занятиям морским делом и парусным спортом огромное количество новых ребят и в течение нескольких лет увеличить количество увлеченных и занимающихся морским делом детей.
Эти дети, вернувшись домой, будут искать у себя дома секции парусного спорта, Клубы Юных Моряков и обеспечат приток мотивированных участников в них.
Кроме того, данный проект поможет в выборе нового направления развития для спортсменов, покинувших "большой спорт" и отставных военнослужащих ВМФ, которые смогут в рамках проекта реализовать себя в качестве мастеров производственного обучения или инструкторов по парусному спорту и морскому делу.
В 2015 году Косинский детский морской клуб совместно с Лагерем активного отдыха «ЧАРЛИ» и ВДЦ «Орлёнок» приступил к реализации проекта «Формирование в ВДЦ «Орлёнок» центра приобщения к морскому делу и парусному спорту детей и подростков из всех регионов Российской Федерации». Начиная с октября 2015 года силами детей смены лагеря осуществляется строительство собственного флота – двухместных швертботов «Орлёнок» (модернизированный проект швертбота «Ворьен»). Данные швертботы предназначены для обучения участников возраста 10-16 лет, на прием которых и рассчитан ВДЦ «Орлёнок». Для детей младшего возраста ВДЦ «Артек» в Косинском детском морском клубе разработан кит-набор швертбота «Тузик» для самостоятельной постройки в течение одной лагерной смены.
3. Однако занятия на швертботах не предполагают массовый характер вовлечения детей и высокую степень работы над формированием коллектива, т.к. они предназначены для экипажа в 2 человека и обучение на них строится во многом на индивидуальной основе.
Оптимальными судами для приобщения детей и подростков к морскому делу и парусному спорту являются шлюпки, команды которых состоят из 7-11 человек.
В настоящее время используются шлюпки типа Ял-6 и Ял-4. Они спроектированы ещё в Петровские времена, морально устарели, а строительство их силами детей – просто невозможно.
Мы предлагаем расширить и модернизировать морские практики для детей, подростков и молодёжи, используя для работы современную парусно-гребную лодку по типу Дрескомб-Логгера.
Сейчас мы приступили к разработке технического задания на проектирование кит-набора для самостоятельного изготовления таких щлюпок в условиях детского клуба, а также методики их использования для обучения и проведения шлюпочных походов.
В настоящее время ни одна из верфей деревянного судостроения в России не производит кит-наборы для последующей сборки. Заинтересованность в строительстве таких судов выразил ВДЦ «Орленок» и готов предоставить свою Детскую судоверфь для его реализации.
Имея флот однотипных судов на базах ВДЦ мы можем распространять создаваемые там стандарты морского обучения и воспитания по всем регионам России, а также проводить полноценные всероссийские соревнования среди участников профильных смен.
Данный проект будет иметь достаточно продолжительную перспективу, т.к. построенные суда будут рассчитаны на срок эксплуатации без капитального ремонта не менее 5 лет. Что позволит привлечь к морскому делу и парусному спорту примерно 5 000 детей и подростков, а после капитального ремонта, – еще примерно такое же количество. Таким образом, за счет реализации проекта в морское дело и парусный спорт будет вовлечено количество детей и подростков, сравнимое с общим количеством занимающихся на сегодня в парусных секциях, школах, Детских Морских Центрах, Клубах Юных Моряков и подобных объединениях.
Выступление руководителя Косинского морского клуба Шадрина М. Г. было горячо поддержано участниками Форума, а некоторые организации, как, например, Объединенная Судостроительная Компания – гигант отечественного судостроения, выразил особое внимание к проектам клуба.