Главная / Материалы совещаний, слушаний, заседаний, съездов по детскому туризму и отдыху / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Общественные слушания. / Рекомендации общественных слушаний в Общественной палате РФ «Детский туризм: после Карельской трагедии»

РЕКОМЕНДАЦИИ общественных слушаний в Общественной палате РФ «Детский туризм: после Карельской трагедии»

ПРОЕКТ

17 ноября 2016 г. г. Москва

17 ноября 2016 года в Общественной палате Российской Федерации по инициативе Комиссии детско-юношеского и молодежного туризма Общественного совета при Федеральном агентстве по туризму (Ростуризм) были проведены общественные слушания на тему: «Детский туризм: после Карельской трагедии». Слушания были подготовлены совместно названной Комиссией и Комиссией по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественников за рубежом Общественной палаты Российской Федерации. В слушаниях участвовали члены Общественной палаты Российской Федерации, представители министерств и ведомств, специалисты детского туризма, работники образовательных учреждений, специалисты по проблемам социальной работы и досуга молодежи, ученые, педагоги, представители СМИ и общественных организаций более чем из 10 регионов Российской Федерации.

Участники слушаний единодушно отметили важность детского туризма для воспитания (в том числе патриотического), оздоровления, профессиональной ориентации и формирования культуры подрастающего поколения. Однако, несмотря на все положительные стороны детского туризма, в стране продолжают сокращаться показатели его развития. В частности, за последние 10 лет количество участников экскурсий в системе образования уменьшилось примерно на 1 миллион человек (до 2,2 млн. детей в год), а участников туристских походов – почти вдвое (до 800 тысяч детей в год). Из года в год продолжает уменьшаться количество станций и центров туристско-краеведческого направления (за 15 лет их количество упало с 534 до 180). Как правило, объединение под предлогом некоей «оптимизации» таких станций и центров с другими образовательными учреждениями (в том числе дополнительного образования) приводит к тому, что туристское направление из деятельности объединенного учреждения вскоре исчезает.

Еще в 2014 году на слушаниях «О необходимости государственной поддержки детского туризма» в Общественной палате Российской Федерации отмечалось, что развитию детского туризма мешают, в первую очередь, забюрокраченность, принятие непродуманных нормативных документов, причем нередко без экспертной оценки и общественного обсуждения. Снятие различных бюрократических ограничений даже без серьезного дополнительного финансирования детского туризма могло бы увеличить численность юных туристов и экскурсантов в стране на 30—50%.

Большие надежды специалисты тогда возлагали на созданный в 2014 году Координационный совет по развитию детского туризма при Правительстве Российской Федерации (руководителем Координационного совета стала вице-премьер О.Ю.Голодец). Действительно, работа Координационного совета привела к решению нескольких очень важных системных проблем детского туризма (например, был установлен бесплатный вход для детей в федеральные музеи, 50-процентная скидка на проезд детей летом 2016 г. по железной дороге и др.). Однако деятельность Координационного совета с октября 2015 года практически остановилась.

Сейчас, на слушаниях в ноябре 2016 года, специалисты с сожалением отмечают, что ситуация с детским туризмом в стране кардинально не улучшилась, а даже ухудшилась. Огромный вред развитию детского туризма принесла произошедшая 18 июня 2016 года в Карелии трагедия, когда на Сямозере утонули 14 подростков. Хотя главными причинами ее явились халатность и безответственность руководителей «Парк-отеля «Сямозеро», по всей стране прокатилась волна запретов и фактически гонений на детский туризм (особенно активный): во многих регионах были закрыты палаточные лагеря, запрещены походы (и не только водные), туристские слеты и другие мероприятия. Известны случаи, когда юных туристов, отправившихся в поход со своими педагогами и имевших все необходимые документы и разрешения, руководители образовательных учреждений заставляли сойти с поезда и вернуться домой. И дети, и родители были в шоке от таких действий, не имевших никаких реальных оснований.

По итогам состоявшегося в Общественной палате обсуждения участники общественных слушаний считают необходимым рекомендовать:

Правительству Российской Федерации:

1. Рассматривать развитие детского туризма как стратегическое направление деятельности по патриотическому воспитанию (в том числе познанию своей Родины), образованию и оздоровлению подрастающего поколения, как одну из перспективных форм организации летнего отдыха детей, становления их личности, выработки активной жизненной позиции.

2. Возобновить регулярную работу Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве Российской Федерации под руководством вице-премьера О.Ю.Голодец.

3. Определить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию деятельности по развитию детского туризма, и наделить его соответствующими полномочиями, уточнив при этом полномочия других федеральных ведомств в сфере детского туризма. Головное ведомство должно вырабатывать рекомендации по развитию этой сферы и давать экспертную оценку ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ нормативным актам, касающимся ее.

4. При указанном в п. 3 ведомстве создать постоянно действующую межведомственную комиссию по вопросам детского туризма (с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, АСИ, общественных организаций и специалистов по детскому туризму). Комиссия, в том числе, должна провести пересмотр нормативных правовых актов, регламентирующих организацию туристско-экскурсионной работы с детьми, и внести предложения по снятию излишних административных барьеров для ее осуществления.

5. Дополнить полномочия Минобрнауки России полномочиями по развитию туристско-краеведческой деятельности, утверждению ведомственных нормативных актов и другой регламентации названной деятельности в образовательных организациях и полномочиями по учреждению ведомственных наград за заслуги в развитии детского туризма и награждению ими.

6. Внести в действующее законодательство четкое разграничение понятий «детский отдых и оздоровление» и «детский туризм» с четкой формулировкой этих терминов.

7. Срочно разработать и утвердить постановлением Правительства Российской Федерации ЕДИНЫЙ порядок (единые требования) организации и проведения туристских мероприятий с детьми (походов, экскурсий, слетов и др.), обязательный для всех организаций любой формы собственности и ведомственной принадлежности, возложив на них ответственность в случае его неисполнения.

8. Внести изменения в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)», утвержденную Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644, предусмотрев в ней мероприятия, направленные на развитие детского туризма.

9. Включить в перечень целевых показателей федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» показатели, характеризующие состояние детского туризма и соответствующей инфраструктуры.

10. Включить в перечень факторов, определяющих эффективность деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, показатель, характеризующий состояние детского туризма в регионе.

11. Предусмотреть в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года акции, связанные с развитием детского туризма, в том числе дополнить перечень задач Стратегии задачей «Развитие детского и молодежного спортивно-оздоровительного туризма», а перечень приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации дополнить следующими направлениями:

  • «создание условий для развития спортивно-оздоровительного туризма»;
  • «создание условий для развития детского туризма».

12. Включить в перечень целевых показателей Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года показатели, характеризующие состояние детского туризма, в том числе:

  • «Количество обучающихся общеобразовательных организаций, участвующих в туристских походах»;
  • «Количество организованных летних лагерей палаточного типа»;
  • «Количество детей, отдохнувших в лагерях палаточного типа в рамках летней оздоровительной кампании»;
  • «Количество детей, совершивших экскурсии».

13. Создать механизм налоговых преференций для организаций, оказывающих услуги в сфере детского туризма.

14. Разработать механизм субсидирования процентных ставок по кредитам для инвесторов, реализующих инфраструктурные проекты в сфере детского туризма.

15. Ввести ежегодные круглогодичные скидки на проезд железнодорожным транспортом организованным группам детей и учащейся молодежи (студентам).

16. Предусмотреть меры для увеличения (особенно в летний период) числа плацкартных вагонов в поездах для проезда групп детей на популярных туристских направлениях, что будет способствовать снижению расходов при организации туристско-экскурсионной работы с детьми.

17. Вывести детский туризм из-под действия федерального закона 44-ФЗ, как это было сделано с детским отдыхом (то есть отменить в этой сфере систему электронных аукционов), поскольку применение этого закона показало, что в существующем виде он существенно усложняет проведение многих туристских мероприятий (поездок, походов, турслётов).

18. Исключить из общероссийской статистики детских оздоровительных учреждений лагеря дневного пребывания при школах, поскольку эти лагеря не являются оздоровительными учреждениями.

19. Распространить на сферу детского туризма действие социального сертификата на отдых, прошедшего успешную апробацию под эгидой АСИ в отдельных регионах в 2013 году, и обеспечить внедрение этого сертификата во всех регионах Российской Федерации.

20. Разработать и экспериментальном порядке и внедрить механизм государственно-частного партнерства в части возрождения в регионах РФ объектов детского туризма при участии частных инвесторов.

21. Обеспечить эффективное функционирование в каждом регионе Российской Федерации профильных организаций дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности, возложив на них полномочия сетевого взаимодействия со всеми образовательными организациями региона в целях развития детского туризма.

22. Разработать и принять нормативный документ, содержащий исчерпывающий перечень причин, по которым может быть закрыт детский лагерь или слет, и процедуру такого закрытия и вывоза детей. Закрытие лагеря в общем случае должно происходить лишь по решению суда, оперативное же закрытие возможно только в случае серьезной угрозы жизни и здоровью детей по решению комиссии, в состав которой должны входить представители Роспотребнадзора, Минздрава, МЧС, местных органов власти, руководства и собственников лагеря.

23. Разработать и принять нормативный документ, согласно которому проверки детских лагерей при отсутствии жалоб на их работу уполномоченные органы исполнительной власти имеют право проводить не более одного раза за смену.

Минкультуры совместно с Ростуризмом:

1. Определить комплекс мер, в том числе в виде различных льгот, по поддержке туристских компаний, формирующих и реализующих туры по России для детей и молодежи.

2. Разработать программы экскурсионных поездок детских групп для посещения объектов историко-культурного наследия.

3. Привлекать представителей туристского сообщества к работе над всеми документами, имеющими отношение к формированию, реализации, обеспечению безопасности поездок организованных групп детей.

Минкультуры России:

Принять меры для обеспечения доступности бесплатного посещения музеев федерального подчинения (особенно Московского Кремля) организованными детскими группами (включая сопровождающих лиц), чтобы все дети имели свободный доступ к культурно-историческим ценностям своего Отечества.

Минобрнауки России совместно с Минкультуры и Ростуризмом:

  1. В рамках формирования госзаданий предусмотреть разработанную совместно с общественностью программу НИР по детско-юношескому туризму (в частности, НИР по определению на основании экспериментальных исследований норм нагрузки для детей разного возраста и пола при совершении ими туристских походов разных видов туризма и категорий сложности). Для обеспечения эффективности НИР принятие их результатов должно происходить с обязательным участием специалистов по детскому туризму и с учетом их мнения.
  2. Внедрить в практику работы проведение всероссийского ежегодного смотра-конкурса учреждений, осуществляющих деятельность в области детского образовательного туризма.
  3. Создать и организовать работу временного научно-исследовательского коллектива для разработки стратегии развития детского туризма в РФ.

Минобрнауки России:

  1. Возобновить работу по развитию детского туризма в системе образования, прекратившуюся при прежнем руководстве министерства.
  2. Пересмотреть устаревшие нормативные и методические документы об организации туристско-экскурсионной деятельности обучающихся. Направить в субъекты Российской Федерации рекомендации по минимизации количества документов, необходимых для указанной деятельности (включая документы по финансовой отчетности).
  3. Разработать и ввести (при участии общественности) нормативные документы, регламентирующие образовательный туризм детей и молодежи как неотъемлемую часть учебного процесса и эффективный метод образовательных технологий и воспитания.
  4. Принять меры для расширения сети станций и центров детско-юношеского туризма и краеведения, укреплению их материальной базы.
  5. Организовать обучение специалистов дополнительного образования по детскому туризму и краеведению, в том числе по программам «Инструктор детского туризма» и «Туристский организатор». Создать систему повышения туристской квалификации педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и учителей общеобразовательных школ. Способствовать открытию и\или расширению подготовки в гуманитарных вузах специалистов по специальности 032103 «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм».
  6. Организовать проведение всероссийских мероприятий по пропаганде активных форм детского туризма (в том числе всероссийского конкурса «Приглашение к путешествию», всероссийского конкурса на лучший туристский маршрут и др.)

Минприроды России:

  1. Обобщить опыт проведения детских экологических лагерей на особо охраняемых природных территориях федерального значения (в национальных парках и заповедниках) и принять меры для увеличения числа таких лагерей, а также маркированных маршрутов и оборудованных стоянок в нацпарках и заповедниках.
  2. Принять нормативный документ, по которому детские группы будут иметь преимущественное право на посещение указанных территорий, причем бесплатно.
  3. Прекратить практику поборов с детских групп на особо охраняемых природных территориях без предоставления конкретных услуг.

Минтрансу России:

Срочно пересмотреть с учетом мнения специалистов по детскому туризму и туристской общественности нормативные документы по перевозкам организованных групп детей и их багажа автобусами и по железной дороге, препятствующие развитию детского туризма.

ОАО «РЖД» и «ФПК»:

  1. Принять меры для увеличения (особенно в летний период) числа плацкартных вагонов в поездах для проезда групп детей на популярных туристских направлениях.
  2. В ж.-д. составах на популярных направлениях во время массового выезда детей на отдых предусмотреть медпункты-купе, укомплектованные необходимым оборудованием, медикаментами и персоналом. Обеспечить такие составы необходимым числом вагонов-ресторанов.
  3. Внести изменения в Распоряжение ОАО «РЖД» от 17 декабря 2007 г. № 2369р «Об утверждении Положения о порядке организации продажи проездных документов (билетов) на поезда дальнего следования», упрощающие процедуру оформления проездных документов для организованных групп детей.
  4. Уменьшить плату за заказ и бронирование билетов для организованных детских групп (возможно, ввести единую плату независимо от количества билетов).

МЧС России:

Пересмотреть ГОСТу 22336-77 на спасательные жилеты или разработать другой ГОСТ с учетом современных требований и материалов, устанавливающий требования к спасжилетам для их эффективного применения в сфере детского туризма. (В активном туризме профессионалами не используются нагрудники, соответствующие ГОСТу 22336-77, поскольку они не обеспечивают должной безопасности -- в нагруднике излишне большого объёма, не прилегающем к корпусу, трудно грести, самостоятельно плыть и вылезать на борт. К тому же этот спасательный нагрудник не обеспечивает ни теплоизоляции, ни защиты спины от ударов. При спрыгивании с борта в воду эта конструкция может повредить шею. В действующем стандарте нет требования к наличию паховых ремней, что может привести к выскальзыванию из спасжилета.)

Минспорта России:

  1. Способствовать проведению в школах и других учебных учреждениях в рамках сдачи норм ГТО испытания «Туристский поход».
  2. Предусмотреть во всероссийском календаре спортивных мероприятий соревнования по детскому туризму (в различных формах, по разным дисциплинам).
  3. Рассмотреть возможность упрощения порядка присвоения массовых спортивных разрядов, в том числе юношеских.

Минтруду РФ:

Совместно с заинтересованными ведомствами и общественными организациями разработать профессиональные стандарты для инструкторов детского туризма.

Роспотребнадзору:

  1. Не допускать принятия СанПиНов и других нормативных документов, касающихся детского туризма, без консультаций и учета мнения общественных организаций и специалистов, работающих в этой сфере.
  2. Внести уточнения или выпустить официальные разъяснения СанПиНа к детским палаточным лагерям, где более четко разделить требования к стационарным и передвижным лагерям, написать, чем передвижной лагерь отличается от похода, что считать выездным мероприятием, какие требования предъявляются к лагерям, в которых дети 2—5 дней тренируются перед походом, и др.

Федеральной службе безопасности:

Существенно упростить и ускорить для детей и подростков до 14 лет, не имеющих официальных документов с фотографией, получение пропусков для отдыха и путешествий в пограничных зонах.

МВД, МЧС, Генеральной прокуратуре, Следственному комитету России, Минобрнауке и Ростуризму

В обязательном порядке на своих сайтах размещать информацию о произошедших ЧП в детских туристских группах с анализом обстоятельств и причин, вызвавших эти происшествия (включая ошибки организаторов и руководителей мероприятия), чтобы опыт произошедшего могли учесть все взрослые, занимающиеся туризмом с детьми.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

  1. Прекратить безосновательные и неоправданные запреты и ограничения на проведение различных туристских мероприятий с детьми – походов, слетов, экскурсий и др.

  2. Принять меры для сохранения и развития сети учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности, подготовки и переподготовки кадров для них, укреплению их материальной базы. Станция или центр юных туристов (по возможности, со своей турбазой) обязательно должна быть в каждом областном центре, по возможности – в каждом городе.

  3. Возложить на вышеуказанные региональные центры и станции детского туризма функции по организационно-методическому обеспечению и координации деятельности образовательных организаций по развитию туристско-краеведческой деятельности с обучающимися в субъектах Российской Федерации.

  4. Пересмотреть местные нормативные акты по детскому туризму и существенно упростить организацию туристских мероприятий и последующую отчетность (в том числе финансовую) о них.

  5. Содействовать популяризации активного туризма путем проведения соревнований, слетов, фестивалей, конкурсов и т.п.

  6. Оказывать реальную поддержку социально ориентированным НКО и общественным организациям в сфере детского туризма на основе федерального закона № 40 от 15.04.2010 г. (в частности, путем предоставления в безвозмездное пользование помещений для туристских центров и клубов).

  7. Обеспечивать бюджетные образовательные учреждения, развивающие образовательный туризм, автобусами туристского класса различной вместимости.

  8. Разрабатывать для организованных групп детей экскурсионные туристские маршруты с активным передвижением (пешеходные, водные, велосипедные), предусматривать развитие необходимых объектов инфраструктуры для обустройства туристских стоянок, развивать систему исследовательских экспедиций обучающихся.