Главная / Опыт работы с детьми / ОПЫТ ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ, ЮНЫЕ ЭКСКУРСОВОДЫ / Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма (Пилюгина Е.В., Латышев О.Ю., г.Воронеж)

Школа юного экскурсовода как средство развития социального туризма (Пилюгина Е.В., Латышев О.Ю., г.Воронеж)

Пилюгина Екатерина Васильевна,
заместитель научного руководителя
Федерального эксперимента РАО,
руководитель экспериментальной школы юного экскурсовода.
8 (4732) 52-04-56. 8-908-143-67-94. katja725@yandex.ru
Латышев Олег Юрьевич,
научный руководитель Федерального эксперимента РАО,
академик МОО АДЮТК,
кандидат филологических наук,
основатель Мариинской галереи. 8-918-443-00-43,

 Организация на базе Воронежского областного краеведческого музея школы юных экскурсоводов для воспитанников школы-интерната №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наряду с задачей социализации детей-сирот решает ещё и задачу последовательного вовлечения всё более широких слоёв детей и юношества в экскурсионно-туристическую и краеведческую деятельность. Также среди наиболее важных результатов мы отмечаем развитие у юных экскурсоводов и посетителей их экскурсий гражданственности, чувства патриотизма, гордости за собственную историю и культуру. Таким образом, и туристический поток приобретает социальный характер. Данная работа может стать составной частью организации социального детско-юношеского туризма.

Проблемы вовлечения населения в этнический и этнографический туризм, создание центров народной самобытности и культуры, подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма и гостеприимства, а также формирования, продвижения и реализации молодежного туристского продукта представляются в равной мере актуальными для нашего творческого коллектива. Как известно, детско-юношеский туризм выделяется в качестве одного из приоритетных видов социального туризма, включая в себя самодеятельный (спортивно-оздоровительный), лечебно-оздоровительный; экологический и культурно-познавательный. Мы в праве сконцентрировать свои усилия на продвижении последнего из перечисленных видов. Культурно-познавательный детско-юношеский социальный туризм представляется нам благодатным и широко направленным полем деятельности по социализации детей-сирот, поскольку мотивация детей и подростков к туристической деятельности намного выше учебной, а возможности социализации в процессе общения с людьми, не встречающимися детям в интернате, также намного выше. С другой стороны, в общепринятую систему социального туризма полноправно входит социальная работа, помощь детям-сиротам, их социальная адаптация. Из этого следует, что при вовлечении детей-сирот в сферу социального туризма, их вхождение в общественные институты и отношения перестанет играть сугубо пассивный характер, поскольку будет регламентировано одновременно ещё и их собственным участием в ведении социальной работы. Вообще, Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ реализует следующее представление: «туризм социальный − туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей».

Он включает сотрудников Воронежского областного краеведческого музея, Мариинской галереи имени М.Д. Шаповаленко, а также экспериментальной группы, работающей в рамках Федерального эксперимента Института содержания и методов обучения Российской Академии образования. Одной из наиболее продуктивных площадок зарекомендовала себя Федеральная экспериментальная и инновационная площадка на базе школы-интерната №1 Воронежской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её работа началась ещё в 2003 году под руководством ведущего научного сотрудника ИСМО РАО О.Ю. Латышева, и вот уже десятый год является полем успешных научных изысканий в области социализации детей-сирот средствами ИКТ, экскурсионно-туристической деятельности и краеведения. Этот факт и побудил руководство Воронежского областного краеведческого музея (директор Елена Анатольевна Вычерова, заведующая экскурсионно-массовым отделомЕкатерина Васильевна Пилюгина) ответить согласием на предложение школы-интерната (директор – отличник народного просвещения Виктор Николаевич Ильин) о научно-педагогическом сотрудничестве и опытно-экспериментальной работе. Юридическим основанием для начала совместной деятельности стал подписанный 20 марта 2012 года руководителями учреждений договор, исходя из того, что интересам каждой из сторон соответствует разработка педагогических инноваций, форм и средств взаимодействия формального и неформального образования, их экспериментальная апробация и внедрение в практику современного образовательного учреждения. При этом появилась возможность осуществлять научно-педагогическое сотрудничество, направленное на совершенствование общеобразовательного процесса, дополнительного образования детей и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) работников музея и школы-интерната. Этот двусторонний акт доброй воли положил начало содействию успешному осуществлению совместной культурно-просветительской и туристско-краеведческой деятельности музея и школы-интерната. Для Воронежского областного краеведческого музея опыт подобного сотрудничества стал инновационным, так как сотрудничество с интернатами города и области до этого ограничивалось лишь традиционным экскурсионным обслуживанием и выездными мероприятиями.

Осуществляя просветительскую функцию, музей поддерживает различные формы работы с детьми (интерактивные программы, краеведческие конкурсы и викторины, музейный кружок), однако первый этап реализации экспериментальной площадки открыл новые возможности взаимодействия с детьми, в том числе и детьми-сиротами.

Изначально проект задумывался как эксперимент, основными задачами которого должны были стать профессиональная ориентация подрастающего поколения, актуализация знаний по истории города Воронежа и Воронежской области, обучение основам коммуникации и публичных выступлений.

Первый этап проекта был реализован в апреле − мае 2012 г. Он состоял из еженедельных встреч как на базе интерната, так и в музее, где воспитанники интерната постигали теоретические и практические азы экскурсоводческой деятельности. По итогам первых занятий сформировалась группа детей (9 человек) в возрасте от 12 до 16 лет, которая работала под руководством педагогов интерната и сотрудников музея. В ходе занятий юные экскурсоводы осваивали отдельные залы основной экспозиции ВОКМ «История Воронежского края», что предполагало знакомство с экспонатами, общим историческим контекстом. Работа по подготовке экскурсии велась как в стенах музея, так и самостоятельно. Итогом месячного курса стала полноценная экскурсия по истории Воронежского края для учащихся 7-х классов (ровесников экскурсоводов) одной из школ г. Воронежа.

Опыт экспериментального сотрудничества оказался очень успешным. Интерес и инициатива, которую проявляли юные экскурсоводы, стали залогом успеха финального испытания. В процессе обучения воспитанники интерната приобрели навыки коммуникации, в том числе и с неподготовленной аудиторией, получили обширные и глубокие знания по истории родного края (совместная работа в группе позволяла усваивать материал не только по определенному, отведенному конкретному экскурсоводу фрагменту экспозиции, но и информацию по всем охваченным курсом периодам). Формат свободного общения между детьми, педагогами интерната и музейными сотрудниками позволил решить целый ряд задач, традиционно поставленных перед учреждениями образования и культуры при работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей: повышение социально-адаптивных функций личности ребенка; поиск способов самовыражения; формирование способности к эффективной совместной деятельности. Совместная работа сотрудников музея и интерната привела к достижению так же и таких задач, как формирование устойчивого интереса к родному краю (его истории, культуре, современности) и определению будущей профессиональной деятельности.

Впечатляющие результаты начального этапа проекта инициировали участников экспериментальной площадки к продолжению совместной деятельности. Осенью 2012 г. планируется формирование двух групп экскурсоводов (первого и второго этапов). Вновь прибывшие воспитанники пройдут апробированный процесс обучения, а ребята, прошедшие начальный этап подготовки, будут расширять свои профессиональные возможности за счет освоения новых исторических периодов (в том числе и на иностранных языках), привлечения к разработке массовых мероприятий музея, участия в научных конференциях и краеведческих конкурсах.

Каким же образом происходило развитие совместной деятельности учреждений, избравших дружественный стиль общения как конструктивную основу научного и практического взаимодействия? Обширный опыт музейного коллектива и чувство высокой ответственности, проявляемое каждым сотрудником музея в данном направлении работы, позволяет оказывать научно-методическое сопровождение внедрения педагогических инноваций. Вариативность этой деятельности довольно широка, и реализуется в виде консультаций, информационных услуг и проведения семинаров, организации курсов повышения квалификации учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования и руководителей школы-интерната. В силу достижения обоюдного понимания коллективами учреждений высокой значимости получаемых результатов для каждого участника названного процесса, удаётся совместными усилиями подготавливать научно-практические и научно-методические конференции различного масштаба. На базе школы-интерната организуются мероприятия, соответствующие интересам и плану долгосрочной культурно-просветительской работы музея. Залогом успешности такой работы становится создание необходимых условий для экспериментальной работы по проверке структуры и содержания инновационных образовательных программ общего образования, внеурочной деятельности и дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности, программно-методического обеспечения и технологического инструментария деятельности интерната как общеобразовательного учреждения.

Первое прямое выражение в реализации научно-практического подхода к организации сотрудничества выше обозначенного здесь характера появилось в лице школы юного экскурсовода, созданной на базе музея для воспитанников школы-интерната. Начальный этап обучения в школе юного экскурсовода предусматривал первоначальную апробацию качества связи сотрудников музея и интерната, учащихся школы младшего, среднего и старшего школьного возраста. Анализировалась и степень готовности учащихся совмещать учёбу в учреждении общего основного образования, в качестве которого продолжает выступать интернат, и в музее как учреждении культуры, которое при поддержке интернатных педагогов реализовало ещё и функцию дополнительного образования согласно одному из основных уставных видов деятельности как культурно-просветительской по отношению к посетителям любой возрастной, социальной, религиозной, политической и прочей принадлежности.

Уже в апреле 2012 года была достигнута договорённость о еженедельной профориентационной работе воспитанников интерната в качестве экскурсоводов по музейным экспозициям – в здании музея и на выезде совместно с сотрудниками музея в учреждениях образования, включая собственный интернат. На основе договора о научном сотрудничестве проведено совещание при директоре интерната с участием представителей музея, в результате чего была организована школа юных экскурсоводов для воспитанников интерната. Со стороны музея руководителем школы стала Е.В. Пилюгина. В свою очередь, в экспериментальной группе интерната была организована подгруппа активистов, отвечающих за успешное осуществление работы школы юного экскурсовода. В её состав вошли научный руководитель О.Ю. Латышев, заместитель директора и научного руководителя Э.В. Ковалёв, библиотекарь С.П. Самарцева, учитель географии Л.Н. Макарова, логопед И.И. Черноусова.

Особую роль в подготовке воспитанников к экскурсионной работе сыграла заведующая музеями интерната В.В. Сучкова. Ещё задолго до возникновения совместного детища краеведческого музея и интерната Валентина Владимировна готовила воспитанников к проведению экскурсий по внутренним музеям истории интерната, этнографии и Великой Отечественной войны. Это позволило воспользоваться первоначальными навыками экскурсионной работы, которые прививались обширной группе воспитанников поочерёдно в каждом тематическом интернатном музее. Затем Е.В. Пилюгиной на территории интерната было проведено организационно-теоретическое занятие школы юных экскурсоводов для 18 воспитанников. В ходе занятия воспитанникам была предложена историческая справка об основных вехах развития экскурсионного дела в России, в адаптированном для детского понимания была приведена типо-видовая классификация экскурсий. Проанализированы возможности реализации каждого типа и вида экскурсии в рамках экспозиции краеведческого музея. Затем внутри интерната было произведено естественное разделение воспитанников на две равных группы по степени готовности к незамедлительному началу занятий в краеведческом музее. В результате этого образовались первый и второй потоки обучающихся. Первый из них приступил к занятиям в апреле, второй готовится начать обучение в октябре 2012 года. 9 воспитанников, наиболее подготовленных к началу занятий, приступили к ознакомлению с экспозицией краеведческого музея и распределению между собой залов для последующего экскурсионного обслуживания.

Общий текстовый материал, подготовленный коллективом музея, дополнивший устное повествование Е.В. Пилюгиной, составил более 80-и машинописных страниц. Но и его изучением учащиеся школы юного экскурсовода не ограничились. Для того чтобы их рассказ был ярким, динамичным, изобиловал малоизвестными широкому кругу посетителей фактами, к учащимся обратились с просьбой выделить в полученном для ознакомления тексте фрагменты, которые произвели на выбирающих наибольшее впечатление. И уже затем дополнить полученные таким образом сведения информацией, обретаемой на этапе самостоятельной подготовки к следующему занятию школы юного экскурсовода. Беседы со сверстниками, учителями в интернате, библиотекарем и навещающими ребят родственниками позволили существенно обогатить не только информационную составляющую подготавливаемого учащимися компилятивного текста, но и внести в предстоящее им повествование убедительные эмоциональные акценты. При этом вольно или невольно происходит адаптация исходного экскурсионного материала к особенностям восприятия, характерным для смешанной аудитории. В дальнейшем, путём многочисленных отработок, чисток, шлифовок, наработки навыков экскурсионной деятельности, подача материала юными экскурсоводами будет обретать черты растущей убедительности, рельефности повествования, и, что ещё более важно, уверенности юного экскурсовода в правильности выбранного им стиля общения с аудиторией, появление особого шарма, человеческого обаяния. Это будет побуждать наиболее впечатлённых рассказом юного экскурсовода представителей экскурсионной группы стремиться чаще бывать на экскурсиях, ведомых именно этим учащимся, будущим специалистом.

Контрольно-организационное занятие школы юных экскурсоводов в краеведческом музее по построению маршрута движения и акцентированию внимания экскурсионной группы на наиболее выдающихся, редких и исторически значимых экспонатах преследовало цель сделать руководство со стороны юного экскурсовода пришедшей его послушать группой сверстников и их педагогов ненавязчивым, но оперативным, своевременным, полным, соответствующим целям экскурсии, её объекту и предмету, задачам как работы экскурсовода, так и самой зрительской аудитории. Репетиционное занятие школы было совмещено с изучением нюансов экскурсионного обслуживания. Были выявлены позитивные моменты в индивидуальном способе подачи материала учащимися, и одновременно – проанализированы некоторые упущения при подготовке к зачётному занятию, вызванные отсутствием практического опыта ведения экскурсий, стеснительностью, некоторой замкнутостью некоторых участников работы перового потока обучающихся в школе юного экскурсовода воспитанников интерната.

Зачётное занятие школы юных экскурсоводов в краеведческом музее включало в себя проведение экскурсии для коллектива краеведческого кружка при доме-музее А. Дурова с последующим анализом безусловных удач и моментов, требующих доработки на следующем этапе обучения. Экскурсионной группе было предложено выбрать из числа учащихся троих, чей стиль изложения материала, общения с группой представлял для аудитории наибольший интерес и вызвал подобающие моменту симпатии. Необходимо отметить, что экскурсионная группа с должной серьёзностью подошла к выполнению этого задания. И сделанный экскурсантами выбор был основан на объективном представлении о качестве проделанной учащимися работе. Отрадно отметить и тот немаловажный факт, что от внимания экскурсантов не укрылось и общечеловеческое обаяние юных экскурсоводов, что вызвало желание познакомиться с ними ближе, и уже на пути в интернат «герои дня» были озадачены величиной потока SMS со стороны их недавних экскурсантов.

В заключение работы по проведению первого этапа работы в торжественной и доброжелательной обстановке состоялось вручение сертификатов о прохождении первой ступени обучения по программе школы юных экскурсоводов. Такие сертификаты получили и участвовавшие в первом потоке учащиеся младших классов – для поддержания проявленной ими инициативы, аккуратности в подготовке домашних заданий, старательности, проявленной ими при работе в музее. Это исключило совебразную дискриминацию внутри разновозрастного потока, в то время как коллективом организаторов было принято решение предложить этим учащимся повторно, в обогащённом виде пройти ещё один курс начального этапа обучения, в ходе которого представления о работе экскурсовода стали бы у таких воспитанников более комплексными и развёрнутыми.

Сказанное позволяет сделать следующие выводы:

1. Участие воспитанников школы-интерната для детей-сирот в работе школы юного экскурсовода позволило им не только повысить мотивацию к учёбе (традиционно достаточно низкую у таких детей), но и существенно обогатить свой капитал знаний на уровне дополнительного образования и внеурочной (и внешкольной) образовательной деятельности.

2. Процесс формирования коммуникативных навыков у детей-сирот получил возможность ускоренного развития, что, в свою очередь, существенно расширило представления воспитанников интерната о формах и путях общения с людьми, не принадлежащими к числу сотрудников интерната, а представляющих культурную элиту местного сообщества.

3. Появление в Воронежском областном краеведческом музее школы юного экскурсовода позволило расширить спектр методик, задействованных в процессе экскурсионного обслуживания работниками музея детей и юношества. Это позволяет предположить, что участие юных экскурсоводов в деятельности музея сделает приход в его стены детско-юношеской аудитории качественно мотивированным и целенаправленным.

4. Возрастная общность интересов юных экскурсоводов и обслуживаемых ими экскурсантов позволяет свидетельствовать в пользу того, что это приведёт к появлению особого поля взаимопонимания, растущего обоюдного исследовательского интереса. А также − проявления детьми и юношеством чувства здорового патриотизма, любви к Родине и малой родине, и в конечном итоге – детско-юношеской экскурсионно-туристической деятельности, носящей социализирующий, и, стало быть, социальный характер.

5. Локальный, экспериментальный и пока единичный в практике краеведческого музея характер работы школы юного экскурсовода для детей-сирот, тем не менее, создаёт прецедент для выработки алгоритма деятельности подобных добровольных начинаний, и вхождения их в более широкую практику. Соответственно, это также может привести к росту социального туризма, и развёртыванию вокруг самого факта его существования полезной, результативной по многим показателям, и захватывающе интересной совместной работы музейных работников, интернатных педагогов и воспитанников.

 

.