Старцева С.В. Перевозка групп детей в поездах. Актуальные вопросы.
О том, как организуется перевозка детей по железной дороге, с какими проблемам сталкиваются туроператоры и как взаимодействуют с ОАО «РЖД», рассказывает руководитель рабочей группы по пасс. ж.д. перевозкам СР РСТ, член Комиссии по детско-юношескому и молодёжному туризму Общественного совета при Ростуризме, ген. директор ООО «Проект «Ретропоезд»
10 марта 2018 г. на выставке «Интурмаркет 2018» состоялась конференция по детскому туризму. Одним из животрепещущих остаётся вопрос о перевозке организованных групп детей на железнодорожном транспорте. Особенно это важно для организации поездок детей в период каникул.
Перевозка детских организованных групп железнодорожным транспортом является самой безопасной. И именно детские группы составляют основной поток внутреннего туризма, причем транспортная составляющая в самом турпродукте составляет от 50 до 70 процентов. Это значит, что качественное изменение транспортной составляющей дает мощный импульс либо к угасанию, либо к развитию внутреннего туризма. В настоящее время доля перевозок организованных детских групп по железной дороге уменьшается.
До все большего количества дальних и ближних культурных объектов становится возможным добраться по железной дороге с учетом развития скоростного сообщения, расширения маршрутной сети дневных поездов. Поэтому организаторы детского туризма хотят активно использовать новые возможности ОАО «РЖД», однако эффективно сделать это по-прежнему не удаётся.
Сегодня «РЖД» в качестве приоритетных направлений своего развития называет цифровизацию. Это говорит о том, что в течение ближайших 4-х лет практически вся железная дорога будет переведена «в цифру». Учитывая это, в рамках рабочей группы «РЖД» — Туроператоры», турфирмы обратились к «РЖД» с просьбой, чтобы при реализации «Концепции «Цифровой железной дороги» были учтены рекомендации организаторов групповых перевозок. Диалог с ОАО «РЖД» ведётся, но надо отметить, что процесс объединения усилий идёт достаточно сложно.
Остаются проблемы, которые, на взгляд туроператоров, не позволяют выполнить один из основных аспектов, озвученных 05.01.2016 г. в г. Сочи на совещании под руководством Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева по развитию внутреннего туризма в России, а именно: «обеспечить доступные по цене пассажирские перевозки при обеспечении транспортного обслуживания российских туристов».
Основные факторы, которые принципиально влияют на развитие детского туризма:
1. Сокращение парка подвижного состава регулируемого сегмента железнодорожных пассажирских перевозок - плацкартных вагонов и увеличение стоимости при проезде в новых плацкартных вагонах.
2. Тарифообразование. Действующая система тарифоообразования не адаптирована к рыночным потребностям туристской отрасли. Например, крайне желательно сформировать туристские тарифы для организованных групп, заморозить динамическое ценообразование на скоростные сидячие поезда на туристских направлениях хотя бы для детских групп. Ведь чем больше туротрасль стремится развить то или иное направление, отправляя поездом туристов, тем дороже ей обходится перевозка. Такое положение абсурдно.
Отдельно следует остановиться на комплексе проблем в части организации перевозки организованных детских групп.
Туроператоры взаимодействуют с перевозчиком, а последний в свою очередь, руководствуется Правилами, которые содержат нормы и устанавливают условия для всех причастных к перевозке. В этих Правилах уже заложено, что Условия перевозки пассажиров, Уровень обслуживания пассажиров и иных пользователей услугами железнодорожного транспорта могут быть улучшены по сравнению с установленными вышеназванными Правилами. Поэтому туроператоры постоянно апеллируют к «РЖД» с тем, чтобы улучшить условия, поднять уровень обслуживания, но процесс движется очень медленно.
Как пример, такое улучшение «РЖД» применило к увеличению срока открытия продаж билетов до 90 дней. Но для групповых перевозок такое «улучшение» можно назвать с большой натяжкой, так как минусов больше, чем плюсов. Один из минусов - это необходимость формирования групп и бронирования для них билетов более чем за 3 месяца. Установленный ранее срок бронирования билетов составлял 10 суток, сейчас — в результате взаимодействия с «РЖД» - срок резервирования мест для организованных групп увеличен до 20 суток.
Нельзя не отметить, что холдинг «РЖД» уже 3-й год подряд принимает решение о предоставлении скидки в размере 50% на проезд детей в возрасте от 10 до 17 лет (включительно) в летний период. И делает это с аргументацией: «для повышения транспортной мобильности населения и популяризации внутреннего туризма».
Одна из проблем, с которой приходится сталкиваться организаторам туристских поездок детских групп, - это отсутствие в железнодорожном составе вагона- ресторана. Если группа детей следует по маршруту более суток, то по существующим правилам детям в обязательном порядке необходимо предоставить горячее питание. На этом основании бывают случаи отказа в бронировании групповой поездки детей, хотя , если заявка поступает в групповую кассу и в составе поезда НЕТ регулярно курсирующего вагона-ресторана, ТО ЕГО ОБЯЗАНЫ поставить в состав поезда по заявке группы. Также для отказа приёма групповой заявки может быть отсутствие вагонов с биотуалетами и кондиционерами. Опять же ФПК не имеет право отказать на этом основании.
А в результате у детей нет возможности совершать межрегиональные поездки, ездить по нескольким регионам нашей страны.
Поэтому туристские организации продолжают ожидать, что проблематике, связанной с организацией проезда организованных групп детей, «РЖД» уделит в ближайшее время специальное внимание и подготовка к Чемпионату мира по футболу, и летние массовые перевозки не станут причиной откладывать на осень диалог по перевозке групп детей.
Туроператоры изложили свои предложения по железной дороге для развития детского и внутреннего туризма на 5 листах ещё в прошлом году. Среди них — конкретные предложения по улучшению технологии организации групповой перевозки, сокращение избыточных требований, а именно: предоставление в кассу групповых заявок документов, подтверждающих организацию питания и питьевого режима в пути следования, являющееся как избыточным требованием; а также пересмотр принципа предоставления количества мест в поезде для организованных групп детей – увеличение с 50% мест до 70% мест на группу, налаживание системы обеспечения бронирования в обратном направлении и другие. Особенно важно обеспечить гарантированный доступ и равноценные условия к услугам естественно-монопольного сегмента. В том числе и к инфраструктуре железнодорожного транспорта, а именно: возможность самостоятельно привлекать вагоны для перевозки.
Такие меры смогут реально повысить спрос на услугу «железнодорожная перевозка» и оптимизировать затраты, связанные с её организацией.