Авторская программа
«Педагогика здоровья» в детском оздоровительном лагере
(на примере детского санаторного оздоровительного лагеря круглогодичного действия «Тимуровец» городского оздоровительно-образовательного центра «Тимуровец» Новосибирской области)
Детские оздоровительные лагеря – это уникальная среда по многогранности воздействия на ребёнка не только в плане отдыха и оздоровления, но и образования, развития и формирования ценностного отношения к здоровью, направленности на ведение здорового образа жизни, профилактики негативных явлений в детско-подростковой среде. Образовательный процесс в лагере осуществляется параллельно с оздоровительным, в целостном непрерывном временном пространстве.
Детский санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия «Тимуровец» − один из крупнейших детских лагерей Новосибирской области. Педагогический коллектив лагеря проходит подготовку в собственной «Школе вожатского дела», работающей круглогодично, с 2005 г. осуществляет свою деятельность на основе программы «Педагогика здоровья», авторами которой являются д.м.н., профессор Новосибирского государственного медицинского университете А.Г.Щедрина и к.п.н, доцент Новосибирского государственного педагогического университета Е.В.Лисецкая. Данная программа представляет собой некую интеграцию усилий всех сотрудников лагеря по решению комплексной задачи оздоровления детей и формирования у них здорового образа жизни не только (а возможно и не столько) при помощи разнообразных медицинских методик, но с активным использованием педагогических методов и приемов.
Основной контингент детей, организацией отдыха которых занимается детский оздоровительный лагерь, это дети в возрасте от 7 до 15 лет. Это период детства в науке считается наиболее чувствительным к воздействию различных социальных влияний на ребенка, в том числе связанных с оздоровительной деятельностью и формированием здорового образа жизни. Программа «Педагогика здоровья» предполагает переход от концепции сохранения здоровья к парадигме его формирования и развития. Решение этой задачи невозможно с использованием только медицинских технологий. Оно предполагает поиск педагогических путей и способов, направленных именно воспитание детей здоровыми, а не только восстановление или поддержание адекватного уровня их здоровья.
Основными целями программы являются:
формирование у детей мотивации к здоровому образу жизни; обучение правилам гигиенического поведения на фоне общего оздоровительного режима всей жизни в детском лагере; коррекция нарушений здоровья силами медицинского блока и педагогического коллектива.
Таким образом, основой педагогики здоровья, реализуемой в ДСОЛКД «Тимуровец», становятся не только медицинские процедуры, связанные с сохранностью здоровья, но и воспитание, направленное на формирование ответственного отношения ребенка к собственному здоровью, потребности в его сохранении и развитии.
Основным видом деятельности, предлагаемым детям в детском оздоровительном лагере, является досуговая деятельность как наиболее естественная и органичная для данного института социального воспитания. Учитывая небольшой срок пребывания ребенка в лагере, включение детей в деятельность, связанную с реализацией идей педагогики здоровья осуществляется во всех направлениях организации жизнедеятельности (отрядные и дружинные мероприятия, предусмотренные программой лагеря на определенный оздоровительный сезон, дополнительное образование, спортивно-оздоровительные мероприятия, деятельность психологической службы, медицинского блока и столовой). В настоящий момент элементы воспитательного пространства ДСОЛКД «Тимуровец» находятся в состоянии развития и, в целом, ориентированы на реализацию идей педагогики здоровья. Деятельность педагогического коллектива лагеря постоянно направлена на дальнейшее освоение природной, культурной, социальной и информационной среды, с целью их приспособления для решения задач, связанных с формированием здорового образа жизни.
В 2008-2009 гг. педагогическим коллективом ДСОЛКД «Тимуровец» совместно с учебно-методическим центром ГООЦ «Тимуровец» было проведено исследование, экспериментальной базой которого стали дети – участники 3-й летней смены. В исследовании участвовало 6 отрядов, два от каждой возрастной категории: 17,16 отряды – младшие (возраст 6-8 лет), 10-9 отряды – средние (возраст 11-12 лет), 2,1 отряды – старшие (возраст 14-15 лет). Всего – 197 детей. Исследование осуществлялось в два этапа: 1 этап – опытно-экспериментальный. Проводились констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. На констатирующем этапе осуществлялась диагностика представлений детей всех возрастных категорий о здоровье, здоровом образе жизни, помимо этого, у средних и старших – отношение к здоровью как к социальной ценности, и у детей самого старшего отряда – представление о составляющих здорового образа жизни, отношение к здоровью либо как к средству, либо как к цели и то, насколько необходимым считают они здоровый образ жизни. На формирующем этапе осуществлялись коррекционные действия в ходе реализации комплексной программы «Педагогика здоровья», в рамках которой были созданы педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей. На контрольном этапе, в конце смены были проведены повторные замеры названных выше показателей с учётом возрастных особенностей детей.
2 -й этап – теоретико-обобщающий. Проводился анализ результатов эксперимента, формулировались выводы по проблеме формирования отношения детей к здоровью как к личностной и социальной ценности и оформлялись результаты исследования. Для проведения исследования была использована система методов, выбор которых определялся логикой этапов исследования и возрастными особенностями детей. Проведенное исследование позволило сделать выводы о том, что реализуемая в ДСОЛКД «Тимуровец» программа «Педагогика здоровья» способствует положительной динамики отношения детей к здоровью как к социальной и личностной ценности.
Таким образом, можно говорить о том, что особенности педагогической деятельности в детском оздоровительном лагере во многом объективно способствуют включению детей в процессы формирования сознательного отношения к собственному здоровью, определения путей его сохранения и развития. Именно в детском лагере возможно соединение и взаимодействие экологических, педагогических и медицинских составляющих педагогики здоровья. Различные формы работы, связанные с реализацией педагогики здоровья могут не только решать медико-педагогические задачи, но при творческой их организации быть интересными для детей, что подтверждается сами детьми, которые из года в год выбирают «Тимуровец» как место своего летнего отдыха.
С.П.Маньков, директор ГООЦ «Тимуровец»
Е.В.Шейфер, руководитель учебно-методического центра ГООЦ «Тимуровец»
В «ТИМУРОВЦЕ» − «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА»!
Детский санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия «Тимуровец» − один из крупнейших детских лагерей Новосибирской области. Деятельность осуществляется на основе программы «Педагогика здоровья», авторами которой являются д.м.н., профессор Новосибирского государственного медицинского университете А.Г.Щедрина и к.п.н, доцент Новосибирского государственного педагогического университета Е.В.Лисецкая. Данная программа представляет собой некую интеграцию усилий всех сотрудников лагеря по решению комплексной задачи оздоровления детей и формирования у них здорового образа жизни не только (а возможно и не столько) при помощи разнообразных медицинских методик, но с активным использованием педагогических методов и приемов.
В течение 4-х смен (с 02.06. по 28.08.2010г.) опыт детей и подростков был обогащен навыками самоорганизации, созданы условия для самореализации и развития их способностей и талантов; узнавания нового и интересного через включение их в спортивно-оздоровительные, творческие и познавательные формы досуга, а также через овладение технологиями познания и развития собственного здоровья в рамках комплексной программы «Педагогика здоровья», реализуемой в учреждении с 2004 года.
Первая смена в ДСОЛКД «Тимуровец» была посвящена теме «Олимпийская деревня» и называлась «Тeam-2010», что означает команда. Через увлекательные формы досуга ребята знакомились с историей Олимпийских игр. Им стали близки заботы журналистов, спортивных комментаторов, судейских бригад, тренерского состава, эмоции болельщиков, волнение спортсменов и знаменитых звёзд эстрады, приехавших поддержать команду.
Вторая смена названа «Временное сплетение». Местом встречи с невероятными, загадочными, увлекательными, приключениями и чудесами стал школьный музей. Каждый отряд проживает собственную эпоху в выбранной ребятами стране. Отрядные дела позволят узнать о реальных событиях тех далеких лет во время дружинных мероприятий: игра-конструирование «Фаросский маяк», игра по станциям «Сны Морфея», «Календарь майя», шоу-программа «Бал Диониса», ролевая игра на территории «Фирмапильское сражение», конкурсная программа «Дедал и Икар» и др.
События третьей смены «Я − рулевой!» разворачивалась на «классных» часах, не менее классных «уроках» и «факультативах». Смена посвящается школьному самоуправлению, в течение которой будет произведена официальная регистрация Молодёжной общественной организации «Тимуровское движение», которая была создана осенью 2008 года, и насчитывает в своих рядах более 300 ребят, которые приезжают отдыхать, а вне лагеря осуществляют социально-полезную и значимую деятельность, вершат добрые дела для ветеранов и маленьких детей, лишившихся родителей. Для детей и подростков созданы все условия, чтобы проявить свои лидерские и организаторские качества, осознать роль молодежи в жизни общества, свою неповторимую роль в жизни коллектива.
Четвёртая смена озарена сиянием талантов. Грандиозный Фестиваль позволяет каждому, приехавшему в лагерь ребенку и подростку воплотить в жизнь свой собственный музыкальный, творческий, театральный или спортивный проект. Каждый день, прожитый в лагере, наполнен невероятными событиями, приключениями, знакомствами, впечатлениями, переживаниями, а самые близкие друзья − это, конечно, вожатые, объединённые в вожатский отряд «Родник»! Молодые парни и девушки приезжают в «Тимуровец», чтобы подарить детям свою заботу, тепло, жизненную энергию, задор и радость.
Всё, что происходит с ребенком в лагере, направлено, прежде всего, на развитие и укрепление составляющих здоровья, формирование мотивации к здоровому образу жизни. Педагогическая, административно-хозяйственная, медицинская службы лагеря выполняют свои функции в реализации комплексной программы, в основу которой принято представление о здоровье как целостном состоянии организма.
Лирическое отступление «Утро».
Утро начинается с приятной музыки, ребята спешат на зарядку. Именно спешат, потому что знают – это интересно. Их ждет «Чашка кофе» − танцевально-музыкальная творческая заставка дежурного отряда, а затем специальный комплекс упражнений. Никто не стоит в стороне: весёлые упражнения в сопровождении жизнерадостной музыки ребята выполняют с увлечением и задором. Получив заряд двигательной активности, положительных эмоций, ребята отправляются в столовую. Вежливые пожелания приятного аппетита переходят волной от отряда к отряду. Это одна из форм выразить уважение друг к другу. После завтрака ребят ждут процедурные кабинеты, волейбольная, футбольная, баскетбольная площадки, кружки.
Воспитательно-образовательная программа лета 2010 г. в ДСОЛКД «Тимуровец» является уникальным продуктом сотворчества авторского коллектива при активном содействии медицинского персонала, методистов, вожатых, психологической службы, коллектива спортинструкторов и педагогов дополнительного образования. Технология её создания − это совершенно отдельная интереснейшая тема. Все составляющие программы «Большая перемена» реализовываются в рамках основной Программы организации воспитательно-оздоровительной деятельности «Педагогика здоровья», действующей с 2004 года. Предусматривается соподчинение культурно-образовательных мероприятий общей цели – достижению максимального эффекта по оздоровлению детей в период дня санаторной смены при использовании возможностей: медицинского блока через лечебные процедуры, пресс-конференции, ролевые игры, мастер-классы; педагогического коллектива, через отрядные и дружинные мероприятия, направленные на здоровый образ жизни; психологической службы, через консультации, тренинги, развивающие и релаксирующие занятия; команду спортинструкторов через плавание, спортивные и подвижные игры, соревнования, утреннюю гимнастику; педагогов дополнительного образования через кружковую деятельность, организацию выставки творческих работ, подготовку концертных номеров; оздоравливающей среды, через спортивные площадки, дорожки здоровья, туристскую полосу препятствий; оборудованный зал ЛФК; здоровье развивающих технологий: точечный массаж, гимнастика для глаз, утренний оздоровительный комплекс; систему здорового питания, через научно разработанное меню, разъяснение значимости тех или иных видов продуктов для здоровья личности, организацию конкурсных заданий по правилам этикета.
В условиях ДСОЛКД «Тимуровец» имеются возможности целенаправленного воздействия на укрепление скелетной мускулатуры, закаливания, повышения иммунитета, улучшения функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нормализации минерального обмена, коррекции дисбактериоза. Медицинский персонал заслуживает отдельного внимания. Дело в том, что процедуры и лечение являются лишь маленькой частью важной работы этих удивительных людей в белых халатах. Такие мероприятия, как познавательно-творческая игра «Я-здоровый», игра-конструирование «Жизнь без допинга», пресс-конференция «Крепкие зубы», молодёжная акция в поддержку здорового образа жизни «Тайный символ – здоровье»», игра на территории «Trenirovka: только по-русски» показывают детям то, что доктора − это, прежде всего, консультанты и активные помощники в познании и развитии нашего собственного здоровья. В игровой увлекательной форме происходит формирование мотивации к здоровому образу жизни.
Лирическое отступление «Я − здоров!»
Суть игры «Я − здоров!»: на мальчика Вову напали грустные смайлики. Каждый отряд «спасал» один из органов, который «атаковали» смайлики: печень, почки, сердце, селезенка и т. д., всего 18. Творческое выступление включало в себя информацию: а) о роли данного органа в жизни человека; б) как этот орган работает; в) как за ним нужно ухаживать и поддерживать в активном рабочем состоянии. Это было очень интересно, познавательно, весело и увлекательно!
Все отряды заработали самый высокий балл от строгого жюри в лице доктора медицинских наук, профессора, автора программы «Педагогика здоровья» Анны Григорьевны Щедриной, а также главного врача лагеря и его заместителя. «Тимуровец» − это территория здоровья! Приезжайте и убедитесь сами! Ребята уезжают из лагеря с опытом интересной насыщенной, активной жизни! А «Тимуровец» встречает новых и новых друзей и конечно, всегда помнит и ждёт своих хорошо знакомых ребят, многие из которых становятся участниками Тимуровского движения.