И.Н.Донина. Занятия со слабовидящими детьми в Государственном музее истории религий Санкт-Петербурга
« Назад 02.08.2016 12:44 Свой вклад в решение социальных проблем региона мы видим в возможности организации диалога между людьми разных культурных и конфессиональных традиций, различных физических и интеллектуальных возможностей. Он может возникать и на экспозиции с помощью экспонатуры, и во время личных встреч в музее. Поэтому среди наших постоянных партнеров - местные религиозные организации, Администрация города и муниципальных округов, музейное и педагогическое сообщества, организации, объединяющие «особых» людей. Мы ориентированы на создание в музее безопасного пространства культуры, которое позволяло бы разным людям получать друг о друге непредвзятую информацию и вступать в общение, личное или опосредованное. Работа с детьми, подростками, семейными посетителями – одно из приоритетных направлений деятельности музея. Эта аудитория составляет примерно 1/3 всех наших посетителей. Среди них – посетители с «особыми» потребностями. Социокультурная адаптация этой аудитории все чаще понимается музеями как одно из важных направлений деятельности. Занятия со слабовидящими детьми младшего и среднего школьного возраста проводятся в детском отделе постоянной экспозиции «Начало начал», открывшемся два года назад. В создании концепции «Начала начал» участвовали сотрудники разных структурных подразделений музея: хранители фондов, музейные педагоги сотрудники экспозиционно-выставочного и научных отделов. Дизайн-проект был выполнен творческим коллективом «Креативное бюро «Арт Терра». Художником проекта стал Александр Райхштейн, работающий в жанре «для детей и о детях», автор многочисленных выставок и инсталляций, созданных по заказу крупнейших музеев Северной Европы, лауреат Государственной премии Финляндии за вклад в продвижение детской культуры. По мнению Александра и его коллег, интерактивное пространство для детей должно принципиально отличаться от классической экспозиции, в нем не актуальны традиционные модули-витрины. «Начало начал» конструируется как тотальная инсталляция, созданная с помощью самых разных средств: от витрин – игровых объемных моделей, до современных мультимедиа устройств, погружающее посетителя в эпоху мифологического сознания. Благодаря этому ребенок оказывается не наблюдателем, а главным действующим лицом событий, происходящих в виртуальном пространстве, смоделированным музейными средствами.
Копии музейных предметов изготовлены, в большинстве, из аутентичных материалов, пригодных для идентификации. Слабовидящие дети имеют возможность изучить и сравнить фактуру и природные особенности разнообразных материалов, из которых выполнены предметы экспозиции (дерево, лыко, металл, мех, кожа и т.д.), а также стен помещения. Поверхность предметов передает осязательные особенности и цвет оригинала. Осязание помогает выяснить форму, величину, иные свойства предмета и сформировать его достаточно четкий образ, что особенно важно для слабовидящих. Входя в первый, малый зал (30 кв.м.), посетитель попадает в уютное камерное пространство, представляющее собой стилизованное жилище. Это универсальный прототип человеческого дома. С понятием «дом» в детском сознании соотносятся важнейшие категории мировосприятия. Дом – это символический центр картины мира, островок освоенного, культурного пространства в безграничном чужом мире природы. Традиционное жилище человека устроено по определенным законам: в частности, это деление на женскую (детскую) и мужскую половины, где хранятся семейные родовые святыни. Центром зала является очаг, который, кроме экспозиционного назначения, служит ориентиром для слабовидящего ребенка. На занятии, удобно устроившись вокруг круглого очага с эффектом пламени, дети рассказывают об истории своей семьи, фамильных реликвиях и традициях. В ходе таких бесед часто выясняется, что домашним «красным углом» для многих является то место, где находится компьютер или телевизор… Зато дети едины в восприятии дома как «своего», безопасного мира. На сводах конструкции – 15 ламп. Интенсивность световых потоков регулируется в сторону повышения или уменьшения, а матовая поверхность ламп предупреждает ослепление детей со светобоязнью. Каждая ниша с экспонатом имеет изолированную подсветку, это позволяет слабовидящему ребенку быть независимым исследователем, повышая его самооценку. Интенсивную изолированную подсветку имеют и поверхности столов, где дети занимаются творчеством. Организация зала отвечает принципу предметного минимализма пространства. Это обеспечивает безопасность передвижения и позволяет ребёнку сосредоточить внимание на важных для исследования предметах, не отвлекаясь на второстепенные. Небольшая площадь зала помогает ребенку с нарушением зрения работать в тесном контакте с другими, преодолевая чувство изолированности, возникающее при дистантном общении. Для творческой работы в первом зале есть два откидных стола, замаскированных огромными шкурами диких животных. Появление мебели «из ниоткуда» всегда встречается детьми с энтузиазмом и радостью. За стенами «дома» предусмотрено место для хранения реквизита и рабочих материалов, а также готовых детских работ и мультимедиа аппаратуры. Важным в решении экспозиционного пространства «Начала начал» является смысловое и функциональное различие двух залов, принципиально отличающихся по способу подачи материала. Экспозиция строится так, что движение идет от простого к сложному: от внешних атрибутов жизни человека традиционной культуры – к попытке проникнуть вглубь его мироощущения, приоткрыть завесу над тайной его космогонии. Специфика двух залов разной величины осмысляется как различие между Большим и Малым миром. Малый мир – микрокосм, жизнь человека, дом. Большой мир – макрокосм, Вселенная, мироздание.
В традиционном жилище имеется особый, ритуальный выход, через который охотник отправляется на промысел. Границы дома очерчивают безопасное, близкое человеку пространство. А вот за стенами жилища располагается таинственный и загадочный мир непознанного. Откинув занавес ритуального выхода, посетитель пересекает границу между микро- и макрокосмом и попадает… во второй зал. Второй зал – «большой» (его площадь около 50 кв.м.). В этом зале, оснащённом тремя видеопроекторами, информация воспринимается детьми через сильные звуковые и зрительные впечатления. Благодаря современной аппаратуре, чудо погружения ребенка в мифологический мир происходит мгновенно. Огромное реальное дерево, которое является здесь визуальной доминантой, совмещается с экраном для проецирования мультимедийных программ. Таким образом, оно превращается в дерево волшебное, таинственное, необыкновенное, на котором происходят чудеса. Ещё два проектора транслируют изображения на боковую стену и потолок, при этом все три видео-проекции синхронизированы. Некоторые фактуры и эффекты, например, пламя, вода, песок, проецируются и на самих зрителей, которые становятся, таким образом, составной частью происходящего. Важно, что наш посетитель не наблюдает инсталляцию со стороны, как картину, а оказывается внутри пространственной композиции, созданной из различных элементов и являющей собой художественное целое. Это является дополнительным эмоциональным стимулом для детей, повышающим их «включенность» в происходящее.
По периметру зала расположена стационарная конструкция с полуразрушенными арками, имитирующая «циклопическую кладку». В её камнях скрыты подсвеченные витрины-ниши с копиями музейных экспонатов. Все предметы из этой экспозиции тоже возможно исследовать эмпирическим путем. Ещё одна группа экспонатов находится в полу зала под защитным стеклом в специальных нишах – «секретиках», прикрытых объёмными модулями, имитирующими обломки камней, колонн и других архитектурных деталей. В этих нишах, в частности, хранятся подлинные фрагменты керамики II века н.э., привезённые сотрудниками музея из археологических экспедиций. В две стены большого зала вмонтированы металлические планшеты, служащие основой для составления огромных магнитных пазлов. Это также и выставочное пространство для детских художественных работ, которые крепятся «волшебным» образом - с помощью магнитов. По замыслу авторов проекта, в «Начале начал» предложен нетрадиционный способ подачи знаний. Это пространство создает уникальные условия для получения ребёнком информации благодаря синкретическим переживаниям, а не только через интеллектуальный анализ данных. Такой способ передачи информации открывает большие возможности для работы с «особой» аудиторией. Существующее экспозиционное решение «Начала начал» адресовано разным группам посетителей музея и не нуждается в традиционной адаптации или специализации для слабовидящих. Более того, в данном случае «доступность» экспозиции для слабовидящих является дополнительным фактором, повышающим включённость в программу обычных посетителей, поскольку она не просто создаёт безбарьерную среду для «особой» аудитории, но и улучшает качество обслуживания других экскурсантов. Фотографии предоставлены автором. КомментарииКомментариев пока нет |