Главная / ВСЕ СТАТЬИ / Инклюзивный детский отдых и туризм / А.М.Ахметшин. О развитии детского инвалидного туризма в системе дополнительного образования и летнего оздоровительного отдыха в Российской Федерации.

А.М.Ахметшин.О развитии детского инвалидного туризма в системе дополнительного образования и летнего оздоровительного отдыха в Российской Федерации.

« Назад

20.04.2019 00:05

 В настоящее время в мировой практике туризма для инвалидов можно выделить следующие сформировавшиеся направления:

  1. Лечебный туризм, который ориентирован на использование естественных природных факторов местности в лечебных целях (минеральная вода, лечебная грязь, соляные пещеры и пр.). Как правило, речь идет о курортах и санаториях или о проживании в курортных зонах в частном секторе с посещением лечебниц.

  2. Реабилитационный туризм — это специфическое направление туризма, ориентированное на решение конкретных медицинских, медико-психологических или социально-психологических проблем. Это может быть, например, сплав по спокойной реке на байдарке с целью разработки суставов верхних конечностей после операции.

  3. Оздоровительный туризм — это отдых на природе, в том числе пребывание в отелях и турбазах, расположенных в природной зоне, в сочетании с активными видами отдыха, а также различные виды активного туризма в условиях природной среды.

  4. Туризм — это отдых. Для инвалидов Российской Федерации в данном случае речь идет главным образом о базах отдыха (отелях) России, Турции и Египта. Популярен также отдых в палатках на берегу водоемов.

  5. Познавательный туризм. Это, в основном, экскурсионные туры: в разные страны, по городам России или к местным достопримечательностям. Сюда же относятся круизные туры и автомобильные путешествия инвалидов-опорников.

  6. Приключенческий туризм развит, главным образом, в Западных странах и России. Это — сплавы по несложным горным или равнинным рекам, путешествия на парусных яхтах, конные туры (для определенных категорий инвалидов) и т.д.

  7. Спортивный туризм  развит, главным образом, в России. Это соревнования по спортивному туризму, фестивали, слеты, а также несложные сплавы по горным или равнинным рекам (которые организуют, в основном,  организации инвалидов).

Сегодня в рамках в рамках Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства просвещения Российской Федерации идет обобщение опыта и осуществляется пропаганда положительного опыта, накопленного организациями разных форм собственности в вопросе организации детского инвалидного отдыха. На региональном и муниципальном уровне в ряде регионов России инвалидные туристские мероприятия пользуются финансовой и организационной поддержкой по линии местного Министерства образования, Министерства спорта, Министерства труда и социальной защиты. Однако Комитеты по туризму, которые, по существу своей деятельности должны инициировать и продвигать новые направления туризма, самоустраняются от данного вопроса. Например, в республике Башкортостан, где с 2011 г. действует программа социального туризма, за все эти годы не было сформировано ни одной инвалидной туристкой группы и до сих пор нет ни одного действующего инвалидного туристского маршрута. Между тем, начиная с 2012 г., в данном регионе проводятся Всероссийские соревнования по спортивному туризму среди инвалидов-опорников, проходят Республиканские соревнования по спортивному туризму среди инвалидов-опорников, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху, проводятся туристские лагеря и походы (водные, пешие, лыжные).

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет около 8% от общего количества детей, из них около 700 тыс. имеют статус детей-инвалидов.[1] Около 23% всех детей-инвалидов составляют дети с отклонениями и заболеваниями психической сферы, около 20% — дети с заболеваниями нервной системы, около 18% дети с врожденными аномалиями опорно-двигательного аппарата и хромосомными нарушениями, около 5% — дети с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани, около 4% — дети с болезнями уха и около 3% — дети с болезнями глаз.[2]

Структура инвалидности среди детских слоев населения существенно отличается от структуры взрослых слоев. Так, среди детей-инвалидов доминируют врожденные заболевания и отклонения, а среди взрослых инвалидов – приобретенные заболевания.

С точки зрения организации летнего отдыха и туризма можно выделить следующие категории детей-инвалидов:

  1. Дети, у которых отсутствуют заболевания, требующие непрерывного лечения и медицинского контроля. Это подавляющее большинство детей с отклонениями в состоянии развития, а также детей с нарушением функций зрения и слуха (более 50% всех детей-инвалидов).

  2. Дети, для которых не нужно создавать специальную архитектурную среду (более 50% всех детей-инвалидов).

  3. Дети, у которых имеются заболевания, обострение которых может повлечь за собой необходимость оказания экстренной медицинской помощи (определенные формы сахарного диабета, заболеваний крови, сердца и т.д.). Данные заболевания являются противопоказанием для нахождения детей в оздоровительных лагерях, удаленных от крупных населенных пунктов, где имеются детские стационары (принцип шаговой доступности для скорой помощи).

  4. Дети, у которых имеются заболевания, обуславливающие ограничение контактов с окружающим миром и требующие создания специальных условий (некоторые виды аномалий развития, некоторые психические заболевания и т.д.). Для данных детей оптимален отдых в специализированных туристских (палаточных) лагерях, имеющих необходимую инфраструктуру.

  5. Дети, которые:

    1. не могут отдыхать в лагере без матери (например, дети с полной потерей зрения);

    2. могут отдыхать без матери в специализированной группе (например, дети со значительным снижением остроты зрения);

    3. могут отдыхать без матери в группе обычных детей (например, дети-инвалиды с умеренным снижением остроты зрения), если отдых организован по принципу инклюзии;

    4. могут отдыхать без матери в группе обычных детей (например, дети-инвалиды с потерей одного глаза).

Летний отдых (без лечения) детей-инвалидов в России возможен на базах отдыха и санаториях общеоздоровительного типа (по системе «Мать и дитя»), в детских стационарных оздоровительных лагерях для обычных детей, а также в оздоровительных палаточных лагерях. Палаточные лагеря могут быть организованы Центрами детского туризма, коммерческими туристскими фирмами, благотворительными фондами, туристскими центрами и клубами, инвалидными организациями, либо самими родителями.

Вместе с тем, очевидно, что организация массового отдыха детей-инвалидов в России возможна только на базе летних оздоровительных лагерей для обычных детей, что предполагает инклюзию, а, следовательно, — разработку и освоение персоналом лагерей соответствующих технологий.

Научных работ, посвященных проблеме инклюзии детей-инвалидов в детском туризме, нам обнаружить не удалось, однако собственный многолетний опыт работы в сфере инвалидного туризма позволяет сформулировать ряд принципов и постулатов.

  1. Существует зависимость эффективности инклюзии от заболевания и возраста.

  2. Чем старше дети, тем лучше они осознают проблемы больных детей. Соответственно, тем легче и лучше происходит инклюзия.

  3. Инклюзия проходит легко и быстро, если речь идет о детях-инвалидах с внешне ярко выраженными нарушениями, не вызывающими отторжения на подсознательном уровне (слепые и глухие дети, дети без ног и пр.). Данные заболевания и дефекты вызывают сочувствие и стимулируют у детей инициативы по оказанию помощи и поддержки.

  4. Сложнее проходит инклюзия у детей с заболеваниями внутренних органов и систем, так как дефект не проявляется внешне без физических или климатических нагрузок и здоровым детям надо объяснять смысл заболевания и сопутствующих ему ограничений и противопоказаний.

  5. Тяжело проходит инклюзия у детей-инвалидов, имеющих нарушения, вызывающие отторжение на подсознательном уровне (слюнотечение, непроизвольные движения, уродства, спастическая мимика, неприятные запахи, связанные с непроизвольным мочеиспусканием или дефекацией).

Специфика туризма и отдыха детей-инвалидов как вида деятельности накладывает свой отпечаток на формирование и организацию групп в детских оздоровительных лагерях и детских творческих объединениях. Так, экскурсионная поездка к удаленной природной достопримечательности диктует необходимость разделения детей по заболеваниям. В частности, у глухих детей без сопровождения родителей должен быть сурдопереводчик. Для детей-колясочников необходимы переносные сборно-разборные пандусы и т.д. Чем сложнее мероприятия, проводимые в рамках оздоровительного отдыха или тура, тем выше требования к составу групп.

Наш многолетний опыт деятельности в сфере инвалидного туризма, особенно опыт проведения всероссийских соревнований по спортивному туризму, позволяет выделить следующие категории (группы) инвалидов:

  1. Инвалиды по зрению.

  2. Инвалиды по слуху.

  3. Инвалиды с сочетанным поражением органов зрения и слуха.

  4. Инвалиды с внутренними заболеваниями и иммунными нарушениями.

  5. Инвалиды с поражением психической сферы.

  6. Инвалиды с нарушениями интеллекта.

  7. Инвалиды с нарушениями поведения (прежде всего аутизм и гиперактивность).

  8. Инвалиды с нарушениями центральной и периферической нервной системы

  9. Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

С точки зрения организаторов туризма и отдыха для детей-инвалидов, чем более однородной по заболеваниям является группа детей, тем проще с ней работать. Кроме того, если группу сопровождает сурдопереводчик, то с экономической и функциональной точки зрения логично формировать группу из детей с нарушением слуха.

Если туристская группа передвигается по экскурсионному или, тем более, туристскому маршруту, действуют правила функциональной целесообразности. Так, при переезде на автомобильном транспорте невыгодно формировать группу только из инвалидов–колясочников, так как в этом случае численность группы резко снижается (коляски занимают много места). При посещении музеев, если группа состоит только из колясочников, возникают проблемы с осмотром экспозиций, который сопровождается комментариями экскурсовода и перемещением по музею (не хватает места вокруг объекта для большого количества колясочников). Поэтому более рационально включать в группу опорников несколько колясочников и несколько ампутантов.

Инвалиды с полной потерей зрения на экскурсионных маршрутах должны ощупывать доступные для этого внешние объекты руками, это занимает много времени. Поэтому группу инвалидов по зрению целесообразно формировать из лиц с разным уровнем снижения зрения.

Если предполагается взаимодействие инвалидов между собой, абсурдно выглядит группа, состоящая из инвалидов по зрению и инвалидов по слуху.

Важнейшими для инвалидного туризма являются следующие правила:

  1. Правило доступности в сочетании правилом безопасности. Инвалид должен самостоятельно перемещаться только по такому рельефу местности, который может преодолеть сам без риска для здоровья и жизни.

  2. Потеря контроля над коляской не должна сопровождаться риском неконтролируемого движения коляски по инерции под действием силы тяжести (движение «под горку») или неконтролируемого движения коляски под действием электромотора в сторону опасных участков (обрыва и пр.).

  3. Количество лиц, сопровождающих инвалидную группу, а также уровень их физических, функциональных возможностей и туристский «инвалидный» опыт, должны соответствовать количеству инвалидов и уровню их возможностей.

  4. Человек, сопровождающий инвалида, должен быть способен обеспечить контроль над поведением подопечного, а также должен быть способен обеспечить его безопасность, передвижение и решение бытовых (в том числе гигиенических) проблем.

  5. Изменение погодных условий не должно сопровождаться возникновением ситуации, когда инвалида невозможно защитить от дождя или холода.

  6. В жаркую погоду у лиц с рядом заболеваний должен быть минимизирован риск солнечного или теплового удара (зонтики! шапочки, легкая одежда и обувь! обильное питье).

  7. Лица с эпи синдромом, а также лица, имеющие заболевания, при которых возможно развитие эпи приступа, не должны длительное время находиться под солнцем или в душном жарком помещении.

  8. Лица с эпи синдромом не должны находиться рядом с костром или обрывом.

  9. Лица с эпи синдромом не должны находиться на берегу водоема или на водном судне без специального инвалидного спасательного жилета,

Говоря об организации инвалидного туризма в Центрах детского туризма в системе дополнительного образования, отметим следующий факт — несмотря на то, что детские творческие объединения относятся к Министерству просвещения, куда относятся также школы–интернаты (в системе специального образования), между этими двумя блоками Министерства просвещения существует ряд несогласованностей в нормативной документации. Так, численность детей в классах специализированных школ-интернатов ограничена в пределах 5-10-12 человек (в зависимости от уровня нарушения здоровья), а численность детей в детских творческих объединениях должна составлять 15 человек. Очевидно, что данная проблема нуждается в специальных исследованиях и разработке нормативов для каждой категории детей-инвалидов.

При этом следует подчеркнуть, что детские творческие объединения для детей-инвалидов и детей с отклонениями в состоянии здоровья неизбежно будут строиться по принципу разделения по заболеваниям и возрасту, когда речь идет о детях, обучающихся в специализированных школах-интернатах.

Около 50% детей-инвалидов в той или иной степени нуждаются в создании специальных условий отдыха, что создает серьезные проблемы в развитии инклюзивных форм организации детского отдыха. Во-первых, это дополнительные капиталовложения в инфраструктуру базы отдыха, во-вторых это дополнительные статьи текущих расходов, в третьих, это дополнительные нагрузки на персонал. Это существенным образом отражается на ценообразовании и определяет финансовую доступность летнего отдыха для малообеспеченных семей, воспитывающих детей-инвалидов. В итоге именно «цена вопроса», предполагающая компенсацию дополнительных затрат проводящей организации, определяет готовность руководства лагерей детского отдыха принимать детей-инвалидов. Для того, чтобы отдых детей-инвалидов имел такую же рентабельность, как отдых обычных детей, стоимость путевки для детей-инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках и имеющих сочетанные нарушения разных органов и систем, должна превышать стоимость путевки для обычных детей приблизительно в 2-3 раза. Отсюда вытекает вопрос об урегулирования стоимости путевки и размера компенсации части этой стоимости для родителей ребенка–инвалида.

Список использованной литературы

  1. Гиниятова А.Р., Гильманшина С.И., Гильманшин И.Р. Образование подростков с ограниченными возможностями в России и за рубежом // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-1. – С. 92-94;

https://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=8814.

  1. Какорина Е.П., Александрова Г.А., Поликарпов А.В., Огрызко Е.В., Голубева Т.Ю. Динамика и структура первичной инвалидности среди детей, проживающих в городской и сельской местности Российской Федерации в 2002-2015 гг. // Электронный научный журнал "Социальные аспекты здоровья населения". 06.03.2017 г. DOI: 10.21045/2071-5021-2017-53-1-8. http://vestnik.mednet.ru/content/view/807/30/lang,ru/.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


*Я согласен(на) на обработку моих персональных данных:
Подробнее