А.М.Ахметшин.О развитии детского инвалидного туризма в системе дополнительного образования и летнего оздоровительного отдыха в Российской Федерации.
« Назад 20.04.2019 00:05 В настоящее время в мировой практике туризма для инвалидов можно выделить следующие сформировавшиеся направления:
Сегодня в рамках в рамках Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства просвещения Российской Федерации идет обобщение опыта и осуществляется пропаганда положительного опыта, накопленного организациями разных форм собственности в вопросе организации детского инвалидного отдыха. На региональном и муниципальном уровне в ряде регионов России инвалидные туристские мероприятия пользуются финансовой и организационной поддержкой по линии местного Министерства образования, Министерства спорта, Министерства труда и социальной защиты. Однако Комитеты по туризму, которые, по существу своей деятельности должны инициировать и продвигать новые направления туризма, самоустраняются от данного вопроса. Например, в республике Башкортостан, где с 2011 г. действует программа социального туризма, за все эти годы не было сформировано ни одной инвалидной туристкой группы и до сих пор нет ни одного действующего инвалидного туристского маршрута. Между тем, начиная с 2012 г., в данном регионе проводятся Всероссийские соревнования по спортивному туризму среди инвалидов-опорников, проходят Республиканские соревнования по спортивному туризму среди инвалидов-опорников, инвалидов по зрению, инвалидов по слуху, проводятся туристские лагеря и походы (водные, пешие, лыжные). В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья, что составляет около 8% от общего количества детей, из них около 700 тыс. имеют статус детей-инвалидов.[1] Около 23% всех детей-инвалидов составляют дети с отклонениями и заболеваниями психической сферы, около 20% — дети с заболеваниями нервной системы, около 18% дети с врожденными аномалиями опорно-двигательного аппарата и хромосомными нарушениями, около 5% — дети с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани, около 4% — дети с болезнями уха и около 3% — дети с болезнями глаз.[2] Структура инвалидности среди детских слоев населения существенно отличается от структуры взрослых слоев. Так, среди детей-инвалидов доминируют врожденные заболевания и отклонения, а среди взрослых инвалидов – приобретенные заболевания. С точки зрения организации летнего отдыха и туризма можно выделить следующие категории детей-инвалидов:
Летний отдых (без лечения) детей-инвалидов в России возможен на базах отдыха и санаториях общеоздоровительного типа (по системе «Мать и дитя»), в детских стационарных оздоровительных лагерях для обычных детей, а также в оздоровительных палаточных лагерях. Палаточные лагеря могут быть организованы Центрами детского туризма, коммерческими туристскими фирмами, благотворительными фондами, туристскими центрами и клубами, инвалидными организациями, либо самими родителями. Вместе с тем, очевидно, что организация массового отдыха детей-инвалидов в России возможна только на базе летних оздоровительных лагерей для обычных детей, что предполагает инклюзию, а, следовательно, — разработку и освоение персоналом лагерей соответствующих технологий. Научных работ, посвященных проблеме инклюзии детей-инвалидов в детском туризме, нам обнаружить не удалось, однако собственный многолетний опыт работы в сфере инвалидного туризма позволяет сформулировать ряд принципов и постулатов.
Специфика туризма и отдыха детей-инвалидов как вида деятельности накладывает свой отпечаток на формирование и организацию групп в детских оздоровительных лагерях и детских творческих объединениях. Так, экскурсионная поездка к удаленной природной достопримечательности диктует необходимость разделения детей по заболеваниям. В частности, у глухих детей без сопровождения родителей должен быть сурдопереводчик. Для детей-колясочников необходимы переносные сборно-разборные пандусы и т.д. Чем сложнее мероприятия, проводимые в рамках оздоровительного отдыха или тура, тем выше требования к составу групп. Наш многолетний опыт деятельности в сфере инвалидного туризма, особенно опыт проведения всероссийских соревнований по спортивному туризму, позволяет выделить следующие категории (группы) инвалидов:
С точки зрения организаторов туризма и отдыха для детей-инвалидов, чем более однородной по заболеваниям является группа детей, тем проще с ней работать. Кроме того, если группу сопровождает сурдопереводчик, то с экономической и функциональной точки зрения логично формировать группу из детей с нарушением слуха. Если туристская группа передвигается по экскурсионному или, тем более, туристскому маршруту, действуют правила функциональной целесообразности. Так, при переезде на автомобильном транспорте невыгодно формировать группу только из инвалидов–колясочников, так как в этом случае численность группы резко снижается (коляски занимают много места). При посещении музеев, если группа состоит только из колясочников, возникают проблемы с осмотром экспозиций, который сопровождается комментариями экскурсовода и перемещением по музею (не хватает места вокруг объекта для большого количества колясочников). Поэтому более рационально включать в группу опорников несколько колясочников и несколько ампутантов. Инвалиды с полной потерей зрения на экскурсионных маршрутах должны ощупывать доступные для этого внешние объекты руками, это занимает много времени. Поэтому группу инвалидов по зрению целесообразно формировать из лиц с разным уровнем снижения зрения. Если предполагается взаимодействие инвалидов между собой, абсурдно выглядит группа, состоящая из инвалидов по зрению и инвалидов по слуху. Важнейшими для инвалидного туризма являются следующие правила:
Говоря об организации инвалидного туризма в Центрах детского туризма в системе дополнительного образования, отметим следующий факт — несмотря на то, что детские творческие объединения относятся к Министерству просвещения, куда относятся также школы–интернаты (в системе специального образования), между этими двумя блоками Министерства просвещения существует ряд несогласованностей в нормативной документации. Так, численность детей в классах специализированных школ-интернатов ограничена в пределах 5-10-12 человек (в зависимости от уровня нарушения здоровья), а численность детей в детских творческих объединениях должна составлять 15 человек. Очевидно, что данная проблема нуждается в специальных исследованиях и разработке нормативов для каждой категории детей-инвалидов. При этом следует подчеркнуть, что детские творческие объединения для детей-инвалидов и детей с отклонениями в состоянии здоровья неизбежно будут строиться по принципу разделения по заболеваниям и возрасту, когда речь идет о детях, обучающихся в специализированных школах-интернатах. Около 50% детей-инвалидов в той или иной степени нуждаются в создании специальных условий отдыха, что создает серьезные проблемы в развитии инклюзивных форм организации детского отдыха. Во-первых, это дополнительные капиталовложения в инфраструктуру базы отдыха, во-вторых это дополнительные статьи текущих расходов, в третьих, это дополнительные нагрузки на персонал. Это существенным образом отражается на ценообразовании и определяет финансовую доступность летнего отдыха для малообеспеченных семей, воспитывающих детей-инвалидов. В итоге именно «цена вопроса», предполагающая компенсацию дополнительных затрат проводящей организации, определяет готовность руководства лагерей детского отдыха принимать детей-инвалидов. Для того, чтобы отдых детей-инвалидов имел такую же рентабельность, как отдых обычных детей, стоимость путевки для детей-инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках и имеющих сочетанные нарушения разных органов и систем, должна превышать стоимость путевки для обычных детей приблизительно в 2-3 раза. Отсюда вытекает вопрос об урегулирования стоимости путевки и размера компенсации части этой стоимости для родителей ребенка–инвалида. Список использованной литературы
https://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=8814.
КомментарииКомментариев пока нет |