Тенишевы в истории России
« Назад 02.06.2016 00:38 Имя князя Вячеслава Николаевича Тенишева «выпало» из отечественной истории, как и многие другие славные имена людей, способствовавших своей деятельностью ее славе и могуществу. Только сегодня потомки могут по достоинству оценить деятельность Вячеслава Николаевича − крупнейшего предпринимателя, организатора Акционерного общества Брянских заводов, социолога, этнографа и педагога-учредителя престижного учебного заведения. В июле 1873 г. Тенишев совместно с П.И. Губониным и В.Ф. Голубевым основал «Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода». Завод должен был заниматься выплавкой чугуна, выделкой железа и стали, приготовлением из них изделий на продажу, производством всякого рода машин и принадлежностей для железных дорог и судостроения. Предприятие было создано в Бежице, но называлось Брянским заводом. Всю техническую сторону строительства завода взял на себя Тенишев. Летом 1874 г. новое предприятие дало первую продукцию и с течением времени Брянский завод превратился в одно из крупнейших металлургических предприятий страны. П.И.Губонин, первоначально возглавлявший акционерное общество по своему образованию, не мог оставаться во главе такого сложного предприятия как Брянский завод, его сменил в 1879 года Тенишев, которому в то время было 35 лет, проявил себя как крупный промышленник и инженер с основными интересами в сфере металлообработки. Предприятие под его руководством стало развиваться небывало высокими темпами, ставшего одним из крупнейших металлообрабатывающих предприятий России. Продукция завода не знала себе равных, каждый год на заводе начиналось производство новых изделий. Так, ряд железных дорог снабжался исключительно произведенными на этом заводе рельсами, качество которых было лучше зарубежных. С 1880-х годов завод стал выпускать броню для броненосцев Черноморского флота. Именно Тенишев убедил Морское министерство отдать заказ на броню не английским производителям, а Брянскому заводу, поскольку при испытаниях брянская броня оказалась лучше английской. В 1890-х гг. завод превратился в крупного производителя паровозов и вагонов. В начале XX века правительственная комиссия во Франции признала, что Брянский завод стоит наравне с лучшими предприятиями Западной Европы. Вся деятельность В.Н.Тенишева продиктована заботой о поддержке русских инженеров и изобретателей, об устранении зависимости русской промышленности от иностранных фирм. Как организатор производства он ориентировался на новейшие технические достижения, на инженерное творчество. Его заводы предоставляли свою продукцию на различные выставки, получали награды за технические достижения.В 1895 году при содействии администрации Брянского завода Вячеслав Николаевич организовал на своем предприятии кооператив рабочих и служащих − «Общество потребителей». Этот кооператив через свою торговлю снабжал продуктами работников завода. Для Тенишева патриотизм проявлялся в его делах по отношению к стране — её промышленному развитию. Но в дальнейшем, уже не принимая непосредственного участия в предпринимательской деятельности, князь постоянно участвовал в деловых операциях, вкладывая капиталы в различные предприятия: в завод по выпуску сельскохозяйственной техники в Петербурге, был членом совета Петербургского международного банка. В 1896 году Тенишев отходит от непосредственного управления заводом и активного участия в бизнесе, сосредоточившись на научных и благотворительных проектах. Наиболее известными социальными проектами Тенишева были Тенишевское училище (образцовое по устройству и содержанию среднее коммерческое учебное заведение в Санкт-Петербурге) и Этнографическое бюро (научно-исследовательское учреждение для изучения жизни современного крестьянства). Владение весьма существенным личным состоянием позволяло ему производить огромные расходы на благотворительные цели; в частности, на устройство Тенишевского училища им было пожертвовано 1.500.000 рублей, а на его содержание он ежегодно расходовал 50.000 рублей. Несмотря на успех в коммерческих делах интересы В.Н.Тенишева были гораздо шире. Он хорошо разбирался в музыке, играл значительную роль в музыкальных кругах столицы, был членом дирекции Петербургской консерватории, а с 1883 по 1887 годы — председателем дирекции Петербургского отделения Российского музыкального общества. В доме Тенишевых в Петербурге бывали: П.И.Чайковский, А.Н.Скрябин, А.С.Аренский и многие другие. С годами князь полностью отдается науке и педагогике. Социологии и этнографии В.Н.Тенишев посвятил большую часть своей жизни. Книги и исследования В.Н.Тенишева открыли новые важные направления в науках, изучающих человека и его деятельность, были высоко оценены российскими учеными и не потеряли своей актуальности. Ещё одно важное направление деятельности Тенишева, дававшее практический выход его знаниям и опыту, — педагогика. Его давно волновало положение в этой области, он считал российскую педагогику устаревшей и приложил немало усилий к её обновлению. В своих трудах по педагогике он развивает мысль о необходимости сделать обучение детей менее абстрактным, максимально живым и приближенным к практической жизни, о разностороннем развитии личности и исключительной роли личности педагога. Самым значительным вкладом В.Н.Тенишева в педагогическую науку стало создание в 1898г. на собственные средства школы «нового типа», прославившейся впоследствии как Тенишевское коммерческое училище. В училище работали прогрессивные педагоги своего времени, а условия, созданные здесь для обучения, не имела в то время ни одна российская школа. Среди выпускников Тенишевского училища: литераторы В.В.Набоков, О. Мандельштам, художники Н.Н.Куприянов, Н.А. и Л.А.Бруни, академики Д.В.Скобельцин, В.М.Жирмунский и многие другие выдающиеся личности. Усилия князя по созданию положительного имиджа страны на Всемирной выставке были по достоинству вознаграждены − в том же 1900 году Николай II пожаловал Тенишеву звание камергера двора Его Императорского Величества. Французское же правительство наградило князя орденом Почётного легиона второй степени. С этих пор всё, что делал Вячеслав Николаевич, оказывалось в центре внимания и на вновь образованное училище были устремлены взоры вездесущей общественности. У князя Вячеслава Николаевича было ещё много планов, однако 25 апреля 1903 года его жизнь оборвала тяжелая, неизлечимая болезнь сердца. «Русский американец» скончался в Париже, его прах был захоронен в России, в подклети храма близ родного Талашкина. Петербургский дом князя на Английской набережной был продан, вещи, предметы антиквариата, картины пошли с аукциона. Княгиня переехала в Талашкино, а после революции была вынуждена эмигрировать в Париж. Тело любимого мужа она забальзамировала на 100 лет, но зимой 1923 года местные крестьяне осквернили фамильный склеп, гроб вынесли наружу, разломали, останки перенесли на сельское кладбище в неизвестное место. От талантливейшего человека, предпринимателя, учёного и благотворителя, каким был князь В.Н.Тенишев, на родине не осталось даже могилы. Но Вячеслав Николаевич навеки вписал своё имя в историю России, её науку и культуру. Книги и исследования В.Н.Тенишева открыли новые важные направления в науках, изучающих человека и его деятельность, были высоко оценены российскими учеными и не потеряли своей актуальности. Тенишев был женат дважды, обе его жены (в особенности вторая) также широко известны благодаря своей гуманитарной деятельности. Был женат первым браком на Анне Дмитриевне (урожденной Замятиной), которая открыла в имении Александровка (Мценский уезд Орловской губернии) вышивальные и кружевные мастерские, изделия которых пользовались всемирной известностью и экспонировались на Всемирной выставке в 1900 г. Вторым браком был женат на Марии Клавдиевне (урожденной Пятковской), которая на свои средства организовала рисовальные школы в Санкт-Петербурге и Смоленске, создала в Смоленске музей «Русская старина». Мария Клавдиевна Тенишева — дворянка со сложной судьбой — человек на удивление талантливый и разносторонне развитый — прославилась как общественный деятель, художник-эмальер, коллекционер, педагог и меценат. Она сыграла большую роль в деле просвещения дореволюционной России. Делом всей её жизни стало родовое имение её подруги детства, княгини Екатерины Константиновны Святополк-Четвертинской, которое Тенишевы приобрели 1893 году, оставив управление делами в руках бывшей хозяйки. Тенишева и Святополк-Четвертинская реализовали в Талашкино мысль об «идейном имении»: просветительство, развитие сельского хозяйства и возрождение традиционной народной художественной культуры, как это было в те годы в Домотканове, Поленове, Абрамцеве. Истинной страстью М.К.Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление. Талашкино превратилось на рубеже веков в духовный и культурный центр России, где содружеством выдающихся художников эпохи возрождалась и развивалась традиционная русская культура. Рерих назвал Талашкино «художественным гнездом», столь же знаменитым в своё время, как и подмосковное Абрамцево. Неорусский стиль в искусстве — «родом» из Талашкино. В 1894 году Тенишевы покупают около Талашкино хутор Флёново и открывают там уникальную по тем временам сельскохозяйственную школу. При школе были организованы мастерские кустарных промыслов. Знаменитые художники — Репин, Рерих, Врубель, Коровин — создавали свои рисунки для росписи балалаек, сундучков, мебели. А в Столешниковом переулке в Москве был открыт специальный магазин для продажи этих изделий. Ещё одной жемчужиной в Талашкино был детский балалаечный оркестр под руководством известного музыканта В.А.Лидина. Талашкинский театр и оркестр прославились на всю Смоленщину и собирали немало зрителей на своих выступлениях. Творческая атмосфера Талашкино влекла сюда многих выдающихся деятелей русской культуры. В Талашкино работали художники И.Е.Репин, М.А.Врубель, композитор И.Ф.Стравинский,С.В.Малютин. Здесь в разные годы бывали также Фёдор Шаляпин, Бенуа, С.Дягилев, Н.К.Рерих, И.Ф.Стравинский, Коровин и другие известные деятели культуры. Целый период в жизни Талашкино связан с именем Николая Рериха. До наших дней сохранилось одно из его лучших монументальных творений — великолепная мозаика «Спас Нерукотворный», выполненная художником над порталом церкви Св. Духа. Ещё одна из достопримечательностей Талашкино — знаменитый сказочный домик «Теремок». Это подлинный шедевр русского зодчества представляет бревенчатое сооружение, выполненное по проекту Сергея Малютина, представляет собой подлинный шедевр русского малого зодчества. Окна, двери, карнизы, наличники — всё искусно выпилено, ажурно вырезано. Яркая раскраска, сказочные мотивы на фасадах создают образ праздничный и фантастический. В «Теремке» можно увидеть изделия талашкинских мастерских и, конечно же, произведения тех, кто принес Талашкино славу: мебель, изготовленную по эскизам С.В.Малютина, акварели М.А.Врубеля, керамику Н.К.Рериха, росписные балалайки, произведшие фурор на Всемирной выставке в Париже. В здании бывшей сельскохозяйственной школы вниманию посетителей представлена экспозиция, посвящённая школе для крестьянских детей, открытой княгиней М.К.Тенишевой в 1894 году. Экспозиция включает предметы школьного быта, учебники конца XIX–начала ХХ вв., фотографии, списки учеников и многое другое. В рамках экспозиции сотрудники музея проводят интерактивные экскурсии для детей. Совершая путешествие в XIX век, ребята могут сравнить современную жизнь школьников с жизнью крестьянских детей, узнать о том, как проходили уроки более ста лет назад, а кроме того, побывать на уроках арифметики, чистописания или научиться обращаться с кормушкой для пчёл в сельскохозяйственном классе. В 1911 году Тенишева передала в дар Смоленску знаменитый, первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства «Русская старина». Музею императора Александра III подарила большую коллекцию акварелей русских художников. Сама Мария Клавдиевна представляла собой уникальное создание природы, когда прекрасная внешность и внутренняя глубина находятся в гармонии и дополняют друг друга. В Тенишеву влюблялись очертя голову. Художники, видя её, тянулись к кисти. Только один И.Репин, говорят, написал с неё восемь портретов. Конечно, красота княгини просилась на полотно. Крупная, высокая, с густой копной тёмных волос и гордо посаженной головой, она была завидной моделью. Но среди изображений Марии удачных очень немного. Рисовали красавицу женщину, «Юнону-воительницу». Человек же с очень непростым характером, с бушевавшими в нём страстями, с талантами и редкостной энергией не помещался на холсте, ограниченном тяжелой рамой. Быть может, только Валентину Серову удалось победить чисто внешнее впечатление от яркой, эффектной женщины и оставить вечности главное, что было в Тенишевой, – жившую в ней мечту об идеале, к которому она продиралась, засучив рукава, не обращая внимания на насмешки и неудачи. Деятельность княгини, которая забирала всё время и огромные суммы, вкладываемые в Талашкино, не способствовали миру и спокойствию в семье. Сам Тенишев, которому выстроенное в Петербурге училище, получившее впоследствии его имя, стоило колоссальных трат, многие начинания жены считал излишними. Финансовая помощь, оказываемая княгиней художникам, её поддержка культурных начинаний обходились дорого. Вместо заботливой хозяйки роскошных столичных особняков, занятой от нечего делать заботами благотворительности, он имел подле себя какой-то бурлящий поток, пробивавший себе дорогу по своему собственному руслу. «Судьба вообще никогда не хотела сделать меня светской женщиной, и это вполне совпадало с моим внутренним чувством». Княгиня увлекалась эмалью — той отраслью ювелирного дела, которое заглохло ещё в XVIII веке. Она решила её возродить. Целые дни проводила Мария Клавдиевна у себя в талашкинской мастерской, возле печей и гальванических ванн. Остались фотографии: она в тёмной одежде с закатанными рукавами, в фартуке, суровая, сосредоточенная. «Какая вы барыня? — говорила горничная. — Настоящая барыня нарядная, и шкафы её заняты только хорошими платьями, а у вас всякая дрянь на первом плане лежит...». Неудовлетворенная полученными образцами эмали, Мария сшила-таки «хорошее» платье и поехала на выучку к ювелиру с мировой славой — мсье Ренэ Лалику. За короткий срок она в работе с эмалью достигла таких результатов, что мэтр сказал: «Мне больше нечему вас учить». Вернувшись в Талашкино, Тенишева получила более двухсот новых оттенков непрозрачных эмалей. Её работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже. В Италии — на родине этого дела — она была избрана почётным членом Римского археологического общества. Европейские эксперты отвели Тенишевой в области эмальерного дела «одно из первых мест среди современных ей мастеров». А на родине Мария Клавдиевна защитила диссертацию под названием «Эмаль и инкрустация». Ей была предложена кафедра по истории эмальерного дела при Московском археологическом институте. Поражают масштабы её общественной деятельности, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ в Петербурге и Смоленске. Совместно с И.Е.Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей, музей русской старины в Смоленске и даже создан на Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного Абрамцева — Талашкино. Тенишева не только на редкость разумно и благородно ассигновала деньги на цели возрождения отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом, знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традиций отечественной культуры. Княгиня Тенишева собирала коллекцию акварелей (позднее переданную в дар Русскому музею) и поддерживала знакомство с деятелями искусства — художниками Репиным, Васнецовым, Врубелем, Коровиным, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким, Тургеневым, Мамонтовым, Чайковским..., материально поддерживала творческую деятельность Бенуа, Дягилева и других. Их помнят, а её имя, к сожалению, известно более узкому кругу людей. Она также организовала студию для подготовки к высшему художественному образованию в Петербурге, открыла начальную рисовальную школу и музей русской старины в Смоленске, вместе со своей подругой детства основала в имении Талашкино центр просветительства и возрождения традиционной народной художественной культуры и развития сельского хозяйства. Совместно с Саввой Мамонтовым Тенишева выделяла деньги на издание журнала «Мир искусства». Благодаря Тенишевой на Руси возродилось эмалевое дело, был восстановлен способ изготовления «выемчатой» эмали. Художественные работы самой Марии Клавдиевны были по достоинству оценены во Франции, где ее избрали действительным членом Общества изящных искусств и Союза декоративно-прикладного искусства. Деятельность княгини была прервана революцией. В начале 1919 года Тенишева вместе с близкими людьми покинула Россию, навсегда уехав во Францию. В эмиграции она писала мемуары, опубликованные в Париже уже после её смерти под названием «Впечатления моей жизни. Воспоминания». Скончалась княгиня Мария Клавдиевна Тенишева 14 апреля 1928 года в парижском пригороде Сен-Клу. Сейчас все сохранившиеся сооружения бывшей усадьбы Тенишевых входят в историко-архитектурный комплекс «Теремок» Смоленского государственного музея-заповедника, который открыт для посещения и позволяет узнать о жизни и творчестве этих замечательных людей. В зданиях главного дома и «Теремка» размещена богатая коллекция предметов народного быта и промыслов, а также работы известных художников и самой Марии Тенишевой. И всякий, кто побывал здесь однажды, непременно захочет вернуться, каждый раз открывая для себя что-нибудь новое. Материал подготовила Л.Ильина КомментарииКомментариев пока нет |