Воспитание по-скаутски (В.В.Громов, г.Москва)
Подрастают наши дети. Какими они вырастут? Чего добьются в жизни? Как помочь им вырасти такими, какими мы хотели бы их видеть, и какими, возможно, мечтали быть сами, и, возможно, так и не стали? Кто из родителей не мучил себя этими и другими вопросами? Хочется, чтобы они выросли сильными и смелыми, честными и порядочными, культурными и интеллигентными, живыми и весёлыми. Хочется, чтобы многому научились, многое знали и умели, освоили хорошую престижную профессию и достигли заслуженного почета и уважения.
В мире существует множество различных педагогических систем, имеющих свои плюсы и минусы, отличающиеся целями, принципами, формами и методами работы. Есть обычные и не совсем обычные школы, где детей учат, есть клубы, где они отдыхают. Сами мы, прочитав десятки книг, и послушав друзей и знакомых, пытаемся их воспитывать в редкие перерывы между работой и домашним хозяйством. Есть и такое место, где все это делается одновременно и, причем, в виде веселой и интересной игры. Это скаутский клуб. Но мы не будем сейчас говорить о конкретных клубах, а поговорим о самой скаутской системе, не о том, что и как там делается, а о том, зачем и почему.
Скаутинг − это стройная, продуманная, педагогически обоснованная и проверенная на практике система воспитания, обучения и досуга детей и юношества. Причем именно вместе, и воспитания, и обучения и досуга. Созданная английским офицером-разведчиком Баден-Пауэлом в начале века, скаутская методика оказалась очень эффективной и жизнестойкой. Просуществовав почти столетие, она и сейчас не утратила своей актуальности. В чём же здесь секрет? А никакого секрета нет. С точки зрения возрастной психологии и педагогики это просто очень удачное сочетание принципов, форм и методов работы с детьми. Эта система чрезвычайно эффективна и в то же время очень гибка. Скаутская методика − это как бы каркас, который может быть заполнен конкретным содержанием в соответствии с конечной целью − воспитанием Личности, Человека и Гражданина конкретной страны, общества, социальной или этнической группы. В разное время в разных странах у скаутских организаций были различные цели и задачи, но неизменным оставалось одно − скауты, пластуны, юные разведчики, пионеры всегда были и оставались верными сыновьями своей Родины и активными членами общества, никогда не пасовали перед трудностями и всегда добивались своего в жизни.
Это с точки зрения педагогов. С точки зрения детей, скаутинг − это большая игра. Именно так и назвал его в своё время его основатель. Мы всю жизнь, во что-нибудь играем, и в то же время всегда играем себя. Каковы мы, таковы и наши игры. Футбол − это тоже игра, но я бы отличал футбол скучающих подростков, лениво пинающих мяч во дворе дома, и футбол Льва Яшина, Пеле и Марадонны, которому они посвятили всю свою жизнь, который стал для них её целью и смыслом. Настоящая большая игра − это то, что даёт подростку почувствовать свои силы, воспитывает упорство в достижении цели, позволяет ощутить сладкий вкус победы. Во «взрослые» игры такой человек придёт уже готовым, закалённым бойцом, не боящимся «шишек» и синяков, способным не только идти вперед, но и вести за собой других.
Всемирная организация скаутского движения − это добровольная, независимая, невоенизированная, нерелигиозная, неполитическая, неправительственная организация. Цель международного скаутского движения, определяемая в его программных документах, заключается в том, чтобы «через участие скаутов в местных, национальных и международных организациях воспитывать ответственных и достойных граждан своей страны, способствовать развитию молодых людей для раскрытия их наиболее полного физического, интеллектуального, общественного и духовного потенциала».
Принципы скаутского движения
Фундаментальные принципы скаутинга изложены в «Конституции Всемирной Организации Скаутского Движения». Три фундаментальных принципа Скаутинга выступают как закон и жизненная позиция для каждого скаута. Эти принципы:
-
Долг перед Богом,
-
Долг перед другими,
-
Долг перед собой.
Первый указывает на духовное содержание жизни личности, второй − отношение личности к обществу в самом широком смысле слова, третий − обязанности личности перед самим собой.
Долг перед Богом определяется в скаутском движении как «приверженность духовным ценностям, верность религии, принятие вытекающих из этого обязанностей».
Скаут − человек верующий, но нигде ни в каких документах, не указано, в какого именно бога он верит и какую религию исповедует. Долг пред Богом − это только принцип, который для каждого человека должен быть наполнен конкретным содержанием: принятием общечеловеческих ценностей, традиционной для данной страны или этнической группы религией, национальной идеей, в конце концов, идеей «построения светлого будущего для всех трудящихся». Главное не в том, во что человек верит, а в том, что он не «бездумный пожиратель сникерсов», а человек духовно богатый, беззаветно преданный своим идеалам и готовый за них идти до конца.
Долг перед другими определяется как «…верность своей стране, участие в жизни общества с признанием и уважением достоинства соотечественников, взаимопонимания и сотрудничества на местном, национальном и международном уровнях, а также признание приоритета общечеловеческих ценностей, что, в конечном счете, гарантирует сохранение целостности всего мира».
Скаут − активный член общества. Во-первых, он Гражданин своей страны, участвующий в её общественной и политической жизни, соблюдающий её законы, уважающий достоинство её граждан, готовый приложить все свои силы на благо её благополучия и процветания. Во-вторых, он − Гражданин планеты Земля, что налагает на него обязанности соблюдения прав и достоинства любого человека, уважения культурных, национальных и религиозных традиций других людей, сохранения целостности природного мира. В-третьих, он просто человек, который видит своё предназначение в служении людям, в том, чтобы помогать другим, жить в мире и добрососедстве со всеми людьми, укреплять дружбу и взаимопонимание среди молодёжи всех наций.
Долг перед собой. Этот принцип можно определить как «ответственность за собственное развитие». Скаутинг предполагает, что молодые ответственны за совершенствование собственных способностей.
Я понимаю этот принцип гораздо шире. На мой взгляд, это главный принцип, в котором как в зеркале отражаются два других. Никто и никогда не сможет заставить человека верить или не верить в бога, любить или не любить свою страну, уважать или не уважать других людей, быть умным, грамотным, честным, трудолюбивым и здоровым. Никто и никогда не сможет проверить, действительно ли человек верит, любит и уважает. Только сам человек может пообещать себе это, только сам он может от себя это потребовать и только он сам себе главный судья. Не даром в «Скаутском обещании» такие слова: «Клянусь моей честью, что я сделаю всё от меня зависящее, чтобы выполнить мой долг перед Богом и моей страной…». Во-первых, «мой» долг и «моя» честь, и, во-вторых, не «выполню долг», а «сделаю всё от меня зависящее», чтобы его выполнить.
Это принципы. Принципы легко провозгласить, но сложно претворить в жизнь. Чтобы принципы не расходились с делом, делом и надо доказывать их каждый день. Для этого служит система скаутских методов, которые определяют то, как именно проводится работа в клубе, как и какие организуются мероприятия, что должно быть главной их целью и смыслом.
Скаутские методы
Разрабатывая скаутскую методику, полковник английской армии Баден-Пауэл использовал свой опыт специалиста по военной разведке, картографии и маскировке. Методы подготовки небольших, автономных разведывательных и поисковых групп, применявшиеся им в Индии и Южной Африке, творчески переработанные для воспитания и обучения подростков, оказались очень эффективными и быстро завоевали популярность во всём мире.
Я не буду здесь придерживаться первоисточника, а изложу их так, как я это понимаю со своими комментариями.
Работа в малых группах
Основной, самостоятельной и самоуправляемой единицей скаутской организации является «патруль», группа из 5-7 человек, под руководством лидера патруля. Не знаю, были ли тогда соответствующие работы по психологии, и читал ли их Баден-Пауэл, но, исходя из своего опыта, он пришёл к совершенно верному выводу. Группа из такого количества человек является наиболее стабильным и управляемым коллективом. Каждый человек в ней сохраняет свою индивидуальность и полностью раскрывает свои способности. Руководитель такой группы в состоянии удерживать в памяти информацию обо всех членах группы и их действиях, обращаясь к каждому непосредственно.
При увеличении состава группы её эффективность и управляемость резко падает. Единый коллектив при этом обычно распадается на подгруппы с различными, часто противоречащими друг другу, интересами. Руководитель такого коллектива уже не в состоянии ставить отдельные задачи каждому члену группы и своевременно контролировать их выполнение. Он вынужден либо руководить подгруппами, через их формальных или неформальных лидеров, либо использовать чисто командный стиль руководства, обращаясь ко всей группе в целом. Типичным примером такого слабо управляемого коллектива может служить школьный класс или группа детского сада. Руководить таким коллективом можно только с помощью команд типа: «Все встали!», «Все пошли…».
В таком коллективе очень сложно воспитать инициативного, самостоятельного и ответственного человека. Здесь всегда можно спрятаться за спину других и возложить всю ответственность на подавшего команду. Другое дело в малой группе, где все на виду, где каждый специалист в своём деле, где успех зависит от слаженной работы всей группы, инициативы и умения каждого.
Инициатива и ответственность
Если внимательно посмотреть, как функционирует скаутская организация, то она покажется стоящей на голове. Здесь дети руководят, а взрослые вроде бы им подчиняются. Метод, кстати, совсем не оригинальный, вспомните Макаренко и «Республику ШКИД». Скаутский патруль сам выбирает своего лидера, и лидер сам руководит патрулем. Делами организации руководит выборный совет, состоящий из лидеров патрулей и ответственных за отдельные направления работы.
Взрослые обычно не имеют права непосредственно отдавать приказы, либо сознательно не пользуются этим правом. В их обязанности входит формирование общего направления развития и деятельности организации, разработка методических и руководящих материалов, функции воспитателей, наставников и консультантов, а также чисто административные, финансовые и бухгалтерские дела. По сути, вся скаутская работа ведётся в патрулях, и, с точки зрения скаутинга, кроме патрулей в организации больше ничего нет. Всё остальное является как бы вспомогательным и служит для организации работы в патрулях.
Очень сложно руководить, не руководя, а советуя, воспитывая, убеждая. Для этого нужно иметь недюжинный педагогический талант и действительно заслуженный авторитет. Зато и результаты получаются впечатляющими. Принимая решение, скаут или скаутский лидер возлагает на себя всю полноту ответственности за последствия его выполнения или невыполнения. Став взрослыми, такие люди заметно отличаются от своих коллег умением нестандартно мыслить, организаторскими способностями и повышенным чувством ответственности.
Обучение через дело
Скаут − мастер на все руки и постоянно чему-нибудь учится. Но и здесь всё не так, как мы привыкли понимать. Это не просто учёба, а скорее самообразование и взаимообучение. Каждый скаут самостоятельно и целенаправленно изучает и осваивает специальности, умения и навыки, необходимые ему в повседневной жизни и делах организации. Инициаторами обучения здесь опять же выступают сами дети, а у их наставника должна болеть голова о том, где найти учебные материалы, как организовать занятия и откуда пригласить специалистов для их проведения. Наставник вовсе не должен всё знать и уметь, хотя это очень желательно. Его основная обязанность − организовать. Само же обучение может проводить и один из скаутов, например, хорошо освоивший данную специальность в кружке, студии или спецшколе.
В скаутинге нет и не может быть учёбы ради учёбы. Все полученные знания немедленно проверяются и используются на практике. Инициатива в обучении и инициатива и ответственность в принятии решений складывается в единый сплав. В скаутинге недопустим командно-армейский принцип «Делай как я!». Здесь это звучит так: «Посмотри, как делаю я, и сделай так, как считаешь нужным».
Не следует понимать «обучение через дело» буквально, как совет показывать всё «на пальцах». Обучение должно быть не целью, а средством к её достижению. Только тогда полученные знания, подкреплённые практикой, останутся надолго, а не выветрятся, как в школе, на следующий день после сдачи экзамена. Например, традиционные для скаутинга, занятия по изучению узлов совершенно бесполезны, если в конце их перед скаутами не будет поставлена реальная задача с их использованием. Причем целью ее должна быть не вязка узлов, а что-то, для чего это умение жизненно необходимо. Поставленная задача будет выполнена и забыта, а полученные при её выполнении знания останутся.
В конечном же счете, главное в скаутском обучении, не в том, чему научились дети, а в том, что они научились учиться, научились самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Этот «вечный огонь» тяги к знаниям, заложенный в детстве, не угасает в человеке до самой старости − «Скаут однажды − скаут навсегда!».
Целенаправленность и общественная полезность скаутских дел
Нет ничего хуже и вреднее бессмысленных действий, бесполезной работы, дела, не приводящего к конкретному ощутимому результату. Всё, что делает скаут, должно быть, кому-нибудь нужно. Член патруля осваивает новую специальность для того, чтобы быть полезным в своём коллективе, чтобы повысить его потенциал, чтобы помочь патрулю лучше справиться со стоящими перед ним задачами. Патруль отвечает за определённые направления работы скаутского клуба, самостоятельно готовит и проводит мероприятия в интересах всей организации. Скаутский отряд, кружок, клуб активно участвует в районных и городских мероприятиях, самостоятельно или совместно с другими организациями проводит общественно-полезные акции.
При этом очень важно, чтобы у каждого скаутского дела была чёткая, понятная, хорошо сформулированная цель. Скауты сами ищут пути к её достижению, но для этого они должны хорошо понимать, что у них должно получиться в результате. Часто скауты сами ставят перед собой цели, и их обязательно нужно научить делать это грамотно. Основными критериями здесь являются однозначность, достижимость и проверяемость.
Задача должна быть сформулирована так, чтобы все участники предстоящего дела понимали её одинаково. В результате у них должно получиться что-то законченное и полностью готовое. Если эти два требования не выполняются, то затея заведомо обречена на провал. Это очевидное правило, к сожалению, не везде и не всегда выполняется. Проверить же его не очень сложно. При постановке задачи нужно просто попытаться объяснить исполнителю или хотя бы себе самому, как вы будете проверять её выполнение. Если выполнение порученного дела невозможно проверить, то его невозможно и выполнить. Соблюдение этого простого правила начисто выметает из скаутских планов мутные и расплывчатые фразы, изобилующие словами «повысить», «улучшить», «способствовать». Есть конкретное дело, есть конкретный результат.
Система роста и поощрений
Скаутская методика не предусматривает наказаний. Скаутское движение − организация добровольная. Каждый человек волен прийти в нее, приняв её принципы, законы и правила игры. Каждый человек волен и покинуть её ряды по собственному желанию. Единственным и самым строгим наказанием может быть только молчаливое осуждение, недоверие своих товарищей и нежелание их быть рядом с тобой.
Система поощрений в скаутинге, напротив, развита очень сильно. Каждая достигнутая ступень скаутского мастерства, каждая освоенная специальность или умение, каждое доброе дело, каждое участие в скаутском мероприятии не остаётся без последствий. Спектр применяемых в скаутинге поощрений весьма широк и ограничен только вашей фантазией и здравым смыслом.
Скаутские символы и атрибуты
Скаутская организация, как впрочем и любая другая, имеет что-то, что отличает её от всех прочих. У скаутов есть своя форма, салют и приветствие, эмблема, девиз, свои скаутские законы. Приём новых членов в скаутскую организацию оформляется в виде ритуала, на котором произносится клятва и торжественно повязывается скаутский галстук. И всё это тоже не спроста. В каждом человеке от самого рождения есть два стремления. С одной стороны, ему хочется выделиться среди себе подобных, быть в чем-то лучше, чем-то отличаться. С другой стороны, ему всегда хочется быть в коллективе, принадлежать к клану, семье, организации. Основной целью скаутской атрибутики является поддержание этих стремлений и использование их в целях воспитания.
Скаутская организация − организация элитная. Элитная не в смысле материального положения её членов, их происхождения, вероисповедания и прочего, что у нас обычно считается элитой. Элитная потому, что скауты − это лучшие из лучших, самые-самые. Не каждый подросток может стать скаутом. Не каждому по плечу освоить все скаутские навыки и умелости. Не каждый готов действовать самостоятельно и выходить победителем из трудных ситуаций, которые ему готовит скаутская жизнь. Скаутов не должно быть много. Не могут же абсолютно все быть первыми, как советские пионеры в эпоху своего заката. Хорошо, когда скаутом может стать один из сотни. Когда их меньше, от них мало толку. Когда больше − это уже не элита.
Скаутская форма позволяет скауту выделиться среди сверстников, но и налагает на него обязанность быть достойным этой формы. По форме скауты узнают своих собратьев и здороваются с ними по-своему. На форме достаточно места для эмблем, нашивок и значков, по которым каждый, кто в этом разбирается, может определить, откуда этот скаут и каких успехов он добился в своем нелёгком деле. Скаутское обещание, скаутский галстук и десять скаутских законов, эти святые понятия для каждого скаута дисциплинируют его и напоминают о том долге, который он на себя взял, и которому поклялся служить всю свою жизнь.
Проведение мероприятий на природе
Традиционно, ещё со времен Баден-Пауэла, многие скаутские мероприятия проводятся в лесу. Можно много говорить о любви к родной природе, романтике костров и дальних дорог, но «собака зарыта» совсем не здесь. Основная задача полевых игр, скаутских лагерей и туристских походов − вырвать подростка из привычной среды, лишить его готовых стереотипов поведения, заставить думать своей головой, самому находить выходы из сложных ситуаций, принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их последствия.
Сейчас стало весьма модным пришедшее из-за океана слово, которое у нас звучит как «выживание». Это и многочисленные справочные пособия в ярких обложках, школы и уроки выживания, шумные шоу типа «Последний герой». К скаутской «Лесной школе» это не имеет никакого отношения. Не «выживать», не затаиться и ждать улучшения условий или чудесного спасения. Действовать в экстремальной обстановке и выполнить поставленную задачу, несмотря на трудности. Создать себе комфортные условия своими силами, используя собственное снаряжение и природные материалы − вот задача скаута. Главное в полевой подготовке скаута не натренировать его и обучить различным приёмам и методам, а воспитать в нём уверенность в своих силах, научить творчески применять навыки сообразно условиям и обстановке. И в отличие от «последних героев» цель скаута не «пережить» остальных, а, опираясь на плечо друга, всем вместе сделать то, что задумано. Не ждать помощи и спасения, а помочь другим, спасти других.
Самообеспеченность
Эта особенность функционирования скаутской организации обычно не фигурирует в скаутских материалах как воспитательный метод. Обычно в них ограничиваются упоминанием и раскрытием пункта Скаутского Закона: «Скаут бережлив». В условиях нашей «постсоветской» страны, воспитанной в духе тотального иждивенчества и приученной к «социалистической халяве» (простите за не очень литературное, но зато очень ёмкое слово), я посчитал этот момент очень важным и выделил его в отдельный воспитательный метод.
Каждый скаут и скаутский патруль должны обеспечивать себя сами и иметь всё необходимое. Скаут не может называть себя скаутом, если у него нет скаутской формы, одежды и обуви для занятий на природе, рюкзака, спального мешка, комплекта посуды и туалетных принадлежностей. Скаутский патруль кроме этого должен иметь все необходимое снаряжение для того, чтобы совершить небольшой поход или провести ночь в лесу.
Я считаю, что скаутский клуб это не пункт бесплатного проката туристского снаряжения, и он вовсе не обязан обеспечивать этим каждого случайно забредшего туда подростка. Это дело каждого скаута, каждого патруля и их родителей. Всё необходимое снаряжение скауты могут и должны приобрести или изготовить своими руками под руководством своих наставников. Всё купленное ими, остается их личной собственностью, и всё это останется им, если они пожелают покинуть организацию, а не достанется чужому дяде. При этом скаутский клуб перестанет быть складом прожженных спальников, поломанных топоров и порванных палаток, руководители клуба перестанут после каждого похода или лагеря собирать по всему городу остатки снаряжения, дети научатся ответственно относиться к своим и чужим вещам, родители, наконец, поймут, что туристские ботинки и спальный мешок стоят гораздо дешевле, чем лечение их детей от наркомании или алкоголизма. Очень сложно воспитать в ребёнке будущего фермера, предпринимателя или президента, если ему всё всегда доставалось даром, и у него никогда не было ничего своего.
Содержание скаутской деятельности
Слово «скаут» переводится с английского как «разведчик», тот, кто всегда идёт впереди. Такой же смысл имеют слова «следопыт» , «гайд», «проводник», «пионер» − первопроходец. Чтобы быть первым, надо быть лучшим, никогда не останавливаться на достигнутом, постоянно учиться и совершенствовать свои знания и навыки. Крылатая фраза основоположника коммунистической идеологии: «Учиться, учиться и ещё раз учиться! Учиться жить и работать…» звучит явно по-скаутски, и это не удивительно. Другой корифей, но уже из мира музыки когда-то определил так: «Дилетант − это тот, кто уже всё знает и умеет. Профессионал же всю жизнь ходит в подмастерьях».
Учёба − основное занятие скаута, но это не значит, что он с утра до вечера сидит за партой и зубрит учебники. Зубрёжка и заучивание наизусть не входит в число скаутских методов. Скаут учится не потому, что от него это требуют, а потому, что ему самому это необходимо. Ведь от того, что он знает и умеет, зависит его положение в коллективе и уважение товарищей, тем более что свидетельства всех достижений скаута можно наглядно увидеть на его форме в виде нашивок и других знаков отличия.
Скаутские пробы
Пробы (иногда их называют тестами) − это как в фигурном катании обязательная программа. Это то, что должен знать и уметь каждый скаут. Обычно скаутские пробы имеют несколько ступеней или уровней с постепенным возрастанием количества и сложности содержащихся в них вопросов. Освоив очередную ступень, скаут получает соответствующее звание, прикрепляет на форму положенную нашивку и переходит к освоению проб следующего уровня.
Пробы каждого уровня содержат несколько десятков тем и вопросов, и на их изучение обычно уходит не менее года. Вопросы сгруппированы по четырем основным темам:
Скаутинг. В эту тему входят вопросы, связанные со знанием и пониманием истории мирового и отечественного скаутинга, скаутских принципов, законов, ритуалов и атрибутики, обязанностей скаутов, патрульных и других должностных лиц скаутской организации, правил проведения скаутских мероприятий.
Духовность и культура. Тема, определяющая общий уровень культуры скаута. Это принятие и понимание религии и общечеловеческих ценностей, знание национальной символики, гимна, географии, истории, культуры и традиционных религий своей страны, разучивание песен, изучение преданий и легенд, посещение выставок, музеев и исторических мест родного края.
Жизнь в обществе. Владение повседневными навыками. Знание правил культурного поведения, умение оказать первую помощь, вызвать скорую помощь, поведение при пожаре и других экстремальных ситуациях, умение ориентироваться в городе, участие в благотворительных мероприятиях и общественно-полезных проектах.
Жизнь на природе. Специальные знания, необходимые для безопасного и комфортного нахождения на природе, причем, безопасные не только для себя, но и для природы. Знание животного и растительного мира, опасных растений и животных. Умение организовать привалы и ночлеги, питание и приготовление пищи в полевых условиях. Изготовление полезных в хозяйстве вещей и постройка укрытий из подручного материала. Специальные знания по картографии, ориентированию, преодолению препятствий, поведению в экстремальных ситуациях.
Кроме этого в состав проб входят пункты о сдаче нормативов физической подготовки, наличии определённого количества скаутских специальностей, участии в скаутских лагерях, походах и других мероприятиях.
Перечень вопросов, входящих в пробы не является стандартным. Каждая скаутская организация обычно разрабатывает свои пробы или тесты, отражающие специфику данного клуба, особенности присущие данной местности, региону, стране, её национальному и этническому составу. Могут быть различные пробы для разных возрастных групп, а также «пробы новичка», сдача которой обязательна для всех, желающих стать членами клуба. Этот «вступительный экзамен» избавляет скаутскую организацию от праздно шатающихся по кружкам и клубам «балбесов».
Главное в пробах не количество и суть вопросов, а в том, чтобы общий уровень знаний и навыков, необходимых скауту для их сдачи, с одной стороны, явно превышал уровень знаний их обычных сверстников, а с другой, − был бы ему все-таки по силам, хотя и требовал бы от него длительной подготовки и значительных усилий. Пробы сдаются постепенно и индивидуально. Инициатором их сдачи выступает сам скаут. Освоив самостоятельно или в процессе занятий какие-либо вопросы или выполнив требования отдельных пунктов проб, скаут сам обращается к руководителям с просьбой засчитать их выполнение. Когда все пункты отмечены, проба считается сданной, а скаут − достоин носить соответствующее звание и знаки отличия.
Скаутские умелости
Это уже произвольная программа и новый уровень знаний. Каждый скаут не только умеет всё то, что предусмотрено пробами, но и является специалистом в каких-то отдельных областях, профессионалом в определённых делах. Так, например, каждый скаут может приготовить обед в полевых условиях. Этот пункт обязательно есть в скаутских пробах. Имеющий же специальность «повар», может не только приготовить еду, но и квалифицированно подобрать продукты, составить меню и раскладку для похода или небольшого скаутского лагеря. Он знает особенности хранения и упаковки различных продуктов, их сроки и условия хранения, признаки их порчи или недоброкачественности. Кроме этого, он может научить новичков готовить в лесу и обычно имеет право отметить им выполнение соответствующего пункта в пробах.
Скаутская специальность − это то, что отличает скаута от его товарищей в патруле или отряде, даёт ему повод для заслуженной гордости и налагает на него дополнительную ответственность. Ведь только он это умеет, и от него лично зависит выполнение данного дела.
Специальностей может быть очень много. Это и традиционные для скаутинга и туризма «Повар» (походный завхоз), «Штурман» − специалист по ориентированию и картографии, «Ремонтник», «Медик», «Метеоролог», «Фотограф»; чисто скаутские: «Комендант лагеря», «Пионеринг» (изготовление построек из дерева и шпагата), «Перья» (придуманные ещё Баден-Пауэлом три уровня испытаний на одиночное пребывание в лесу); житейские − «Друг животных», «Друг растений», «Уход за детьми» и бесконечное число умений, навыков, видов искусства, спортивных видов и прочего. За несколько лет скаут может освоить более десятка различных специальностей. Коллекционирование нашивок за умелости − увлекательное и полезное занятие.
Для каждой специальности на уровне организации утверждаются требования, эскиз нашивки и решается, кто имеет право принимать данную специальность. Часто требования к специальности имеют два уровня или ступени. Так фотографу первой ступени можно поручить подготовку фотоотчета о мероприятии, а при наличии второй ступени, он сам может вести занятия фотокружка или организовать выставку своих работ.
Руководитель скаутского клуба вовсе не обязан всё это сам знать и уметь. Более того, уверенность в этом − опасная штука. Такой руководитель либо предъявляет заниженные требования к своим знаниям, либо сознательно ограничивает своих подопечных только тем, что знает и умеет сам. Обязанность руководителя организовать, найти учебные материалы и, по возможности, специалистов по данному вопросу, а затем все это проконтролировать. Специалисты могут найтись и среди детей, закончивших специальные курсы или школы, получивших специальность в кружках или секциях. Дети могут и сами освоить специальность, пользуясь доступной литературой или с помощью родителей. Главное, не бояться сказать: «Я этого не умею, но у меня есть специалист…».
Формы скаутской работы
Как видите, скаутинг не является чем-то застывшим и раз и навсегда определённым. Каждая скаутская организация, несмотря на единство целей и принципов, имеет что-то своё, то, чем она отличается от других, и чем может гордиться. Специализация может быть самой разнообразной. Это может быть и туризм и морское дело, и компьютеры, и всё, что угодно. Свой «конёк» может быть у целого клуба, отряда и отдельного патруля.
Основными формами скаутской работы являются сборы патрулей и скаутские лагеря. Это главные и основные формы, существующие ещё со времен Баден-Пауэла и применяющиеся в каждой скаутской организации. Исходя из основных принципов скаутинга, текущих задач и специфики организации, каждый клуб может разработать свои собственные формы работы, творчески используя традиционные скаутские методы.
Попробуем рассмотреть наиболее часто используемые более подробно.
Сбор патруля
Это основная форма текущей работы. Сборы проводятся один−два раза в неделю и продолжаются 2-3 часа. Содержание и методика проводимых на них занятий может быть самыми различными, но обычно рекомендуется придерживаться такого порядка:
Открытие сбора. Сбор начинается с построения и сдачи рапорта. Это дисциплинирует и настраивает детей на серьёзный лад.
Духовная минутка. Это может быть и молитва, и короткая беседа, прослушивание музыки или чтение стихов на духовную тематику.
Теоретическая часть − лекция, беседа, дискуссия или другие виды теоретических занятий. Это первая половина основной части сбора. Здесь дети усваивают теоретический материал, необходимый им для сдачи проб, выбора или освоения умелостей, проведения будущих мероприятий.
Игра. Это может быть и подвижная игра на свежем воздухе для снижения напряжения после теоретической части, и викторина для закрепления полученных знаний. Игра может быть и вступлением к следующей − практической части сбора.
Практическая часть. Здесь дети на практике применяют полученные на этом или предыдущих сборах знания.
Пение. Разучивание и пение песен, несмотря на кажущуюся второстепенность, является важным элементом сбора. Тут не обязательны хорошие вокальные данные. Главное − почувствовать общность с коллективом. Пение можно совместить с практическими занятиями. Например, очень удобно рисовать, напевая, особенно если тема рисунков и песен совпадает.
Подведение итогов. На этом этапе обсуждаются итоги сделанного и намечаются планы на следующий сбор. Здесь намечаются темы следующих занятий и назначаются ответственные за их проведение.
Уборка помещения и закрытие сбора. Тут, кажется, всё ясно − ликвидация последствий творческой деятельности и традиционное построение.
Ничего особенно сложного тут нет, если бы не одно условие: весь сбор от начала до конца планируют, организуют и проводят сами дети под руководством своего патрульного. Отдельные части сбора ведут рядовые члены патруля, назначенные или изъявившие желание на предыдущих занятиях. Взрослые тут не нужны. Их могут пригласить в качестве лектора или инструктора для помощи в освоении новых или сложных для членов патруля тем. Старшие могут поучаствовать в сборе на правах гостей или проверяющих, если это необходимо.
Естественно, такое положение возникает не сразу. На первых порах патрульному вновь созданного патруля не хватает опыта для самостоятельного руководства занятиями, а рядовые члены патруля, возможно, не совсем готовы к такой самостоятельности. В таком случае к патрулю прикрепляется наставник из взрослых или более старших детей. Но его задача не проводить сборы, а помочь патрульному и патрулю как можно скорее научиться квалифицированно планировать содержательные, результативные занятия и организованно их проводить. На первых порах наставник сам готовит и проводит занятия. Затем, он только определяет темы будущего сбора и помогает патрульному его готовить, постепенно переходя к тому, что только участвует в сборе, как рядовой член патруля или наблюдатель, вмешиваясь в работу только когда этого требуют обстоятельства.
Особенно сложно определить момент, когда наставник уже не нужен. Слишком рано отправив патруль в «свободное плавание» наставник рискует потерять патруль. Дети просто разбегутся, если занятия, плохо подготовленные ещё неопытным патрульным, будут им не интересны, а их результат не даст им возможности почувствовать удовольствие от хорошо сделанного дела. Слишком долго и мелочно опекая патруль и патрульного, наставник может просто не дождаться, когда патруль станет самостоятельным.
Скаутский лагерь
Лагерь − это главная часть скаутской работы. Это финал и итог всей деятельности скаутской организации за истекший период, практическая проверка всего того, чему научился каждый скаут. Как по форме, так и по содержанию скаутский лагерь совсем не похож на пионерский лагерь, каким мы его привыкли видеть.
Во-первых, в скаутском лагере нет привычных для нас спальных корпусов, столовых, многочисленных вожатых, воспитателей, завхозов и прочего персонала. Скаутский лагерь − это просто поляна в лесу, на которой стоят палатки. Каждый патруль здесь находится на полном самообеспечении. Дети сами организуют свой быт, сами готовят еду. Задача взрослых − наблюдение за обеспечением мер безопасности, общелагерные хозяйственные вопросы (подвоз воды и продуктов, организация и обслуживание санузлов, транспортное и другое обеспечение) и, в основном, инструкторская работа. Вообще для нормального функционирования лагеря достаточно всего два человека старше 18 лет: комендант лагеря и медработник. Все остальные, присутствующие в лагере взрослые, выполняют вспомогательные функции, которые вполне можно поручить и детям.
Естественно в такой лагерь не может поехать просто ребёнок с улицы, заплатив деньги за путёвку. Участниками лагеря могут стать только хорошо подготовленные и проверенные в деле скауты, доказавшие свою самостоятельность и дисциплинированность в процессе текущих занятий, на тренировках, выездах в лес и в туристских походах. Кроме того, обязательно наличие полного комплекта личного снаряжения и соответствующей одежды у каждого участника, группового снаряжения и инвентаря у каждого патруля. При этих условиях финансовые затраты участников обычно на порядок меньше, чем в обычных лагерях, и состоят, в основном, только из стоимости продуктов и проезда к месту расположения лагеря. Немногочисленные взрослые, как правило, работают в лагере на общественных началах, а зачастую и оплачивают своё питание и проезд наравне с детьми.
Во-вторых, в отличие от привычных нам лагерей, имеющих в основном развлекательно-оздоровительную направленность, скаутский лагерь больше напоминает спортивные тренировочные сборы. Основная задача скаутского лагеря − проверить знания и навыки детей, полученные за время учёбы, в реальных условиях, и научить их самостоятельно применять их на практике. Например, по документам Украинской скаутской организации «Пласт», лагерем может называться только мероприятие, целью которого является сдача проб и умелостей. Многодневный выезд в лес, не имеющий такой цели, у них называется «оселя» − поселение. Лагеря могут быть различными и по количеству участников и по их составу. Скаутский лагерь можно провести своими силами для одного-двух десятков детей из одного скаутского отряда. Можно принять участие в лагере, проводимом крупной организацией, где число участников достигает нескольких сотен.
Наряду с обычными скаутскими лагерями, где спектр занятий, или как говорят у скаутов − «активитетов», достаточно широк, существуют и специализированные лагеря с более углублённым освоением отдельных направлений скаутской деятельности. Это и лагеря с туристской программой, и с изучением морского дела, экологические, исторические, ролевые и даже компьютерные. Проводятся лагеря-семинары или лагеря-сборы для будущих патрульных, руководителей отрядов и даже взрослых руководителей скаутских организаций, а также тех, кто такие организации собирается создать в своём городе или посёлке.
Всё это не значит, что весь лагерь состоит только из экзаменов и изнурительных тренировок. Как раз наоборот. Здесь много весёлых игр и соревнований, занимательных бесед и викторин, есть время и для купания в речке, собирания гербариев, песен и танцев у вечернего костра. Мало того, все это организуют сами дети. Задача взрослых только определить безопасно ли то, что они придумали, и, при необходимости, дать совет, как это провести и организовать лучше.
Вот, чего здесь точно нет, так это бессмысленного топтания и сидения на лавочке, хождения строем из столовой и в столовую, купания за решеткой по секундомеру, надуманных и заорганизованных мероприятий, не интересных ни детям ни взрослым. В общем того, над чем мы от души смеялись в фильме «Добро пожаловать или Посторонним вход воспрещен».
Вернувшись домой, наши дети с гордостью показывают, появившуюся на их скаутской форме, нашивку с эмблемой прошедшего лагеря. За эти дни они многому научились, хорошо отдохнули, стали дружнее, самостоятельнее, увереннее в себе и даже, кажется, как-то взрослее.
Джамбори − скаутский фестиваль
Джамбори − это тоже палаточный лагерь в лесу, но цель у него совсем другая. Это скорее скаутский слёт, на который приезжают представители разных скаутских организаций из разных городов, или даже стран и континентов. Здесь они знакомятся и становятся друзьями, как и положено скаутам. Здесь можно показать свои умения и научиться тому, что умеют другие. Здесь можно почерпнуть новые идеи, обменяться мнениями, найти новых друзей и наметить планы для совместных мероприятий и проектов.
Туристские походы
Туристские походы не фигурировали в книгах о скаутинге, которые писал Баден-Пауэл. У него основным средством практической подготовки был скаутский лагерь, по аналогии с привычным и хорошо известным ему учебно-тренировочным лагерем разведчиков. Нахождение вне лагеря у разведчиков или диверсантов называется миссией или операцией. У нас в стране любое нахождение в лесу с рюкзаком, а зачастую и без него, почему-то называется походом. Причём походом упрямо называется не только двухчасовая прогулка по лесу, но и выезд на пляж и даже автобусная экскурсия в другой город.
Меня очень смешит, когда кто-нибудь из детей говорит: «Мы с папой ездили в поход». В походы не ездят. В походы ходят. Причем ходят не только пешком, но и на лыжах, байдарках, велосипедах и даже автомобилях, но обязательно ходят. Потому, что настоящий поход − не просто движение по лесу, а сложная наука, высокое искусство и настоящий, серьёзный спорт. Спортивного туризма нет в олимпийской классификации, но поверьте: стать Мастером спорта по туризму совсем не проще, чем мастером по гимнастике или фигурному катанию. Так что же это такое − спортивный туризм, и чем он может помочь скаутам? Давайте попробуем разобраться.
По своей соревновательной сути он очень похож на преферанс. Если вы знаете такую карточную игру, то понять будет не сложно. Поход − это соревнование с природой и самим собой, которое логически состоит из трёх частей и начинается задолго до того, как вы наденете рюкзак, и заканчивается гораздо позже того, как вы его снимете.
Все начинается с этапа тщательной подготовки. Вы выбираете район, где собираетесь путешествовать, находите необходимые карты, описания пройденных там до вас маршрутов, книги, записки путешественников и другие материалы, и прокладываете собственный маршрут. Тот, который вы считаете наилучшим. В зависимости от ожидающих вас там препятствий и условий, вы подбираете снаряжение, составляете список продуктов и меню, собираете компанию друзей, которые все это будут преодолевать, нести и есть. Возможно, стоит провести несколько тренировок с веревками и карабинами, или выехать на несколько дней в лес для проверки новых палаток или рюкзаков, размять новые ботинки и проверить в деле топор или пилу.
Наконец всё готово к походу. Остается только заполнить «маршрутную книжку». Это и есть первая часть соревнований. В маршрутной книжке записывается состав группы, подробно по дням описывается весь предполагаемый маршрут со всеми ожидающимися препятствиями, способами их преодоления и местами предполагаемых ночевок. Там же приводится и список снаряжения, вес продуктов и ещё много всяких сведений. Маршрутную книжку нужно отнести в «маршрутно-квалификационную комиссию» (МКК), где ваш маршрут проверят опытные туристы, зарегистрируют и присвоят ему категорию. Теперь можно одевать рюкзаки.
Что же вы сделали? Вы заявили игру! Так же как в преферансе вы могли для этого сказать, например: «Семь червей». В туризме игры (походы) делятся не по количеству взяток, а по категориям. Самая низкая (I-я) категория соответствует третьему спортивному разряду и представляет собой пеший поход на 130 километров без особых препятствий или горный на 100 километров с преодолением несложных перевалов. Высшая категория (V-я или даже VI-я) − это уже на уровне мастеров. Тут могут быть и навесные переправы через бурные реки, и перевалы, которые преодолевают за несколько дней и ночуют, вися на веревках. Кроме пешего и горного могут быть походы лыжные, водные − на байдарках или плотах, велосипедные, мотоциклетные, авто и даже спелео (по пещерам). Все они расклассифицированы по категориям сложности в зависимости от протяженности и сложности препятствий.
Вы сами выбираете свою игру в зависимости от квалификации вашей и ваших участников, и сами её заявляете. Как и в преферансе не стоит заявлять слишком простую игру − это не выгодно. Слишком сложную объявлять опасно − её можно и не сыграть, и в отличие от карт её можно не только не сыграть, но и «сыграть в ящик». Впрочем, в МКК сидят такие же опытные туристы, которые такой маршрут просто не подпишут.
Теперь собственно игра. Вы идёте по маршруту, пытаясь пройти его именно так, как вы его заявили. И это совсем не просто. Мало того, что там всё может быть совсем не там и не так, как указано на самой надёжной карте. Даже на самых лучших и подробных картах ошибок предостаточно. Кроме этого может пойти дождь, повалить снег, опуститься густой туман или разразиться буря. Может поломаться топор или нерадивый участник потеряет единственную веревку. В вашей группе может оказаться психопат, который всю жизнь, живя в городе, считал себя нормальным. Вы можете просто перепутать две похожие тропы и проплутать в лесу пару дней. С вами и вашей группой может случиться всё, что угодно, и от вашего мастерства как руководителя и организатора, от опыта и подготовки участников вашей группы, от того, насколько тщательно вы готовились и тренировались перед походом, насколько правильно вы распределили обязанности в группе, насколько у вас дружный коллектив, зависит, будет ли это причиной небольшой задержки, или вам придется возвращаться домой «не солоно хлебавши».
Я не хотел бы никого пугать или утверждать, что туризм − это только спорт. Поход − это и спорт, и отдых и хобби и многое другое. Только в походах можно найти настоящих преданных друзей, увидеть необыкновенные красоты, узнать много нового, испытать себя и поверить в себя. Тот, кто хоть раз был в настоящем походе, оставляет в своём сердце частичку этого состояния навсегда. Но мы говорим о туризме, как о спорте, как о соревновании с трудностями и самим собой, как о долге и обязанности выполнить то, что намечено. О том, что так присуще скаутингу и скаутам.
И вот игра закончена. Теперь следует подсчитать взятки.
На протяжении всего похода один из участников постоянно вёл путевые заметки, записывая всё, что видел, и что ему говорил руководитель. Другой участник фотографировал все препятствия и усилия по их преодолению. На фотопленке запечатлены все ключевые точки маршрута − перевалы, вершины, реки, памятники и обелиски. Там же, рядом, видны и все участники группы, чтобы никто не усомнился, что все они прошли по маршруту, а не провалялись на морском побережье. В планшетке руководителя сложены найденные на перевалах и вершинах записки, оставленные другими группами. Вместо них, в сложенные из камней туры, положены записки со ставшими за пару недель родными именами.
Теперь всё это собирается вместе, и участники группы пишут отчёт, в котором подробно описывают то, как они прошли заявленный маршрут. В отчёте пишется, как преодолевалось каждое препятствие, и как его можно преодолеть лучше. Почему прошли не там, где собирались и почему выбрали не то место ночевки. Какое снаряжение пригодилось, и какое осталось без дела. В результате получается увесистый альбом с картами, фотографиями и схемами. Этот отчёт нужен не только для того, чтобы МКК засчитала поход и выдала соответствующие справки и присвоила разряды. Он нужен и тем, кто пойдет туда после вас, и будет пытаться пройти там ещё лучше или дальше. Один экземпляр стоит оставить себе, чтобы вспоминать потом, как всё-таки это было здорово.
Если поход был заявлен, на какой-нибудь чемпионат, то можно получить и медали и стать, например, чемпионом страны. Опытная комиссия рассматривает представленные отчёты и выбирает лучший поход. Это делается примерно также, как судят соревнования по гимнастике или фигурному катанию. Не знаю, насколько это объективно, но ничуть не хуже, чем в других видах спорта, где не замеришь результат в голах, очках или секундах.
Такого удивительно интересного и разностороннего вида спорта, похоже, нет больше ни в каких странах. Но у нас он был и, Слава Богу, ещё есть. И это не только спорт, но и школа стойких, ответственных и целеустремленных людей, умеющих сообща бороться с трудностями, с честью выходить из сложных ситуаций, не теряться в экстремальных условиях, многое знающих и умеющих.
Так о чём это мы? О туризме или о скаутинге? И о том и о другом. Потому, что и то и другое − разные пути к одной и той же цели. Вот почему наши скауты ходят, а не ездят, в походы. И делают это так, как их деды и отцы, покорившие все возможные и невозможные полюса недоступности, пики и вершины, глубины и высоты. Так, как и положено делать скауту − наиболее профессионально и наилучшим образом.
А причем здесь патриотизм ? А при том, что только всесторонне подготовленный, воспитанный, умелый, духовно и физически здоровый, хорошо знающий свою страну молодой человек может быть настоящим патриотом. Всему этому учит скаутинг. Поэтому мы им и занимается.