Главная / Статьи / Драчева Е.Л.. Рачинский и его сельская школа

Е.Л.Драчева. Рачинский и его сельская школа

драчева 2Елена Леоновна Драчева, проф. РГГУ

 Слишком много сегодня проблем стоит перед нашим обществом, среди которых можно выделить одну – особо острую и серьёзную – закрытие сельских школ как «неэффективных». Происходит это, кажется, впервые со времён появления этих самых школ на земле российской. Среди многочисленных педагогов, прославивших землю Российскую, заботившихся об образовании и воспитании сельских детей, о развитии сельских школ выделяется одно имя – Сергей Александрович Рачинский.

     Телевидение, печатные СМИ наперебой показывают и печатают материалы о том, что одна за другой закрываются сельские школы. Новые стандарты и требования к таким школам, к количеству обучаемых детей, к квалификации преподавателей ведут, практически, к уничтожению нашей деревни.    

     А не об этом ли писал Гитлер, мечтая превратить народ российский в прислугу образованных германцев?
   Среди многочисленных педагогов, прославивших землю Российскую, заботившихся об образовании и воспитании сельских детей, о развитии сельских школ выделяется одно имя – Сергей Александрович Рачинский. О нём и пойдёт речь в этой статье.
    Было другое время в нашей многострадальной стране. Например, П.А.Столыпин, хорошо осознававший тесную зависимость экономического и политического развития страны от уровня просвещения и профессиональной подготовки населения, писал: «Бояться грамоты и просвещения, бояться света нельзя. Образование народа, правильно и разумно поставленное, никогда не поведёт его к анархии».
    Правительство П.А.Столыпина прилагало большие организационные усилия к тому, чтобы становившаяся личность была грамотной. За 1907-1911 гг. ассигнования на начальную школу возросли с 9 млн. до 35,9 млн.рублей. Законом 22 июня 1909 года был образован специальный школьный строительный фонд, из которого отпускался льготный кредит на строительство школ. К концу 1914 года в России в сельской местности обучалось в начальной школе примерно тридцать процентов детей, что для того времени совсем не мало.
    Сельские школы открывались, развивались и в царское время, и в советские годы. О сельской школе были сняты фильмы, в том числе «Сельская учительница». Много известных людей нашей страны учились в таких школах, да и преподавали в них учителя умные и интеллигентные.
Когда нашу страну в 30-е–50-е годы ХХ века охватили репрессии, в результате которых большое количество учителей высочайшей квалификации из Москвы и Ленинграда было сослано в Сибирь, на Дальний Восток. Там они отдавали свои знания деревенским ребятишкам.
  Среди многочисленных сельских педагогов, прославивших труд учителя, выделяется Сергей Александрович Рачинский (1833-1902), великий отечественный педагог. Он родился в селе Татеве Бельского уезда Смоленской губернии и преподавал в татевской, созданной им школе (ныне – Оленинский район Тверской области).
    К сожалению, сегодня об этом человеке знают совсем немного. Только в последнее время стали о нём вспоминать и устраивать конференции, говорить и писать статьи. Появилась некоторая информация в Интернете.
    Его имя можно смело поставить в один ряд с русскими мыслителями XIX-XX вв.: И.В.Киреевским, А.С.Хомяковым, В.С.Соловьевым, Н.О.Лосским, С.Н. И Е.Н.Трубецкими, священниками Павлом Флоренским, Сергием Булгаковым, Василием Зеньковским; корифеями русской школы философии права – Б.Н.Чичериным, И.А.Ильиным, Л.А.Тихомировым; великим отечественным педагогом К.Д.Ушинским. Только в отличие от К.Д.Ушинского, о С.А.Рачинском почти ничего не известно. Думается, что это было связано с сильной «православной» составляющей жизни и творчества педагога, а это не допускалось в советское время.
    Ещё в 1910 году П.П.Мироносицкий в своей книге «Рачинский и церковная школа»писал: «Рачинский – это имя мирового значения. Когда педагогическая мысль займется изучением его принципов, она, может быть, о нём первом скажет, что он был не педагог–переводчик западных идеалов на русскую почву, а творец самобытных русских идеалов просвещения.
     Для нашей педагогики значение его неизмеримо велико. Несомненно, придёт время, когда имя его будет для нашего учительства такою же путеводною звездою таким же лозунгом, каким служит для западноевропейских учителей имя Песталоцци и для всего мира педагогов имя славянина Яна Ам.Коменского».
    Рачинский С.А. был высокообразованным человеком. Он окончил университет, служил в Архиве Министерства иностранных дел, работал за границей, готовясь к профессорской деятельности, избрав своей специальностью ботанику.
     Сергей Александрович жил и работал в Берлине, Веймаре, Йене и Вене. Известно, что он дружил с великим композитором и пианистом Ференцем Листом, писавшем музыку на духовные стихи Рачинского. Его очень любили немецкие студенты, которые охотно распевали сочинённые им песни. В Веймаре его приняли при Дворе, хранившем лучшие традиции Шиллера и Гёте. Живя в Германии, С.А.Рачинский перевёл на немецкий язык одно из наиболее любимых им произведений русской литературы – «Семейную хронику» С.Т.Аксакова, изданную в 1858 году в Лейпциге.
     Возвратясь в Москву, С.А.Рачинский защищает магистерскую диссертацию «О движении высших растений» и получает кафедру физиологии растений в Московском университете, где проработал 10 лет. В 1866 году С.А.Рачинский защитил докторскую диссертацию «О некоторых химических превращениях растительных тканей»и сделался ординарным профессором Московского университета. Кроме научных занятий и преподавания, учёный постоянно заботился о материальном и нравственном благосостоянии, как всего студенчества, так и отдельных студентов.
    Сергей Александрович отличался чрезвычайным умением распределять своё время, способностью быстро переходить от одного занятия к другому и овладению новым делом. Он держал салон, где собиралось многочисленное общество учёных, литераторов, художников. Одним из частых его посетителей был граф Л.Н.Толстой. Сначала Рачинский С.А. принимал гостей в Москве в своей квартире на Малой Дмитровке у Страстного монастыря, а затем – в новой квартире, в одном из переулков близ Остоженки. В Артистическом кружке Рачинский познакомился с П.И.Чайковским, который посвятил ему одно из своих произведений – Струнный квартет № 1 (Квартет № 1, ре мажор).
     Рачинский С.А. создал собственную концепцию народной школы, основанную на двух аспектах: признание мировой задачи России как носительницы православия и признание высоких нравственных качеств русского народа. Кроме того, он отличался большой религиозностью.
В одном из своих трудов Сергей Александрович писал: «Та высота, та безусловность нравственного идеала, которая делает русский народ народом христианским по преимуществу, которая в натурах спокойных и сильных выражается безграничной простотой и скромностью в совершении великого подвига, доступного силам человеческим; которая в натурах страстных и узких ведёт к ненасытному исканию, часто к чудовищным заблуждениям; которая в натурах широких и слабых влечёт за собой преувеличенное сознание своего бессилия и в связи с ним отступление перед самыми исполнимыми нравственными задачами и необъяснимые глубокие падения; которая во всяком русском человеке обусловливает возможность внезапных победоносных поворотов от грязи и зла к добру и правде, – вся эта нравственная суть русского человека уже заложена в русском ребёнке.
      Велика и страшна задача русской школы ввиду этих могучих и опасных задатков, ввиду этих сил, этих слабостей, которые она призвана поддержать и направить. Школе, отрешённой от церкви, эта задача не по силам. Лишь в качестве органа этой церкви, в самом широком смысле этого слова, может она приступить к её разрешению. Ей нужно содействие всех наличных сил этой церкви, и духовных, и светских»
     В 1868 году С.А. Рачинский вышел в отставку после конфликта в университете, оставшись без определённых занятий. В 1872 году он переселился в Татево, где в 1875 году построил новое прекрасное здание школы и стал сельским учителем. Для народной сельской школы он предложил такую систему классического образования, где роль древнего языка (греческого и латыни в гимназии) исполнял язык церковно-славянский; математические знания давались в изучении арифметики. Особое значение придавалось устному счёту. Рачинский написал специальный учебник, вышедший при его жизни тремя изданиями – «1001 задача для умственного счёта».
    Также Сергей Александрович первым в своём уезде открыл школы для девочек и ввёл совместное обучение девочек с мальчиками, что объясняется взглядами педагога на роль женщины-матери в семейном воспитании детей. Русский народ всегда отводил огромную роль матери в нравственном воспитании детей, так как считалось что так называемая «материнская школа» основательнее отцовской.
    Рачинский считал, что только образованная мать способна сформировать в детях жизненно необходимые навыки. Поэтому в Татевской школе учились и мальчики, и девочки, так как Рачинский С.А. считал женское образование обязательным условием процветания народа. Главным в программе Татевской школы являлась её воспитательная сторона. Рачинский С.А. был убеждён, «что доброе влияние школы на жизненный строй пользующегося ею люда может обнаружиться лишь через несколько поколений, что бесспорные результаты в этой области могут быть достигнуты лишь веками непрерывного труда». По сути, Сергей Александрович стоял в нашей стране у истоков социальной педагогики, которя основывается на теории воспитания воли на основе общности» Её основная педагогическая идея человек должен быть воспитан не для индивидуальной жизни, а для жизни с другими.
     Сергей Александрович написал несколько книг. Наиболее известен его труд «Сельская школа», в котором он изложил свой богатый педагогический опыт. Есть ещё один аспект деятельности Рачинского С.А., который представляет особый интерес для тематики нашего журнала – школьные походы, их организация и проведение.
    У него есть статья, известная под названием «Школьный поход в Нилову пустынь», которая была написана после второго летнего похода учителей и учеников школы к мощам преподобного Нила Столобенского. Это не только увлекательный очерк «одного путешествия», но и внятное пособие по подготовке и организации подобного паломничества. Походы и экскурсии, подобные описанным С.А.Рачинским, стали позже регулярно проводиться во многих школах. По сути, его статья является руководством по организации походов, представляя собой дневник путешествия, обогащённый размышлениями автора.
   Образовательное путешествие, так его называет сам С.А.Рачинский, длилось 10 дней во время летнего Петропавловского поста. Путешественники заходили в каждый встречающийся на пути храм, не пропустили ни одной церковной службы.
    Шли пешком, останавливаясь на ночлег у сердобольных православных и в монастырях, где детишек встречали гостеприимно, одаривая то хлебом, то квасом. К детям присоединились несколько школьных учителей, семинаристов, художников. Поход в Нилову пустынь имел также широкие познавательные цели: знакомство детей с рельефом Валдайской возвышенности, сбор растений для гербариев, запоминание услышанных пословиц и поговорок, написание этюдов юными художниками.
     Кроме знакомства с родным краем, географией и ботаникой, ребята получали своеобразные уроки эстетики и религиозной этики. Назад в Татево ребята привезли книги и незабываемые впечатления. Поздней осенью и зимой школьники писали сочинения об этом походе.Также в методике обучения прочно укоренился урок-экскурсия.
     Рачинский С.А. в своей работе продемонстрировал прекрасный слог и глубокое знание крестьянской жизни. Перечитаем некоторые страницы этой книги и обратим внимание на красоту изложения. «Для обоих путешествий мы избрали середину июня, ибо тут настаёт между вы возкой удобрения и началом покоса краткий перерыв в летних полевых работах, коим и принято у нас пользоваться для хождения на богомолье. Чудное время! Леса ещё сохранили всю свежесть своей весенней листвы, и в тенистых их закоулках доцветают последние ландыши; а в полях уже появляются первые васильки, и над сизыми волнами цветущей ржи носятся облака душистой пыли; в нетронутой траве лугов сияют и рдеют, благоухают и колышутся тысячи едва распустившихся цветов; и всё это заливает потоками света почти незакатное солнце, ибо ночи нет: бледный пурпур заката разгорается в пурпуровое золото утренней зари. Едва проглядывают в светлой лазури звёзды ночные. Есть что-то торжественное, что-то призывное в этом непрерывном бдении, в этом могучем напряжении всех сил природы; это время бессонных ночей, время широких замыслов, время порывов духа к высшему свету».
     У похода была высокая цель –поклонение вместе с детьми мощам прп. Нила Столобенского и моление в обители. Но Рачинский С.А. имел в виду и другие выгоды похода: школьники собирали растения для гербариев, узнавали новых животных и насекомых, собирали местные пословицы и поговорки, учились взаимовыручке и терпению. Маршрут путешествия проходил через несколько деревень, и вечерами их жители наслаждались пением в церкви школьного хора. Да, в школе Рачинского был прекрасный хор, который приходили слушать крестьяне окрестных деревень.
      Окончил в свое время школу Рачинского известный художник Н.П.Богданов–Бельский, который посвятил этому времени несколько своих работ: «Ученицы», «Воскресные чтения в сельской школе».«Устныйсчёт. В народной школе С.А.Рачинского», на которой сам педагог изображен среди учеников на заднем плане.
Богданов-Бельский УченицыБогданов-Бельский. Воскресное чтение в сельской школе(1)Богданов-Бельский.Устный счет

Картины худ. Н.Богданова-Бельского: "Ученицы", "Воскресное чтение в сельской школе", "Устный счет".    

Рачинский решал ещё одну задачу, весьма современную и актуальную в наше время, – борьба с пьянством деревенских жителей, организовав в 1882 г. «согласие» трезвости в селе Татеве. Причиной появления подобного общества стало желание Рачинского оградить своих учеников от пьянства в крестьянской среде. Таким образом, Сергею Александровичу удалось соединить в своей деятельности задачи воцерковления школы и отрезвления народа. Одна из работ, посвящённых его жизни, так и называлась: «С.А.Рачинский как борец за трезвость народную на церковно-школьной почве».
     Когда Рачинскому С.А. Высочайше была назначена пожизненная пенсия, он употребил её не на личные нужды, а на постройку новых школ. При его участии вблизи Татева позже возникла целая сеть замечательных школ. Всего Рачинским было организовано более 30 народных школ. Именно по инициативе Рачинского С.А. в России были открыты тысячи церковно-приходских школ, а Татевское общество трезвости послужило образцом для огромного количества подобных обществ в России и положило начало грандиозному движению затрезвость.
     Академия наук в 1891 году избрала автора «Сельской школы» своим членом-корреспондентом по отделению русского языка и словесности. Многие выпускники российских университетов приезжали в Татево для того, чтобы поработать под его рукокодством. «Школу Рачинского» прошли такие известные педагоги и учёные как Н.М.Горбов, В.А.Лебедев, учителя А.Д.Воскресенский и А.Голицин.
     Умер педагог 15 мая 1902 года на руках одного из своих учеников и преемников – А.А.Серякова, которому завещал продолжать дело всей своей жизни, и который стал следующим руководителем Татевской народной школы. Похоронен С.А.Рачинский в Татево.
     Задачи, которые решались в школе Рачинским и его учениками, имели социально-педагогический характер, а «песни, природа, живопись служили лишь эстетическими средствами для достижения поставленной цели – сформировать из крестьянских детей грамотных, социально-активных граждан». И большую роль в достижении этой цели играли путешествия.
      Как может родиться любовь к России?
     Эта любовь рождается и развивается из малого – из любви к своему селу, городу, району, краю, к своим родным местам. Перед школой всегда стояла и стоит важная задача – изучение родного края. Осуществляться это должно не только по книгам, но и посредством пешеходных походов по родному краю, позволяющих изучить свой край и узнать его историю, исторические и культурные памятники, флору и фауну. Таким образом, походы – это прекрасная школа жизни и становления личности каждого ребенка.
      До сих пор в Татево работает школа, которую основал С.А.Рачинский. Ныне школа носит его имя. Рачинский Сергей Александрович – истинный патриот нашей Родины, и наш долг – не только помнить этого педагога, но и увековечить его имя, сделав так, чтобы как можно большее количество наших соотечественников узнали об этом великом педагоге и человеке.