Главная / Статьи / Вестник детско-юношеского туризма и отдыха 2017 г. / "Интермузей 2017" о музее будущего, каким он будет.

"Интермузей 2017" о музее будущего, каким он будет.

Интерес к посещению музеев в нашей стране растет из года в год, появляются новые музеи, в том числе прежде всего частные музеи. Число посетителей музеев только в Москве за прошедший год составило более 20 млн. Основной контингент — это учащиеся образовательных учреждений.

Какие мотивы определяют посещаемость? Прежде всего — это познавательный интерес, реализуемый в процессе экскурсий, но наряду с этим музеи за последние годы разработали и предлагают многочисленные образовательные программы для детей и молодежи, в том числе ориентированные на школьную программу, а также различные квесты, мастер-классы, развлекательные программы по тематике музея, фестивали, праздники, проведение дней рождения. Ежемесячно музеи предоставляют возможность бесплатного или льготного посещения музеев. Все это, безусловно, стимулирует учащихся образовательных учреждений, родителей с детьми и туристов.

Но достигнутый уровень организации работы с посетителями не означает завершенность и достижение целей. Реалии сегодняшнего дня ставят на повестку дня новые проблемы, задачи, которые надо решать с использованием инноваций, новых подходов, включения незадействованных — библиотек, запасников, создания и развития музейного и арт-пространства, арт-усадеб.

Статья Интермузей 20170526_151317_HDRНе случайно главной темой музейного фестиваля «Интермузей 2017» стало обсуждение музея завтрашнего дн. На многочисленных площадках обсуждались такие вопросы как: каким видят музей будущего его сотрудники, как изменился посетитель и какие новые подходы к посетителю, опыт работы российских и зарубежных музеев, какие новые практики, проекты в традиционных музеях и музеях-усадьбах. Единодушно было высказано мнение, что музею необходимо не только поддерживать интерес традиционных посетителей, но также необходим и поиск новых, выбор оптимального формата взаимодействия с ними, так как происходит принципиальная смена модели взаимодействия с аудиториями.

На современном этапе основным в работе музеев с посетителями становится не только стандартная экскурсия и различные программы, но разрабатывается партисипаторная технология: дифференцированный подход к посетителю с учетом его потребностей и запросов. Сейчас уже многих посетителей не в полной мере удовлетворяет просто экскурсия по экспозиции с сопровождением устного рассказа экскурсовода и показа экспонатов. Сформировался новый тип посетителя, который осознанно готов участвовать в культурных и социальных процессах, вносить свой вклад в создание культурных и музейных событий. Адекватно этому явлению появляется специалист новой формации — медиатор. Это человек, который находится между двумя сторонам (музеем и посетителем) и не относится ни к одной из них, но помогает получить посетителю то, что удовлетворяет его потребности при посещении музея.

На чем же основываются музейные исследования посетителей, их поведения и интересов? Это - книга отзывов музея, наблюдения и анализ видеоматериалов, социологический опрос, и на основе исследований разрабатываеися партисипаторный подход к посетителю.

Какие изменения произошли в работе музеев в последние годы:

  • изменился контингент иностранных посетителей (среди иностранцев до 80 процентов - это туристы из Китая);
  • значительно увеличилось число детей в музеях;
  • использование музеями социальных сетей способствовало увеличению молодежной аудитории.

В чем видят музеи свою задачу в работе с детьми, которые пребладают среди посетителей музея? Это — донести до детей информацию в доступной и понятной форме, а также включить их в музейные программы, в которых дети становятся непосредственными участниками представлений. А для самих детей такое вовлечение становится интересной игрой, отвлекает от интернета. Подобные программы разработаны практически во всех музеях. Так, на территории музеев-усадеб проводятся балы, которые представляют составную часть усадебной культуры, где-то практикуют проведение исторических фестивалей, в зависимости от направленности музея. Так, например, в литературных музеях проводятся военно-исторические фестивали с акцентом на литературу. Примеров можно приводить множество и каждый из них заслуживает внимания.

Свияжск 147798344918452409Развитие территорий и культурной составляющей тесно взаимосвязанно. Все чаще встает вопрос сохранения не только отдельных памятников, но и исторических поселений, ландшафта при участии всех заинтересованных сторон, в том числе вовлечения в этот процесс местных жителей и улучшения в итоге качества их жизни. Примерами тому могут служить «Кижи», «Остров-град Свияжск», Кенозерский национальный парк, «Ростовский Кремль» с филиалом в Борисоглебске и другие.

Наряду с традиционные музеями, представляющими историю и классическое искусство, появляется все больше музеев современного искусства. Представленные в них экспонаты отражают реалии современного мира зачастую в нестандартных формах, не всегда бывают понятны и поэтому не воспринимаются посетителями.

Но музей существует в реальном времени, поэтому перед ним стоит задача - как привлекать аудиторию в музей и на современные выставки, нужно ли обращаться к провокационным темам.

Так, в зарубежных странах провокация используется как метод привлечения посетителей на проводимые выставки или на современную музейную экспозицию. Пример тому музей Glasgow Life в Великобритании. В своей практике музей широко использует провокационные темы выставок: о мигрантах; о трагедии 1988 года - взрыве самолета, когда погибло 270 человек, с представлением экспонатов с натуралистическими эффектами жертв катастрофы; о насилии над женщинами; о лесбиянках, геях, их жизни, т.е. тех категорий членов общества, которые исключены из Библии. Даже для толерантного западного общества последняя тема была воспринята неоднозначна, вызвала большой резонанс, в том числе негативный со стороны христианских общин, не поддержал такую тему и Ватикан. Но по обращению музея университет провел опрос и дал положительную оценку. Позиция зарубежных музеев состоит в том, по их объяснению, что подобные провокационные темы заставляют мыслить на данную тему, обсуждать подобные темы, воспитывают толерантность общества к окружающему миру, учат жить в современных реалиях и принимать их, т. к. ценности музея «завтрашнего дня» - это устойчивость, дружелюбие. Т. е. музей берет частично на себя функцию проведения идеологии и воспитания общества в духе европейских ценностей. И в этом направлении музей имеет сильную поддержку со стороны правительства, мэра.

Представители российских музеев считают, что необходима социальная цель — быть и работать для кого-то, создавать лучший мир в реальном времени, образовывать людй, а провокация оправдана тогда, когда художник отстаивает свое право на взгляды, свое мировосприятие. Надо подходить с осторожностью, только высокие цели могут оправдать провокацию. Серьезная провокация порождает агрессию. События на некоторых выставках в России показали агрессивное отношение нашего общества к подобным темам. Но вопрос об обязанности музея — ставить провокационные вопросы с повестки дня не снимается. И это касается прежде всего современного искусства.

С темой роли музеев в осознании современного мира и истории связана тема исторического прошлого, героизация образов. Сопереживание событиям того времени, чувство соучастия возможно при участии в исторических фестивалях и реконструкциях, а в стенах музея, как правило, такой разговор проходит в разговорной форме, т. е. монологе экскурсовода. Чем же обусловлена необходимость возвращаться вновь и вновь к трагическим событиям различных периодов (Первой Мировой войны, Гражданской, Второй Мировой войны, геноцида народов, уничтожения людей в лагерях в разных странах)? Это необходимо, чтобы осознать, овладеть пониманием прошлого, предотвратить повторение страшных событий. Так, в Германии о войне, о признании злодеяний гитлеровского режима начали говорить только спустя 20 лет после окончания войны. Осмысление событий 90-х годов происходит сейчас на Балканах.

Темы исторического наследия нельзя обходить молчанием, т. к. появляются новые интерпретации прошлого, смещаются акценты, ставится вновь вопрос — кто виноват. Об этом говорили представители из музея Сербии, музея Гулаг, общества «Мемориал» и других. Экспозиция таких музеев создается, как правило, при добровольном участии жителей, которые приносят в музей сохранившиеся от своих предков вещи тех времен. Причем музей Гулаг не только расширяет экспозицию в результате собора материала во время экспедиций, восстанавливает события по воспоминаниям еще живых участников, но волонтеры социально-волонтерского центра музея оказывают помощь жертвам репрессий, оставшимся одинокими и нуждающимися в поддержке. Также музей активно участвует в движении по сохранению памяти тех страшных событий и увековечению их в памятниках. В центре Москвы планируется открытие памятника жертвам репрессий на площади, находящейся на пересечении Садового кольца и проспекта Сахарова.

Важной составляющей деятельности музеев стали современные технологии, которые позволяют сделать общение с музейными экспонатами более увлекательными, а музею помочь представить наиболее полно свои коллекции. К ним относятся цифровые технологии в создании культурно-исторической среды: мультимедиа в музеях, виртуальные конструкторы, интерактивные карты, оптические иллюзии, объемный звук, мобильные приложения как новый формат коммуникации с посетителями, социальные сети, сайты.

Благодаря им становятся доступными для знакомства те экспонаты музеев, которые находятся в запасниках, а для жителей отдаленных мест, которые далеко не всегда имеют возможность непосредственно посетить тот или иной музей, совершить виртуальную экскурсию по музею.

Различные проекты как новые формы привлечения посетителей были представлены музеями из разных регионов. Остановимся на нескольких.

Взаимодействие театра и музея — уже ставшая традиционная практика. Однако в последние годы проникновение театральных приемов и технологий в музейную деятельность значительно расширилось.

Чердак. Истории чудо 4 Так, в Амурском областном краеведческом музее им. Г.С.Новикова-Даурского экспозиция «Чердак. Истории» получила свое развитие в рамках музейного конкурса музейной программы «Гений места. Новое краеведение» Российского фонда культуры.
Суть проекта - превращение исторического чердака здания музея, бывшего магазина торговой немецкой фирмы «Кунст и Альберс», в привлекательный музейный объект, многофункциональную площадку для проведения мероприятий с реконструкцией исторических событий Благовещенска. Особенности расположения чердачных помещений со множеством потайных уголков позволяют проводить увлекательные квесты с поиском спрятанных «сокровищ», а участки чердака с металлической стропильной системой начала XX в. использовать под выставки современного искусства.
В г.Коломна Московской области реализуется проект «Коммунальная Одиссея» . Суть проекта — вернуть жителям контакт с территорией их детства и юности с помощью их личных историй и событий, т. к. отмечается постепенное отчуждение исторической территории, которая превращается в Мекку для туристов, от повседневной жизни горожан. Они перезжают из центральной части в новые районы и утрачивают связь с центром города.
На базе музея-резиденции «Арт-коммуналка. Ерофеев и другие» для жителей проводятся мероприятия в области современного искусства, литературы, творческие мастерские и др.,

Этой же теме посвящен и проект музея истории Екатеринбурга «Уралмаш: производство будущего». Он - о связи местного сообщества с Уралмашем, который уже не существует, но играл основную роль в жизни большинства жителей Екатеринбурга. Работа с местными жителями направлена на изменение отношения к району тех, кто живет в нем давно и для кого Уралмаш оставил неизгладимые и незабываемые воспоминания, и тех, кто недавно переехал жить в этом район. Как их соединить? Сотрудники музея пошли по следующему пути: знакомить с историей этого района, рассказывать о людях, конкретных местах на основе воспоминаний, каких-то событий, в т.ч. и личных. Поскольку не было никаких фондов, материалов об Уралмаше, то основной метод сбора информации — это интервью с жителями разных поколений, запись их воспоминаний о местах, куда выбранную категорию жителей возили. Было10 остановок. Каждая остановка — история одного жителя. В итоге — экскурсия в жанре документального театра через воспоминания героев, как люди прощались с заводом.

Перехожев_Восстание_Сцена_из_спектакляТакже практикуется спектакль в живом пространстве , например, в стенах бывшего предприятия. Это спектакль -экскурсия, где посетители становятся зрителями сцен тех времен. Такой проект документального театра, посвященный Чаинскому восстанию 1931 года, был осуществлен в Томском областном краеведческом музее им.М.Б.Шатилова. О Чаинском крестьянском восстании– самом масштабном выступлении крестьян – спецпереселенцев на территории Западной Сибири - стало известно только после 1991 года. Одноактовая пьеса – плод совместной работы музея и Томского областного театра юного зрителя. В начале для посетителей проводится небольшая экскурсия, погружающая в тему тревожных тридцатых годов ХХ века, далее - просмотр спектакля на примере истории семей и завершающий этап — обсуждение, но это зависит от желания и настроя посетителей. Как правило, более половины зрителей остаются.

О документальном театре ярко высказался драматург Михаил Калужский: «Нет ничего более противоположного друг другу, чем театр и музей. Музей описывает, экспонирует, хранит, консервирует. В театре все происходит «здесь и сейчас», это эмпатия, сопереживание. Любой эксперимент по сочетанию этих двух важных способов работы с исторической памятью кажется мне продуктивным. Он может помочь говорить нам о событиях, от которых мы хронологически далеко, хотя эмоционально по-прежнему близки.»

А.Гнатенко в своем отзыве о спектакле выразил суть и отношение не только к спектаклю но и к роли искусства. «Спасибо актёрам и работникам музея. В нынешнее время, наверное, такие формы культуры могут помочь людям узнать себя и о своём прошлом. Это прошлое никуда не уходило и не уйдёт. Страх потерять тело, тепло, крышу парализует дух. И он уходит из жизни современного российского человека. А такие спектакли пусть не надолго, но позволяют прикоснуться к нему.»

Какие результаты постановок в музее? Прежде всего — повысился интерес: в два раза увеличилось посещение сайта музея и на 50% увеличилось посещаемость музея. И как результат на месте тех трагических событий появился Поклонный крест памяти погибших.

Могут возразить, что театрализованные экскурсии практикуют уже ряд музеев, например интерактивный музей «Ужасы Петербурга» в Санкт-Петерубрге, музей-театр «Булгаковский дом» в Москве, ГМЗ «Мелихово» в Подмосковье и другие. Но эта тенденция получает свое дальнейшее развитие в практике российских музеев, отражает особенности и различные методы построения знакомства с экспозицией музея с привлечением неспецифического для музея категории сотрудников, таких как медиаторы, артисты, режиссеры.

Это небольшая часть представленной на фестивале многогранной деятельности музеев.