Главная / Статьи / Кладухина Н.И., Вишневский О.В.. Формирование навыков ориентирования у обучающихся в городской и природной среде

Н.И.Кладухина, О.И.Вишневский. Формирование навыков ориентирования у обучающихся в городской и природной среде

Формирование навыков ориентирования в городской и природной среде в условиях образовательного учреждения.

Учебно-дидактический комплект «Сам себе навигатор»

Кладухина Вишневский О.И.

Н.И.Клаухина         О.И. Вишневский,
методист                педагог-организатор
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования Ярославской области «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий»

Федеральный государственный стандарт основного общего образования наряду с другими задачами нацелен на личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности, обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса. Туристско-краеведческая деятельность в большей степени способствует решению этих задач.

Широкую популярность в настоящее время приобрел вид спорта — спортивное ориентирование, в котором физическое развитие гармонично сочетается с развитием интеллектуальных способностей. В основе его лежит навык чтения карты местности. Однако умение ориентироваться на местности играет важную роль и в повседневной жизни любого современного человека независимо от возраста: прочитать схему метро, быстро сориентироваться в гипермаркете, использовать план эвакуации из здания в случае возникновения техногенной чрезвычайной ситуации, не заблудиться в незнакомом городе, на прогулке в лесу и др.

В современном мире происходит стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, и сегодня каждый школьник обладает навыками использования многообразия гаджетов с выходом в сеть Интернет, что помогает ему в учебе и в повседневной жизни. За считанные секунды становится доступной любая необходимая информация. Многие семьи совершают путешествия по городам Российской Федерации и зарубежью, ориентируясь с помощью GPS-навигаторов или специальных программ для смартфонов. В такой связи обучение навыкам ориентирования на местности в рамках школьных предметов не представляет для подростков значимости и практической пользы.

Только при возникновении экстренной ситуации оказывается, что техническим средствам для бесперебойной работы необходимы благоприятные условия и возможность подзарядки аккумулятора. Кроме того, постоянная привычка сохранять новую информацию в электронных архивах, не удерживая её в памяти, постепенно ведет к тому, что человек утрачивает ассоциативные связи, теряет способность широко мыслить, сравнивать и анализировать факты и явления.

Обобщив опыт учреждения в проведении обучающих занятий по ориентированию, педагоги Центра детского и юношеского туризма и экскурсий Ярославской области разработали учебно-дидактический комплект «Сам себе навигатор», адресованный широкому кругу потребителей.

Цель учебно–дидактического комплекта: формирование у обучающихся необходимых начальных навыков, способствующих безошибочно ориентироваться на местности для обеспечения личной и общественной безопасности.

Комплект могут использовать учителя физической культуры и руководители туристско-краеведческой работы. Элементы учебно-дидактического комплекта могут быть использованы как вариативная часть в программах внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного и других направлений. Данные упражнения интересны для организации детского развивающего досуга в школьных лагерях, группах продленного дня, при организации школьных праздников и дней здоровья.

Предлагаемый материал также может быть рекомендован преподавателям ОБЖ для закрепления темы «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде». Преподаватели географии получат возможность дополнить теоретические занятия практической деятельностью обучающихся при изучении тем «Чтение карт и плана местности», «Способы ориентирования на местности». Данные упражнения можно применять в рамках предмета «Окружающий мир» в начальной школе при изучении темы «Ориентирование на местности. Компас».

рис.1Данный комплект состоит из универсальных упражнений, которые можно использовать в кабинете, в спортивном зале, на спортивной площадке любого образовательного учреждения. Это «Лабиринт», «Стороны света», «Стороны света с использованием азимута», «Определение ориентира по азимуту».

Так, например, игра «Стороны Света» — это упражнения для развития навыка определения сторон горизонта.

Игровое поле на карте–схеме выполнено в системе координат, разбито на квадраты, обозначенные по горизонтали цифрами, по вертикали — буквами. В нижней части карты задано 8 маршрутов. (Рис.1) Треугольником обозначено место старта. Номер стартового треугольника соответствует номеру каждого маршрута. За один ход необходимо передвинуться на одну клетку по стороне квадрата в зависимости от рекомендуемого направления: север — вперед, восток — вправо, юг — назад, запад — влево. Завершив серию ходов в 7 шагов, нужно назвать координаты точки финиша (например: 4-К или 8-Г). Победитель определяется по большему количеству правильных ответов за одинаковый временной промежуток или за кратчайшее время выполнения работы.

Формат выполнения данного упражнения может варьироваться.

рис.2Во время аудиторного занятия с картой-схемой может работать индивидуально каждый ученик.

Для проведения игры на местности потребуется площадка с нанесенной разметкой в соответствии с картой-схемой, а участникам выдаются отдельные карточки–задания из комплекта (Рис.2). Авторами комплекта разработаны задания разного уровня сложности, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучающимуся при освоении материала.

При разработке вариативных упражнений, таких как «Инакор», «Ориентирование по выбору», «Ориентирование по школе» учитывается инфраструктура конкретного образовательного учреждения.

К примеру, упражнение «Ориентирование по школе» развивает навык чтения плана-схемы и движения в указанном направлении. При создании комплекта для образовательного учреждения разрабатывается карта-схема отдельного этажа. На ее основе создается установочная карта и несколько вариантов дистанций. К упражнению прилагается комплект буквенных обозначений в форме уменьшенной призмы спортивного ориентирования для обозначения контрольных пунктов, карточка участника, ключ правильных ответов. Используя готовый комплект (Рис.3), любой сотрудник образовательного учреждения может самостоятельно провести тренировочные или состязательные соревнования по ориентированию в здании (Рис.4).

  рис.4рис.3

                                Рис. 3                                                                   Рис.4
За основу упражнения «Инакор» (интернет активное ориентирование) взята интерактивная игра на основе спортивного ориентирования по территориям парковых зон города Москвы. В нашем случае она проводится без регистрации в интернете. Разрабатывается карта пришкольной территории, подбираются фотографии уникальных объектов, выполняющих роль контрольных пунктов Участнику необходимо посетить место расположения контрольного пункта (Рис.5). На оборотной стороне карты выбрать фотографию, соответствующую данной местности (Рис.6). В карточку участника под номером контрольного пункта вписать букву, соответствующую фотообъекту.

рис.5Рис. 5 «Инакор» лицевая сторона карты

рис.6Рис.6 «Инакор» оборотная сторона карты

Данное упражнение формирует навык чтения карты, определения расстояния на местности в соответствии с масштабом карты, развивает наблюдательность.

В процессе работы с комплектом «Сам себе навигатор» у обучающихся формируются следующие компетенции: ценностно-смысловая (познание окружающего мира, формирование мировоззрения); учебно-познавательная (умение самостоятельно овладевать знаниями, применение навыков планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности); коммуникативная (навыки успешного взаимодействия с преподавателем и товарищами по команде для достижения результативности, благородного общения с соперниками); социально-трудовая (умение соблюдать трудовую дисциплину, правила честной борьбы и безопасной работы); информационная (способность использовать информацию в графическом, символическом виде); личностного самосовершенствования (освоение способов физического и интеллектуального саморазвития, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения).

Комплект предлагается образовательному учреждению в электронном варианте, что, при необходимости, позволяет каждому преподавателю размножить дидактический материал в нужном количестве. Кроме того, к каждому упражнению прилагаются подробные методические рекомендации по его проведению, обучающие материалы по определению азимута и работе с компасом.

Технология использования в образовательном процессе учебно-дидактического комплекта была представлена педагогам образовательных учреждений Ярославской области в рамках выездных обучающих семинаров, на региональной видеоконференции, на мастер-классах в школах, которые удалены от областного центра. Полный учебно-дидактический комплект разработан для одной из школ г. Ярославля, где успешно проводится его апробация. По заявкам от образовательных учреждений области специалистами Центра разработано около десяти вариативных комплектов.

Практика показывает, что использование учебно-дидактического комплекта «Сам себе навигатор» при организации образовательного процесса способствует формированию у обучающихся навыков безопасного поведения через умение ориентироваться на местности и прививает интерес обучающихся к занятиям спортивным ориентированием.

Фотографии предоставлены авторами.