Главная / Опыт работы с детьми / Александрова Н.А. "Родословно-биографические исследования обучающихся как средство патриотического воспитания детей"

Александрова Н.А. "Родословно-биографические исследования обучающихся как средство патриотического воспитания детей"

Александрова Наталья Анатольевна, к.п.н.,ГБОУ Московский
городской Дворец детского (юношеского) творчества,
зав. сектором музейной и краеведческой работы,
отличник народного просвещения,член Совета Союза краеведов России
Россия, г. Москва
Начало 1990-х годов в России связано с проявлением интереса школьников к генеалогии: истории своих семей и родов, родословным знаменитых земляков и исторических деятелей. Во многом это связано с появлением двух детских программ – Международной «Древо жизни», разработанной в Союзе пионерских организаций – Федерации детских организаций (1991) и Всероссийской «Моя родословная», входящей в Программу туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество» (1994; с 1998 г. целевая программа «Родословие»). Обе программы были нацелены на изучение истории своего рода, возобновление семейных традиций, предполагали публикацию детских исследований. Позднее стали проводиться открытые конкурсы исследовательских работ «Прошлое России в истории моей семьи» (с 1998 г.; МОО «Объединение преподавателей истории», Государственная публичная историческая библиотека, приложение «История» к газете «1 сентября», Общественная организация «Исторический конкурс», Фонд Кёрбера /Германия/) и «Человек в истории. Россия 20 век» (с 1999 г.; МИППО «Мемориал», Совет по краеведению РАО, кафедра региональной истории и краеведения и центр устной истории Российского государственного гуманитарного университета, Благотворительный фонд Форда /США/), а также региональные конкурсы и программы.
Многие ребята занялись изучением своих корней, прослеживанием судеб отдельных представителей рода и, одновременно, освоением основ генеалогии, знакомством с научной терминологией.
      В настоящее время фактически сформировалось новая научная дисциплина, появившаяся в результате синтеза генеалогии (исторического родословия) и биографики, а также исторического краеведения, антропонимики, геральдики, фалеристики и других специальных исторических дисциплин – родословно-биографическое краеведение.
Многолетний анализ родословно-краеведческих исследований учащихся, поступающих на городские и всероссийские конкурсы, конференции и олимпиады, выявил, что в настоящее время определились следующие тенденции в области родословно-биографического краеведения: исследование истории рода, семьи, биографии личности, родственных или не родственных автору, по какой-либо причине заинтересовавших исследователя; известных или не пользующихся известностью в научной и популярной литературе; исследования, посвященные группам лиц, объединенных профессиональной деятельностью, социальными или временными факторами.
Многие события ХХ века привели к потере родовых связей, прерыванию семейной истории. Государственная политика была направлена скорее на разъединение семьи, чем на её объединение. Об этом говорят массовые переселения народов с родных мест, репрессии, ссылки в лагеря, тезис «сын за отца не отвечает», «второе покорение» Сибири – её индустриализация и массовое градостроительство, освоение целины, прокладывание БАМа и другое.
На рубеже веков значительно усилился интерес к изучению судеб, жизнеописаний различных людей, как широко известных исторических персонажей, так и обычных, рядовых граждан. Современными учеными, в этой связи, был предложен термин «персональная история». Однако изучение персональной истории имеет более глубокие корни и её основателем является древнегреческий философ Плутарх (около 46 г. – между 120 и 130 гг.), автор «Сравнительных жизнеописаний», в которых впервые были представлены биографии выдающихся греков и римлян.
Анализ исследований учащихся и обобщение данных позволили осуществить классификацию исследований по родословно-биографической тематике:

по профессионально-ориентированному принципу:

 - Исследования жизни и творчества представителей разных профессий (учителя, врачи, политики, священники, творческие деятели, инженеры и рабочие, колхозники и т. п.), в том числе профессиональных династий;

- Исследования жизни и деятельности лиц, семей и родов, занимающихся разными видами общественно-политической деятельности (благотвори­тельность, просветительство и т. п.);
 - Исследования судеб людей, объединенных какой-либо ситуацией (политической, военной, религиозной и т. п.);
 - Исследование жизни людей и истории родов, проживающих в конкретном месте, в конкретное время (пространственно-временной фактор).

по личностно-групповому принципу:

 - Исследование одной личности;

 - Исследование рода, династии, семьи;
 - Исследование группы не родственных лиц.

по временному принципу:

 - Изучение судеб и истории семей современников;

 - Изучение судеб и родов исторических лиц.

В процессе исследования установлено, что исследовательскому процессу предшествует событие, благодаря которому учащийся задумывается о необходимости включения в новый вид познавательной деятельности. Основными стимулами для начала проведения исследовательской работы у учащегося выступают: задание педагога, участие в конкурсах и конференциях, личная заинтересованность в теме; участие в коллективном поиске.

Говоря о побудительных причинах проведения родословно-биографических краеведческих исследований, отметим, что кроме участия в конкурсах и конференциях, учащиеся испытывают естественный интерес к прошлому своей семьи, своего рода. Проводя своё исследование, они пытаются, хотя бы частично, удовлетворить его. Не секрет, что многие семьи не знают своей истории, что многие люди не знают своей родословной. Трагические события ХХ века - революции, войны, репрессии и гонения - разлучили родных и близких. Кто-то оказался по разные стороны «баррикады», кто-то постарался «стереть» из памяти нежелательных родственников, кто-то, попав в детский дом, не знал порой не только фамилию, но и имя... О ком-то было опасно не только упоминать, но и знать... Такое «наследство» получили юные генеалоги. Но интерес - двигатель прогресса. И стали перед ними потихонечку приоткрываться таинственные страницы, страницы, по которым прослеживаются история рода, история семьи на фоне истории страны и мира.
       Мотивами, побудившими учащихся заниматься изысканиями при изучении родословных и персоналий, определены:
 - продолжение работы, начатой кем-либо ранее (родственниками, учащимися и др.);
- желание самостоятельно создать историю своего рода, оставить после себя память грядущим поколениям;
 - стихийный интерес к судьбе родственника, земляка, желание узнать больше о жизни;
- интерес к историческим деятелям, желание узнать неизвестные факты их биографии, их родословную;
 - интерес к родословным земляков, знаменитых однофамильцев;
 - частое упоминание в учебниках, литературе разных персонажей, в том числе представителей одного рода, желание узнать об их родственных связях.
Результаты анализа состояния и решения проблемы, многолетней опытно-педагогической работы показали возможность формирования у детей новых ценностных ориентаций, осуществления исторической преемственности поколений, создания эффективной системы социального воспитания на основе реализации программ развития исследовательских компетенций учащихся средствами родословно-биографического краеведения.
Ребята, при проведении исследований используют все доступные им методы исследовательской работы:
 - изучение литературы, научных, информационных и популярных материалов,
 - изучение документов в архивах, библиотеках и музеях как государственных, так и общественных и домашних (семейных)
 - опрос, интервьюирование, анкетирование родственников, знакомых, других людей, обладающих информацией
 - переписка, оформление запросов в организации
 - фотографирование, видео съемка, зарисовка
 - консультации и собеседования со специалистами
 - анализ полученной информации; сравнение фактов; уточнение и проверка информации
 - обобщение собранного материала
- составление схем, таблиц, подбор иллюстративного материала.
Многим юным исследователям приходится обращаться за справками и консультациями в государственные архивы, библиотеки и музеи. Однако существует немало трудностей при этой деятельности. Часто ребенок не имеет представления о том, какие сведения могут иметься в том или ином хранилище (где, в каком учреждении содержится нужная информация), не может четко сформулировать какой материал он хочет найти, какие документы, фотографии. Целый комплекс проблем связан с организацией архивного поиска, это: отсутствие умения ориентироваться в архиве, работать с архивными документами, незнание церковнославянского и дореформенного русского языка, на котором велись записи до 1918 года, разрешение пользоваться архивным материалом только с 18 лет.
Тем не менее, ребята все-таки проводят исследования, составляют свои и чужие родословные. Конечно, в основном, они затрагивают ХХ век, однако, некоторые юные историки «залезают» в глубь веков, находя своих предков за 200-400, а иногда и более лет. Им помогают близкие и дальние родственники, педагоги, ученые.
Что же дает ребенку изучение истории своего рода, своей семьи, своих родственников? Прежде всего, ближе становятся родители, бабушки и дедушки, другие родственники. Появляется не только совместный интерес, но и совместное творчество, которое сплачивает представителей разных поколений. Можно сказать, что родовая память объединяет семью. Кроме того, так называемый «конфликт поколений» нейтрализуется за счет общего дела, общего труда.
Изучение жизни предков способствует постижению азов науки, развитию самостоятельного научного творчества детей. Ведь для того, чтобы узнать историю рода и биографии родственников необходимо освоить научные методы, научиться изучать документы, как хранящиеся в домашнем архиве, так и в государственных архивах и музеях, выявить литературные и другие печатные источники в библиотеках. Кстати, работа с документами часто стимулирует ребенка к разбору и систематизации материалов, имеющихся дома: фотографий, писем, документов и т.п. Кроме того, нужно научиться и грамотно проводить опрос, интервьюирование родных и знакомых, правильно оформлять результаты своего исследования (труда).
Следующий момент, на котором хотелось бы остановить внимание – это улучшение знаний по истории Отечества. Соотнося историю семьи с тем, что происходило в стране, ребенок пропускает через себя известные исторические события, лучше осваивая их. Знание истории, понимание исторических процессов способствует осознанному воспитанию патриотизма. Нужно уметь любить родину, любить, понимая положительные и отрицательные стороны ее развития.
Следует учитывать, что исследование родословной – это очень тонкая, деликатная тема. Изучение истории предков – это погружение в определенный социокультурный пласт, помогающее больше узнать о том сословии, к которому относился род, а также о позитивных и негативных явлениях, присущих каждой семье. Ведь не случайно существует русская пословица «В семье не без урода» или, например, английская – «У каждой семьи есть свой скелет в шкафу».
Обязательно следует отметить и роль педагогов, помогающих юным исследователям. Именно они учат, как провести исследование, какие методы и приемы использовать, к кому обратиться... От их профессионализма зависит, правильно ли будет проведена работа, обработаны и представлены результаты.
В заключение можно констатировать, что дети своими исследованиями вносят определенный вклад в развитие отечественной генеалогии, способствуют сохранению истории родов, подчас не знаменитых, обогащая источниковедческую базу современной истории, а также, что интерес к изучению родословных школьниками в нашей стране ширится, появляется все больше педагогов, помогающих детям в этом нелегком труде. Очень важно поддержать интерес ребенка и его семьи к данному виду исследования и, возможно, в перспективе, издать «Новый российский родословный сборник», написанный детьми. Понимание ребенком нужности и перспективности изучения и восстановления родословных, укрепление семейных связей способствуют осознанию им своего места в социуме, что является важным аспектом патриотического воспитания.

 Источник:

Сборник «Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма: материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г. /сост. И.А. Дрогов, Ю.С. Константинов, Д.В. Смирнов; М.; МосгорСЮТур, 2013. - с.