Главная / Опыт работы с детьми / Зарубежный опыт / Туристско-экологическая экспедиция «Жайык-Урал» как комплексная форма краеведческого воспитания подрастающего поколения (Фомин В.П., Казахстан, г. Уральск)

Туристско-экологическая экспедиция «Жайык-Урал» как комплексная форма краеведческого воспитания подрастающего поколения (Фомин В.П., Казахстан, г. Уральск)

Фомин Виктор Павлович,к.п.н.,
директор Западно-Казахстанского областного центра
детско-юношеского туризма и экологии,
академик МАДЮТК,
Казахстан, г. Уральск
 
Задача комплексного воспитания и обучения подрастающего поколения требует применения самых разнообразных форм и средств воздействия на личности наших молодых сограждан. Важную роль в этом процессе призваны сыграть организации дополнительного образования детей.
Одно из самых главных направлений их деятельности сформулировано Президентом РК Н.Назарбаевым в его Послании «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», в котором он поставил задачу внедрения во всех организациях образования обязательного курса «Краеведение». «Ведь любовь к малой родине, – подчеркнул Глава Государства, – это основа патриотизма».
Солидный арсенал различных форм туристско-краеведческой деятельности накопил Западно-Казахстанский областной Центр детско-юношеского туризма и экологии (ОЦДЮТиЭ). Созданный в 1960 году, ОЦДЮТиЭ к настоящему времени стал одним из ведущих учреждений Казахстана в этой сфере. Нам удалось добиться открытия подобных центров и станций во всех районах области. На сегодня из 21 центра туризма по республике 14 – в нашем Приуралье. Причем, большинство из них открыто за последние пять лет. Именно это послужило тому, что сейчас западноказахстанский детский туризм идет на шаг впереди по сравнению с некоторыми другими регионами республики. Можно с гордостью за весь педагогический состав сказать, что наш опыт перенимают коллеги не только из других областей Казахстана, но и из других стран. При ОЦДЮТиЭ действуют казахстанское отделение Московской международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, общественное объединение «Детская академия развития (ДАР)», изостудия «Этюд». Стало доброй традицией проведение на базе Центра мероприятий республиканского и международного уровня. В свою очередь все мы, сотрудники областного и районных центров и педагоги дополнительного образования, активно принимаем участие в республиканских слетах, акциях, соревнованиях, нередко занимая призовые места.
Сейчас в Казахстане туризму уделяется огромное внимание. Как отмечено в Государственной программе развития туристской отрасли, «детско-юношеский туризм – основополагающий фактор развития внутреннего туризма и воспитания туристской культуры». Безусловно, это – начальная ступень в развитии туристской сферы как бизнеса, которая, по мнению многих ведущих политиков, экономистов и бизнесменов, в мировой экономике уже вышла на лидирующие позиции, конкурируя лишь с добычей нефти. Для педагогов же дополнительного образования это, в первую очередь, возможность воспитать социально ответственную, самостоятельную, всесторонне развитую, творческую личность. Основным инструментом в этом процессе выступает организация походов и экспедиций. Примером может служить ставшая традиционной водная туристско-экологическая экспедиция «Жайык-Урал».
Урал, как известно, является третьей по протяженности рекой Европы, уступая лишь Волге и Дунаю. В казахском языке до сих пор сохранилось древнее название реки – Жайык, производное от ее прежнего русского имени – Яик. Река начинается в Уральских горах России и впадает в Каспийское море на территории Казахстана, являясь, таким образом, трансграничной. Флора и фауна Урала и его поймы чрезвычайно богаты и разнообразны, вследствие чего имеют большое значение для жизнедеятельности населения вдоль берегов реки, да и в целом для экономики прилегающих регионов. Весьма насыщенной и поучительной является история Приуралья, связанная со многими важнейшими событиями на евразийском континенте. Достаточно сказать, что здесь тесно переплелись история, экономика и культура двух великих этносов – славян и тюрок. Все это открывает широкие возможности для всестороннего воспитания подрастающего поколения, физического становления и нравственной закалки молодой личности.
В этих целях и была задумана в 1989 году водная экспедиция школьников «Жайык-Урал». За прошедшее время она преобразовалась из агитационно-пропагандистской акции в комплексную туристско-экологическую экспедицию со своей системой и структурой, стала мощным стержнем экологического движения, объединяющего значительное количество молодежи как Западного Казахстана, так и прилегающих к Уралу и его пойме других регионов России. К примеру, к настоящему времени в ней приняли участие свыше 20 тысяч учащихся не только нашей области, но и из таких казахстанских городов, как Алматы, Актобе, Актау, Аркалык, Атырау, Шымкент, а также из российских – Москвы, Санкт-Петербурга, Ногинска, Оренбурга, Орска, Челябинска и других.
В программу этого мероприятия, помимо прохождения водных маршрутов на лодках по Уралу и его притокам, входят также эколого-краеведческая экспедиция «Малые реки Приуралья», акции «Таза ауыл» («Чистое село»), «Зелёный парус Приуралья», «Посади свое дерево, турист», соревнования по бердингу (спортивная орнитология) и экологическая экспедиция «Памятники природы ЗКО». В ходе этих акций юные туристы проводят комплексное обследование Урала, его притоков и поймы, осуществляют картографическое отображение экологической обстановки, составляют экологические паспорта населенных пунктов, расположенных вдоль реки, разрабатывают проекты экологического оздоровления территорий. По итогам экспедиций проводятся слеты, научные конференции, участники которых выступают с докладами и сообщениями, вырабатывают соответствующие рекомендации. Эти материалы служат в дальнейшем для широкой разъяснительной и пропагандистской работы, на их основе вносятся предложения в государственные органы и общественные структуры.
Организационно экспедиция «Жайык-Урал» состоит из трёх этапов. На первом из них – школьном – в период учебного года с сентября по март экспедиционные отряды школ проводят походы и экспедиции по местной территории, дают оценку экологической обстановки школы, создают банки данных по экологическим нарушениям, чтобы информировать об этом территориальные органы охраны природы. Кроме того, они должны провести практическую работу по улучшению экологического состояния конкретной местности, организовать школьные слеты, конференции по данной тематике.
В ходе второго этапа (апрель-июнь) отбираются лучшие работы школьных отрядов, проводится районная экспедиция по самой крупной водной артерии местности, формируется сводный районный (городской) отряд для участия в третьем, областном этапе.
Этот этап проводится в течение июля-августа в виде сплава всех районных и городского отрядов, а также групп из других регионов, по Уралу и его притоку Илеку от северной границы области до г. Атырау у Каспийского моря. Общая протяженность маршрутов этого этапа составляет свыше 1200 км.
Завершается очередная ежегодная экспедиция областным слётом и научно-практической конференцией, где заслушиваются и обсуждаются доклады участников, а также вырабатываются соответствующие рекомендации и предложения с целью привлечь общественное внимание к проблемам Урала. В этом плане ценным для нас является тот факт, что ряд материалов наших экспедиций по этим проблемам использовался во время встреч президентов В. Путина и Н. Назарбаева, в ходе других российско-казахстанских контактов на государственном и общественном уровнях.
В первые годы перед экспедиционными отрядами ставились относительно элементарные, простые задачи. Однако, с течением времени задания становились все сложнее, расширялись их масштабы, повышались требования к научному уровню. Более эффективными, общественно значимыми стали выглядеть и их результаты, более обоснованными – рекомендации. Постепенно экспедиция «Жайык-Урал» приобретала известность, более высокий авторитет даже на международном уровне. Это выразилось, в частности, в присуждении ей за активную туристско-краеведческую деятельность главного приза МАДЮТиК «Золотой компас». Экспедиция внесена во Всемирный банк данных экологических движений при ООН как «Лучший практический опыт мира».
Важное значение имеет и такой аспект нашей экспедиции, как все более широкое участие в ней юных туристов из России. Как известно, в последнее время все четче обозначается тенденция не просто восстановления прежних связей между странами и народами СНГ, а развития их на качественно новом уровне, на принципах равноправия, согласия и взаимопомощи. Все вышесказанное относится и к сфере воспитания и образования новых поколений, от которых в прямом смысле зависит будущее наших стран и народов. Поэтому, для того, чтобы обеспечить дальнейшее развитие интеграционных процессов на бывшем советском пространстве (хотя бы на большей его части), необходимо, чтобы во всех слоях населения – от лидеров до рядовых граждан – господствовала идея единства и сотрудничества. А закладывать эти идеи в сознание лучше всего с детства.
В этой связи вполне естественным образом приходит мысль о налаживании взаимосвязей, начиная именно с молодежных, детских организаций, об их объединении в международном масштабе. Вот на этой основе и родилось предложение о создании Евразийского союза организаций детско-юношеского туризма.
На наш взгляд, к этому есть немало предпосылок. В их числе, прежде всего, наличие во многих регионах Казахстана, России, Беларуси, других стран СНГ детских туристских организаций. Немало из них уже имеют неплохой опыт международного сотрудничества. Например, юные туристы Западно-Казахстанской области в разное время путешествовали по Оренбургской, Самарской, Саратовской, Ленинградской, Новосибирской, Омской областям, по Алтаю, Забайкалью, Северному Кавказу и Беларуси. В свою очередь, российские школьники неоднократно проводили походы по нашим дорогам, по степям и рекам Казахстана. В числе этих мероприятий находится и экспедиция «Жайык-Урал», которая будет продолжаться и впредь.
Такой обмен надо осуществлять и впредь. Создание Евразийского союза детского туризма позволит поставить этот процесс на планомерную основу, укрепить его научно-методическую базу, обогатить практику туристско-краеведческой деятельности взаимно накопленным опытом. Ведь именно высокий педагогический потенциал туристских путешествий способен действенно повлиять на укрепление межнациональных и международных связей, интеграцию культур, личностное развитие молодого поколения и сохранение тех добрых традиций братства и добрососедства, которыми мы все гордились всю нашу жизнь и так хотим передать нашим детям. Формирование такого сознания в наших юных гражданах будет лучшей гарантией необратимости интеграционных тенденций на евразийском пространстве.

Источник: Сборник. «Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма: материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г. /сост. И.А. Дрогов, Ю.С. Константинов, Д.В. Смирнов; М.; МосгорСЮТур, 2013.